элективный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство владеть словом"
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему

Программа для 10 класса, которую можно менять по своему усмотрению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _elektivnyy_kurs_10_kl._iskusstvo_vladet_slovom.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ИСКУССТВО ВЛАДЕТЬ СЛОВОМ»

10  КЛАСС

Учитель русского языка и литературы

Заливена О.А.

        

2013 – 2014 уч. год

п.г.т. Стройкерамика

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Данная рабочая программа элективного курса по русскому языку «Искусство владеть словом» для 10 класса в объёме 34 часа (1 час в неделю) составлена на  основе программы элективного курса по русскому языку  «Искусство владеть словом» для профильной  подготовки учащихся 10-11  классов.  Автор – составитель: Н.В. Васильченко, Волгоград, 2008.

     Программа направлена на расширение таких дисциплин, как русский язык и литература, что позволяет удовлетворить интересы учащихся  за счет построения курса в логике ориентации фрагментов содержания предмета на практическую деятельность.

       С чего начинается первые шаги в журналистику? Может ли удачное написание школьного сочинения служить началом постижения одной из самых востребованных профессий в наш информационный век? Конечно, ведь принципы работы над сочинением такие же, как и принципы работы над любым текстом.

     Сочинение – тот вид деятельности учащихся, который оказывается одним из наиболее востребованных в эпоху развития глобальных коммуникаций.

     Сочинение – тот вид деятельности, который может и приучить и отучить думать. Шаблонные, удручающе правильные тексты, по сути, пересказ учебников и статей, - результат неумения активизировать мышление учащихся.

     Старшеклассники серьезно задумываются над своими способностями и склонностями. Полезно время от времени предлагать им роли писателей, критиков, издателей, журналистов и редакторов.

     Главная цель сочинения любого жанра – активизация творческого начала. Школа призвана давать учащимся необходимые навыки сочинения в художественных, публицистических и научных жанрах.

     Цель элективного курса –  раскрыть  творческие потенции учащихся, сформировать набор качеств, которыми должен обладать любой журналист,  формировать языковые, коммуникативные, лингвистические компетенции, развивать навыки логического мышления, расширять кругозор школьников, воспитывать самостоятельность в работе.

       Умение писать публицистические тексты важно не только для журналистов, работающих в печатных изданиях, но и для теле – и радиожурналистов, которые тоже пишут сценарии для своих будущих передач.

     Программа направлена на достижение следующих задач:

  • освоить культуру устной и письменной речи;
  • раскрыть особенности текста;
  • расширить и углубить знания о газетных жанрах сочинений;
  • научить старшеклассников понимать специфические особенности газетных жанров сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме, к данному материалу, к данному адресату;
  • привить учащимся старших классов авторское достоинство, которое пробуждает подлинный интерес к написанию сочинений газетных жанров, воспитывает ответственность за творческую работу.

     Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбирается задание части С (сочинение), что поможет при подготовке к  ЕГЭ.

Место курса в образовательном процессе.

      Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы  написать творческую работу, необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

     В результате изучения курса  учащиеся должны:

  • уметь писать сочинения в газетных жанрах;
  • уметь отбирать фактический и языковой материал для сочинения того или иного жанра;
  • учиться редактировать тексты сочинений;
  • уметь владеть навыками стилистической правки текста;
  • активно владеть жанрами сочинений, коммуникативно значимыми в учебной деятельности учащихся.

Методы и приёмы работы над курсом:

Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:

Репродуктивный (например, при повторении темы «Текст как речевое произведение»).

Продуктивный (например, при работе над темой «Рецензия», «Эссе» и др.).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  1. Рассказ учителя 
  2. Беседа
  3. Работа со словарями
  4. Анализ таблицы          

 Средствами реализации этих методов являются учебники, таблицы, тесты и т.п.

ПРОГРАММА

п/п

                Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение. Текст как  речевое произведение (повторение)

1ч.

2

Сочинение – это тоже текст

1ч.

3-4

Реферат как вид текста

2ч.

5

У каждого сочинения свой жанр (обзор)

1ч.

6-7

Репортаж

2ч.

8-9

Форма контроля: сочинение – репортаж

2ч.

10

Интервью

1ч.

11-12

Портретный очерк

2ч.

13

Путевой очерк

1ч.

14-15

Форма контроля: сочинение по картине

2ч.

16-17

Статья

2ч.

18-19

Эссе

2ч.

20-21

Форма контроля: сочинение в жанре эссе

2ч.

22-23

Рецензия

2ч.

24-25

Форма контроля: сочинение на литературное произведение

2ч.

26

Дневниковые записи

1ч.

27-28

Форма контроля: сочинение - дневник

2ч.

29-30

Сочинение – письмо

2ч.

31-32

Итоги

2ч.

33-34

Резервные уроки

2ч.

ВСЕГО:

34 часа

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Аудиторных

Вне-аудиторных

В т.ч. практическую деятель-ность

Введение. Текст как речевое произведе ние (повторение)

1ч.

1ч.

Сообщение (доклад) с использованием ключевых понятий, памяток и материала вводного раздела (о тексте, о типах речи, о стилях речи, о языковых средствах выразительности)

Сочинение – это тоже текст

1ч.

1ч.

1ч.

Составление памятки формулировки темы сочинения. Создание небольшого текста с использованием в нем в качестве цитаты 1-е предложение

Реферат как вид текста

2ч.

2ч.

1ч.

Написать реферат о новой книге по критической статье известного литературоведа

У каждого сочинения свой жанр (обзор)

1ч.

1ч.

Подготовить краткое сообщения по предложенному плану

Репортаж

2ч.

2ч.

1ч.

Составить памятку для пишущих репортажи; написать иронический репортаж о школьной жизни

Форма контроля: сочинение-репортаж

2ч.

2ч.

2ч.

Конкурсный отбор репортажей для школьной  газеты

Интервью

1ч.

1ч.

1ч.

Взять интервью у известного лица, подготовить сообщение по теме

Портретный очерк

2ч.

2ч.

2ч.

Подготовка информационного материала; сочинение-очерк на литературную  тему; сообщение по теме; анализ портретного очерка

Путевой очерк

1ч.

1ч.

Анализ текста в форме связного обоснованного высказывания типа рассуждения. Сочинение в жанре путевого очерка на литературную  тему

Форма контроля: сочинение по картине

2ч.

2ч.

2ч.

Сочинение по картине

Статья

2ч.

2ч.

1ч.

Подбор заголовка статьи, поиск в тексте языковых  средств

Эссе

2ч.

2ч.

1ч.

Подробный пересказ текста эссе

Форма контроля: сочинение в жанре эссе

2ч.

2ч.

2ч.

Сочинение в жанре эссе

Рецензия

2ч.

2ч.

1ч.

Написать рецензию

Форма контроля: сочинение на литературное  произведение

2ч.

2ч.

2ч.

Сочинение на литературную тему

Дневниковые записи

1ч.

1ч.

1ч.

Подбор дневниковых записей известных деятелей

Форма контроля: сочинение-дневник

2ч.

2ч.

2ч.

Сочинение-дневник

Сочинение-письмо

2ч.

2ч.

2ч.

Сочинение-письмо

Итоги

2ч.

2ч.

2ч.

Выпуск альманаха сочинений газетных жанров

Резервные уроки

2ч.

2ч.

ИТОГО:

34ч.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алдакаева Н. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку // Русский язык в школе. – 2001. - №6.
  2. Попкова Л.В. Из опыта обучения написанию сочинений // Русский язык в школе. – 2001. - №5.
  3. Карнаух Н.Л. Школьное сочинение: вопросы и ответы // Русская словесность. – 2000. - №5.
  4. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. – М., 2000.
  5. Трошина Р.Б. Сочинение как вид учебной работы и его оценка в современной системе школьного филологического образования // Русская словесность. – 2000. - №1.
  6. Трубина Л. Методика работы над сочинением // Литературная учеба. 2002. – кн.2.
  7. Щепина О. Анализ текста в 10 классе как форма подготовки к сочинению // Русский язык в школе. – 2002. - №2.
  8. Текст как речевое произведение / в кн.: Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: учебник-практикум для старших классов. – М., 2002.
  9. Союз волшебных звуков, чувств и мыслей: раздумья о школьном сочинении / сост. Г.М. Вялкова, Н.М. Сорокина. – Волгоград, 1992.
  10. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998.
  11. Иванова С.В. Обучение устному и письменному высказыванию: 9-10 кл. // Литература в школе. – 1999. - №6.
  12. Интернет - ресурсы.
  13. Русский язык. 10-11 классы: элективный курс «Искусство владеть словом» / авт.-сост. Н.В.Васильченко. – Волгоград, 2008.

Способы оценки  планируемых результатов:

Критерии оценивания

Баллы

1

Содержание сочинения

К 1

Формулировка проблем исходного текста

Обучающийся (в той или иной форме) сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1

Обучающийся не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К 2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная обучающимся проблема  прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы, в комментариях нет

2

Сформулированная обучающимся проблема прокомментирована, но без опоры на текст, или допущена 1 фактическая ошибка

1

Сформулированная обучающимся проблема не прокомментирована, допущено более 1 фактической ошибки

0

К 3

Отражение позиции автора исходного текста

Обучающийся верно сформулировал позицию автора, фактических ошибок нет

1

Позиция автора текста обучающимся сформулирована неверно или не сформулирована

0

К 4

Аргументация обучающимся собственного мнения по проблем

Обучающийся выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов)

3

Обучающийся выразил своё мнение по сформулированной проблеме, аргументировал его, но привёл только один аргумент

2

Обучающийся сформулировал своё мнение о проблеме, но не привёл аргументы

0

2

Речевое оформление сочинения

К 5

Смысловая цельность и последовательность изложения

Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, логические ошибки отсутствуют, в работе нет нарушений абзацного членения

2

Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка или 1 нарушение абзацного членения

1

В работе обучающегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, имеются 2 нарушения абзацного членения

0

К 6

Точность и выразительность речи

Работа обучающегося характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

2

Работа обучающегося характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи или есть нарушения точности выражения мысли

1

Работа обучающегося отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0

3

Грамотность

К 7

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

Допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3-4 ошибки

1

Допущено более 4 ошибок

0

К 8

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет ( или допущена 1 негрубая)

3

Допущено 1-3 ошибки

2

Допущено 4-5 ошибок

1

Допущено более 5 ошибок

0

К 9

Соблюдение языковых норм

Грамматических ошибок нет

2

Допущено 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

К 10

Соблюдение речевых норм

Допущено не более 1 речевой ошибки

2

Допущено 2-3 ошибки

1

Допущено более 3 ошибок

0

К 11

Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущены этические ошибки (1 и более)

0

К 12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют

1

Допущены фактические ошибки (1 и более)

0

Максимальное количество баллов за сочинение (К 1 – К 12)

23

Объём сочинения  - 150 слов и более. Сочинение объёмом менее 150 слов оценивается 0 баллов.

Отметка «5»  - 22-23б.

Отметка «4» - 20-21б.

Отметка «3» - 18-19б.

Отметка «2» - менее 18 б.

Образцы учебных материалов:

  1. Введение. Текст как речевое произведение (Повторение)

Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между предложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в тексте. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста.

Ключевые слова и выражения: микротема, абзац, зачин, цепная и параллельная связи, лексические и грамматические средства связи, словесная ткань.

  1. Сочинение – это тоже текст

Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах цитирования ( как сделать цитату частью текста). Разнообразие тематических сочинений. Объём сочинений.

Ключевые слова и выражения: прямая и косвенная речь, частичное цитирование, цитирование с помощью вводных слов, вводных предложений.

  1. Реферат как вид текста

Цель реферата. Требования к реферату.

Ключевые слова и выражения: реферировать, реферативный (журнал), реферативное (сообщение), референт, исходный текст, библиографические данные книги или статьи, слова- «скрепы», научная информация.

  1. У каждого сочинения – свой жанр (обзор)

Единство содержания и формы. Источник материала сочинений. Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?

Ключевые слова и выражения: авторы, авторское достоинство, произведение словесности.

  1. Репортаж

Репортаж – один из жанров публицистики. Содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «я».

Ключевые слова и выражения: комментатор, комментировать, репортёр, динамика, «эффект присутствия», документальная точность, достоверность.

  1. Интервью

Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности интервью. Интервью не просто беседа. В чём своеобразие языка интервью. Речевая ситуация.

Ключевые слова и выражения: интервьюер, интервьюировать, корреспондент, журналист, диалогическая речь, интервьюируемый (опрашиваемый), интервьюирующий (опрашивающий), речевой этикет, интервью-рассказ, интервью-беседа, интервью-зарисовка.

  1. Портретный очерк

Очерк документальный и недокументальный. Очерк проблемный и портретный. Сходство и их различие. Способы выражения позиции автора в очерке. Портретный очерк – один из видов очерка, широко распространенного публицистического жанра. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком.

Ключевые слова и выражения: публицистичность изложения, фактический материал, динамика, раскрытие темы в динамике, общественная значимость, портрет одного человека, коллективный портрет нескольких персонажей.

  1. Путевой очерк (путевые заметки)

Путевой очерк и путевые зарисовки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Назначение путевых заметок. Типы речи путевых заметок.

Ключевые слова и выражения: зарисовка, информативная речь, речь изобразительная: подлинный жизненный материал, рассказ о событии.

  1. Статья

Статья – объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Строение статьи. Языковые особенности статьи.

Ключевые слова и выражения: проблема, тезис, аргументы.

  1. Эссе

Эссе как разновидность очерка научного, исторического, критического, публицистического характера. Жанровые особенности эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.

Ключевые слова и выражения: впечатления, ассоциации, раздумья, размышления, афористичность, подчеркнутая субъективность, свободная композиция, оригинальный взгляд на предмет, отточенность формы.

  1. Рецензия

Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи в рецензии. Типы речи в рецензии. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Языковые средства в рецензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии.

Ключевые слова и выражения: рецензент, рецензия на книгу, клише, суждение, обоснование, объективный анализ, субъективная оценка.

  1. Дневниковые записи

Дневники великих людей. Дневник – литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневниковых записях. Особенности текста дневника.

Ключевые слова и выражения: творческая фантазия и воображение, заставка, личные записи.

  1. Сочинение – письмо

Виды сочинения – письма. Обязательные условия сочинения – письма. Письма великих людей. Языковые особенности сочинения – письма. Речевые формулы.

Ключевые слова и выражения: запись адресата, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания, приветствия, концовка письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи»

Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является более детальное рассмотрение жизни слова и фразеологизмов в языке, их влияние на функционирование  предложени...

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

Программа элективного курса по русскому языку в 9кл "Живое слово"

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Живое слово" рассчитана на 30 часов....

рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" (9 класс)

 Рабочая  программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, ...

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3»

Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3» составлена в соответствии с требованиями ...