Словари русского языка
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Берсенева Юлия Михайловна

Урок в 10 классе по работе со словарной статьей.  Цель урока: умение работать со словарями русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku.ppt.pptx274.61 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.doc.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Словарь — это вселенная в алфавитном порядке» Анатоль Франс

Слайд 2

Словари русского языка

Слайд 3

Лексикография СЛОВА'РЬ, -я', м. 1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. Однотомный , многотомный с. Иллюстрированный с. Толковый с. Энциклопедический с. Фразеологический с. Двуязычный с. Терминологический с. Словари синонимов, омонимов, антонимов. С.-тезаурус. С. морфем (толкующий значимые части слов). || уменьш. слова'рик , -а, м. Школьный с. || прил. слова'рный , - ая , - ое . Словарная статья (отдельная главка словаря, посвящённая слову, словосочетанию, толкуемому понятию). СЛОВА'РЬ , -я', м . 1 . Книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык. Французско - русский словарь . Толковые словари русского языка. Словарь языка Пушкина. Энциклопедический словарь . 2 . только ед. ч . Совокупность слов, используемых кем-л. или где-л. Воробейцев уже сносно говорил по - немецки — во всяком случае, располагал словарем из каких - нибудь ста пятидесяти слов, при помощи которых можно было вполне объясняться . Казакевич, Дом на площади. Я не люблю пустого словаря Любовных слов и жалких выражений : " Ты мой ". " Твоя ". " Люблю ". Блок, В дюнах.

Слайд 5

Сравните две словарные статьи Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990) АКУСТИКА (от греч. - слуховой) - наука, изучающая объективные физич . закономерности музыки в связи с её исполнением и восприятием. А. м. исследует высоту, громкость, тембр и длительность муз. звуков, консонанс и диссонанс, муз. системы и строи. Она занимается изучением слуха музыкального, муз. инструментов и человеческих голосов. В А. м. широко используются данные и методы общей физич . акустики. Она тесно связана с архитектурной акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса (физиология, акустикой). А.м . привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии, инструментоведения в инструментовки… Новый словарь иностранных слов АКУ'СТИКА [\\ гр. akustikos слуховой] -- 1) раздел физики, изучающий упругие волны от самых низких до самых высоких частот, т. е. инфразвук, звук, ультразвук и гиперзвук; в узком смысле -- учение о звуке; 2) звуковые условия какого-л. помещения, напр. хорошая а. зала.

Слайд 6

Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова , В.Л. Воронцова, Н.А.Еськова / под ред. Р.И. Аванесова

Слайд 7

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой

Слайд 8

Компоненты словарной статьи 1. заглавное слово в начальной форме 2. грамматическая характеристика слова 3. толкование лексического значения 4. пример, иллюстрирующий значение слова 5. фразеологизмы, в которых употребляется данное слово 6. случаи возможных образований одной части речи от другой

Слайд 9

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОСНОВАНИЕ . Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. (1) Как же мог этот Николай Никифорович так вдруг поверить ему? (2) Нет, тут всё было логично, и он, Андрей, не имел ОСНОВАНИЯ , ни малейшего ОСНОВАНИЯ злиться на этого старика. (3) Но это всё говорил разум, а сердцу от этого не было легче. (Меркулов О.) Ответ : Причина, достаточный повод, оправдывающие что-н. Заявить о чем-н. с полным основанием. Веские, убедительные основания

Слайд 10

Проверь себя! 1. К какому словарю необходимо обратиться, чтобы установить отличие в значении данных слов – одеть – надеть ? 2. К какому словарю необходимо обратиться, чтобы определить значение выражения «бить баклуши»? 3. К какому словарю необходимо обратиться, чтобы узнать правильность написания слова? 4. Какой словарь даст ответ на слова, значение которых близкие или тождественные? 5. В каком словаре мы можем посмотреть происхождение слов?

Слайд 11

Ответы:



Предварительный просмотр:

Тема урока:

Словари русского языка

10 класс

Учебник: Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 10 класс. : учебник для общеобразоват. учреждений ( базовый и профильный уровни) / Г.Ф. Хлебинская. – М. : Мнемозина, 2014.

Название раздела: Лексика. Фразеология. Лексикография

Тема мероприятия: Словари русского языка

Цель урока: умение работать со словарями русского языка

Планируемые результаты:

Предметные: знать словари русского языка; уметь работать со словарями; уметь выбирать из словарной статьи необходимое.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в словарях русского языка; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; умение работать в группе, оценивать усваиваемое содержание.

Регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; определять и формулировать цель деятельности на уроке; работать по плану, инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Наглядно – демонстрационный материал: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, словари

Методы и технологии обучения: метод проблемного обучения, коллективная система обучения; информационно-коммуникационные технологии; технология сотрудничества; технология личностно – ориентированного обучения

Основные понятия: словарь, лексикография, словарная статья

Технологическая карта

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Словесный

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

Актуализация опорных знаний и умений

Индивидуальная работа

регулятивные: прогнозирование темы урока

Сегодня я хочу начать свой урок с цитаты: «Словарь — это вселенная в алфавитном порядке» писал Анатоль Франс. Согласны ли вы с французским писателем?

Учащиеся поясняют, рассуждают

Постановка учебной проблемы

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД:

подведение под понятие

коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения; учёт разных мнений. 

Проблемный вопрос:

зачем нам нужны словари?

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

В словарях собрана вся информация по тому или иному вопросу, проблеме. Для увеличения словарного запаса каждого из нас. Грамотного написания слов и успешной сдачи экзаменов.

Сообщение темы урока.

Постановка учебных задач

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

-Попробуйте сформулировать тему урока.

Запишите тему урока в тетрадь.

-Итак, над чем мы сегодня будем работать на уроке?

-Как мы будем работать?

-К какому результату мы должны прийти?

Отвечают на вопросы и формулируют тему урока

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Открытие нового знания

Работа с учебником.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: 

ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Как называется наука, которая занимается составлением словарей?

Запишите.

В русском языке существует множество словарей, но их разделяют на два основных типа, а каких – попробуйте проанализировать.

Даю несколько словарных статей о словаре (приложение. карточка №1)

Дети называют различные словари. Приходят к выводу, что есть словари, в которых объясняются предметы, явления, относящиеся к определенной теме и словари, которые толкуют значение слов.

Затем открываем учебник и работаем с таблицей (стр. 141).

Таким образом, существует два основных типа словарей: энциклопедические и филологические. Последние, в свою очередь, делятся на двуязычные и одноязычные.

Лексикография

Работа в парах.

Работа с текстом.

Ответы обучающихся.

Учащиеся составляют опорную схему

Первичная проверка понимания

Работа в парах

Перед вами две словарные статьи. Определите, какая статья относится к энциклопедическому словарю, а какая к филологическому? Чем отличается?

Ребята обнаруживают, что в одной статье написано о акустике более подробно, чем в другой, в которой даны конкретные ответы на это слово.

Применение новых знаний

Развитие критического мышления

Индивидуальная работа

Работа со словарной статьей

личностные УУД:

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; умение работать в коллективе и грамотно оценивать одноклассников.

коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

познавательные УУД:

осуществлять анализ учебного материала;

Ребята, какими словарями вы пользуетесь чаще на уроках русского языка?

Напишите названия словарей в столбик каждый в тетради

Поскольку нам предстоит сдавать ЕГЭ, в котором есть задание по орфоэпии, то нам необходимо проверить, насколько вы владеете орфоэпическим словарем и грамотно умеете ставить ударение.  

1.

 Задание по орфоэпическому словарю. «Кто быстрее?» (приложение)

Даю детям ряд слов, в которых необходимо расставить ударение. После того, как они выполнили задание, предлагаю каждому взять словарь и проверить по словарю правильность постановки ударения, поменявшись листочками. Выставить оценку.

Тем, кто быстрее всех проверил по словарю, даём звание «Знаток словаря»

2. 

Ещё одно задание в ЕГЭ, которое непосредственно связано со словарем – словарная статья.

Работа со словарной статьей.

Прежде чем работать со словарной статьей нам необходимо сказать из каких компонентов она состоит.

В какой словарь мы должны обратиться?

Дети берут Толковые словари и анализируют несколько слов, которые им понравятся.

Делают вывод.

3.

Я предлагаю детям текст, в котором необходимо определить значение слова в данном контексте.

Записать нужное значение в тетрадь

Примерные ответы учащихся:

 Орфоэпический словарь, словообразовательный, толковый, словарь паронимов, синонимов, омонимов, антонимов, словарь иноязычных слов, орфографический и фразеологический словари.

Выполнение задания учащимися и проверка работ одноклассников

Работа с Орфоэпическим словарем

Работа с Толковым словарём

Дети обнаруживают, что словарная статья состоит из следующих компонентов:

1. заглавное слово в начальной форме

2. грамматическая характеристика слова

3. толкование лексического значения

4. пример, иллюстрирующий значение слова

5. фразеологизмы, в которых употребляется данное слово

6. случаи возможных образований одной части речи от другой

Работа с Толковым словарем

Рефлексия учебной деятельности

личностные УУД:

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

Проверьте себя.

Ответы учащихся

Записывают в тетрадь

Взаимопроверка

Оценивание

Домашнее задание

Личностные УУД:

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Как вы читаете, какое задание более всего соответствует приобретённым на уроке знаниям?

Задание на дом:

Параграф 48, упр. 112

На оценку «5» - написать словарную статью на слово СОЧИНЕНИЕ

Приложение

Карточка № 1

1. 

СЛОВА'РЬ, -я', м. 1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.Однотомный, многотомный с. Иллюстрированный с. Толковый с. Энциклопедический с. Фразеологический с. Двуязычный с. Терминологический с. Словари синонимов, омонимов, антонимов. С.-тезаурус. С. морфем (толкующий значимые части слов). || уменьш. слова'рик, -а, м. Школьный с. || прил.слова'рный, -ая, -ое. Словарная статья (отдельная главка словаря, посвящённая слову, словосочетанию, толкуемому понятию).

2.

СЛОВА'РЬ, -я', м1. Книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык. Французско-русский словарь. Толковые словари русского языка. Словарь языка Пушкина. Энциклопедический словарь
2только ед. ч. Совокупность слов, используемых кем-л. или где-л. Воробейцев уже сносно говорил по-немецки — во всяком случае, располагал словарем из каких-нибудь ста пятидесяти слов, при помощи которых можно было вполне объясняться. Казакевич, Дом на площади. Я не люблю пустого словаря Любовных слов и жалких выражений: "Ты мой". "Твоя". "Люблю". Блок, В дюнах.

3.

СЛОВА'РЬ, -я', м. 1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.Толковый с. Энциклопедический с. Фразеологический с. Двуязычный с. Терминологический с. Словари синонимов, омонимов, антонимов. С. морфем(толкующий значимые части слов). 2. ед. Совокупность слов какого-н. языка, а также слов, употреблённых в каком-н. одном произведении, в произведениях какого-н. писателя или вообще употребляемых кем-н. Богатство русского словаря. Поэтический с. Пушкина. Он изъясняется по-английски с трудом: его с. очень беден. || уменьш. слова'рик, -а, м. (к 1 знач.). || прил. слова'рный, -ая, -ое. Словарная статья (главка словаря, посвящённая отдельному слову или фразеологизму, вынесенному в её заглавие). С. запас.

Задание по орфоэпии

_______________________________________ (Ф.И.)

Кашлянуть, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, августовский, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.

 _______________________________________ (Ф.И.)

Новорожденный, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, апостроф, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота, кашлянуть,

_______________________________________ (Ф.И.)

Начался, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, баловать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.

_______________________________________ (Ф.И.)

Обеспечение, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, включат, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.

_______________________________________ (Ф.И.)

Оптовый, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота, жалюзи.

_______________________________________ (Ф.И.)

Завидно, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, диспансер, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.

_______________________________________ (Ф.И.)

Закупорить, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота, пломбировать.

_______________________________________ (Ф.И.)

Зубчатый, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.

_______________________________________ (Ф.И.)

Каучук, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, пломбировать, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необычный словарь русского языка

А.И.Солженицын – писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, личность, заслужившая уважение и признание всего мира. До настоящего времени в большинстве образовательных учреждений ...

"Словари русского языка"

Презентация, рассказывающая о словарях...

" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...

Орфографический словарь русского языка для школьников

§ 1. Слова в Словаре размещены в алфавитном порядке.§ 2. Слова пишутся со строчной буквы.§ 3. В Словаре представлены произносительные,грамматические и словообразовательные вариантыслов, связанн...

Словари русского языка

Обязательный  шаг  для поиска информации – обращение к словарям.  В них можно найти…ВСЁ!!   Чтобы уметь правильно и красиво говорить, необходимо знать значение слов,их пр...

конспект урока по теме "Словари русского языка"

методический комплекс включает в себя конспект, презентацию и оценочный лист занятия по теме "Словари русского языка"...

Реклама "Толковому словарю русского языка" С.И.Ожегова

Сотни слов, родных и метких,Сникнув, голос потеряв,Взаперти, как птицы в клетках,Дремлют в толстых словарях.Ты их выпусти оттуда,В быт обыденный верни,Чтобы речь - людское чудо -Не скудела в наш...