Местоимение как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Климова Наталья Борисовна

Урок-путешествие с элементами проектной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie.docx88.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШДС № 15

Проект «Местоимение»

«Местоимение как часть речи:

общее значение,

морфологические признаки,

синтаксическая роль»

конспект урока

по русскому языку

5 класс

               

    

учитель

русского языка и литературы:

Климова Наталья Борисовна

г. Симферополь

Цель:

закрепить полученные знания о местоимение, его грамматические категории, разряды по значению.

Выработать навыки умело использовать местоимения в речи.

Подготовиться к защите проекта «Местоимение».

Оборудование:

учебник, таблицы «Разряды местоимений», «Части речи», тексты для редактирования и подбора местоимений.

Форма проведения урока: урок-путешествие с элементами проектной технологии.

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Сообщение темы, цели. Актуализация опорных знаний.

  • Слово учителя.

Урок начинаем рассказом о том, как Тыкто узнал, кто он есть на самом деле.

*На предыдущем уроке Люба получила «3». А все потому, что она путала части речи. Как-то вечером девочка мысленно повторяла определения существительного, прилагательного, числительного. И вдруг у окна Люба заметила что-то странное, это было крошечное создание.

- Ты кто? - спросила девочка.

- Я - Тыкто, - ответил гость.

- Да кто вы?

- Я - Ктовы, - обрадовался человечек.

- Какой, который, чей? – Спрашивала  девочка.

- Я - часть языка, а какая - и сам не знаю.

- А кто знает? - девочке стало интересно.

- Он, она, они.

- Так спроси у кого-то.

- Никто не знает. Говорят идти в страну частей речи и обязательно с другом.

- Я пойду, - согласилась девочка.

Люба закрыла глаза и вместе с Тыкто полетела в эту страну.

  • Работа с таблицей «Части речи».

Картинки по запросу самостоятельные и служебные части речи таблица

*Девочка и Тыкто подошли к первому домика с надписью «существительное», постучали в дверь. Прозвучал вопрос: «Кто?» «Девочка и Тыкто. Пустите нас. Мы тоже существительные », - сказала она.

- Любу пустим, а его нет.

- Он тоже существительное. Ты на вопросы отвечаешь? - Обратилась к другу.

- Не знаю, не умею я вопросы задавать. Может, ты умеешь? Пиши, - попросил он.

  • Пояснительная диктант (записать предложения, найти местоимения).

Без ядра орех ничто, как и человек без сердца. Мудрым никто не родился, а научился. Весна ленивого не любит, она проворного ласкает.

*Обрадовалась Люба, постучала в дверь.

Он тоже существительное. Ибо отвечает на вопрос кто? что?

- Ничего подобного, это часть речи указывает на предмет, но не называет его. Идите дальше.

Наши герои побежали дальше и оказались к  дому с надписью «Прилагательное». На стук кто-то выглянул в окно и спросил: «Какой, чей?».

- Может, ты на такие вопросы отвечать? - Спросила Люба.

- Не знаю, - тихо сказал Тыкто и попросил ее писать дальше.

  • Комментируемое письмо.

Лучше свое отдать, чем чужое взять. Каждая лисичка свой хвостик хвалит. Мой дом — моя крепость.

*Выполнив эту задачу, девочка попросила:

- Пустите, - это прилагательное.

- Нет, он хоть отвечает на такие же вопросы, указывает на признак, но не называет ее. Идите дальше.

Схватила Люба Тыкто за руку и потащила его к домику с надписью «числительное». На звонок задали вопрос: «Сколько, который?».

- Может, ты на эти вопросы отвечать? - С надеждой спросила она.

- Пиши, - со слезами на глазах сказал человечек.

  • Комментируемое письмо.

Столько наговорил, что и в шапку не соберешь. У него столько правды, сколько в решете воды. Сколько дорог не исходишь, а все не одолеешь.

- Хоть он и указывает на количество, но не называет его. Это не числительное, - услышала Люба в ответ, когда начала доказывать, что ее друг числительное. Разочарованная Люба и Тыкто подошли к новому домика с надписью «Местоимение» и услышали объяснение.

  • Мини-проект «Разряды местоимений по значению».

III. Работа над закреплением знаний, умений, навыков.

  • Выборочный диктант с заданием.

Выписать местоимения, определить грамматические категории, синтаксическую роль.

Почитай отца и мать, будет тебе везде хорошо. Чужого на свой аршин не меряй! Он бы и рад косить, и некому косу носить. Кто кого обидит, тот того и ненавидит.

  • Игра «Лишнее слово».

Из 3-х местоимений назвать два одинаковых по разряду.

  • Мы, вы, что.
  • Кто-нибудь, что, любой.
  • Весь, всякий, вы.
  • Мой, столько, твой.
  • Никто, ничто, кто-то.

  • Творческое конструирование.

Дополнить загадки местоимениями.

Черная корова (весь) мир поборола. Что вокруг (тебя) бежит, а не догонит? У (нас) зимой белым цветом сад зацвел, будто летом. Сама холодная, а (других) жжет. (Какой) пряжи нет в продаже? (Кто) всегда правду говорит?

  • Игра «Кто сообразительный?».

1. Какое местоимение состоит из одной буквы? (Я).

2. Какие 2 местоимения мешают ездить по дороге? (Я, мы).

3. Какое женское имя состоит из 30 я? (Зоя).

4. Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы, мы, ты).

  • Лингвистическая игра.

Заменить краткие определения словами, в состав которых входят местоимения.

1. Слишком уверенный в себе (самоуверенный).

2. Кто имеет отношение ко всему миру (всемирный).

3. Происходит из другого языка (иноязычный).

4. Проходит в этом году (нынешний).

На этом закончилось пребывание Любы и Тыкто в стране частей речи. В заключение Тыкто пожал руку девочке и сказал:

- Ты - настоящий друг!

- И ты мне помог. Теперь я буду правила учить.

И упражнения выполнять?

IV. Домашнее задание и его инструктаж.

Написать сочинение-повествование «Что я люблю больше всего на свете». Использовать местоимения.

V. Итоговая беседа.

  • «О чём идет речь?».

1. Он взял себе на плечи большое дело - определять вещи. (Имя существительное)

2. Кто даст существительному-волшебнику признак или примету? (Имя прилагательное).

3. Кто может определить число вещей, порядок при счете? (Числительное).

VI. Оценивание учебных достижений учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Цель:  Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Части речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. 6 класс

Презентация "Части речи. 6 класс" предназначена для знакомства с понятием "морфология" и "грамматика"В презентации даются понятия "самостоятельные"  и &quo...