Имя существительное как часть речи, 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Попова Ирина Игоревна

Конспект урока для прохождение курсов "Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе" на сайте "Первое сентября".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Для того чтобы успешно развивать познавательную активность учащихся, необходимо использовать при подготовке к уроку современные педагогические технологии.

В приведенном ниже конспекте урока применяются метод исследовательской деятельности школьника и компьютерные технологии.

Исследовательский метод обучения – это организация самостоятельной поисковой деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных задач. На уроке была создана ситуация поиска научного знания, при которой школьники учились осмысливать факты, явления, идеи и делать выводы.

Компьютерные технологии позволяют разнообразить формы работы на уроке, активизировать внимание учащихся, повышать творческий потенциал личности.

Урок в 5 классе

Имя существительное как член предложения

Учебник Львовой С.И., Мнемозина, 2012г.

Цель: 1. совершенствовать умение определять синтаксическую роль имен существительных.

2. Совершенствование навыков анализа и систематизации языкового  материала, развитие логического мышления, памяти, способности к самоконтролю.

3. Воспитание интереса к русскому языку, к культурному наследию русского народа.

Методы работы:

- словесный;

-исследовательский;

- наглядный;

- практический;

- использование компьютерных технологий.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Вы готовы совершать сегодня новые открытия? Все подготовили инструменты для путешествия (проверили подготовку к уроку)?

2. Актуализация знаний

 - Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по стране Морфологии (работа по карте страны Лингвистики).

- Давайте вспомним, что такое морфология.

- Какие части речи вы знаете?

- Мы побываем в области самой представительной части речи.

- Как вы считаете, почему самой представительной? (Дети высказывают свои мнения, утверждая, что существительное – самая представительная часть речи).

- Каким членом предложения является имя существительное? Правильный ответ нам поможет сформулировать тему урока. (Дети вспоминают, что существительное может быть любым членом предложения).

3. Постановка проблемы и задач урока 

— Запишите в тетради  число, форму работы и тему урока. (Ученики оформляют работу в тетради).

4. Изучение нового материала.

-     Ребята, этот урок особенный: я предлагаю вам роль юных исследователей. Нам необходимо выполнить упр. 581 на стр.81. (Ребята внимательно читают задание, приступают к выполнению).

Выполнив упр.581, учащиеся делают вывод о том, в какой роли могут вступать существительные в предложении, и подтверждают свой тезис примерами из текста.

- А теперь я вам предлагаю самим попробовать придумать предложения, в которых любое существительное выполняло бы роль разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства. Запишите эти предложения, разберите по членам.

Если возникли затруднения, то учитель предлагает готовые конструкции и просит учащихся определить синтаксическую роль: 1. Мы часто перечитываем любимые книги. 2. В книгах ты найдешь ответы на любой вопрос. 3. Книга – лучший учитель. 4. Энциклопедия – моя любимая книга.

5. Творческое задание – сочинение-миниатюра

- Ребята, а теперь я хочу вам предложить репродукцию картины современной художницы Марины Вишняк «Букет Сентября».

- Какое настроение передает это полотно? Почему в названии оба слова написаны с большой буквы? Какие цвета вы видите? Как вам кажется, почему именно их изобразила художница? Опишите букет. А из каких осенних цветов вы сами составили бы букет? В трех предложениях вашего текста (на выбор) подчеркните существительные как члены предложения?

6.Итоги урока

- Вспомните цели нашего урока. Добились ли мы результата? Чему научились?

- Научились определять синтаксическую роль имен существительных?

7. Домашнее задание

Выполнить упр.585 на стр.85. Написать письмо своему другу (подруге). Расскажите в нем об интересном событии, произошедшем с вами. Используйте обращения и этикетные слова. Обратите внимание на правильное оформление записи на конверте.


Анализ урока

На уроке учителем была поставлена проблема: «Определить синтаксическую роль имени существительного». Учащимися была сформулирована тема урока, определены цели и задачи работы и сделаны выводы: «Имя существительное может быть в предложении любым членом». Затем был проанализирован теоретический материал, который учащиеся сравнили с собственными выводами.

На этапе закрепления проводилась как коллективная (например, формулировали цели и задачи, составляли предложения), так и самостоятельная работа с последующей проверкой (выполнение упр.581 на стр.81). Несложные  задания ребята способны были сформулировать сами.

В конце урока учащиеся самостоятельно проанализировали свои действия, сделали выводы.

Компьютерные технологии целесообразно использовать при изложении нового материала, закреплении изложенного материала, для самостоятельной работы учащихся, в системе контроля знаний. На данном уроке компьютер использовался на этапе выполнения творческого задания, учитель транслировал репродукцию картины. Это позволило повысить темп урока, сократить потери рабочего времени, сделать урок более ярким, интересным, насыщенным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"

Представлен подробный  конспект  вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...

Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс

"Имя существительное как чать речи".  Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"...

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....