Занятие элективного курса. 9 класс. Сравнение как средство выразительности речи
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

В разработке представлены материалы элективного курса "Русская словесность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_elektivnogo_kursa.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие элективного курса «Русская словесность» в 9 классе

Тема. Сравнение как средство выразительности речи

Цели урока: познакомить учащихся со сравнением и его разновидностями, способами выражения, ролью в тексте; формировать умение использовать сравнение в своей речи; развить речь, воображение; вызвать интерес к языковым явлениям, к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Оборудование: таблица, словарь, репродукция картины И.И. Шишкина «На севере диком», репродукция пейзажей М.Ю. Лермонтова, учебное пособие Р.И. Альбетковой «Русская словесность» (9 класс)

Ход урока

I. Вводная беседа.

1.        О художественном стиле речи

Вспомните, какова основная функция этого стиля.

  • С какой целью создаются художественные тексты?
  • Какие языковые средства характерны для данного стиля?
  • Что в лингвистике называют тропами?
  • Какие виды тропов вам известны?

2. Обсуждение  эпиграфа к уроку: « Все познается в сравнении». ( Конфуций)                            

   Прочитайте эпиграф  к занятию. Что вы можете сказать об авторе слов?

—        Как вы его понимаете? (Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок и звуков, очертаний. Человек постоянно стремится что- то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие явлений — это помогает ему познать мир)

—        Как бы вы определили тему сегодняшнего урока?
(Записываем тему, работа по орфографии:
сравнение выровнять

(значение!), исключение — равнина.)

Итак, сегодня мы познакомимся с таким интересным средством выразительности речи, как сравнение. (Объявление целей занятия)

  1. О репродукции картины «На севере диком»
  • Посмотрите, пожалуйста, на репродукцию. Вспомните автора и название художественного полотна.

(И.И. Шишкин «На севере диком».)

  • А какие строки возникают в памяти?

На севере диком стоит одиноко / На голой вершине сосна,  

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим / Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой, / В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем / Прекрасная пальма растет.

—        Кто автор этих строк? (Конечно же, М.Ю. Лермонтов.)

Мы сегодня не просто узнаем о том, что такое сравнение, каково его строение, но и попытаемся понять, какова роль сравнения в художественном тексте.                          

А сделаем это на основе гениальных творений Лермонтова, о которых И.А. Андроников, известный литературовед, писал:

«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

II. Знакомство с понятием «сравнение».

1. Работа со стихотворением «На севере диком...»

  • Запишите строки Лермонтова (если возможно, по памяти). Проверьте себя. Объясните орфограммы и пунктограммы.
  • Какие средства выразительности присутствуют в тексте? (Инверсия, эпитеты, ассонанс, олицетворение.)
  • Укажите сравнение.

2.        Работа с толковым словарем

—        Посмотрите по Словарю русского языка СИ. Ожегова, что такое риза.

Риза — 1. Облачение, одежда священника - для богослужения (парчовая риза). 2. Оклад на иконе

  • Какова роль этого сравнения в тексте?
  • Как возникает это сравнение? (Основано на сходстве: сосна укутана снегом, как ризой белый цвет, серебро, великолепие...)
  • Многие лингвисты не относят сравнение к тропам, объясняя это тем, что в сравнениях значения слов не претерпевают изменений. Какова ваша точка зрения на данную проблему? (Если это выразительное, яркое, образное сравнение, как у Лермонтова, то происходит «приращение смысла», следовательно, это троп.)

3.        Работа с учебником «Русская словесность» Р.И. Альбетковой

  • Какое бы вы дали определение сравнению?
  • А какое определение дает учебник? Сравним
  • Запишите определение.

Сравнение — это один из приемов художественной речи, сопоставление двух предметов иди явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого.

Строение сравнения: «предмет» =»        «признаю)        <= «образ»

то, что        то, на основании        то, с чем сравнивается

сравнивается        чего сравнивается

III. Закрепление материала

1 .Найдите эти элементы в отрывке из произведения М.Ю. Лермонтова, назовите его.

                               Немного лет тому назад, /  Там, где, сливался, шумят,/

Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры,  / Был монастырь.

(Это поэма «Мцыри»; «предмет»  реки Арагва и Кура, «образ» сестры, «признак»родство.)

2. Почему так важно это сравнение в художественной ткани поэмы? (Мцыри ищет родственную душу. Сравнение с миром природы усиливает мотив одиночества героя.)

3.        Итак, сделайте вывод о роли сравнений. (Сравнения помогают точно, правильно выразить мысль, заставляют читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором.)

В сравнительном обороте часто находят место слова: как, словно, точно, похоже, будто, как будто и др. Сравнительный оборот обособляется.

4.        Сравнения широко используются в народно-поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. Народно-поэтические сравнения отличаются простотой, образностью и глубоким лиризмом. В основном это сравнения с миром природы: девушка сравнивается с березкой, лебедушкой; юноша — с соколом; зло — с коршуном и т.д.

Писатели, поэты очень широко используют прием народно-поэтического сравнения.

  • В каком произведении Лермонтова широко используется прием народно-поэтического сравнения? Почему? (В поэме «Песня про купца Калашникова».)
  • Для создания каких образов особенно широко использует Лермонтов народно-поэтические сравнения? (Царя, Алены Дмитриевны.)                             
  • Запишите по памяти портрет Алены Дмитриевны.

На святой Руси, нашей матушке,  / Не найти, не сыскать такой красавицы: /

Ходит плавно — будто лебедушка;  / Смотрит сладко — как голубушка; /

Молвит слово — соловей поет; / Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием.

  1. Как вы могли заметить, сравнение выражается по-разному. Какие языковые средства можно использовать для выражения сравнения, мы узнаем из учебника.
  2. Объясните, с помощью какого языкового средства выражено сравнение в следующих примерах. Вспомните, из каких произведений Лермонтова взяты отрывки.

И что за диво?.. издалека, / Подобный сотням беглецов,  /

На ловлю счастья и чинов /  Заброшен к нам по воле рока.

(Лексическое средство, «Смерть поэта»)

Пусть будет песнь твоя дика. Как мой венец,

Мне тягостны веселья звуки!

Я говорю тебе: я слез хочу, певец,

 Иль разорвется грудь от муки.

Страданьями была упитана она,

Томилась долго и безмолвно;

И грозный час настал — теперь она полна,

Как кубок смерти, яда полный.

(Синтаксическое средство, сравнительный оборот, «Еврейская мелодия», из Байрона.)

Как одинокая гробница  / Вниманье путника зовет,  /

Так эта бледная страница  / Пусть милый взор твой привлечет.

(Синтаксическое средство, сложноподчиненное предложение, «В альбом», из Байрона.)

—        Почему так часто Лермонтов обращается к поэзии Байрона?

7.        В чем особенность лермонтовского сравнения в следующем тексте?

Ах, Анна Алексеевна,

Какой счастливый день!

 Судьба моя плачевна,

 Я здесь стою как пень.

(Сравнение фразеологизм. Нет обособления!) Это четверостишие относится к жанру эпиграммы. Лермонтов, как и Пушкин, — мастер эпиграммы.

—        Знаете ли вы, что в русском языке более 140 фразеологических
сравнений? Вспомним некоторые из них: Он боится меня ...
(как огня.) Все идет... (как по маслу). Красив(как бог).Знать.(как свои пять пальцев). Не видать... (как своих ушей)

—        На чем основаны такие фразеологические сравнения? Почему, например, как с гуся вода, а не с курицы?

8.        Итак, в основе сравнения всегда должно лежать сходство, этого нельзя забывать. В противном случае сравнение окажется неудачным и не только не сделает речь выразительной, но, напротив, сделает ее смешной.

—        Какой важный вывод подтверждает это упражнение?

9.        Сравнения должны быть построены на сходстве признаков, но не получатся ли они одинаковыми, а значит, невыразительными? Например, я скажу: белый, как... (продолжите — снег) — образность проигрывает, ослабевает. Интересны сравнения новые, неожиданные, когда автор замечает что-то, чего никто не замечал. Сейчас мы с вами займемся творчеством.

—        Запишите предложения и продолжите их.

Листья налипли на стекла окна ... (как мокрые бабочки).

Ярко-оранжевый апельсин ... (как полуденное солнце).

 Редкий дождь ... (как длинные стеклянные нити).

Дороги расползлись во все стороны ... (как раки, когда их высыпали из мешка).

(В скобках даны цитаты из произведений К. Паустовского, Н.В. Гоголя.)

Следует обратить внимание на наличие и отсутствие запятой перед как.

Вывод: заметить что-либо необычное в предмете, найти яркое сравнение совсем не просто. Нужно пробудить воображение, фантазию.

10.        Иногда авторы сравнивают, казалось бы, совсем несравнимые предметы.

Например: 1.Подхалим подобен апельсину, потому что...

     2.Чувствительный человек подобен сосульке...

3.Мудрость, подобно черепаховому супу, ...

—        Попробуйте продолжить предложения. Здесь надо проявить остроумие.

Из таких сравнений складываются остроумные фразы, на них часто строятся шутки. Мастером таких фраз был Козьма Прутков.

11.               Работа с текстом

Давайте попробуем восстановить в тексте лермонтовские сравнения. В психологическом романе «Герой нашего времени» удивительные пейзажные зарисовки, не менее удивительные сравнения. Роман нам только предстоит изучить, а вот о любви Лермонтова к Кавказу, к «чудному миру тревог и битв», мы уже знаем. Кавказ — колыбель лермонтовской поэзии, здесь же его мятежная душа нашла успокоение 15 июля 1841 г. Вглядимся, вслушаемся в пейзажные зарисовки. (На доске репродукции картин М.Ю. Лермонтова кавказские виды.)

Вариант 1

Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного полного мглою ущелья, тянется ... (серебряною нитью) и сверкает,... (как змея своею чешуею) («Бэла»).

Вариант 2

На север поднимается Машук,... (как персидская шапка), и закрывает всю эту часть небосклона. А на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом...

Воздух чист и свеж,... (как поцелуй ребенка); солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..                      

—        Проверьте свои работы.

12.          Развернутые сравнения

—        Прочитайте материал  в учебнике.

  • Прочитайте стихотворение Лермонтова «Графине Ростопчиной». Что представляет собой это стихотворение?
  • Давайте попробуем развернуть сравнение

Тюльпан похож на факел...  Пустыня как море...

IV.        Итог занятия

  1. Составьте план занятия . Оправдан ли эпиграф сегодняшнего урока?
  2. Достигнута ли цель?
  3. Придумайте сравнение для сегодняшнего урока, запишите его в тетрадь.

V.        Домашнее задание.

  1. Найти в произведениях А.С. Пушкина три примера сравнений; объяснить, с помощью каких языковых средств они созданы.
  2. Подобрать оригинальные сравнения к указанным словам, составить с ними предложения: звезды, утренний рассвет, луна.
  3. Развернуть сравнение: озеро словно зеркало...
  4. Сравнение уместно и в научном стиле речи. Найдите в учебнике или в объяснении учителей физики, химии, биологии... сравнения, запишите их. С какой целью они используются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Лексические и морфологические средства художественной выразительности"

Результаты Единого Государственного Экзамена по русскому языку  и анализ выполнения заданий части «В» показали,  что выпускники плохо знают средства художественной выразительнос...

Сравнение как средство выразительности речи в произведении М.Пришвина "Кладовая солнца"

Данный урок полностью соответствует школьной программе по литературе за 6 класс. По содержанию этот урок можно отнести: К уроку теории по литературе, на котором ребята знакомятся с таким понятием ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"

Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...

Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»

      Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»...

Конспект урока элективного курса "Написание сочинения" в 10 классе на тему "Средства выразительности и их роль" .

Конспект урока элективного курса "Написание сочинения" в 10 классе на тему "Средства выразительности и их роль" ....

Элективный курс по русскому языку "Языковые выразительные средства"

Рабочая программа элективного курса по рускому языку 8 класс " Языковые выразительные средства"...