Сложноподчинённое предложение (СПП), его грамматические признаки. Схемы СПП.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Медведева Людмила Григорьевна

Урок русского языка в 9 кл по учебнику С.ИЛьвовой, В.В. Львова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.pptx662 КБ
Файл urok.docx46.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчинённое предложение (СПП) , его грамматические признаки. Составление схем СПП. Заговори, чтобы я тебя увидел. Шестое декабря. Классная работа.

Слайд 2

Основные виды сложных предложений

Слайд 3

Основные виды сложных предложений

Слайд 4

Вынесли, комната осветилась БСП Метели не собьют Простое Она играла, я вставал и слушал СПП Было тихо, прохладно; тени лежали ССП Был пруд Простое Вопросы: Определите вид предложений. Выделите грамматическую основу.

Слайд 5

Когда она играла в гостиной на рояле, я вставал и слушал . (А.И.Куприн) Вопросы: 1 в.Составьте вертикальную схему предложения. 2в.Составьте горизонтальную схему предложения.

Слайд 6

Когда она играла в гостиной на рояле, я вставал и слушал . (А.И.Куприн) . 1 Когда , 2 . , . Вопросы: 1 в.Составьте вертикальную схему предложения. 2в.Составьте горизонтальную схему предложения. 2 1 Когда

Слайд 7

Метели, ломящиеся в дверцы, с дороги меня не собьют. Посередине деревни был пруд, густо заросший камышом. Вопросы: Перестройте простые предложения в СПП

Слайд 8

Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. Посередине деревни был пруд, который густо зарос камышом. Когда она играла в гостиной на рояле, я вставал и слушал. Вопросы: Сравните предложения. Сделайте вывод о постановке придаточного. Составьте схемы этих предложений: 1в. горизонтальные схемы; 2в. в ертикальные схемы

Слайд 9

1. 1 , 2 что , . . , , 2. 1 , 2 который . , . 1 1 2 что 2 Который

Слайд 10

Понял всё, готов к проверочной работе; не разобрался в …(продолжите фразу), разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя ; ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем Д.з .

Слайд 11

Д.з . Сегодня я узнал… Было интересно… Теперь я могу… Я попробую… Мне захотелось… Работая в паре, я… Р.

Слайд 12

Домашнее задание 1) Знать признаки СПП 2 ) № 229 или №230 (на выбор) ИЛИ 3) * № 227 (2) и 228

Слайд 13

СПАСИБО ЗА УРОК!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №11» города Ростова-на-Дону

 

Урок русского языка.

9 класс.

Сложноподчинённое предложение (СПП),

его грамматические признаки.

Схемы СПП.

Составила

учитель русского языка и литературы

Медведева Людмила Григорьевна

Сложноподчинённое предложение (СПП), его грамматические признаки. Схемы СПП.

Цели урока:

1. Образовательные:

                    повторение и углубление сведений о сложном предложении

                    введение понятия о сложноподчиненном предложении

                    формирование умения составлять  вертикальные и горизонтальные схемы

                    формирование умения различать союзы и союзные слова

                    находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения

                    проверка понимания и степени усвоения материала по теме

2. Развивающие:

                    развитие мыслительной деятельности учащихся

                    развитие умения работать в парах, группах, давать оценку своим ответам

3. Воспитательные:

                    воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний

                    воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей

                    воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи

 

  1. Оргмомент

«Заговори, чтобы я тебя увидел».

- Как вы понимаете слова, записанные на доске.

-Определив вид предложения, вы определите тему урока.

-Какую цель мы поставим на этом уроке? (Знать признаки СПП, отличать их от ССП)

2. Активизация пройденного материала. Работа в МАРШРУТНЫХ  ЛИСТАХ.

1.1 Заполнить схему «Виды сложных предложений».

1.2 Определите, к какому виду относятся следующие предложения. Выделите грамматическую основу.

1. Свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою.(А.С.Пушкин)

2. Метели, ломящиеся в дверцы, с дороги меня не собьют. (А.Фатьянов)

3.Когда она играла в гостиной на рояле, я вставал и слушал. (А.И.Куприн)

4. В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле.(А.П.Чехов)

5. Посередине деревни был пруд, густо заросший камышом.

ВЗАИМОПРОВЕРКА (ответы на слайде)

Приём «ТЕЛЕГРАММА» (оценивание проделанной работы и пожелание работающему)

-Среди представленных предложений есть сложноподчинённое. Обратимся к нему.

-Как вы определили вид предложения?

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ  СКАЗКА о СПП

- Послушайте лингвистическую сказку, которую написала ваша одноклассница, и назовите признаки СПП.

  • Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой смысловое и грамматическое единство.
  • Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.
  • Сложноподчинённое предложение имеет две части, одна из которых является главной, а другая — подчинённой, придаточной

-Составим схему предложения, но перед этим  мы с вами обратимся к двум путям, при помощи которых можно достичь истины: путь практиков\исследователей и теоретиков

Лексическая работа с понятиями «Исследователь, исследовать» и «теоретик»

Исследователь, исследовать – подвергнуть научному изучению

Идут от практики к теории

 

Теоретик – человек, занимающийся вопросами теории

 Идут от теории к практике

Морфемный разбор слов: ИС-СЛЕД-ОВА-ТЕЛЬ  ,  ТЕОР ЕТИК

-Какое значение имеют  суффиксы –ТЕЛЬ и –ЕТИК  в этих словах  (называют лица по роду занятий)

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Схемы СПП» (вертикальные и  горизонтальные)

ИСЛЕДОВАТЕЛИ

-Выполните задание и попробуйте объяснить какие схемы используют для схематического изображения структуры СПП.

) Определите вид схем по их расположению.

)Какие схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части с главной, а какие помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении СПП.

) В  каких схемах и как обозначается главная часть и придаточная.

)На что бы вы обратили внимание при составлении схем СПП?

ПРАКТИКИ

-Какие виды схем представлены в рубрике «Знайте и применяйте» на стр.123?

- В чём отличие вертикальных схем от горизонтальных?

- На что бы вы обратили внимание при составлении схем СПП?

  • Вертикальные схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части от главной.
  • Горизонтальные схемы помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении сложноподчиненного предложения.

Отчёт работы групп.

Составление схем предложения Когда она играла в гостиной на рояле, я вставал и слушал.

1вар. Составляет вертикальную схему

2 вар. Составляет горизонтальную схему.

Проверка составленных схем (запись на доске)

-Перестройте простые  предложения в СПП и запишите получившиеся.

Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.

Посередине деревни был пруд, который густо зарос камышом.

-Сравните эти предложения с ранее разобранным, чем они отличаются? (местом придаточного)

- Какой вывод о постановке придаточного мы можем сделать?

-Составьте схемы этих предложений:

1вар. Составляет горизонтальные схемы

2 вар. Составляет вертикальные схемы.

- Что нового вы узнали, работая с этими предложениями?

-Проанализируйте свою работу и выберите одну из фраз:

) понял всё, готов к проверочной работе;

)не разобрался в …( продолжите фразу), разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;

) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем

3. Усвоение новых знаний

1. Работа с учебником и составление плана рубрики «Теоретические сведения» или просмотровое чтение рубрики стр.107-109.

-Какая информация у нас с вами осталась тёмным пятном нашего урока?

Части  СПП могут соединяться при помощи союзов и союзных слов.

-При изучении этого материала, какую цель мы с вами поставим?

( В чем  разница между союзом и союзным словом? Как отличить союз от союзного слова?)

-Мы продолжаем с вами исследовательскую работу, но теперь уже поговорим об отличии союза и союзного слова.

Исследователи

Теоретики

Постановка перед учащимися учебной проблемы:

 в чем отличие союза от союзного слова

  Работа в парах, группах

                                       Что?

Кто может знать, что ждет меня?

                                     (А.С.Пушкин)

Что = подарок(сущ.) и т.д.

                                                                   КАК?

Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга

берегли. (А.Ахматова)

Как= надёжно (нар.) и т.д.

Работа с учебником. Прочитать статью, найти различия между союзами и союзными словами, кратко сделать запись.

ПРИЗНАКИ СОЮЗНЫХ СЛОВ:

1)_________________________________

___________________________________

2)_________________________________

___________________________________

3)_________________________________

___________________________________

ПРИЗНАКИ СОЮЗА:

1)________________________________

__________________________________

2)________________________________

__________________________________

                            в чём?

Я утром должен быть уверен,              с вами днем

увижусь я. (А.С.Пушкин)

                                     при каком условии?

                      б семейственной картиной пленился я

на миг единый, то, верно, кроме вас одной

невесты не искал одной. (А.С.Пушкин)

                  =                =          

Отчёт работы групп.

-Чем вам проведённая работа была полезна?

4. Закрепление. Применение новых знаний на языковом материале.

-Определите, союз или союзное слово употреблено в предложениях. С.сл. подчеркните как член предложения.

1. Знаю, что (событие) произошло. (с.сл.) – Знаю, что произошло важное событие (с.)

2. Не знаю, как (прямо ли)пройти к остановке. (с.сл.) – Мы видели, как к школе подошли ученики. (с.)

Проанализируйте свою работу и выберите одну из фраз:

) понял всё, готов к проверочной работе;

)не разобрался в …( продолжите фразу), разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;

) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем

5. Закрепление изученного материала.  (Предложения в маршрутных листах)

Работа по вариантам. (Подготовка к ГИА)

Вариант 1.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложноподчиненного предложения.

Когда мы подошли к дверям,(1) полковник отказывался,(2) говоря,(3) что он разучился танцевать. Но  все-таки,(4) улыбаясь,(5) закинув на левую сторону руку,(6) вынул шпагу из портупеи,(7) отдал ее услужливому молодому человеку и,(8) натянув замшевую перчатку на правую руку,(9) улыбаясь,(10) взял руку дочери и стал в четверть оборота,(11) выжидая такт. (Л.Н.Толстой. После бала)  

1,3

Вариант 2.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложноподчиненного предложения.

 Танцевал я больше с нею и не видал, (1) как прошло время. Музыканты уж с каким-то отчаянием усталости подхватывали все тот же мотив мазурки,(2) из гостиных поднялись уже от карточных столов папаши и мамаши,(3) ожидая ужина,(4) лакеи чаще забегали,(5) пронося что-то. Был третий час. Надо было пользоваться последними минутами. Я еще раз выбрал ее,(6) и мы в сотый раз прошли вдоль залы. (Л.Н.Толстой. После бала)

1

-Откройте свои сборники ОГЭ и определите № задания, которое мы сейчас с вами сделали.

6. Подведение итогов урока.

-Чем был полезен вам сегодняшний урок?

-Проанализируйте свою работу на уроке и выберите одну из фраз:

) понял всё, готов к проверочной работе;

)не разобрался в …( продолжите фразу), разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;

) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем

7. Домашнее задание:

-Какое бы д\з вы выбрали для себя?

1) знать признаки СПП

2) сборник ОГЭ: задание 12, варианты  1,3,4

3)  № 229   или  №230 (на выбор)  

                  ИЛИ    

         3)* № 228  и 227 (2)

-Что обозначает № задания, который выделяется синим цветом (задания повышенной сложности)

-Что вы должны сделать? (подготовить рассказ о Бодуэне де Куртунэ)

МАРШРУТНЫЙ  ЛИСТ (Ф.И.)____________________________________________________________

_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Вариант________

  1. Заполните схему  «Виды сложных предложений»

Сложные предложения

  1. Определите, к какому виду относятся следующие предложения. Выделите грамматическую основу.

      Вид предложения

1

2

3

4

5

1. Свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою.(А.С.Пушкин)    

2. Метели, ломящиеся в дверцы, с дороги меня не собьют. (А.Фатьянов)

3.Когда она играла в гостиной на рояле, я вставал и слушал. (А.И.Куприн)

4. В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле.(Чехов А.)

5. Посередине деревни был пруд, густо заросший камышом.

ТЕЛЕГРАММА  однокласснику__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

                                                                                             Оценка учителя

  1. Произведите морфемный разбор слова

1вар. И С С Л Е Д О В А Т Е Л Ь                                   2вар. Т Е О Р Е Т И К

  1. ИССЛЕДОВАТЕЛИ

Выполните задание и попробуйте объяснить, какие схемы используют для схематического изображения структуры СПП.

ЗАДАНИЕ:

) Определите вид схем по их расположению.

)Какие схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части с главной, а какие помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении СПП.

) В  каких схемах и как обозначается главная часть и придаточная.

)На что бы вы обратили внимание при составлении схем СПП?

4. ТЕОРЕТИКИ

Ответьте на вопросы и составьте рассказ о схемах СПП.

ВОПРОСЫ:

-Какие виды схем представлены в рубрике «Знайте и применяйте» на стр.123?

- В чём отличие вертикальных схем от горизонтальных?

- На что бы вы обратили внимание при составлении схем СПП?

  1. Составьте  схему  предложения:

 Когда она играла в гостиной на рояле, я вставал и слушал.

1вар. вертикальную схему

2вар. горизонтальную схему.

6.1. Перестройте простые  предложения в СПП и запишите получившиеся.

Метели, ломящиеся в дверцы, с дороги меня не собьют.

________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Посередине деревни был пруд, густо заросший камышом.

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

6.2.Составьте схемы этих предложений:

1вар. горизонтальные схемы

2 вар. вертикальные схемы.

Проанализируйте свою работу на данном этапе и выберите одну из фраз:

) понял всё, готов к проверочной работе;

)не разобрался в _____________________________________________________(продолжите фразу),

 разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;

) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем

  1. Учебник, стр.107-109. Составьте план рубрики «Теоретические сведения».  

_______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Рассмотрите предложения и определите, в чём отличие союза от союзного слова. Запишите в таблицу признаки союзных слов и союзов.

Примеры

В чём отличие союза от союзного слова?

 

                                              Что?

Кто может знать, что ждет меня?

                                     (А.С.Пушкин)

Что = подарок(сущ.) и т.д.

                                                                   КАК?

Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли. (А.Ахматова)

Как= надёжно (нар.) и т.д.

ПРИЗНАКИ СОЮЗНЫХ СЛОВ:

1)_________________________________

___________________________________

2)_________________________________

___________________________________

3)_________________________________

___________________________________

___________________________________

ПРИЗНАКИ СОЮЗА:

1)________________________________

__________________________________

2)________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

                            в чём?

Я утром должен быть уверен,               с вами днем

увижусь я. (А.С.Пушкин)

                                     при каком условии?

                      б семейственной картиной пленился я

на миг единый, то кроме вас одной невесты не искал. (А.С.Пушкин)

                  =                =          

9. Определите, союз или союзное слово употреблено в предложениях. С.сл. подчеркните как член предложения.

1. Знаю, что произошло.– Знаю, что произошло важное событие

2. Не знаю, как пройти к остановке.– Мы видели, как к школе подошли ученики.

Проанализируйте свою работу на данном этапе и выберите одну из фраз:

) понял всё, готов к проверочной работе;

)не разобрался в __________________________________________________________(продолжите фразу),

 разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;

) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем

10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложноподчиненного предложения.

Вариант 1. Когда мы подошли к дверям,(1) полковник отказывался,(2) говоря,(3) что он разучился танцевать. Но  все-таки,(4) улыбаясь,(5) закинув на левую сторону руку,(6) вынул шпагу из портупеи,(7) отдал ее услужливому молодому человеку и,(8) натянув замшевую перчатку на правую руку,(9) улыбаясь,(10) взял руку дочери и стал в четверть оборота,(11) выжидая такт. (Л.Н.Толстой. После бала)   ________________

Вариант 2. Танцевал я больше с нею и не видал, (1) как прошло время. Музыканты уж с каким-то отчаянием усталости подхватывали все тот же мотив мазурки,(2) из гостиных поднялись уже от карточных столов папаши и мамаши,(3) ожидая ужина,(4) лакеи чаще забегали,(5) пронося что-то. Был третий час. Надо было пользоваться последними минутами. Я еще раз выбрал ее,(6) и мы в сотый раз прошли вдоль залы. (Л.Н.Толстой. После бала)_______________________

Проанализируйте свою работу на уроке и выберите одну из фраз:

) понял всё, готов к проверочной работе;

)не разобрался в __________________________________________________________(продолжите фразу),

 разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;

) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем

  1. ТЕОРЕТИКИ. Изучите пункт 2 рубрики «Теоретические сведения» на стр.108 и определите, в чём отличие союза от союзного слова. Запишите в таблицу признаки союзных слов и союзов.

ПРИЗНАКИ СОЮЗНЫХ СЛОВ:

1)_____________________________________________________________________________________________________

2)_____________________________________________________________________________________________________

3)_____________________________________________________________________________________________________

ПРИЗНАКИ СОЮЗА:

1)____________________________________________________________________________________________________

2)____________________________________________________________________________________________________

3)____________________________________________________________________________________________________

9. Определите, союз или союзное слово употреблено в предложениях. С.сл. подчеркните как член предложения.

1. Знаю, что произошло.– Знаю, что произошло важное событие

2. Незнаю, как пройти к остановке.– Мы видели, как к школе подошли ученики.

Проанализируйте свою работу и выберите одну из фраз:

) понял всё, готов к проверочной работе;

)не разобрался в __________________________________________________________(продолжите фразу),

 разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;

) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем

10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложноподчиненного предложения.

Вариант 1. Когда мы подошли к дверям,(1) полковник отказывался,(2) говоря,(3) что он разучился танцевать. Но  все-таки,(4) улыбаясь,(5) закинув на левую сторону руку,(6) вынул шпагу из портупеи,(7) отдал ее услужливому молодому человеку и,(8) натянув замшевую перчатку на правую руку,(9) улыбаясь,(10) взял руку дочери и стал в четверть оборота,(11) выжидая такт. (Л.Н.Толстой. После бала)   ________________

Вариант 2. Танцевал я больше с нею и не видал, (1) как прошло время. Музыканты уж с каким-то отчаянием усталости подхватывали все тот же мотив мазурки,(2) из гостиных поднялись уже от карточных столов папаши и мамаши,(3) ожидая ужина,(4) лакеи чаще забегали,(5) пронося что-то. Был третий час. Надо было пользоваться последними минутами. Я еще раз выбрал ее,(6) и мы в сотый раз прошли вдоль залы. (Л.Н.Толстой. После бала)_______________________

Проанализируйте свою работу на уроке и выберите одну из фраз:

) понял всё, готов к проверочной работе;

)не разобрался в __________________________________________________________(продолжите фразу),

 разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;

) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Схемы СПП»

  1.                   ,             2.               .              3.                 .

                 каким образом?                             где?                                            какого?

                           .                                                  ,           ,            ,

          каким образом?                                где?                                           какого?

  1.  1         , 2 как  .  2. 1Куда  , 2        .      3.  1  ,  2 где   ,    .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Урок открытия нового знания.Расширение понятия о СП.Введение понятия "СПП"....

Урок-пресс-конференция «Журналисты о…сложноподчинённом предложении». Итоговый урок по теме «Сложноподчинённое предложение»

Урок-пресс-конференция по русскому языку «Журналисты о…сложноподчинённом предложении»Итоговый урок по теме «Сложноподчинённое предложение»Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о сложнопод...

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчинённые предложения». 9 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчинённые предложения». 9 классЦель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся по теме &l...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"

Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...

Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"

Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...