Конспект урока русского языка в 6 классе "Морфемика и словообразование"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока и технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx17 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

6 А класс

Тема урока: «Морфемика и словообразование»

Цели урока

Образовательные: сформировать умение выполнять морфемный разбор слова при выполнении упражнений; совершенствовать орфографические навыки.

Развивающие: формирование умения составлять алгоритм деятельности, формирование умения слушать собеседника и вести диалог, формирование способности обосновывать собственное мнение и проявлять уважение к иной точке зрения.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как средству общения и получения знаний.

Программные требования

Планируемые  образовательные результаты: Ученик по окончании изучения данной темы:

Личностные результаты

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану.

  • проявляет заинтересованность в приобретении способов действий.

Метапредметные результаты

Регулятивные: Проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова. 

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

  • анализирует уровень своих знаний и способностей;
  • обнаруживает и формулирует проблему;
  • планирует способы решения возникших проблем;
  • формулирует цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;
  • умеет слушать и слышать собеседника;
  • выполняет учебную задачу в сотрудничестве;
  • переживает за общий успех команды.

Предметные результаты

Умеет выполнять морфемный разбор слова и комментировать свои действия.

  • формулирует определение значимых частей слова (морфем);
  • применяет алгоритм выполнения морфемного разбора при решении лингвистических задач;
  • объясняет , от чего и с помощью каких морфем образовано слово ;



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

№№

Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемый образовательный результат

1.

Внутренняя мотивация учащихся на самостоятельное принятие цели, создание проблемной ситуации

Фронтально

Работают с материалом на повторение

Задание на слайде 1:

Кошка               новый

Березка             синий

Учебный            книга

Подумайте, по какому принципу я разделила слова на две группы?

Как называется раздел науки о языке, который изучает части слова? (морфемика)

-Давайте попробуем сформулировать тему урока. (Тема урока на слайде 2) запишем в тетрадь.

- Как вы думаете, что изучает словообразование? ( проверим себя по учебнику, стр. 88)

-Давайте подумаем: что мы должны будем знать и уметь  в конце урока?

Ищут пути решения проблемы. Осуществляют познавательную и личностную рефлексию. Выделяют главное, анализируют, сравнивают, делают выводы, строят рассуждения.

Формулируют тему урока.

Ставят цель совместно с учителем.

2.

Совместное планирование с учеником самостоятельной деятельности

Фронтально

Отвечают на вопросы учителя

Работают с учебником

Работают в парах

Работают у доски

  1. Стр. 88 учебника. Прочитать параграф 31, выполнить задания, вставив пропущенные слова.
  2. Ребята, мы повторили морфемы. Теперь потренируемся находить их в слове. Отгадаем загадки и слова, являющиеся ответами, разберем по составу.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

- Какое слово получилось?  (подарок)

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание.  (беленький)

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень,

от глагола бежит окончание. (прилетит)

Далее выполняется морфемный разбор у доски с комментариями, проговариваем алгоритм разбора.

У каждого ученика на столе лежит алгоритм выполнения морфемного разбора.

Формулируют правило

Применяют правило

Выделяют главное, анализируют, делают выводы.

3.

Организация самостоятельной деятельности учащихся

  1. Выполнение упражнения самостоятельно и у доски

Проверка задания: учащиеся по цепочке записывают на доске слова и указывают, с помощью какой морфемы и от чего образовано слово

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Называю слова. Если в слове есть приставка, то учащиеся хлопают, если в слове есть суффикс, то топают, если в составе слова присутствует и приставка, и суффикс, то ребята топают и хлопают одновременно.( полечу, морской, прилетел, белизна, подберезовик, уберу)

  1. Выполнение теста, который позволит закрепить изученный материал. Выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой. Ответы выводятся на экран, выставляется оценка. В конце урока тетради сдают.

1.Перед учениками листочки со словами.

Развесёлый,овражек,подсвечник, прибежать, домик, книжный, пожарник.

2.Тест.

Вопрос

Ответ

1

Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется

2

Какое окончание в слове “договорилась”?

3

Какой корень в слове “досрочный”?

4

Какое окончание в слове “видел”?        

5

С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”?        

6

Какой корень в слове “маленький”?

7

Слово белизна образовано с помощью какой морфемы?

8

От какого слова образовано слово «героизм»?        

Выделяют главное, анализируют, делают выводы.

Применяют правило.

4.

Оценка и самооценка результата деятельности и процесса его достижения        

Работа с таблицей «Мои сильные и слабые стороны»

Озвучивают результаты работы с таблицей, анализируя результаты своей деятельности на уроке

Таблица содержит две колонки: «Могу» и «Затрудняюсь». Заполняется индивидуально каждым учащимся.

Дают объективную оценку собственной деятельности

5.

Домашнее задание

Записывают домашнее задание. Домашнее задание выводится на слайд

На выбор

  1. Параграф 31, упр. 159
  2. Параграф 31, составить тест из 5 заданий по изученной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе "Словообразование.Орфография".

Конспект  урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Орфография.Культура речи" предлагаю для учителей русского языка....

План конспект урока русского языка по теме "Словообразование"

данная работа направлена на совершенствование системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Словообразование прилагательных способом сложения основ»

Урок проведен с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, элементов технологий проблемного обучения,  игровых технологий. На уроке был реализован деятельностный подход в обучении....

Конспект урока. Русский язык. Тема "Морфемика и словообразование" (6 класс)

Материал конспекта направлен на актуализацию знания в области морфемики; знакомство с понятиями словообразование, производное слово, непроизводное слово; развить умения выделять части слова, определят...