Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание НЕ с именами существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода. Задачами урока являются развитие коммуникативной компетенции, формирование лингвистической и языковой компетенции, развитие регулятивных умений. На уроке применяются разные способы формирующего оценивания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_ne_s_imenami_sushchestvitelnymi.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6Г

Тема: Правописание НЕ с именами существительными

 Тип урока: урок усвоения новых знаний

 Оборудование:  мультимедийное оборудование, видеопрезентация, опорные карточки, тест, файлы с исследовательским заданием.                

 Задачи урока:

-развивать коммуникативные умения, а именно:                                          

формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему;

осуществлять речевое взаимодействие в паре;

создавать собственные тексты на заданную тему;

активно слушать художественную речь;

-формировать лингвистическую и языковую компетенцию:

 знать правило о правописании не с существительным;

 уметь с помощью алгоритма применять данное правило на практике;

 повторить орфограмму «Не с глаголом», правило об имени существительном;

-воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.

        Ход урока

                                       

1.Оргмомент

Сегодня мы будем решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «Слово - дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Эпиграф урока).               

2.Лингвистическая разминка « Да-нетка »

Вот навык владения словом и поможет вам справиться с лингвистической разминкой, которая называется «Да-нетка». Правила этой разминки таковы: я загадала правило, а вы попытаетесь отгадать его, задавая наводящие вопросы, которые должны  быть  сформулированы таким образом, чтобы я могла ответить словами «да» или «нет». Задавайте мне вопросы. (Ученики задают учителю вопросы.  Например.

1.Это правило мы учили в 5 классе?- Да.

 2.Это правило о правописании слов?- Нет.

 3.Это правило о частях речи?- Да.

 4.Это правило об имени существительном?- Да.)

 

Одной из эффективных стратегий оценивания в ходе урока является постановка вопросов. Вопросы, которые составляют учащиеся, позволяют оценить стартовые позиции детей.

3.Актуализация знаний

А теперь давайте вспомним, что же такое имя существительное.

У вас на партах лежат карты понятий. Заполните пустые рамки.

Имя существительное

А теперь прокомментируйте получившиеся карты.

Учитель оценивает работу в баллах по критериям:

1 балл за каждую правильную связь;

5 баллов за каждый правильно установленный уровень;

1 балл за каждый пример.

 Знание правила об имени существительном нам нужно для того, чтобы уметь отличать существительные от других частей речи.

Это умение мы проверим, выполнив устный распределительный диктант.   ( Слайды № 2,3  презентации).

Прочитайте внимательно слова. (По щелчку изображение выцветает).

Но что это? Что случилось с изображением? Ребята, там ошибка!

Ловите её! (Приём «Лови ошибку»)        

«Негодовать» надо писать слитно.

Почему?

Это глагол, который не употребляется без не.

(Щелчок мышью).

Задание: разделите слова на две группы по частям речи.

(Учащиеся выполняют задание).

1.Какие части речи вам встретились? (Существительные и глаголы).

2.Назовите существительные.

3.Назовите глаголы.

4.Как пишется не с глаголом.

(Слайд №3).

Важной техникой формирующего оценивания выступает наблюдение. Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение.

4.Целеполагание

Итак, знание правила об имени существительном и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: «Не с существительными». Запишите её в тетрадь.

Ход наших мыслей запишем в «Мыслительный лист», который состоит из трёх граф: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а)». (Слайд № 4)

В графе «Знаю» дано правило, на которое мы сегодня будем  опираться. Это правило о написании не с глаголом.

В графе «Хочу узнать» сформулирован вопрос дня: «Когда не с существительным пишется слитно, а когда - раздельно».

В графе «Узнал(а)» мы запишем ответ на этот вопрос.

5.Но вначале предлагаю вам выполнить словарную работу.

Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников).

Давайте уточним. (Слайд № 5  презентации).

Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение. А теперь составьте с ними словосочетания или предложения (по выбору).

6.Изучение нового материала.

Как вы думаете, ребята, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся слитно? (Потому что не употребляются без не).

Правильно! Вот мы и вывели первое правило.

        

 Читаем в «Мыслительном листе» первое правило и проговариваем его:

 не с существительным пишется слитно, если не употребляется без не.

Но в русском языке есть ещё  и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас расскажу сказку, а вы постараетесь найти эти слова.

                   Грамматическая сказка

В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без  «не», жили в одной стране просвещённые люди – вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева - Ряха, аккуратистка в высшей степени…

Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, поладки и урядицы, - когда всё хорошее может употребляться без «не» и поэтому остаётся хорошим?..

Какие слова вы услышали? ( Неряха, негодяй и др.).

Как они пишутся с не?

Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Как мы должны написать слово (не)нависть? Почему?

Физминутка

Когда я буду говорить неправильно, вы будете подниматься с мест.


- Существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает действие предмета
.(Встали)
- Существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.(Сели)
- Существительные бывают только 1 и 2 склонения.(Встали)

-Имена существительные шахматы, сутки, ножницы имеют форму только множественного числа.(Сели)

-Имя существительное тюль относится к мужскому роду.(Сели)
-Имя существительное кофе относится к среднему роду. (Встали)

-Имена существительные пенальти, кофе относятся к мужскому роду.(Сели)

-Имена существительные иноязычного происхождения, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный будут склоняться.(Встали)

7.Исследовательская работа

А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?». Работать будете в парах.

Исследовательское задание (уровень А)

1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком – раздельно?»

2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй - раздельно?

Впереди был неприятель (враг).

Друг познаётся в несчастье (беде).

Он тебе не приятель, а враг.

Не счастье, а беда подстерегала путников.

3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.

                               Исследовательское задание (уровень Б)

1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»

2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?

Впереди был неприятель (враг).

Друг познаётся в несчастье (беде).

Он  тебе не приятель, а враг.

Не счастье, а беда подстерегала путников.

3. В помощь тебе опора-напоминание:

неприятель-враг, несчастье-беда (это синонимы, то есть слова, близкие по значению);

приятель-враг, счастье-беда (это антонимы, то есть слова с противоположным значением).   

 

Исследовательское задание (уровень В)

   1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»

   2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?»

Впереди был неприятель (враг).

Друг познаётся в несчастье (беде).

Он  тебе не приятель, а враг.

Не счастье, а беда подстерегала путников.

3.Попробуй привести свои примеры.

Лист контроля 

Не с существительными пишется слитно, если его можно заменить ………………….. или ………………....................................................

Например:………………………………………………………………

Не с существительным пишется раздельно, если в предложении есть ……………………………. с союзом ….

Например: ………………………………………………………………

        

Перед вами  задания. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос. А вот пути решения у вас могут быть разные.

Если  вам помощь не нужна, то  возьмите задание  с зелёным кружком.

Если – с жёлтым, вам будет дана небольшая подсказка.

Если - с красным, то в помощь вам даётся учебник.

Внимание! На мониторе - порядок ваших действий, то есть алгоритм. (Слайд № 6 презентации). Время работы-7-10 минут.

Обсуждение итогов исследовательской работы

Работа окончена. К каким же выводам вы пришли?

 

- Когда же не с существительным пишется слитно? (Когда его можно заменить синонимом.) (Открыть второй пункт в « Мыслительном листе»).

- Приведите примеры.

- Когда не с существительным пишется раздельно? (Когда в предложении есть антонимы, то есть противопоставление, и союз а).

-Приведите примеры. (Открыть третий пункт в «Мыслительном листе»).

Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике. Прочитаем правило вслух.

К правильным выводам мы пришли?

А теперь проведем «Самооценку совместной работы». Заполните бланк «Самооценка совместной работы». Ученикам предлагается не выбирать готовый ответ, а формулировать его в развернутом виде. Это позволяет ученику осознать то, как он участвовал в разработке плана исследования: насколько был продуктивен, успешен, принят группой и полезен. Работа с этой методикой помогает формировать как коммуникативные умения учащихся, так и навыки решения проблем и планирования своей деятельности.

8.Систематизация знаний с помощью алгоритма

Итак, знания мы добыли, теперь приведём их в систему. Для этого используем алгоритм. (Слайд № 7 презентации).

9.Применение алгоритма на практике

Попробуем применить его в работе. На доске даны предложения. Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов с не. Запишите предложения.

1)Ум определяется (не) возрастом, а головой.

2)Каждая (не)удача прибавляет ума.

3)(Не)вежество - орудие невежды.                     

10.Тест на первичное усвоение материала по теме

                         «Не с существительными»

А теперь проверим, как вы усвоили материал с помощью теста. Вы можете выбрать уровень сложности. Кто уверен в своих силах, смело выполняйте весь тест. Кто сомневается, может выполнить задания группы А и Б или только группы А. Время выполнения 5-7 минут.

Тест на первичное усвоение материала

по теме «Не с существительными»

А1  Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

1 .Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

  1. Полная (не)лепица.
  2. Причины (не)успеваемости.

А2  Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

  1. Прилив (не)нависти.
  2. (Не)знание предмета.
  3. Жизнь красна (не)днями, а делами.

А3  Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

  1. Видно (не)ряху по грязной рубахе.
  2. Говорить (не)правду некрасиво.
  3. Говорить (не)правду, а ложь.

Б  Не с существительными пишется раздельно.

  1. (Не)везение преследовало меня.
  2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
  3. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

В   Не с существительными пишется раздельно.

  1. Учение - красота, а (не)учение - слепота.
  2. Сила с (не)правдою не уживаются.
  3. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

Закончили работу. Проверьте себя. (Слайд № 8 презентации).

Кто правильно выполнил всю работу?

Кто сделал одну ошибку?

Значит, нам ещё есть над чем работать.

     

11.Творческая работа 

Сейчас нам предстоит творческая работа, которую мы начнём со стихотворения «Устная речь» В. Шефнера . (Учитель выразительно читает стихотворение).

        Гаснет устная словесность,

        Разговорная краса.

        Отступают в неизвестность

        Речи русской чудеса.

        Сотни слов, родных и метких,

        Сникнув, голос потеряв,

        Взаперти, как птицы в клетках,

        Дремлют в толстых словарях.

        Ты их выпусти оттуда,

        В быт обыденный верни,

        Чтобы речь - людское чудо-

        Не скудела в наши дни.

Ребята, посмотрите: и эпиграф к уроку, и это стихотворение  учат нас правильно пользоваться тем бесценным даром, которым мы владеем – словом. Вот мы сейчас и попробуем создать собственный текст.                                               

Составьте  связный текст (2-3 предложения) или 2-3 отдельных предложения на тему «Как вести беседу», используя опорные слова: (не)точность в выражении мыслей, (не)приветливость в обращении, слово - (не)воробей… 

Время выполнения 5-7 минут. (Слайд № 9  презентации).

Проверка выполнения творческого задания.

Используем анализ как способ осуществления формирующего оценивания.

Учитель просит учеников отметить то, что показалось им наиболее удачным в работе, что по их мнению, можно было улучшить. После этого предлагает детям внести свои предложения по улучшению. В завершении учитель высказывает свое мнение, отмечает прогресс, достигнутый в данной работе по сравнению с предыдущими работами.                

12.Подведение итогов

Делаем вывод. Обратимся в наш мыслительный лист.

1)Что мы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

 (Когда не с существительным пишется слитно, а когда – раздельно).

2)Дайте полный ответ на этот вопрос.

Техника оценивания «Мини-обзор»

Учитель просит учеников на бумаге ответить на вопросы:

1.Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?

2.Какой момент остался наименее ясным?

На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников.

13.Оценки

14.Информация о домашнем задании

-составить тест на изученное правило (10 вопросов)

Методика «Составление тестов»

Удачные вопросы будут использованы в проверочной работе по теме, а неудачные послужат материалом для критической оценки.

 

Анализ эффективности применения техники формирующего оценивания

На разных этапах урока были использованы следующие способы формирующего оценивания:

1. Методика «Составление тестов»

2. Техника оценивания «Мини-обзор»

3. Анализ как способ осуществления формирующего оценивания.

4 «Самооценка совместной работы».

5. Наблюдение.

6. Карта понятий.

7. Постановка вопросов.

С помощью этих способов были решены ряд задач данного урока:

-развивать коммуникативные умения;

-формировать лингвистическую и языковую компетенцию:

 повторить орфограмму «Не с глаголом», правило об имени существительном.

По мнению участников мероприятия, такое оценивание имеет  ряд преимуществ:

1. Обеспечивает обратную связь, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент.

2.Управляет вниманием учеников.

3. Мотивирует учеников активно включаться в свое учение.

Вывод: рекомендовать техники формирующего оценивания для применения на уроках русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...