Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему: «Выразительные средства языка»).
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему: «Выразительные средства языка»)
Учитель русского языка и литературы Марчук Н. А.
Русский язык в умелых руках и опытных устах красив,
певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. И. Куприн
Цели урока:
- Систематизировать знания об изобразительно-выразительных средствах языка.
- Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
- Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, логически верно излагать свои мысли, развивать образное мышление, создавать условия для развития коммуникативных навыков.
- Развитие системы ценностных отношений к родному языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
II. Вступительное слово.
Добрый день, ребята. Рада видеть вас на своём уроке. Сегодня мы с вами будем говорить о выразительных средствах языка. В апреле, на вашем первом испытании, вы покажете, чему научились за 8 лет школьной жизни, а сегодня мы будем говорить о подготовке к сочинению на лингвистическую тему, об изобразительно-выразительных средствах языка.
Для того, чтобы правильно и грамотно проанализировать текст, нужно знать, какие языковые средства придают тексту выразительность, создают образность речи. Нужно уметь анализировать языковые особенности текста,
правильно классифицировать изобразительно-выразительные средства языка и определить их функции в тексте
III. Классификация изобразительно-выразительных средств языка.
Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают художественно - изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, фразеологизмы и т. д.
Какие из них вы знаете? Что они обозначают?
IV. Готовясь к сочинению о выразительных средствах языка, нельзя не остановиться на задании № 3 теста, в котором нужно найти средства речевой выразительности. СЛАЙД № 2.
- Я предлагаю вам выполнить тестовое задание №3.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
- Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.
- Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары.
- Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок!
- Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!
V. Работа с текстом.
Перед вами текст, мы должны внимательно прочитать его «с карандашом в руках», отмечая важные для нас, нужные по нашему мнению, словосочетания и предложения. СЛАЙД № 3,4
- Из какого произведения данный отрывок?
- Что испытывали все присутствующие, когда слышали звуки музыки и видели танец бабушки и Цыганка? (Восхищение, радость, счастье, в душе у каждого был праздник).
- Бабушка Акулина Ивановна была для Алёши самым дорогим и близким человеком, учила его быть добрым, смелым, она была талантливой сказительницей. Алёша наблюдал за тем, как она относится к Цыганку, мастеру Григорию, восхищался её смелостью во время пожара и радовался вместе с ней на празднике.
- Ищем в тексте средства речевой выразительности.
Эпитеты: дядя кудрявый, встрёпанный (2); чувство печальное, беспокойное (5); добрая, приветливая улыбка(25); бабушка буйно красива и мила (27).
Эпитеты в предложениях усиливают выразительность, образность языка, придают ему гибкость, живость, передают психологическую атмосферу, настроение, внутреннее состояние человека, помогают объяснить его поступки, с их помощью слово обретает красочность и насыщенность.
Фразеологизм: глаз не отвести (27) Придают речи яркость и выразительность, усиливают наглядность и образность текста, передают авторские чувства и оценки.
Сравнения: вертелся волчком (2); изогнув шею, точно гусь (4); Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая (9); Цыганок огнём пылал, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья (11); метался золотым стрижом (12); шёл, словно горел и плавился (12); плыла по полу бесшумно, как по воздуху (22); бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то (23).
Сравнения повышают эмоциональную выразительность текста, создают яркий незабываемый образ.
Олицетворения: музыка бежала торопливым ручьём (5); самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары (6).
Олицетворения придают яркость и красочность речи, создают живое представление о предмете.
Давайте сравним два текста, изображённые на доске. Посмотрите, какой он яркий, красочный, таким его делают изобразительно-выразительные средства не только на экране, но и в жизни.
Перед нами примеры высказываний лингвистов о выразительных средствах языка, смысл которых нужно раскрыть в сочинении на лингвистическую тему. СЛАЙД № 10
VI. Текст и сочинение к нему. СЛАЙДЫ № 11, 12
VII. Подведение итогов урока.
Презентация в формате Adobe Acrobat открывается двойным кликом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ОГЭ по русскому языку ( сочинение на лингвистическую тему)
Презентация и план сочинения на лингвистическую тему с комментариями и речевыми оборотами....
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 11-х КЛАССОВ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ . (Задание С2 - Сочинение)
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 11-х КЛАССОВ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ . (Задание С2 - Сочинение)...
Конспект открытого урока русского языка в 6-м классе по теме: «Подготовка к написанию словарного диктанта».
Работа по подготовке к написанию словарного диктанта....
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку для 10 классов "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА"
Курс факультатива рассчитан на 1 час в неделю, 35 часов в год...
Доклад на тему «Особенности организации подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку»
Доклад представляет собой опыт работы учителя русского языка при подготовке к Государственной итоговой аттестации в 9 классе...