Правописание окончаний глаголов
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Климова Наталья Борисовна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_okonchaniy_glagolov.docx40.21 КБ

Предварительный просмотр:

15.03.16                                                                                                   5-А, 5-Б

Правописание окончаний глаголов

Цели урока: обеспечить усвоение учащимися правила написания мягкого знака у глаголов в форме  2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.

Задачи:

Предметные

  • расширить представления детей о роли мягкого знака;
  • формировать орфографическую зоркость в правописании личных окончаний глаголов;
  • способствовать усвоению детьми новой орфограммы;

Метапредметные 

  • создать у учащихся мотивацию к уроку;
  • формировать умение формулировать тему урока;
  • формировать умение принимать учебную задачу;              
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;                  
  • мотивировать детей к развитию устной   речи;                      
  • развивать умение работать в паре;
  • формировать умение слушать и вступать в диалог;

Личностные

  • формировать патриотическое отношение  к Родине через постижение народной мудрости, срытой в пословицах.
  • формировать способность детей к саморазвитию   и самооценке результатов выполненных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • Организовывать рабочее место, свою деятельность.
  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с классом.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Представлять информацию в виде схемы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные УУД

  • Воспитание ответственности, умения оценивать ответы своих одноклассников.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной

деятельности.

Цель: включение в

учебную деятельность на

личностно – значимом

уровне

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Включение в деловой ритм.

Предлагает учащимся задание.

-Внимательно прочитайте

слова и разделите их на две

группы, вставьте буквы: (запись в тетради)

Костёр, разгорается, слышится, шалаш , местность, отдыхаем,

чудеса, упустишь. 

-По какому признаку вы определили

слова в первый столбик? (Имена существительные)

-Назовите орфограммы в словах.

-Назовите, к какой части речи относятся

слова второй группы? (Глаголы)

-Как вы это определили? Докажите.

-Так чем же сегодня мы будем заниматься?

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку,

психологически настраиваются на урок. 

Проверка вслух

Фронтальная работа. Учащиеся читают слова и работают индивидуально, распределяя слова на две группы. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.

Выполняют задание, повто ряют орфограммы.  

( правописание словарных слов, непроизносимые согласные,

правописание гласных после шипящих, -тся и -ться в глаголах, употребление мягкого знака).

Учащиеся отвечают на вопросы.

Пробуют сформулировать тему урока.

Личностные: положительное

отношение к учебной

деятельности.

Познавательные: извлечение

нужной информации,

самостоятельное ее нахождение.

Коммуникативные: общение и взаимодействие, планирование

учебного процесса Регулятивные: выделять и

осознавать то, что уже знакомо, а что ещё нужно усвоить.

2.Актуализация знаний

и пробное учебное

действие.

Цель: готовность

мышления и осознание

потребности к построению нового способа действия.

«Я знаю» вспомните всё, что вы знаете о глаголе. 

Откройте учебник стр.64 и прочитайте теоретический материал.

- Теперь запишите новую информацию во второй столбик своей таблицы в тетради «Узнал».

- А что такое спряжение?

-Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

- Зачем нам всё это знать? Индивидуальная работа по учебнику, упр. 397

Составляют таблицу, коротко делают записи 

Отвечают на вопросы

учителя.

Формулируют цель урока.

Выполняют упражнение.

Комментарии.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация

затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего

мнения, учет разных мнений

3.Постановка учебной

задачи.

Цель: обсуждение

затруднений (почему

возникли затруднения , чего мы ещё не знаем).

Учитель предлагает выявить условия

написания гласной в окончании глагола.

Работа по учебнику, стр.60

- Как определить спряжение, если

окончание безударное?

Безударные личные окончания глаголов проверяй с помощью правила

2спр.                  1спр.

-И-                        -Е-

-АТ, - ЯТ         -УТ, -ЮТ 

Словарная работа. К диктуемым фразеологическим оборотам подобрать глагол-синоним. Вставляет палки в колёса

(мешает),

обведёт вокруг пальца (обманет),

выбьетесь из сил (устанете), клюётеносом (засыпаете) , гладите по головке

(хвалите), сложишь голову (погибнешь),

зарубит на носу (запомнит).

Учащиеся отвечают на вопросы, наблюдают, анализируют слова и

строят алгоритм рассуждения.

Если глагол с безударным личным окончанием, то

1.Ставлю глагол в неопределённой форме.

2.Оканчивается ли он на -ить

3.Входит ли в исключения?

4.Если нет, то это глагол 1спряжения.

Речевое проговаривание.

Запись глаголов. Обозначение орфограммы.

Познавательные: преобразование

информации из одной формы в другую, поиск информации.

Регулятивные: коррекция,

контроль.

Коммуникативные: умение

ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

4.Включение изученного

в систему знаний.

Цель: построение и

фиксация нового знания.

Выполнить упражнение 398 (у доски).

Выполняют упражнение. Учащиеся выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – личные окончания глаголов.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения

проблемы поискового характера.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего

мнения, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль,

коррекция, оценка.

Личностные: действия оценивания усваиваемого содержания.

Динамическая пауза

(этап физической разрядки).

Цель: сменить вид

деятельности.

Игра «Хлопок». Учитель диктует глаголы 1 и 2 спряжения –( 1спр.- хлопок, 2спр.- два хлопка)

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на

здоровый образ жизни и ее

реализация на уроке.

5.Этап закрепление с

комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового

знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает выполнить

упражнение учебника.

Упр.398, запись в тетради.

Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.

Речевое проговаривание.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои

мысли в письменной форме.

Регулятивные: умение

планировать свои действия в соответствии с поставленной

задачей.

6.Самостоятельная

работа с самопроверкой

по эталону.

Цель: самопроверка

умения применять новые

знания в типовых условиях.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание по карточкам.

Тестирование.

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся повторяют правописание глаголов.

Взаимопроверка.

Самопроверка.

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность

самооценки своих действий.

7. Рефлексия.

Цель: соотнесение цели

урока и его результатов,

самооценка работы на уроке, осознание метода

построения нового знания.

Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.

-Какую цель ставили?

-Удалось ли достичь поставленной цели?

Осуществляют оценку урока и самооценку соотносят цель и результаты, степень их соответствия. -Какие получили результаты?

-Что вызвало особое затруднение?

-Какие ошибки вы ещё делаете при написании глаголов?

-Что представляется вам лёгким и понятным в теме «Глагол» ?

Учитель задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовки обучающихся.

Домашнее задание:

Упр. 401

Для сильных учащихся

дополнительно –составить словарный диктант.

Отвечают на вопросы.

Называют ключевые слова темы.

Познавательные: рефлексия

способов и условий действия.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка,

адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Тест «Готовимся к ЕГЭ»

А1. В каком случае НЕ со словом пишется слитно?

1) (не)навидит

2) (не)были

3) (не)хотел

4) (не)знаю

А2. Какой глагол стоит в неопределённой форме?

1) плавали

2) нести

3) смеётся

4) берёг

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) выж..гал, выт..р

2) отп..рает, зам..рла

3) забл..стел, прот..рает

4) переб..ру, пост..лить

А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

1) взобрат..ся, береч..

2) мчит..ся, купаеш..ся

3) колыхат..ся, льёт..ся

4) испеч.., слышит..ся

В2. Из данного предложения выпишите глагол (глаголы) II спряжения.

Он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.

С1. Напишите о том, что вы любите делать.

С2. Напишите о том, как надо переходить улицу.

Тест «Готовимся к ЕГЭ»

А1. В каком случае НЕ со словом пишется слитно?

1) (не)навидит

2) (не)были

3) (не)хотел

4) (не)знаю

А2. Какой глагол стоит в неопределённой форме?

1) плавали

2) нести

3) смеётся

4) берёг

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) выж..гал, выт..р

2) отп..рает, зам..рла

3) забл..стел, прот..рает

4) переб..ру, пост..лить

А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

1) взобрат..ся, береч..

2) мчит..ся, купаеш..ся

3) колыхат..ся, льёт..ся

4) испеч.., слышит..ся

В2. Из данного предложения выпишите глагол (глаголы) II спряжения.

Он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.

С1. Напишите о том, что вы любите делать.

С2. Напишите о том, как надо переходить улицу.

Тест «Готовимся к ЕГЭ»

А1. В каком случае НЕ со словом пишется слитно?

1) (не)навидит

2) (не)были

3) (не)хотел

4) (не)знаю

А2. Какой глагол стоит в неопределённой форме?

1) плавали

2) нести

3) смеётся

4) берёг

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) выж..гал, выт..р

2) отп..рает, зам..рла

3) забл..стел, прот..рает

4) переб..ру, пост..лить

А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

1) взобрат..ся, береч..

2) мчит..ся, купаеш..ся

3) колыхат..ся, льёт..ся

4) испеч.., слышит..ся

В2. Из данного предложения выпишите глагол (глаголы) II спряжения.

Он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.

С1. Напишите о том, что вы любите делать.

С2. Напишите о том, как надо переходить улицу.

Спортсмены бор…тся за победу

Родители беспоко…тся

Результат завис…т от выступающего

Он крут…т колесами

Мы наде…мся на удачу

Враг терп…т поражение

Дорога стел…тся

Ветер ве…т

Волны плещ…т

Ты увид…шь море

Трава не колыш…тся

Эту работу мы проверяем самостоятельно по ключу, результаты заносим в таблицу.

Ключ:

ют

ят

ит

ит

ем

ит

ет

ет

ут

 ишь

ет

Вставьте в текст нужные по смыслу глаголы, правильно написав окончание.

Ярко _____________солнце. Ветерок ________________по пруду разноцветные листья. Плавно________________по воздуху длинные косые паутинки. Где-то _____________ малиновка. На дубе сойка_____________________ созревшие желуди.

Вставьте в текст нужные по смыслу глаголы, правильно написав окончание.

Ярко _____________солнце. Ветерок ________________по пруду разноцветные листья. Плавно________________по воздуху длинные косые паутинки. Где-то _____________ малиновка. На дубе сойка_____________________ созревшие желуди.

Вставьте в текст нужные по смыслу глаголы, правильно написав окончание.

Ярко _____________солнце. Ветерок ________________по пруду разноцветные листья. Плавно________________по воздуху длинные косые паутинки. Где-то _____________ малиновка. На дубе сойка_____________________ созревшие желуди.

Вставьте в текст нужные по смыслу глаголы, правильно написав окончание.

Ярко _____________солнце. Ветерок ________________по пруду разноцветные листья. Плавно________________по воздуху длинные косые паутинки. Где-то _____________ малиновка. На дубе сойка_____________________ созревшие желуди.

Вставьте в текст нужные по смыслу глаголы, правильно написав окончание.

Ярко _____________солнце. Ветерок ________________по пруду разноцветные листья. Плавно________________по воздуху длинные косые паутинки. Где-то _____________ малиновка. На дубе сойка_____________________ созревшие желуди.

Вставьте в текст нужные по смыслу глаголы, правильно написав окончание.

Ярко _____________солнце. Ветерок ________________по пруду разноцветные листья. Плавно________________по воздуху длинные косые паутинки. Где-то _____________ малиновка. На дубе сойка_____________________ созревшие желуди.

Вставьте в текст нужные по смыслу глаголы, правильно написав окончание.

Ярко _____________солнце. Ветерок ________________по пруду разноцветные листья. Плавно________________по воздуху длинные косые паутинки. Где-то _____________ малиновка. На дубе сойка_____________________ созревшие желуди.

Тест 26. Глагол Вариант 2

А1. В каком случае НЕ со словом пишется слитно?

□ 1) (не)могла

□ 2) (не)доумевал

□ 3) (не)стану

□ 4) (не)брошу

А2. Какой глагол стоит в неопределённой форме?

□ 1) рисует

□ 2) пишется

□ 3) заплести

□ 4) стерёг

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) зам..реть, пот..рать

□ 2) уп..рается, бл..стала

□ 3) доб..ру, зад..рается

□ 4) заж..гались, расст..лить

А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

□ 1) взбирает..ся, маят..ся

□ 2) запряч.., помирят..ся

□ 3) вит..ся, волнует..ся

□ 4) помоч.., сердиш..ся

С1. Напишите о том, как вы учите уроки.

Тест 27. Глагол Вариант 1

А1. Какой глагол в форме единственного числа прошедшего времени в мужском роде не имеет суффикса -Л-?

□ 1) прогнать

□ 2) вытечь

□ 3) выписывать

□ 4) подхватить

А2. Какой глагол не имеет формы настоящего времени?

□ 1) рубить

□ 2) грести

□ 3) сверить

□ 4) собирать

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) зала..ла, посе..ли

□ 2) умнож..л, нач..л

□ 3) приглад..л, увид..ли

□ 4) разве..ли, повер..ла

А4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) полОжу

□ 2) повтОрит

□ 3) позвонИм

□ 4) начАл

В1.

С1. Напишите о том, как надо вести себя в лесу.

Тест 27. Глагол Вариант 2

A1. Какой глагол в форме единственного числа прошедшего времени в мужском роде не имеет суффикса -Л-?

□ 1) поджечь

□ 2) найти

□ 3) умыться

□ 4) положить

А2. Какой глагол не имеет формы настоящего времени?

□ 1) смотреть

□ 2) мерить

□ 3) чинить

□ 4) войти

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) пока..лся, замет..ли

□ 2) назнач..ли, отутюж..л

□ 3) услыш..л, ответ..ла

□ 4) отча..лся, высвет..л

А4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) руководИт

□ 2) полОжила

□ 3) облЕгчил

□ 4) принЯли

В1. Из данного предложения выпишите глагол (глаголы) II спряжения.

Костёр от сырости зашипел, защёлкал, принялся чихать, будто сердился на волглую пелену, окутавшую всё вокруг.

С1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Правописание окончаний глаголов (по повести Ф.Амирхана “Хаят”). 10 класс

Цели:     1.Вспомнить обозначение безударного гласного в    окончаниях глаголов настоящего и будущего времени на примерах из текста повести Ф.Амирхана “...

Занимательные упражнения по теме "Правописание окончаний глагола"

Придуманные автором тексты с некоторой долей юмора позволят превратить процесс формирования правописных навыков в увлекательное занятие. Как показывает практика, подобные упражнения вызывают интерес у...

Проверочная работа по правописанию окончаний глаголов, 5 кл.

Проверочная работа в форме игры "Морской бой", 4 варианта....

Тест по теме «Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий»

Тест по теме «Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий» Шипы кол…тсяОсы жал…тсяСамокле…щаяся  плёнкаБор…щийся за справедливостьПосе…вший овёсДогон…шь быстроКолебл…мый ветр...

Тест "Правописание окончаний глаголов"

Материал может использоваться для проверки знаний и умений учащихся по теме "Правописание окончаний глаголов" в начале урока как небольшая самостоятельная работа....

Тренажер и проверочный тест по теме: "Правописание окончаний глаголов, суффиксов причастий".

Материал для подготовки к ЕГЭ по теме: "Правописание окончаний глаголов, суффиксов причастий". Задание А 16....

Схема "Правописание окончаний глаголов"

Материал к уроку по теме "Правописание окончаний глаголов" (раздаточный материал)...