Программа по русскому языку М.М.Разумовская 8 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему

Боброва Елена Владимировна

Рабочая программа по русскому языку  для 8 класса включает пояснительную записку и развернутое тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_rus_jaz_8.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

          Боброва Елена Владимировна

        Учитель русского языка и литературы

        МБОУ СОШ № 17 г. Петушки

Рабочая программа

по русскому языку

8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта (М.: Дрофа).

           При разработке курса учитывалась особая роль родного языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Важнейшая цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.

В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.

В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:

1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;

2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.

Особенность данной программы проявляется и в усилении внимания к развитию устной речи: реализуется системная работа, связанная с усвоением норм орфоэпии и формированием навыков выразительной устной речи (логическое ударение, интонация, темп и тембр речи).

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка. Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.

Важный аспект в обучении - формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Место предмета

         На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВОЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Анализ текста. Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный (смысловой), стилистический, типологический – включать в каждый из них анализ выразительных средств, характерных именно для данного аспекта рассмотрения текста – под углом зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи).

Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нем проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста; Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.

Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.

Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

        п о  о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;

        п о  м о р ф е м и к е  и  с л о в о о б р а з о в а н и ю: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, суффиксально-приставочный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;

        п о  л е к с и к е  и  ф р а з е о л о г и и: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;

        п о  м о р ф о л о г и и: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;

        п о  о р ф о г р а ф и и: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;

        п о  с и н т а к с и с у: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;

        п о  п у н к т у а ц и и: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Содержание тем учебного курса

О языке

Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Выдающиеся лингвисты: И. И. Срезневский.

РЕЧЬ

Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

Ж а н р ы  п у б л и ц и с т и к и: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея).

Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке).

Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?».

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов.

Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения.

Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием.

Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи. 

Синтаксис простого предложения

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений с сравнительными оборотами.

Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами.

Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.

Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика.

Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.

Односоставные простые предложения

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения.

Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы.

Культура речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений

Неполные предложения

Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения.

Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.

Предложения с однородными членами

Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бес союзов и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами.

Выдающиеся лингвисты:. Ф. Ф. Фортунатов.

Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и..., как..., так и... .

Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи..

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями

Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями.

Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи.

Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте.

Предложения с обособленными членами

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами.

Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.

Прямая и косвенная речь

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.

Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога.

Культура речи. Замена прямой речи косвенной.

Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

Распределение учебных часов по разделам программы:

Язык и речь – 3ч.

Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах – 3ч.

Орфография и морфология (повторение) – 7ч.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса – 5ч.

Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения – 12ч.

Односоставное простое предложение – 9ч.

Неполное предложение – 3ч.

Речь. Жанры публицистики. Репортаж – 12ч.

Предложения с однородными членами – 12ч.

Предложения с обращениями и вводными конструкциями – 11ч.

Предложения с обособленными членами – 16ч.

Прямая и косвенная речь – 8ч.

Резервные уроки – 4ч.

   

Контроль за уровнем обучения

    Контрольные работы – 11 ч.

 

Используемый учебно-методический комплекс

 «Русский язык. 8 класс». Авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др., М., Дрофа, 2012 г.

Календарно-тематическое планирование

Язык и речь (1ч)

3 ч/нед

Название темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

Изменение сроков

1

Русский язык в семье славянских языков

Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка

Иметь представление о месте русского языка среди славянских языков

Повторение и обобщение изученного в 5—7 классах (3 ч)

3 ч/нед

Название темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

Изменение сроков

2

Разновидности речи

Речь и её разновидности. Текст, его тема и основная мысль. Стили речи. Средства выразительности в художественной речи

Повторить изученное в разделе «Речь» в 5—7 классах. «Читать» таблицы и схемы. Строить высказывание на лингвистическую тему с опорой на таблицу и план ответа

3, 4

Контрольная работа № 1: изложение без концовки. Анализ изложения

Написать изложение, сохраняя композицию, тему, основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства. Закончить рассказ, сформулировав в заключении вывод, к которому пришёл автор, а вместе с ним — читатели

Орфография и морфология (повторение) (7ч)

3 ч/нед

Название темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

Изменение сроков

5

Буквы н и нн в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий

Разграничение имён прилагательных, причастий, наречий; опознавание и образование полных и кратких форм страдательных причастий; соотнесение конкретных суффиксов с определёнными группами слов; правописание суффиксов с буквами н и нн

Безошибочно разграничивать имена прилагательные, причастия, наречия; опознавать и образовывать полные и краткие формы страдательных причастий; соотносить конкретные суффиксы с определёнными группами слов; правильно писать суффиксы с буквами н и нн

6

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

Правописание не: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями

Закрепляются понимание и верное написание не: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями (такую группировку частей речи со слитным и раздельным написанием не учащиеся должны уметь аргументировать)

7

Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями

Не и ни с местоимениями и наречиями. Сходство различие в написании

Отчётливо осознавать сходство и различие в написании не и ни с местоимениями и наречиями, безошибочно писать данные группы слов

8

Употребление в тексте частицы ни

Употребление частицы ни для усиления отрицания, для передачи усилительно-обобщённого значения в придаточном предложении

Отрабатываются основные функции употребления частицы ни: усиление отрицания, усилительно-обобщённое значение в придаточном предложении

9

Употребление дефиса

Употребление дефиса в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах

Верно употреблять дефис в словах разных частей речи на основе знания правил дефисного написания в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах

10

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи на основе разграничения смысла слов, различия их лексического и грамматического значений, морфемного строения

Правильно писать данные слова на основе разграничения смысла слов, различия их лексического и грамматического значений, морфемного строения

11

Контрольная работа № 2: диктант

Определяется уровень усвоения закрепляемого материала и намечаются темы для дальнейшей тренировки

Речь (повторение) (2ч)

3 ч/нед

Название темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

Изменение сроков

12

Типы речи

Три типа речи

Написать небольшое домашнее сочинение «Легко ли быть молодым?» с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-образца; тип речи — рассуждение

13

Способы и средства связи предложений в тексте

Последовательный и параллельный способы связи предложений в тексте. Средства связи: лексический повтор, местоимения, синонимы, слова со значением «целое и его части» и др.

Определять способ и средства связи предложений в тексте

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (5ч)

3 ч/нед

Название темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

Изменение сроков

14—16

Словосочетание

Что такое словосочетание. Словосочетание и предложение. Три типа связи главного и зависимого слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания

Понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения. Вычленять из предложений словосочетания с разными типами связи (согласование, управление, примыкание). Правильно употреблять словосочетания в составе предложений. Проводить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний

17, 18

Предложение (общая характеристика)

Общая характеристика предложения

Характеризовать разные типы предложений: утвердительные и отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по количеству грамматических основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов. Правильно произносить термины русского языка (в основном из области синтаксиса), а также общеупотребительные слова

Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (12ч)

3 ч/нед

Название темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

Изменение сроков

19, 20

Интонация простого предложения

Понятие об интонации. Пауза, логическое ударение, мелодика, тон, темп, тембр голоса как основные элементы интонации

Знать, что такое интонация и её основные элементы. Проводить интонационную разметку текстов. Выразительно читать тексты, соблюдая интонационный рисунок каждого предложения и текста

21, 22

Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения

Главные члены предложения и их роль в простом двусоставном предложении. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения

Знать и пояснять функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащее; уметь находить и характеризовать подлежащее в предложении. Знать, что такое сказуемое; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении

23

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире и его отсутствие между подлежащим и сказуемым

Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи. Читать с правильной интонацией предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Различать тире и дефис и правильно их обозначать при письме

24

Правильное согласование главных членов предложения

Правильное согласование главных членов предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого (трудные случаи)

Правильно согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующие правила и учитывая в ряде случаев сосуществующие в литературной речи варианты согласования

25, 26

Второстепенные члены предложения, их функции. Определение

Второстепенные члены предложения, их функции. Определение согласованное и несогласованное и способы его выражения в предложении. Приложение как особый вид определения. Правильное употребление определений в речи

Знать и рассказывать о роли второстепенных членов в предложении. Знать, что такое определение, виды определений. Знать, что такое приложение; соблюдать правила написания приложений; правильно и уместно употреблять определения в речи

27

Дополнение

Дополнение прямое и косвенное и способы его выражения в предложении

Знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме

28

Обстоятельство

Обстоятельство. Разряды обстоятельств. Сравнительный оборот и его выделение на письме

Знать, что такое обстоятельство; знать разряды обстоятельств, способы их выражения. Правильно употреблять знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами

29

Порядок слов в предложении

Прямой и обратный порядок слов в простом предложении

Иметь представление о прямом и обратном порядке слов, о месте главных и второстепенных членов в предложении. Осознанно использовать порядок слов для большей выразительности речи

30

Контрольная работа № 3: диктант с дополнительными заданиями

Определить уровень усвоения темы

Речь. Жанры публицистики. Репортаж (4ч)

3 ч/нед

Название темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

Изменение сроков

31

Репортаж

Репортаж, его тематика, задачи речи

Иметь представление о данном жанре. Сопоставлять репортаж с информационной заметкой, замечая общее и различное. Учиться сжатию текста

32

Репортаж-повествование

Репортаж-повествование, его строение, характерные языковые средства

Иметь представление о композиции репортажа, об особенностях строения зачина, центральной части репортажа, его концовки; о языковых средствах для создания динамичности, «сиюминутности», экспрессивности повествования

33

Контрольная работа № 4: сочинение в жанре репортажа

34

Репортаж-описание

Репортаж-описание, его строение. Подготовка к домашнему сочинению-репортажу из музея, экскурсия по городу и т. п.

Сопоставлять и различать репортажи двух типов. Учиться создавать репортажи двух типов, подбирать к ним материал

Односоставное простое предложение (9ч)

3 ч/нед

Название темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

Изменение сроков

35

Виды односоставных предложений

Основные группы односоставных предложений

Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать и различать их виды: четыре глагольных и назывное

36, 37

Определённо-личное предложение

Определённо-личное предложение

Знать особенности употребления в речи определённо-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно, а также уместно употреблять их в собственных высказываниях

38—40

Неопределённо-личное предложение. Обобщённо-личное предложение

Неопределённо-личное предложение. Обобщённо-личное предложение

Знать, когда употребляются в речи неопределённо-личные предложения, какие формы имеет сказуемое; опознавать в тексте эти предложения, уметь использовать их в собственных высказываниях. Знать функцию обобщённо-личных предложений в речи, форму сказуемого. Опознавать данные предложения в речи и употреблять их в собственных высказываниях

41, 42

Безличное предложение

Безличное предложение

Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого; опознавать в тексте эти предложения и умело пользоваться ими в собственных высказываниях

43

Назывное предложение

Назывное предложение

Знать особенности употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего; опознавать в тексте и умело употреблять в собственной речи этот вид предложений. Сопоставлять изученные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям

Неполное предложение (3ч)

3 ч/нед

Название темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

Изменение сроков

44, 45

Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме

Неполное предложение. Оформление неполных предложений на письме

Понимать назначение неполных предложений в общении; опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях. Вырабатывать навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений при письме

46

Изложение (или сочинение по картине)

Использовать в речи односоставные предложения

Речь. Жанры публицистики (продолжение) (3ч)

3 ч/нед

Название темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

Изменение сроков

47

Статья

Статья в газету, понятие о жанре

Иметь представление о жанре. Работать с газетой, анализировать наиболее интересные статьи

48

Статья

Статья в газету. Строение текста

Анализировать композицию статьи, ведущий тип речи и сопутствующие типовые фрагменты, языковые средства воздействия на читателя

49

Контрольная работа № 5: изложение с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод

Конструировать отдельные части статьи: тезиса, вывода; подбирать аргументы и примеры для доказательства того или иного тезиса

Простое осложнённое предложение

Предложения с однородными членами (12ч)

3 ч/нед

Название темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

Изменение сроков

50—52

Понятие однородности членов предложения

Предложения с однородными членами (общая характеристика)

Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами. Овладевать интонацией перечисления. Иметь общее представление о пунктуации при однородных членах, соединённых бессоюзной и союзной связью. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающих слов. Различать (в пунктуационном оформлении) простое предложение с однородными членами, соединёнными неповторяющимся союзом и, да (-и) и сложное предложение с аналогичной связью

53—55

Средства связи между однородными членами предложения

Средства связи между однородными членами предложения. Сочинительная связь. Интонация перечисления

Знать особенности сочинительной связи и интонации перечисления. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные. Опознавать эти виды связи, грамотно интонировать соответствующие предложения. Безошибочно оформлять пунктуацию предложений с данными видами связи

56, 57

Однородные и неоднородные определения

Однородные и неоднородные определения

Понимать, что такое однородные и неоднородные определения; сопоставлять и различать однородные и неоднородные определения; грамотно оформлять их пунктуацию при письме

58

Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница»

Использовать однородные и неоднородные определения при описании картины, правильно употреблять знаки препинания при однородных членах

59, 60

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Простые предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения. Обобщающие слова до и после однородных членов

Знать особенности данной синтаксической конструкции, умело употреблять её в речи. Знать и корректно применять правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами

61

Контрольная работа № 6: диктант

Определить уровень усвоения темы «Однородные члены» для дальнейшей работы

Предложения с обращениями и вводными конструкциями (11ч)

3 ч/нед

Название темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

Изменение сроков

62, 63

Обращение

Однословное и неоднословное обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Произношение русских имён и отчеств

Повторить сведения об обращении. Углубить представление об этой конструкции за счёт осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функции). Характеризовать и использовать в речи синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Обобщать сведения о синтаксической роли имени существительного в форме именительного падежа и тренировать в определении функции этой словоформы: как обращения и как главного члена односоставного назывного предложения; подлежащего двусоставного приложения; сказуемого двусоставного предложения; приложения, употреблённого при подлежащем

64—68

Предложения с вводными конструкциями

Понятие вводности как речевой категории. Вводные слова, словосочетания и предложения. Группы вводных конструкций по значению

Познакомить с явлением вводности как речевой категории. Объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова. Познакомить с основными группами вводных слов по значению, учиться опознавать слова этих групп в предложении, тексте. Выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности. Опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами. На основе семантико-грамматического анализа сопоставлять и отличать вводное слово от омонимичного члена предложения (видно, к счастью, может, вправо и т. п.)

69, 70

Вставные конструкции

Вставные конструкции и их отличие от вводных слов и предложений. Предложения с междометиями и словами да, нет

Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений. Опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними и расставлять знаки препинания на письме. Совершенствовать умение опознавать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями и словами да, нет

71, 72

Контрольная работа №7: диктант

Определяется уровень усвоения темы «Вводные и вставные конструкции»

Предложения с обособленными членами (16ч)

3 ч/нед

Название темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

Изменение сроков

73, 74

Понятие обособления второстепенных членов предложения

Обособление второстепенных членов предложения в простом предложении. Сущность и условия обособления. Интонационные и пунктуационные особенности таких предложений

Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании. Характеризовать разные признаки обособленных оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные. Совершенствовать умение опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами

75—79

Обособленные определения и приложения

Обособленные определения и приложения. Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения

Повторить и обобщить сведения об определении как второстепенном члене и его разновидностях. Знать основные условия обособления определений и приложений и применять знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать причастия, причастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях, содержащих эти категории. Дать представление об изобразительно-выразительной функции обособленных определений в художественной речи. Знать особенности интонации предложений с обособленными определениями, учиться составлять схемы таких предложений и правильно произносить подобные высказывания

80

Контрольная работа № 8: диктант

Определить уровень усвоения темы «Обособленные определения и приложения»

81—84

Обособленные обстоятельства

Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств. Особенности их употребления в устной и письменной речи. Предупреждение и исправление соответствующих ошибок

Повторить и обобщить сведения об обстоятельстве как второстепенном члене и разных способах его выражения. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах. Применять эти знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать деепричастия, деепричастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с ними. Иметь представление об изобразительно-выразительной функции обособленных обстоятельств в художественной речи. Совершенствовать умение интонационного анализа предложений с обособленными членами. Сопоставлять обособленные и необособленные члены предложения

85, 86

Уточняющие члены предложения

Уточняющие члены предложения. Их смысловые и интонационные особенности

Иметь представление об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Учить опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания

87, 88

Контрольная работа №9: диктант

Определить уровень усвоения темы «Уточняющие члены предложения»

Речь. Жанры публицистики (продолжение) (5ч)

3 ч/нед

Название темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

Изменение сроков

89

Портретный очерк

Портретный очерк; общее представление о жанре

Иметь представление о жанре портретного очерка. Читать и анализировать тексты-образцы

90

Портретный очерк:

Портретный очерк: его композиция, используемые в нём типы речи и языковые средства

Анализировать тексты образцы, тренироваться в построении отдельных фрагментов очерка

91

Контрольная работа № 10: сочинение в жанре портретного очерка

При подготовке к домашнему сочинению ответить на вопросы: 1) о ком будете писать; 2) чем интересен этот человек; 3) какую черту характера будете подчёркивать?

92, 93

Урок-деловая игра «Мы делаем газету»

Проводится в форме группового обучения

Прямая и косвенная речь (8ч)

3 ч/нед

Название темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

Изменение сроков

94—96

Прямая речь и её оформление

Прямая и косвенная речь. Их оформление на письме. Схемы предложений с прямой речью и диалогом

Знать, что такое прямая речь. Правильно оформлять прямую речь и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью

97, 98

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной

Косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью

Иметь представление о косвенной речи. Правильно трансформировать предложения (фразы) с прямой речью в косвенную и наоборот

99

Цитаты и их обозначение

Цитирование. Способы включения цитат в высказывание

Иметь представление о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи

100, 101

Итоговый контрольный диктант № 11 с дополнительными заданиями и его анализ

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5-х классов к учебнику Разумовской М.М.

Настоящая программа реализует системно-деятельностный подход и разработана с учетом реализации междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий» (УУД); «Формирование ИК...

Рабочая программа по русскому языку для 6-го класса по учебнику М.М.Разумовской ( ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку для 6-го класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения на основе авторской Программ...

Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по учебнику М.М.Разумовской ( ФГОС)

Настоящая программа  составлена  на основе   программы по русскому языку 5-9 классы к УМК под редакцией  М.М. Разумовской (М., Дрофа, 2013г.)...

Рабочая программа по русскому языку для 9-го класса 3 часа по программа М.Разумовской

Данная рабочая программа на 3 часа,один из которых шк,позволит учителю грамотно спланировать подачу нового материала за курс 9-го класса.Здесь запланированы уроки подготовки к ОГЭ....

Рабочая программа по русскому языку для 8-го класса по программе М.Разумовской

Каждый учитель стремится создать рабочую программу в соответствии с требованиями .Федерального стандарта .В данной программе имеются все необходимые разделы....

Рабочая программа по русскому языку в 6 б классе по программе М.М.Разумовской

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе. 7 часов...