Статья "Сохраним культуру речи"
статья по русскому языку на тему

Ким-оол Чечек Семеновна

Культура речи – понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи – это охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом национальной важности, поскольку литературный язык – это именно то, что в языковом плане объединяет нацию. Владение литературным языком – дело непростое. Русский литературный язык сложился ещё в 19 веке. Он не может появиться сам по себе. Ведущую роль в этом процессе на определенном историческом этапе развития страны играет обычно наиболее передовая, культурная часть общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranim_kulturu_rechi.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Сохраним культуру речи.

Ким-оол Чечек Семеновна, учитель русского языка и литературы            МБОУ СОШ №3 г Кызыла Республики Тыва

Культура речи – понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи – это охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом национальной важности, поскольку литературный язык – это именно то, что в языковом плане объединяет нацию. Владение литературным языком – дело непростое. Русский литературный язык сложился ещё в 19 веке. Он не может появиться сам по себе. Ведущую роль в этом процессе на определенном историческом этапе развития страны играет обычно наиболее передовая, культурная часть общества.

Язык – зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни. Но и общественное самосознание народа. Его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.

Язык – сокровищница, кладовая, копилка культуры. Он хранит культурные ценности – в лексике, в грамматике, в идиоматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи.

Если же рассматривать язык с точки зрения его структуры, функционирования и способов овладения им (как родным, так и иностранным), то социокультурный слой, или компонент культуры, оказывается частью языка или фоном его реального бытия.

Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное. Культура речи есть показатель культуры, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Чем бережнее будет отношение к культурному наследию, накопленному человечеством, в том числе отношение к русскому языку, тем дольше сохранится культура национальная.

Язык называют сегодня одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Дар слова... Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы того или нет, - это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым. Недаром же в народе сложено множество мудрых поговорок о роли слова в человеческих взаимоотношениях: «От одного слова - да навек ссора», «Бритва скребёт, а слово режет», «Слово пуще стрелы разит!». «Ласковое слово - что вешний день»

Хранители родной речи – учителя, писатели, представители духовенства и собиратели народных традиций – обеспокоены засорением нашего языка.
Молодое поколение с удовольствием осваивает иностранные языки. Для открытия зарубежных горизонтов им необходимы такие знания
Однако интерес к родному языку угасает. На сегодняшний день русский язык, фактически освобождённый от цензурных рамок, переживает свой собственный кризис. В период 20-ых годов в наш родной язык влилось очень много слов из преступного мира. Нынче же идёт большое употребление слов из языка наркоманов. Например, повсеместно слышащиеся слова: кайф, тусовка, крыша поехала и др. Жаргонизмы проникают во все слои общества, средства массовой информации, кино и даже литературу. Жаргонный тип речевой культуры является сегодня одним из самых влиятельных и экспансивных. Последствием этого становится то, что школьники не осознают жаргон как таковой. Речевая дезориентация детей ведет и к речевой некомпетентности.

За поиском современного сленга нынче далеко ходить не надо. Нужно просто включить радио на высоких частотах, где ведущие, или как они себя называют - ди-джеи, соперничают между собой в «остром» слове. С появлением криминальной хроники на телевидении всепроникающие арготизмы получили доступ и туда. Либерализация языка принимает дикие формы в отношение к ругательствам, «матерному языку», который, вопреки всем грозным протестам, извечно живуч в русском устно-речевом быту. Это традиционно даже по названию «непечатное слово» сегодня появляется на страницах газет, современных произведений спектаклей. А ужаснее всего то, что урок русского языка сейчас школьниками воспринимается, скорее, как неизбежность, а не встречу с прекрасным и великим. А ведь так было не всегда. Сегодня же встает вопрос о том, как защитить нашу уникальную языковую культуру, как привить детям любовь к своему родному языку и как воспитать грамотного человека, умеющего четко, ясно и логично выражать свои мысли. Русский язык – одно из богатств, которое им передали предшествующие поколения. И что это богатство просто необходимо беречь, развивать и преумножать.

Речь – это основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации, это ведущее средство и форма общения. Чем лучше развита речь, тем легче подростку стать полноправным членом социума. Чем ярче и образнее его речь, тем больше шансов найти отклик в душе другого человека. Поэтому обучение должно строиться с учетом необходимости формирования речевой компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо.

Одна из задач учителей гуманитариев состоит в том, чтобы постоянно совершенствовать основные речевые умения учащихся на основе осмысления речевого назначения разнообразных языковых средств, помогать им в овладении нормами литературного языка, навыками речевого поведения, культурой речевого общения. Активизация взаимосвязи развития речевой компетенции с искусством на уроках призваны формировать высокую языковую культуру и художественно-эстетическое сознание современного школьника.

Для достижения необходимого уровня развития речевой компетенции учащихся надо работать над выработкой следующих речевых умений:

  1. Умение писать и говорить на тему.
  2. Умение подчинять высказывания основной мысли.
  3. Умение собрать материал.
  4. Умение систематизировать, подчинить текст логике.
  5. Умение подчинить высказывание определённым типам речи.
  6. Умение сказать точно, образно, выразительно, ярко.
  7. Умение совершенствовать написанное.

Для обеспечения высокого качества обучения и развития речевой компетенции в школе используются современные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, использование проектов, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), развитие критического мышления учащихся, игровые технологии и другие.

Отчуждение, возникающее в обществе, делает болезненным для многих сам процесс общения. Необходимо неустанно работать над совершенствованием и обогащением нашей речи. Пусть напутствием для каждого станут слова Д.С Лихачёва: «Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать».

Литература.

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.,1982.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  3. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи: Учебник для вузов. М., 2009.
  4. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1973.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Культура речи. Качества хорошей речи"

Урок русского языка в 11 классе (по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина) по теме "Культура речи. Качества хорошей речи" рассчитан на 2 учебных часа (разработан в рамках модульной педагогической техн...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"

1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...