ОГЭ: задание 15.1(Сочинение на лингвистическую тему)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Королева Ольга Олеговна

Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку ( 15.1 - сочинение на лингвистическую тему)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОГЭ: задание 15.1 Сочинение на лингвистическую тему Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1354 г.Москвы Королева Ольга Олеговна

Слайд 2

Задание 15 принято называть в народе «сочинением». Это не совсем верно. Сочинять вам ничего не придётся. Надо элементарно ответить на поставленный вопрос, приводя в качестве доказательств цитаты из текста , по которому вы отвечали на тестовые вопросы. Объём ответа равен вашему изложению: 70-90 слов.

Слайд 3

- А что если я напишу больше? — спросите вы. Пишите. Пишите. На свой страх и риск. Баллов вам за лишний объём никто не прибавит. А вот количество ошибок увеличится. сами подумайте: сколько раз вы рискуете даже элементарно сделать описку в 70 словах и сколько в 170? - А что если я напишу сочинение на 69 слов? — неутомимо допытываетесь вы. Пишите. Пишите. Ничего страшного. Слова ваши считать никто не будет. Главное, чтобы недосчёт слов не был большим и в глаза не бросался. При малом количестве слов с вас снимут по баллу за все критерии грамотности. При очень малом количестве слов, за грамотность вам поставят по нулям.

Слайд 4

Для задания 15.1 слово «сочинение» тоже звучит чересчур громко. Потому что сочинение — это процесс творческий, работа воображения. Вам же придётся кивнуть головой в знак согласия с высказыванием о языке и выдернуть из текста, по которому вы работали, 2 примера в подтверждение высказывания. Работа носит название «сочинение на лингвистическую тему». С первым словом разобрались, переходим ко второму — «лингвистическое»… Это значит — «о языке».

Слайд 5

Рассуждать вам придётся о том, с помощью чего мы общаемся: язык, речь. На сайтах и в методичках вам предлагают заучить разные названия языковых средств и их функций. Если вы, доучившись до 9 класса, их так и не знаете, то даже не беритесь: голова лопнет. Пользуйтесь логикой. Читайте, как это сделать в задании 15.1. Для начала разберёмся с требованиями. Итак, чего от вас хотят.

Слайд 6

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом ». Сначала его надо понять. «Жизнь и сознание» из головы выкидываем, обращаем внимание на ключевые слова , которые понимаем так: русским словом можно передать ВСЁ . От этого и будем плясать.

Слайд 7

« Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование ». Расшифровываю: вас просят подтвердить слова Паустовского о величии русского слова примерами из двух предложений текста . Если мыслей в голове мало — переписывайте предложения целиком в кавычках. Так наберёте объём до 70 слов. Если мысли идут — просто указывайте: «Примером тому может служить предложение 2».

Слайд 8

« Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале ». То есть пишите на полном серьёзе, без шуток и жаргона.

Слайд 9

« Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского ». То есть ваше сочинение можно начать так (если уж совершенно нет времени и сил думать): «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» — писал К.Г. Паустовский. С этим высказыванием нельзя не согласиться»…

Слайд 10

« Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком ». А вот это важные слова. Пускай вы привыкли, что учителя морщатся при виде тетрадей с вашим почерком, но экзамен НАДО писать красиво и разборчиво. Почему? Потому что при проверке ваше лицо — это не паспорт, не аттестат, даже не багаж знаний. Ваше лицо — это почерк. Допустим, я проверяю вашу работу. Я вас лично не знаю. Но пишете вы аккуратно, красиво, глаз радуется. И тогда ошибки, допущенные вами, кажутся незначительными и случайными, и судят вас не так строго. Или другая ситуация: я проверяю работу и совершенно не понимаю: это буква «а», «о» или вообще « ы ». Кривой-косой почерк меня начинает раздражать, и я более строго подхожу и к содержанию работы, придираюсь к вашим аргументам и построению предложений. Ну вы меня поняли…

Слайд 11

Писать меньше 70 слов нельзя — будут вычитать баллы или вообще не оценят. Писать больше 70 слов можно. На свой страх и риск. Чем больше слов, тем больше количество вероятных ошибок — помните. Итак, вы подготовились и начинаете писать…

Слайд 12

Текст для примеров может быть абсолютно любым. Ведь рассуждать о языке можно на основе любого русскоязычного текста. Мы так вообще сейчас с вами возьмём начало 4 главы «Братства кольца».

Слайд 13

« (1) Только под вечер, в пасмурных сумерках, остановились усталые путники на отдых. (2) Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер. (3) Гэндальф пустил свою баклагу по кругу, и все Хранители отхлебнули здравура . (4) После ужина они устроили совет. — Сегодня ночью мы отдохнем, — объявил Гэндальф , — ибо штурм перевала дорого дался каждому из нас… (5) — А куда мы пойдем потом? — спросил Фродо . (6) — У Хранителей есть только две дороги, — ответил Гэндальф , — назад, в Раздол , или вперед, к Огненной горе. (7) Когда Гэндальф упомянул о возвращении, лицо Пина радостно просветлело, а Мерри и Сэм весело встрепенулись. (8) Но Боромир с Арагорном остались бесстрастными, а Гимли и Леголас выжидательно промолчали. (9) Фродо понял, что все его спутники хотят, чтобы первым высказался он.(10) — Вернуться… — нерешительно начал Фродо , потом преодолел нерешительность и закончил: — …Мы можем, по-моему, только с победой. (11) Или с позором — признав свое поражение. (12) Я предлагаю пробиваться вперед ».

Слайд 14

Сначала подберём примеры того, что русский язык может передать ВСЁ. Задумайтесь: если это так, то почему вам трудно писать сочинение? Потому что вы владеете не всеми ресурсами языка. Согласитесь, что писатель может передать русским языком ВСЁ, а Колян с соседнего подъезда может передать мало чего, и он идёт за помощью к жаргону.

Слайд 15

Так что же самое трудное в написании сочинений? 1. Подобрать нужные слова и не повторяться. 2. Написать красиво, а не коряво. Что нужно для устранения пункта 1? Знание синонимов. Что нужно для пункта 2? Знание средств выразительности

Слайд 16

Посмотрим, как Джон Толкин справился со всем этим. Заменял ли он в тексте слово на синоним? Найди, а потом проверь. Вечер — сумерки Путники — Хранители — Они Радостно — весело

Слайд 17

Теперь поищем средства речевой выразительности. Найдите метафору, сравнение, олицетворение. Метафора: «дышал вниз холодом», «штурм перевала дорого дался» Сравнение: « Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер» Олицетворение: «лицо Пина радостно просветлело»

Слайд 18

Примеры готовы. Осталось написать сочинение. Начнём с введения: « Высказывание К.Г. Паустовского я понимаю так: при помощи русского языка можно передать абсолютно всё, потому что возможности его безграничны ». Если слов кажется вам мало, впишите сюда и само высказывание.

Слайд 19

Дальше первый аргумент и второй. « И одной из главных причин величия языка является его богатейший словарный запас. Он позволяет говорить об одном и том же, и при этом не повторяться. Ведь существует множество синонимов у каждого слова. Так, например, в представленном тексте герои названы то «путниками», то «Хранителями», то личным местоимением «они» (предложения 1,3,4). Помогают создать яркую картину событий, чувств, настроений и средства речевой выразительности: метафоры, эпитеты, сравнения. И в данном тексте они также представлены: « Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер». Сравнение придаёт красочность описаниям ».

Слайд 20

Всё, осталось перейти в выводам. « Как мы убедились, опираясь на приведённые примеры, русский язык действительно может передать абсолютно всё. Главное, научиться им правильно пользоваться ». Вы будете удивлены, но в этом маленьком сочинении уже больше 70-ти слов. Так что чего уж там бояться?

Слайд 21

Теперь почувствуем себя в роли проверяющих и оценим сочинение по критериям. С1К1. Доказано ли утверждение К.Г.Паустовского? 2 балла — правильно понял и доказал. 1 балл — понял не совсем правильно, но доказал. 0 баллов — вообще не понял, или не доказал, или доказал с помощью бытовых рассуждений (вроде того: «Да, язык может передать многое, вот у меня мама как начнёт ругаться за двойку на экзамене, так чего только не услышишь!»)

Слайд 22

С1К2. Примеры. 3 балла — привели 2 примера, и оба из текста, и оба в тему. 2 балла — 1 пример в тему, а второй не в тему. 1 балл — 1 пример, но его роль не указана (то есть просто написали, а не пояснили, что вы этим хотели сказать) 0 баллов — нет примеров из текста. С1К3. Логика 2 балла — всё логично, есть абзацы (как минимум, их три), мысль не скачет от Адама и до наших дней. 1 балл — малость с абзацами начудили. 0 баллов — абзацев нет вообще, или написан полный бред.

Слайд 23

С1К4. Введение — мысль — заключение. 2 балла — если все вышеперечисленное есть. 1 балл — всё есть, но где-то проскочило неожиданное предложение и получилось оно не к месту. 0 баллов — начали с конца, закончили началом. В общем, полный кавардак и хаос. Как вы поняли, можно написать четко и ясно хоть о том, как вы у бабушки летом в деревне отдыхали и получить по критериям 3 и 4 максимум баллов, если написано всё логично. Так что не отчаивайтесь и, главное, пишите, не бросайте часть 15.1 в виде пустого листа. А вот критерии 1 и 2 за «бабушку» не получить… тут придётся подумать о языке.

Слайд 24

Что ты знаешь о сочинении ОГЭ? тест Вопрос 1 Что произойдёт, если вместо двух вы напишете три аргумента? Ваше сочинение не будет оцениваться Вы получите дополнительный балл Вы сделаете лишнюю работу, которая останется без оценивания У вас снимут один балл

Слайд 25

Вопрос 2 Каков должен быть объём сочинения? Не важно Ровно 70 слов До 70 слов В пределах 70 слов

Слайд 26

Вопрос 3 Каким способом нельзя приводить примеры-аргументы из текста? Косвенной речью без кавычек Указать номер предложения, в котором находится пример Переписать в кавычках предложение целиком Переписать в кавычках часть предложения, в которой находится пример

Слайд 27

Вопрос 4 Какие аргументы надо приводить в своём сочинении? 2 аргумента из жизни или художественной литературы с подтверждающим высказывание языковым явлением Можно и 1 аргумент из прочитанного текста, подтверждающий языковое явление из высказывания 2 аргумента из прочитанного текста с подтверждающим высказывание языковым явлением 2 аргумента из прочитанного текста по этической проблеме высказывания

Слайд 28

Вопрос 5 За какие критерии вы получите 0 баллов, если совершенно не поняли тему высказывания и писали сочинение наобум? СК3 и СК4 СК1 и СК3 СК2 и СК3 СК2 и СК4 СК1 и СК2

Слайд 29

Вопрос 6 Сколько минимум абзацев должно быть, судя по критериям СК3 и СК4? 2 4 3 1 5

Слайд 30

Вопрос 7 Какая часть сочинения не является обязательной? Введение Эпиграф Заключение Основная часть

Слайд 31

Вопрос 8 Что вы должны сделать с высказыванием о языке? Заменить на более подходящее высказывание Вспомнить текст, из которого оно было взято Опровергнуть примерами из текста Подтвердить примерами из текста

Слайд 32

Вопрос 9 Какое высказывание вам придётся доказывать? Любое высказывание К.Паустовского Любое высказывание о роли языка Высказывание о проблемах современного общества Высказывание политиков о предвыборной кампании

Слайд 33

Вопрос 10 Чтобы получить максимум по СК2, нужно не только привести 2 примера из текста, но и... разобрать их как части речи или члены предложения привести третий пример дать толкование данных слов по словарю Даля объяснить, как эти примеры связаны с темой высказывания

Слайд 34

С теорией закончили. Пора переходить к упражнениям по написанию сочинений.

Слайд 38

Использованные материалы http :// nsportal . ru / shkola / russkii - yazyk - i - literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как писать сочинение на лингвистическую тему

Новая форма ГИА в 9 классе по русскому языку ("три в одном" : тесты, сжатое изложение, сочинение) требуют новых форм подготовки учащихся к этому испытанию. Предлагаю вниманию коллег, перед которыми во...

Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

Презентация урока на тему "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"

В данном уроке системно, в виде презентации показано, как готовить выпускников 9 класса к написанию сочинения на лингвистическую тему....

Диалог с писателем как условие успешного выполнения учащимися сочинения на лингвистическую тему и олимпиадных заданий по русскому языку и литературе

Диалог с писателем  как условие успешного выполнения учащимися сочинения на лингвистическую тему и  олимпиадных заданий по русскому языку и литературе...