Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему: «Выразительные средства языка»).
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Марчук Нина Александровна

Подготовка  восьмиклассников к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege.docx443.37 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему:   «Выразительные средства языка»)

                             Учитель русского языка и литературы Марчук Н. А.

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив,

певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн

Цели урока:

  1. Систематизировать  знания об изобразительно-выразительных средствах языка.
  2. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
  3. Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать,  логически верно излагать свои мысли, развивать образное мышление, создавать условия для развития коммуникативных навыков.
  4. Развитие системы ценностных отношений к родному языку.

Оборудование:  мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.

Ход урока:

I.    Организационный момент.  Сообщение темы и цели урока.

II.    Вступительное слово.

       Добрый день, ребята. Рада видеть вас на своём уроке. Сегодня мы с вами будем говорить о выразительных средствах языка. В апреле, на вашем первом испытании, вы покажете, чему научились за 8 лет школьной жизни, а сегодня мы будем говорить о подготовке к сочинению на лингвистическую тему,  об изобразительно-выразительных средствах языка.

Для того, чтобы правильно и грамотно проанализировать текст, нужно знать, какие языковые средства придают тексту выразительность, создают образность речи. Нужно уметь анализировать языковые особенности текста,

 правильно классифицировать изобразительно-выразительные средства языка и определить их функции в тексте          

  III.  Классификация изобразительно-выразительных средств языка.  

Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают  художественно - изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, фразеологизмы и т. д.  

Какие из них вы знаете? Что они обозначают?

IV.  Готовясь к сочинению о выразительных средствах языка, нельзя не остановиться на задании № 3 теста, в котором нужно найти средства речевой  выразительности.  СЛАЙД  № 2.

 - Я предлагаю вам выполнить тестовое задание №3.

  3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  1. Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.
  2. Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары.
  3. Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок!
  4. Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!

V. Работа с текстом.

      Перед вами текст, мы должны внимательно прочитать его «с карандашом в руках», отмечая важные для нас, нужные по нашему мнению, словосочетания и предложения.  СЛАЙД № 3,4

    - Из какого произведения данный отрывок?

    - Что испытывали все присутствующие, когда слышали звуки музыки и видели танец бабушки и Цыганка? (Восхищение, радость, счастье, в душе у каждого был праздник).

     - Бабушка Акулина Ивановна была для Алёши самым дорогим и близким человеком, учила его быть добрым, смелым,  она была талантливой сказительницей. Алёша наблюдал за тем, как она относится к Цыганку,  мастеру Григорию, восхищался её смелостью во время пожара и радовался вместе с ней на празднике.

         -  Ищем в тексте средства речевой выразительности.

 Эпитеты: дядя кудрявый, встрёпанный (2); чувство печальное, беспокойное (5); добрая, приветливая улыбка(25); бабушка буйно красива и мила (27).

     Эпитеты в предложениях усиливают выразительность, образность языка, придают ему гибкость, живость, передают психологическую атмосферу, настроение, внутреннее состояние человека, помогают объяснить его поступки, с их помощью слово обретает красочность и насыщенность.

      Фразеологизм: глаз не отвести (27) Придают речи яркость и выразительность, усиливают наглядность и образность текста, передают авторские чувства и оценки.

      Сравнения: вертелся волчком (2); изогнув шею, точно гусь (4); Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая (9); Цыганок огнём пылал, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья (11); метался золотым стрижом (12); шёл, словно горел и плавился (12); плыла по полу бесшумно, как по воздуху (22); бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то (23).

    Сравнения  повышают эмоциональную выразительность текста, создают яркий незабываемый образ.

    Олицетворения: музыка бежала торопливым ручьём (5); самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары (6).

    Олицетворения придают яркость и красочность речи, создают живое представление о предмете.

      Давайте сравним два текста, изображённые на доске. Посмотрите, какой он яркий, красочный, таким его делают изобразительно-выразительные средства не только на экране, но и в жизни.

      Перед нами примеры высказываний лингвистов о выразительных средствах языка, смысл которых нужно раскрыть в сочинении на лингвистическую тему. СЛАЙД № 10

  VI. Текст  и сочинение к нему. СЛАЙДЫ № 11, 12  

VII.    Подведение итогов урока.

Презентация в формате Adobe Acrobat открывается двойным кликом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ОГЭ по русскому языку ( сочинение на лингвистическую тему)

Презентация и план сочинения на лингвистическую тему с комментариями и  речевыми оборотами....

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 11-х КЛАССОВ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ . (Задание С2 - Сочинение)

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 11-х КЛАССОВ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ . (Задание С2 - Сочинение)...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Доклад на тему «Особенности организации подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку»

Доклад представляет собой опыт работы учителя русского языка при подготовке к Государственной итоговой аттестации в 9 классе...