Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине «Русский язык»
учебно-методическое пособие по русскому языку (11 класс) на тему

Афанасьева Ирина Ивановна

Методические указания по выполнению практических заданий

по дисциплине «Русский язык»

Владение речью - показатель интеллекта человека. Высокая речевая культура, которой способствует грамотность – неотъемлемое качество общественной  активной личности, которую воспитывают в современных учебных заведениях. Недостаточная  грамотность человека снижает интерес к нему как к личности, к его деятельности, препятствует профессиональному росту.

Содержание методических указаний способствует правильному выполнению практических заданий при изучении курса русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_ukazaniya.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ  И МОЛОДЕЖНОЙ ПОИТИКИ КРАСНОДРАСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методические указания

По выполнению практических заданий

по дисциплине <Русский язык>

Преподаватель: И.И.Афанасьева

Краснодар,2016г.


Пояснительная записка

Берегите наш язык,

Наш прекрасный русский язык,

Этот клад, это достояние переданное

Нам нашими предшественниками…

                                  И.С. Тургенев

Владение речью - показатель интеллекта человека. Высокая речевая культура, которой способствует грамотность – неотъемлемое качество общественной  активной личности, которую воспитывают в современных учебных заведениях. Недостаточная  грамотность человека снижает интерес к нему как к личности, к его деятельности, препятствует профессиональному росту.

Содержание методических указаний способствует правильному выполнению практических заданий при изучении курса русского языка. Практические задания соответствуют разделам науки о языке:

  1. Лексика и фразеология.

Лексика изучает слово как основную единицу лексической системы языка.

Многозначность слова. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Слова с точки зрения их употребления: общеупотребительные, диалектные, профессиональные. Устаревшие слова и неологизмы.

Фразеология – раздел русского языка, который изучает фразеологизмы, их различные варианты, отношение к частям речи и способы их образования.

2.Фонетика.

Фонетика -  раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Гласные, согласные, согласные слог, ударение, интонация, чередование гласных, ударные и безударные гласные.

Орфоэпия – раздел фонетики, отражающие произношение грамматических форм слов,  в том числе и заимствованных.

3.Графика и орфография.

Графика отражает знаки, которые используются на письме с учётом соотношения со звуковой стороной языка: обозначение твёрдости и мягкости согласных, гласные после шипящих и Ц., значение букв  в определённых позициях.

4. Словообразование

Словообразование – это раздел языкознания, объектом которого является словообразовательная система русского языка. Отражает способы образования слов: суффиксальный, префиксальный, суфиксальо - префиксальный и др.


Перечень практических заданий

при изучении курса русского языка.

Раздел I.<<Лексика и фразеология>>

Занятие 1.

1. задание. Из данных сочинений выпишите правильные. Выбор аргументируйте. При необходимости обращайтесь к словарю:

1.играть значение - играть роль.2.Играть значение - иметь значение.3. поднять тост - произнести тост4.Более или менее интересный- более- менее интересный.5.Где-то в конце дня - примерно в конце дня.6.Последний на приём к врачу- крайний на приём к врачу.7.крайний справа - последний справа.8. бывай здоров- будь здоров.9.Обратно засмеялся - опять засмеялся.10.вернулся обратно- вернулся опять - вернулся назад.

2. задание. В каких предложениях употребление слова <Обратно> ошибочно? Ответ аргументируйте.

1.Он обратно смеётся.2.только дверь не захлопывай, чтоб обратно не звонить.3.Пишут, что изобрели способ вынимать больной зуб с помощью химии, а потом вставлять обратно.4.Немедленно положи книгу обратно.5.Моего размера обратно нет в продаже.6. у нас обратно праздник.

3. Задание. Выберите из данных в скобках паронимов те, которые необходимы по условиям контекста.

1.Нельзя быть таким (невежей, невеждой), надо учиться, пополнять свои знания.2. Особенно запоминаются деревянные (архаичные, архаические) фигуры, украшающие ниши храма.3.Обращает на себя внимание (гармоничный, гармонический) стиль данного произведения.4.Удачно подобранные (гармоничные, гармонические ) цвета и звуки помогали поддерживать хорошее настроение.5. Лингвистические словари (представляют, предоставляют) богатейший материал для работы над словом .6. Нарядно (надетые, одетые) яванцы носят лёгкие курточки европейского фасона, застёгивающиеся на одну пуговицу и (надеваемые, одеваемые) ими на голое тело.

4. Задание. Исправить фразеологизмы.

 Не из такого десятка, с первых до наших дней, играть главную скрипку, пока суть да дело, факир на час, ушёл солоно похлебавши, показывать образец другим, внушать сомнения, заслужить известность, за семь километров киселя хлебать.

Раздел II.<<Фонетика и орфоэпия>>

Занятие 2.

1. задание. Поставить ударения. Для проверки используйте орфоэпический словарь русского языка.

Агония, алфавит арест асфальтировать баржа бензопровод блокировать валенки верба газировать гренки диспансер договор доска заговор индустрия искра каталог квартал крапива кремень кулинария ломоть мастерски мельком мышление, приданное сироты столяр таможня творог тефтели пиала.

2.Задание. Образуйте краткие прилагательные, поставьте ударение.

Образец: белый - бел, бела, бело и бело белы и белы.

Бледный быстрый верный высокий глубокий голодный далёкий дешёвый долгий дряхлый зеленый, жёлтый жалкий полный старый широкий.

3.Задание. Образуйте формы прошедшего времени глаголов. Поставьте ударения.

Образец: Сорвать - сорвал - сорвала - сорвало -   сорвали.

Брать, врать, гнать, дать, жить, звать, лить, плыть, спать, быть, взять, вить, гнить, драть, жрать, клясть, лгать, пить, рвать, слыть, ткать, выбрать, добрать, набрать, собрать, избрать, отобрать, выбраться, забраться, отозвать, отозваться, призвать, пригнать, вогнать, отогнать.

4. Задание. Найдите четвёртое лишнее слово.

1.Теннис, партер, музей, свитер,2.Термин термос темп тент. 3. Фанера термин пионер детектив.4. Шерстка многоженец щелка шофер.5. Гренадёр гравер противоречивый новорождённый.6.Нечто чтобы что ни за что.7.Конечно нарочно скучно поточный.8. Пресса корректный одеколон термос.

Раздел III.<<Графика и орфография>>

Занятие 3.

1. Задание. Вставьте пропущенные буквы:

Моче...ое яблоко, получе...ое задание ,подреза..ые деревья,выжже...ая степь,краше..ые стены ,завоева.,.ые призы, зажже.,.ый костёр , тка…ый золотом узор, замече…ый недостаток, невяза…ая кофта,лома…ые прутья,несея…ые травы.

2.Задание. Заменить словосочетание словами с приставками <<пре->> или <<при->>;

Прилетев, опуститься на воду ;проявить ласку; очень высоко вознести ;прикрепить клеем; прикрепить нитками; очень добрый; около школы; слегка крикнуть; немного утихнуть.

3. Задание. Объяснить правописание гласных после шипящих, указывая различия в произношении и написании.

1.Как родна мне эта картина: широкие поля, полные чудесно пахнущих трав, счастливые голоса молодых односельчан.2. Ах ты, степь моя, степь широкая!3.Жизнь прожить - не поле перейти.4. Худощавый и низкорослый, средь мальчишек всегда герой, часто, часто с разбитым носом приходил я к себе домой.5.Ты жива еще, моя старушка? Жив и я, привет тебе, привет!

4.Задание. Вставьте пропущенные буквы после шипящих.

Ж…ванный,реш…тка…,ж…лоб…,ж…лоб,ж…лудь,щ…голь,ш…пот, тяж…лый ,ж…лтый,деш…вый , ж…сткий,ч…рствый,прич…ска,ч…рточка,ч…рный,ш…лк,ч…лн, ч…ртик,уч…ба,зач…т, щ…тка,пч…лка,печ…нка,сч…т,пощ…чина,щ…лка,ч…лка,кош…лка, крыж…вник,обж…ра,трущ…ба.

Раздел VI.<<Словообразование>>

Занятие 4.

1.Задание. Определите способ образования слов.

Подснежник,послезавтра,ветвиться,беленький,сверхмощный,безрукавка,лесостепь, полуфинал,эсминец,зарплата,Тагмет,вуз,керогаз,лесник,больной,вышеуказанный,строиться,прнмиальные.

2.Задание. Образуйте от предложенных слов названия женщин, назовите способы образования данных существительных.

Пловец,генерал,Рейган,стюард,Буш,Таганрог,Санкт-Петербург,мастер,музыкант,инженер,декан,прокурор,риэлтор,столяр,машинист,директор,президент,дипломт,посол,кандидат,бухгалтер.

3.Задание. Сделать словообразовательный разбор:

Читатель каменщик подоконник безветренный баснописец властолюбие водонапорный  дальневосточный дальновидный жизнеописание каменотес кашевар коневодство конокрадство кровеносный кровообращение овцеводство пароходство песнетворчество песнопение растениеводство своенравный сороконожка чаепитие.

4.Задание. От данных глаголов образовать деепричастия, а от существительных – прилагательные.

Веять, таять строить увидеть обессилеть сбрить просыпаться раздуваться; кожа, солома, клюква, ветер, окно, вино ,вино ,овца , курица, туман, песок , картина.

Раздел V.<<Морфология>>

Занятие5.

1. Задание. Определить род данных существительных.

Авеню, алиби боржоми иваси импресарио инкогнито интервью кафе кенгуру кольраби конферансье конфетти кофе леди манго пенальти пони рагу регби такси фламинго цунами портмоне протеже маэстро жалюзи.

2.Задание. Употребите данные существительные в форме единственного числа. Составьте словосочетания.

Абрикосы ботинки валенки вольеры георгины жирафы катаракты кеды клавиши клипсы коленки конопли коррективы манжеты плацкарт погоны расценки рельсы сандалии скирды ставни туфли эполеты.

3.Задание. Определить род данных аббревиатур.

БРИЗ ЗАГС вуз ООН ЭВМ ГЭК ТЭЦ СНГ НАТО ВАЗ ТЮЗ МХАТ <<ЛГ>> ЖЭУ районо КубГУ МГУ ГИБДД ЛЭП завуч КГГТК.

4.Задание. Вставьте вместо точек прощеные буквы.

1.Сегодня РИА перелал… новое сообщение.2.Английск… МИД направил… телеграмму министру иностранных дел Македонии.3.Гороно закончил… распределение учебных пособий.4.ДЮСШ помог… многим детям укрепить своё здоровье.5.На нашем микрорайоне построен… нов… АТС.6. ООН создан… в 1945 году на основе добровольного соглашения суверенных государств.7.НАТО в принципе готов… к расширению сотрудничества с восточно-европейскими странами.

Занятие 6

1.Задание. Образуйте формы именительного падежа множественного числа существительных:

Век глаз горн корм луг план плуг порт сорт стог суп фронт шлюз шрифт веер вексель доктор жемчуг отпуск парус поезд боцман госпиталь хутор снайпер штурман фельдшер шомпол штабель невод трактор ястреб джемпер договор полюс рапорт.

2.Задание. Из слов, данных в скобках, выберите необходимое по смыслу.

1.Детские(лагери-лагеря) завода <<Термопласт>> начнут работу в новом месте :для них на берегу лесного озера построен целый городок .2.Действовавшие в стране (лагери-лагеря) демократов и социал-демократов объединились накануне предстоящих выборов.3.Потом в России произошла революция, русские солдаты, естественно, отказались воевать , и французы увели их в тыл, в(лагери-лагеря)военнопленных.4.На территории России размещаются различные климатические(поясы- пояса).5.Слуцкие (поясы-пояса) подлинный шедевр белорусского искусства.6.Небо и море окрасились в мягко тёмно-синие (тона-тоны).7.(Тоны-тоны) сердца у больного чистые.8.За рекой на другом берегу гнулись и тихо волновались под ветром созревающие (хлебы-хлеба).

3.Задание. Употрибите существительные в форме родительного падежа множественного числа.

1.Амперы апельсины баклажаны жирафы кеды килограммы

2.Мандарины манжеты носки помидоры погоны рельсы  саперы сапоги скирды ставни солдаты туфли чулки шорты.

4.Задание. Определите во всех ли случаях возможна без изменения значения замена полных форм прилагательных краткими.

Звонкий голос, звонкий согласный; белый снег, белый свет; красный флаг, красное платье; круглый стол, круглая сирота; глубокая река ,глубокая мысль; прямая дорога, прямая линия ,прямой человек; скорый поезд, скорый человек; бедный человек ,живой организм; глухой мальчик.

Занятие 7.

1.Задание. Замените, где возможно, сочетание двух существительных синонимичным сочетание существительного с прилагательным – определение.

Комната для отдыха, шкаф для книг, любовь матери, сочувствие друга, помощь брата, вопросы корреспондента, задание преподавателя ,дома нового микрорайона, конец войны ,начало занятий, план дома, прочность знаний, требование моды, содержание романа, след зайца, зал для заседаний ,смех трёхлетнего ребёнка.

2.Задание. Употреите данные ниже сочетания в творительном падеже.

8 секунд,80 метров,800 строк,500 машин,60 тракторо,600 самолётов,70 цехов ,700 учащихся,200 метров,300 жителей,400 ночей,900 дней,1000 врачей ,3000 книг, 5000 гектаров, 1500 рублей, 1898 слов, 5672 экспоната,32874 метра, 5876439 килограммов.

3. Задание. Выберите глаголы, наиболее подходящие по смыслу.

1.Стрелки часов(двигаются-движутся).2.Революции(двигают-движут) историю.3.Им(двигает-движет) чувство долга.4.Последний звонок, поезд вдоль перрона .6. С лица (капает-каплет) пот.7.Над нами не(капает-каплет).8.Мать (мечет-метает) диск .11.Кто-то (машет-махает) рукой .12.Волки(рыщут-рыскают).13.По деревне (рыщут-рыскают)полицейские.

4.Задание. Из данных форм выберите правильные.

1.Красные чернила- красное чернило.2.По приезде- по приезду.3. Обеих кандидатов - обоих кандидатов .4.Помидоров-помидор.5.Бережа-сберегая.6.Оглохнувший-оглохший.7.Более красивее – красивее-краше.8.Езжай-поезжай-едь.9.Правая туфля-правый туфелью10.Пришел к дитю - пришел к детям.11. Спеленатая девочка - спеленутая девочка.12.Не порть - не порти.13.Мерять-мерить.14.Ложить-класть.15.Бюллетеня - бюллетени.

Раздел VI.<<Синтаксис>>

Занятие 8.

1.Задание. Отметьте неправильную связь слов (ненормативное управление). Исправьте ошибки.

1.Обвинить за грубость.2.Понимать о необходимости объединения.3.Произвела впечатление у зрителей.4.Объяснить о решении собрания.5.Оплачивайте проезд.6.Вселили уверенность на благоприятный исход.7.Оплатить за квартиру.8.Уделить внимание на дисциплину труда.9. Не понимали о том, что это трагедич.10.По возвращении из командировки.11.О запуске увидели по телевизору.12.Оперирвать фактами.

2.Задание. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушение связи между определением и определяемым словом.
1.В городе Ялта принял первых отдыхающих новый пансионат.2.Поэт пишет удивительное стихотворение<<Родина>>,в которой он становится выше всех предрассудков ложного патриотизма.3.Мы остановились в гостинице <<Приморской>>,а он отправился к рыбакам в бухту<<Находку>>.4.Подписываем <<коробейником>>.5.Я считаю , что дело, которое хочу посвятить свою жизнь ,-это самая нужная профессия.

3.Задание.Встаьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1.Теперь против Валерки был… четверо.2.Нас оставал…сь только трое из восемнадцати ребят.3. По дороге шл… трое.4. Из двадцати, окончивших школу, только четверо поступил… в вуз.5. Теперь шестеро из них седел… за дверями, держа ружья.6.Нас, офицеров, здеь трое. Двое мирно сп…т.7.По неуважительным причинам отсутствовал… четверо.8.Пятеро сдал… экзамен досрочно.

4.Задание. К данным существительным общего рода подберите определение; составьте с ними предложения, так, чтобы показать, в чем особенность таких конструкций.

Сирота, соня, неряха, малютка, крошка, пройдоха, пьяница, горемыка, шельма.

Занятие 9.

1.Задание. Закончите предложения, добавляя однородные члены для уточнения своей мысли, для усиления выразительности.

1.Ветер становился…2.Впереди высились дома…3.Не только люди, но и…прятались от надвигающейся грозы.4.В… - всюду ослепительно сверкали молнии.4.5.Муравьи тащили в своё жилище всё:…

2.Задание. А.Составьте предложения с данными оборотами.

1.Решенная мальчиком…

2.Скошенная утром…

3.Протоптанная туристами…

Б.Произвести синтаксический разбор следующих предложений:

1.Скоро щенок превратился в члена семьи, все к нему очень привязались.

2.Кнчался февраль, и мягкая зима вдруг озлилась.

3.Сочные щепки летели на росистую траву, и лёгкий треск послышался из-за ударов.

4.Дерево дрогнуло всем телом, прогнулось и выпрямилось.

5.Льды, растаяв, становятся синью в реке.

6.Холодное утро сияло на темени ночных гор, но в дивном замке все молчало.

7.На мгновение все затихло, но снова погнулось дерево, оно наклонилось и упало.

8.Малиновка свистнула и вспорхнула выше.

9.Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю.

10.Человек, путеществующий по Волге, не перестаёт удивляться красоте ее берегов.

3.Задание. Исправьте предложения, устранив ошибочный порядок слов.

1.Жителям пострадавшего района от засухи была оказана своевременная помощь.2.Половцы,когда были разбиты, они больше не нападали на русских.3.Выделенных рабочих с участков управлением шахты на курсы начальник участков временно задержали.4.Наши солдаты мужественно отбивали атаки рвавшегося врага к Киеву.5.Учебные заведения выпускают специалистов ,которые сразу же активно включаются в работу каждый год .6.В оккупированном городе молодёжь создала подпольный отряд.7.Батальон быстро двигался по освещенному лугу яркими лучами прожекторов.

4.Задание. Найдите ошибки вызванные нарушением связи между сказуемым и подлежащим.

1.В коридоре раздался грохот и детский плач.2.Мальчик-нобычайный умница: уже читает.3.Не только наша молодёжь, но и молодёжь всего мира боролись, и будут бороться против тех, кто нарушает правила человека.4.Прошло всего два месяца, а результаты уже видны.5.На собрании было высказано ряд поправок.6. Большинство студентов активно участвуют в научных кружках.7. Кафе-столовая отремонтированы в срок.

Раздел VII.<<Пунктуация>>

Занятие 10.

1.Задание. Расставьте знаки препинания.

1.Вскоре после восхода набежала туча, и брызнул дождь.2. В сенях пахло свежими яблоками, висели волчьи и лисьи шкуры.3.По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми лёгкими и пятна солнца прорвавшиеся сквозь листву на столики освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннополые руки.4.Асбест группа минералов обладающих волокнистым строением и способностью расщепляться на тонкие гибкие волокна .5.Мать не уснувшая ночью ни на минуту вскочила с постели сунула огонь, в самовар, приготовленный с вечера.

2.Задание. Поставье, где необходимо тире.

1.В семейной жизни главное терпение.2. Лучшие друзья это люди ,которые не любят говорить и умеют молчать.3.Смех прекраснейшее свойство людей.4.Этот веселый, чистенький морской бережок настоящий рай для  детворы.5.Ваша болезнь следствие дурного климата.6.Правдв свет разума.7.Чтение вот лучшее учение.8.Встретить друга это большая радость.9.Большое это удовольствие жить на земле.10.Геометрия-раздел математики, изучающий пространственные формы и отношения тел.

3.Задание. Расставьте знаки препинания в сложных предложениях подчинением.

1.Получили известие что Волга стала и что через нее потянулись обозы.2.Комната которая была приготовлена для нас и в которой мы разместились была небольшая.3.Возгласы мальчика долетали еще до моего уха когда уже стало совсем темно и я огибал край леса.4.Я любил мартовские сумерки когда зажигали газ.5.Он расспрашивал меня про то что  я люблю что читаю что намерена делать и давал советы.6.Глеб не заметил как наступило утро как пробудились куры и голуби и как затем мало-помалу всё ожило вокруг.7.Я помню как мы бежали по лесу как жужжали пули как падали отрываемые ими ветки как мы пробирались сквозь кусты.8.Картина которую я видел с вершины горы так поразила меня что я вскрикнула от удивления.

4.Задание. Расставьте знаки препинания и пунктуации при прямой речи.

1.Николай, задумчиво постукивая пальцем по стеклу сказал Вы не похожи на себя сегодня Саша.

2.Вошла секретарша и доложила Инженеры ждут в кабинете директора.

3.Мать недовольно спросила Опять двойку получил?

4.Вы любите читать книги спросила меня когда они сели.

5.Мне нужно  с Вами поговорить чуть слышно сказал он.

6.Может быть мы никогда больше не увидимся сказал он мне перед разлукой я хотел с вами объясниться.

7.Скажите спросила его Елена между вашими товарищами были замечательные люди?

8.Из всех моих сражений говорил позже Наполеон самое ужасное то которое я дал под Москвой.

9.Плохо сказал я ветер начинает дуть с Юга.

10.Славный малый думал про Мересьева Гвоздёв Упорный упрямый экая силища воли у человека.

Слова А.М.Горького о том, сто <<русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с поражающей быстротой>>, справедливы и всегда современны. Представить, за счёт чего обогащается могучий русский язык, невозможно без знания системы языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Основы алгоритмизации и программирования"

Содержит список заданий для выполнения практических работ по дисциплине "Основы алгоритмизации и программирования"...

Методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине «Иностранный язык»

Методические указания  по выполнению практических заданий предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Иностранный язык», которая является важн...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ОУД.01 «Русский язык»

Методические указания по выполнению  практических работ по дисциплине  ОУД.01 «Русский язык»...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Английский язык"

            Методические указания для студентов по выполнения практических работ являются частью программы подготовки сквалифицированных рабрчих ГБПОУ БРИТ и соста...

Задания и методические указания для выполнения практических работ по дисциплине «Английский язык в профессиональной деятельности» для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Задания и методические указания для выполнения практических  работ по дисциплине «Английский язык в профессиональной деятельности» для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуата...

Задания и методические указания для выполнения практических работ по дисциплине «Английский язык в профессиональной деятельности» для специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

Задания и методические указания для выполнения практических  работ по дисциплине «Английский язык в профессиональной деятельности» для специальности 08.02.05 Строительство и эксплуата...