Урок литературы "Робинзон Крузо"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Урок литературы "Робинзон Крузо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Д. ДЕФО. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Цели урока:

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, уважающей человека, его возможности и способной к восприятию и осмыслению произведений искусства, формированию гуманистического мировоззрения учащихся.

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к литературе эпохи Просвещения, а также к такому жанру в мировой литературе, как "робинзонада". Помогать развитию речевых навыков, навыков сравнительно-сопоставительного анализа. Способствовать развитию образного, абстрактного мышления.

Образовательные:

  • Познакомить учеников с биографией и основными этапами творчества Д.Дефо, дать представление об особенностях творчества английского писателя в контексте эпохи Просвещения, добиться освоения художественного текста романа "Приключения Робинзона Крузо" в единстве формы и содержания.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point; раздаточный материал, портрет Даниеля Дефо, иллюстрации учеников к роману Даниеля Дефо.

Этапы урока

  1. Оргмомент. Звучит музыка с шумом моря.

- Учитель читает отрывок из романа «Приключения Робинзона Крузо» на английском языке (у детей на столе на английском языке).

I WISH TO BE A SAILOR ( я хочу быть моряком )

MY name (мое имя) is Robinson Crusoe. I was born in the old city of York (был рожден в старом городе Йорке), where there is a broad river (где есть широкая река; there is/are — имеется), with ships coming and going (с кораблями приходящими и уходящими).

When I was a little boy (был маленьким мальчиком), I spent much of my time (проводил много своего времени) looking (глядя) at the river.

How pleasant was the quiet stream (каким красивым был тихий поток), flowing (текущий; to flow — течь), always flowing, toward the far-away sea (по направлению к далекому морю)!

I liked to watch (смотреть на) the ships as they came in (как они приходили) with their white sails (с белыми парусами) spread to the wind (распростертыми на ветру).

I liked to think of the strange lands (думать о чуждых землях) which they must have visited (которые они должно быть посетили), and of the many wonderful things (прекрасных вещах/событиях) they must have passed (которые они увидели/с которыми столкнулись).

I wished to be a sailor. I thought how grand it must be to sail and sail (я думал как прекрасно это должно быть плавать под парусами) on the wide blue sea (по широкому синему морю), with the sky above (сверху) and the waves beneath (волнами сзади). Nothing could be pleasanter (ничто не могло быть прекраснее).

My father wanted me to learn a trade (хотел /чтобы/ я научился ремеслу). But I could not bear the thought of it (не мог вынести мысли об этом). I could not bear the thought of working every day in a dusty shop (мысль о работе каждый день в пыльном магазине).

I did not wish to stay in York all my life (все жизнь). I wanted to see the world (увидеть мир). I would be a sailor and nothing else (хотел быть моряком и никем другим).

My mother was very sad (печальна) when I told her.

A sailor's life, she said, was a hard life (тяжелая жизнь). There were many storms (штормов) at sea, and ships were often wrecked (корабли часто терпели крушение; wreck — крушение).

She told me, too, that there were great fishes (огромные рыбы) in the sea, and that they would eat me up if I fell into the water (съедят меня, если я упаду в воду).

Then she gave me a cake (дала мне пирог), and kissed (поцеловала) me. "How much safer (как намного = насколько безопаснее) it is to be at home!" she said.

But I would not listen (не слушал ее) to her. My mind was made up (мое решение было принято; to make up one’s mind — принять решение), and a sailor I would be (и моряком я стал бы = хотел стать).

When I was eighteen years old (когда мне было 18 лет), I left my pleasant home and went to sea (покинул мой красивый дом и отправился в море).

2. Постановка цели урока.

- Как вы думаете, о каком произведении и авторе пойдет речь сегодня на уроке?

- Почему я прочитала кусочек произведения на английском языке?

- Для чего прозвучала музыка?

- Что вы услышали за этими звуками?

- О чем же пойдет речь на уроке?

3. Биография Дефо.

- Дома вы читали это прекрасное произведение на русском языке. Для вас подготовлено сообщение о жизни Даниэля Дефо (сообщение ученицы с презентацией). Попробуйте уловить связь с текстом, прочитанным на английском языке, есть ли сходство?

Даниэль Дефо родился в 1660 или 1661 году в Лондоне. Его отец его был мясником. Рано пробудившаяся в Даниэле страсть к чтению, вызванная его ненасытной любознательностью, вызывала у его матери серьёзные опасения за будущность сына, но отцу давала надежду, что мальчик со временем может стать дельным купцом или духовным лицом. Мать с этим мнением не соглашалась, так как Даниэль увлекался чтением книг преимущественно исторического содержания, описаниями путешествий и фантастических приключений.

Когда Дефо исполнилось двенадцать лет, его отдали в школу, где он пробыл до шестнадцатилетнего возраста. Окончив школу, юноша по настоянию отца поступил в контору одного богатого торговца, обещавшего через несколько лет сделать Даниэля участником своего дела. Даниель добросовестно исполнял свои обязанности. Однако, не имея ни малейшей склонности к коммерческой деятельности, года через три он увлекся журналистикой и начал печатать свои статьи по вопросам, волновавшим общество, в одном из политических журналов.

Лет двадцати Даниель Дефо вступил в ряды армии герцога Монмаута, который восстал против своего дяди, Якова Стюарта, проводившего во время своего правления профранцузскую политику. Яков подавил восстание и сурово расправился с мятежниками.

Даниелю Дефо пришлось скрываться от преследований. 
С наступлением более благоприятных времен, то есть с вступлением на престол Вильгельма Оранского, Дефо вернулся к литературной деятельности. Когда народ начал роптать, что на престол посадили чужестранца, Даниель Дефо написал сатирическое стихотворение « Истинные англичане», в котором показал, что вся английская нация состоит из смеси различных племен, и поэтому нелепо смотреть неприязненно на безупречного во всех отношениях короля только потому, что он родился не в Англии, а в Голландии. Это стихотворение наделало много шума при дворе и в обществе. Вильгельм пожелал видеть автора и сделал ему довольно значительный денежный подарок.
В 1702 году на английский престол взошла королева Анна, последняя из Стюартов, находившаяся под влиянием партии консерваторов. Дефо написал свою знаменитую сатирическую брошюру «Вернейшее средство отделаться от диссентеров». Диссентерами назвались в Англии протестантские сектанты. В этой брошюре автор советовал парламенту не стесняться с беспокоившими его новаторами и вешать их всех или ссылать на галеры. Сначала в парламенте не поняли истинного смысла сатиры и обрадовались, что Даниель Дефо направил свое перо против сектантов. Потом кто-то раскусил действительный смысл сатиры. Парламент признал его мятежником, приговорил его к денежному штрафу, к выставлению у позорного столба и к тюремному заключению. Но восторженный народ усыпал ему путь к позорному столбу цветами и устроил овацию. Во время своего пребывания в тюрьме Дефо написал «Гимн позорному столбу» и ухитрялся издавать журнал «Обозрение».

Через два года Дефо был освобожден из тюрьмы. По поручению министра Гарлея отправился в Шотландию с дипломатической миссией - подготовить почву для соединения Шотландии с Англией. Дефо оказался талантливым дипломатом и блестяще выполнил возложенную на него задачу.

По вступлении на английский престол Ганноверского дома, Даниель Дефо пишет еще одну ядовитую статью, за которую парламент присудил ему огромный штраф и заключение в тюрьму. Это наказание заставило его навсегда оставить политическую деятельность и посвятить себя исключительно беллетристике.

После освобождения из заключения Даниэль Дефо издает «Робинзона Крузо». Эта книга вышла в 1719 году. Сам Дефо путешествовал всего один раз: в молодости он совершил плавание в Португалию, а все остальное время жил на родине. Эта книга заслужила необыкновенную популярность не только в Англии, но и во всех странах цивилизованного мира. Весь роман проникнут просветительскими идеями - прославлением разума, оптимизмом и проповедью труда.

Ободренный громадным успехом «Робинзона», Даниэль Дефо написал еще множество других сочинений в том же духе: «Морской разбойник», «Полковник Джек», «Путешествие вокруг света», «Политическая история дьявола» и другие. Дефо написал более двухсот книг и брошюр, пользовавшихся успехом у современников. Но, несмотря на это, он, подобно другим талантам, жил и умер в нужде в Лондоне. Ранние биографы Дефо рассказывают, что надгробная плита, установленная на его могиле в 18 веке имела скромную, но многозначительную надпись: «Даниэль Дефо автор «Робинзона Крузо». Умер 24 апреля 1731 года на 70-м году от рождения».

- Итак, мы с вами отмечаем юбилей этой книги. Сколько же лет назад напечатали это произведение? (295 лет назад)

4. История создания романа и главный прототип Робинзона (сообщение ученицы с презентацией).

Все это было бы забыто человечеством, если бы не очень краткий период жизни и творчества Дефо. В 1712 г. в Лондоне была напечатана книга английского капитана Роджерса «Путешествие вокруг света», в которой было рассказано о происшествии, случившемся 31 января 1709 г.:

«...Мы подошли к острову Хуан-Фернандес. Наша шлюпка доставила на корабль человека в козьих шкурах, которые имели более дикий вид, чем их подлинные владельцы. Он прожил на острове четыре года и четыре месяца. Это был шотландец по имени Александр Селькирк».

Из оставленного ему ружья Селькирк ранил несколько диких коз, приручил их, питался молоком и растительной пищей. Селькирк стал на острове очень здоровым и набожным человеком: каждый день он читал оставленную ему Библию. Но он почти разучился говорить за это время.

Вернувшись на родину, Селькирк заявил: «Теперь у меня капитал но никогда больше не буду я так счастлив, как в те дни...»

В апреле 1719 г. Дефо издает роман о Робинзоне Крузо, который стал даже в самых бедных семьях таким же обязательным чтением, как Библия. Дефо многое изменил в истории Селькирка, но выдумка оказалась убедительнее правды. В романе соседствуют полуфантастические рассказы, например история с Ксури, и необыкновенно достоверная история Робинзона. Именно последняя прославила имя Даниеля Дефо. Первый пересказ романа Дефо на русском языке был сделан учителем Яснополянской школы по просьбе Л. Толстого, очень ценившего эту книгу. По Толстому, Робинзон — это нормальный человек, которому не приходится выдумывать себе занятия, он живет в напряженной борьбе за существование. Именно поэтому Толстой читал ученикам «Робинзона» в своей Яснополянской школе.

Ученики сначала не могли одолеть книгу, и тогда писатель прочел им немного сам, «чтобы ввести, натолкнуть их самих на желание дочесть до конца. Впечатление, произведенное чтением, было полное». Когда же писатель, поддавшись чувству успеха, стал читать до конца, один из учеников сказал с сожалением: «Дяденька, чего ты нам читал „Робинзона“? Мы бы лучше сами прочли».

Второй роман — «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» — менее известен; в России он полностью не издавался с 1935 по 1992 годы (только в пересказе, а последняя часть, «Робинзон в Сибири», в сокращении). В нём престарелый Робинзон, посетив свой остров и потеряв Пятницу, доплыл по торговым делам до берегов Юго-Восточной Азии и вынужден добираться в Европу через всю Россию, чтобы из Архангельска отплыть в Англию.

Существует и третья книга Дефо о Робинзоне Крузо, до сих пор не переведённая на русский язык. Она озаглавлена «Серьёзные размышления Робинзона Крузо» (англ. Serious Reflections of Robinson Crusoe) и представляет собой сборник эссе на нравственные темы; имя Робинзона Крузо употреблено автором для того, чтобы подстегнуть интерес публики к этому произведению.

Итак, что вам показалось особенно необычным и интересным в сообщении?

5. Физкультминутка (проводит ученик).

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба)

Сядьте, дети, на песок,

Продолжаем наш урок.

6. Исследовательские работы по роману

1 ученик представляет свою исследовательскую работу «Прототипы Робинзона Крузо».

Мы считаем, что наша тема актуальна, так как до сих пор неизвестно, кто из прототипов является главным. Наша гипотеза состоит в том, что все представленные версии могут иметь место,  и эти факты интересны нам и помогут в установлении истории создания романа.

Полное название книги звучало так: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим».

Прототипов популярнейшего героя романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» было два, как минимум.

Первым прототипом героя романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» был врач Хенри Питман. Он участвовал в бунте против английского короля Якова II в 1685 году и поэтому был сослан на один из островов в Карибском море. Он сумел выжить на необитаемом острове в ужасных условиях одиночества. Построив самодельную лодку, бежал с острова. Однако на своей пироге он причалил опять к необитаемому острову у берегов Венесуэлы. И все же, он был спасен прибывшими за пресной водой венесуэльскими моряками.

После своего возвращения в Англию Питман опубликовал книгу под названием «Удивительные приключения Хенри Питмана».

Исследователи творчества Дефо предполагают, что «робинзон» Питман и Дефо были хорошо знакомы, и бывший врач рассказал писателю многие детали своего приключения. Даже аборигена по имени Пятница Дефо взял из рассказов Питмана.

Второй прототип Робинзона Крузо - шотландский моряк Александр Селкирк. 

В 1704 году корвет под названием «Пять портов» совершал кругосветное плавание. Моряк Александр Селкирк служил на нём боцманом. Он всю дорогу не ладил с капитаном. Ему это всё надоело, и он сам попросил высадить его на необитаемом острове. Остров расположен в южной части Тихого океана очень далеко от ближайшего побережья. Из жалости моряку дали немного еды и воды. Селкирк надеялся, что его вскоре подберёт какое-нибудь судно.

Когда-то на острове, куда высадили Селкирка, жили люди и у них были домашние животные. Они не дали Селкирку умереть с голоду. Сначала Селкирк охотился на одичавших овец и коз, питаясь их мясом и одеваясь в их шкуры. Затем он соорудил загон, где держал животных. Проблема была только с одеждой – её грызли крысы. Селкирк приручил диких кошек – они и спасли его от грызунов.

Александр Селкирк рассчитывал пробыть на острове месяц-полтора, но был подобран британским кораблем в 1709 году, лишь через четыре года и 4 месяца. Он почти разучился говорить, приобрел повадки дикого зверя.

Когда лондонцы узнали о похождениях их земляка, Селькирк стал популярной личностью английской столицы. Однако нежиться в лучах всеобщего внимания Селькирку пришлось недолго. Немногословный, не умевший красочно и ярко рассказывать о пережитом, он быстро наскучил публике, перестал быть для нее забавой. Тогда он уехал в свой родной Ларго.

Встретили его здесь поначалу радушно, но потом отношение к нему изменилось. Пребывание на острове не прошло бесследно: мрачный вид и угрюмый взгляд Селькирка отпугивали людей, молчаливость и замкнутость раздражали. Спустя несколько лет Селькирк вернулся на флот, стал лейтенантом «на службе его величества короля Великобритании». Ему поручили командовать кораблем «Уэймаус». Во время очередного плавания к берегам Западной Африки в 1720 году Селькирк умер от тропической лихорадки и был похоронен с воинскими почестями.

В 2008 году учеными британского Общества постсредневековой археологии было обнаружено место стоянки Александра Селькирка. Находки археологов позволяют предположить, что, находясь на острове, моряк построил у ручья два шалаша и наблюдательный пункт, с которого можно было видеть проходящие корабли. Там же была найдена пара навигационных приборов начала XVIII века, которые, как полагают, принадлежали А. Селькирку: капитан корабля, обнаружившего шотландца, упоминал, что вместе с человеком на борт были подняты и какие-то математические инструменты. Правда, он также писал, что Селькирк на своем острове охотился на диких коз, однако никаких следов этого ученые пока не нашли.

Говорят, что встреча Александр Селкирк с Даниелем Дефо состоялась в одном из портовых кабачков. История Селкирка вдохновила Дефо на написание романа «Робинзона Крузо». Только  в романе Даниель Дефо переместил остров Робинзона Крузо к берегам Бразилии, добавил  к сюжету аборигенов  и «заставил» героя провести на необитаемом острове почти 28 лет!

В романе Робинзон вырос в состоятельной семье и не имел представления, как выполняют простую работу: шьют одежду, плотничают, обжигают горшки, сеют и пекут хлеб, доят коз, взбивают масло и делают сыр. Поэтому он постоянно вынужден был «изобретать колесо». Молодой человек превращается в подлинного творца, обретает собственный внутренний мир, становится мудрым человеком. Это книга о самовоспитании, о том, как человек «делает себя сам».

Кстати, в наше время россияне читают не перевод знаменитого романа, а русский пересказ Корнея Чуковского. От полного текста пересказ отличается количеством страниц, их осталось не более половины.

Наше исследование подтвердило гипотезу: при создании своего романа Дефо пользовался реальными история, случившимися с реальными людьми, причем прототип был не один.

Это исследование поможет нам при изучении произведения.

2 ученик представляет свою исследовательскую работу «Что такое «робинзонада» и какую роль сыграл роман Дефо в дальнейшем развитии мировой литературы?»

Нас заинтересовала, были ли в мировой литературе произведения, написанные после романа Дефо, на похожую тему и кто являлся его продолжателями, а также, что такое «робинзонада», которое мы встретили в литературной критике, изучая роман Дефо.

«Робинзонада» - эпический литературный жанр, описывающий поведение человека или группы людей, оказавшихся в изоляции от общества, цивилизации, но преодолевающих все трудности, препятствия, возникающие на их пути. «Робинзонады» - это один из популярных  жанров  в  мировой  литературе.  Мы узнали, что Робинзонада — поджанр приключенческой литературы, который вслед за романом Д. Дефо «Робинзон Крузо»  живоописует перипетии выживания одного или нескольких людей на необитаемом острове. Примеры — «Коралловый остров» Р. Баллантайна, «Таинственный остров» Ж. Верна, «Остров доктора Моро» Г. Уэллса, «Повелитель мух» У. Голдинга, «Остров накануне» У. Эко.

О популярности романа Дефо в эпоху Просвещения свидетельствует тот факт, что только на немецком языке по состоянию на 1760 год библиограф Кох насчитал не менее сорока робинзонад. Сам термин впервые был использован Шнабелем в предисловии к философской утопии «Остров Фельзенбург» в 1731 году.

Интересно, что тема выживания человека на необитаемом острове была известна мировой литературе задолго до публикации романа Дефо. Арабский автор Ибн Туфайль ещё в XII веке описал жизнь человека, с рождения обитающего на диком острове. Похожие ситуации обрисованы в «Правдивой истории» Лукиана и у Шекспира в «Буре».

В более широком смысле под робинзонадой понимаются все произведения (не только литературные, но и фильмы, как, например, «Остаться в живых»), рисующие жизнь и приключения «обособленных личностей вне общества». При таком подходе под определение робинзонады подпадают рассказы о «детях джунглей» — Маугли и Тарзане, а также, например, романы «Семеро братьев» Алексиса Киви и «Пан» Кнута Гамсуна.

Среди наиболее известных произведений этого жанра следует отметить следующие:

  1. Бадигин К.С. Путь на Грумант; Чужие паруса.
  2. Верн Ж. Таинственный остров. Школа робинзонов. Клодиус Бомбарнак. Зимовка во льдах. Опыт доктора Окса.
  3. Внуков Н.А. Один.
  4. Голдинг У. Повелитель мух.
  5. Кнорре Ф.Ф. Черничные глазки.
  6. Моуэт Ф. В стране снежных бурь.
  7. Нестайко В. Необычайные приключения Робинзона Кукурузо и его верного друга одноклассника Павлуши Завгороднего в школе, дома и на необитаемом острове поблизости села Васюковки.
  8. Сталь П., Масе И. Новый швейцарский Робинзон.
  9. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Полдень, XXII век; Малыш..
  10. Шергин Б.В. Для увеселения. Рассказ отца.

Как  видите, среди перечисленных мною произведений, которые отнесены к жанру «робинзонады»,  можно  увидеть и произведения XIX века, и XX века, как   серьезные, заставляющие задуматься о судьбе человечества, о его будущем, так и те, которые  являются пародией.

Итак, мы в результате исследования мы выяснили, что термин «робинзонада» произошел от имени главного героя романа Дефо, а также узнали последователей этой темы.

3 ученик представляет свою исследовательскую работу «Образ Робинзона Крузо в искусстве».

Наше исследование интересно и актуально, так как в своей работе мы исследовали фильмы, картины и музыку, которые были созданы благодаря роману Дефо. Роман Дефо стал литературной сенсацией и породил множество подражаний. Он демонстрировал неистощимые возможности человека в освоении природы и в борьбе с враждебным ему миром. Джонатан Свифт оспорил оптимизм мировоззрения Дефо в своей тематически близкой книге «Путешествия Гулливера» (1727).

Обратите внимание на фильмографию по роману. Это лишний раз доказывает, что роман и по сей день очень популярен и интересен для разных поколений и для разных национальностей и континентов.

Год

Страна

Название

Характеристика фильма

Исполнитель роли Робинзона Крузо

1913

США

Робинзон Крузо

немая короткометражка Отиса Тернера

Роберт Леонард

1932

США

Мистер Робинзон Крузо

приключенческая комедия

Дуглас Фэрбенкс (в роли Стива Дрексела)

1946

СССР

Робинзон Крузо

чёрно-белый стерео-фильм

Павел Кадочников

1954

Мексика

Робинзон Крузо

киноверсия Луиса Бунюэля

Дэн О`Херлихи

1964

США

Робинзон Крузо на Марсе

научно-фантастический фильм

1972

СССР

Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо

приключенческий фильм Станислава Говорухина

Леонид Куравлёв

1976

Италия

Синьор Робинзон

пародийный фильм

Паоло Виладжио (роль Роби)

1988

ВеликобританияСША

Крузо

приключенческий фильм Калеба Дешанеля

Эйдан Куинн

1997

США

Робинзон Крузо

приключенческий фильм

Пирс Броснан

2003

Франция

Робинзон Крузо

приключенческий фильм

Пьер Ришар

2009

США

Крузо

телесериал

Филипп Винчестер

Не обошла стороной мимо образа Робинзона и музыка.

  1. Пикник «Бедный Робинзон Крузо»
  2. Евгений Головин «Робинзон Крузо»
  3. Джон Варли «Робинзон Крузо»
  4. Борис Савельев (композитор) - Робинзон Крузо (мюзикл)
  5. Анне Вески - Робинзон Крузо
  6. РЕШЕТНЯК Елена - Робинзон Крузо
  7. Леонид Каневский, Вячеслав Богачев - Робинзон Крузо 
  8. Алла Пугачева «Робинзон»

7. Актуализация знаний

Учитель:

И снова море. И наш герой на необитаемом острове.  Послушайте шуточное стихотворение английского поэта Роберта Грейвза “Робинзон Крузо”. (читает ученица)

Один-одинёшенек жил Робинзон
На острове необитаемом.
Бродил по безлюдному острову он
И был его полным хозяином.
Он шил себе платье из козьих шкур,
Питался одною козлятиной
И был чрезвычайно печален и хмур
От этой еды обязательной.
Бывало, весь день на скале он сидит,
Тоскует и с места не сдвинется,
Ворчит, что пропал аппетит и твердит
Своей длиннохвостой любимице:
- Ах, милая кошечка, я изнемог.
Пойми, мой дружок полосатенький, 
Так хочется мне хоть разок, хоть разок
Потешить себя поросятинкой!

8. Викторина (I часть)

- Из скольких томов состоит книга о Робинзоне? (Из 3-х томов: 1-й – 1719 г., 2-й – 1719 г., - «Дальнейшие приключения Р. Крузо», 3-й – 1720 г. – «Серьезные размышления Р. Крузо».)

- Англичане XVII-XVIII веков иногда слышали от моряков о людях, живших какое-то время на необитаемых островах, назовите причину, по которой можно было оказаться жителем острова. (На английском флоте был жестокий обычай оставлять на островах в чем-либо провинившихся матросов.)

- Кто был прототипом Р. Крузо? Джеймс Кук. Александр Селькирк. Марко Поло.

- Сколько лет было Р. Крузо, когда он впервые отправился в морское путешествие? 18 лет. 27 лет. 32 года.

- Робинзон потерпел кораблекрушение и волной был выброшен на остров. Где он провел первую ночь? В пещере. На берегу. На дереве. (Он боялся, что на острове водятся хищные звери.)

- Откуда на необитаемом острове у Робинзона появились рабочие инструменты и ружье? Переправил с разбитого корабля. Их выбросило на берег. Нашел на острове в хижине.

- Каких животных взял с корабля Р. Крузо? Двух кошек и собаку. Морских свинок. Попугая.

- Как Р. Крузо доставил продукты и вещи с корабля на берег? На себе. На плоту. На шлюпке.

- По каким признакам Робинзон искал себе место для жилища? (Дом должен быть расположен в сухом месте, укрыт от солнечного зноя, защищен от возможного нападения хищников и людей; из его окон должно быть видно море, чтобы Робинзон не пропустил корабль, если тот появится.)

- В какой одежде ходил Робинзон? (Первые три года носил рубашки и брюки, а затем сшил себе одежду из шкур убитых им животных.)

- Какую вещь «не первой необходимости» изготовил своими руками Робинзон? (Зонтик, который мог открываться и закрываться.)

- Почему и зонтик и одежду Робинзон Крузо шил мехом наружу? (Дождевая вода стекала по меху, как по наклонной крыше.)

- Сколько лодок построил Робинзон Крузо? (Две: одну большую, которую не смог спустить на воду; вторую меньших размеров.)

- Однажды, изучая остров, Р. Крузо открыл цветущую зеленую долину. Что на ней росло? Яблоки, груши. Персики, абрикосы. Дыни, виноград, апельсины.

- Что придумал Р. Крузо, чтобы не потерять счет времени? Складывал в ящик маленькие палочки. Делал ножом зарубки на столбе. Подсчитывал дни в дневнике.

- Чем успокаивал себя Р. Крузо? Вспоминал о прошлом. Мечтал о будущем. Вел дневник.

Викторина (II часть)

- Из каких зерен вырастил урожай Р. Крузо? Из риса, ячменя. Из пшеницы, овса. Из гречки, кукурузы.

- Когда Робинзон смог позволить себе отделить часть зерна на еду? (Только на четвертый год он приготовил себе лепешки.)

- Птицы причиняли вред урожаю. Что сделал Р. Крузо, чтобы их отпугнуть? Повесил подстреленных птиц на высоком столбе. Поставил чучело. Бегал по полю, крича и размахивая руками.

- Какой посудой пользовался Робинзон? Сплетенной из прутьев. Глиняной. Деревянной.

- На одиннадцатом году пребывания на острове Р. Крузо приручил животное. Какое? Лошадь. Козу. Барана.

- Какой фразе в первую очередь научил попугая Р. Крузо? «Бедный, бедный Робинзон. Куда ты попал?» «Робинзон родился в Англии. Хочу домой». «Мы вернемся домой».

- Незадолго до конца жизни на острове Р. Крузо спас от смерти дикаря. Как его звали? Суббота. Понедельник. Пятница.

Викторина (III часть)

- Сколько лет прожил на острове Р. Крузо? 28 лет. 32 года. 15 лет.

- Кого Робинзон взял с собой, когда покидал остров? Кошку и собаку. Пятницу и попугая. Пятницу и собаку.

- Может ли на самом деле существовать райский необитаемый остров, описанный в романе? (О существовании такого острова ничего не известно)

- Благодаря чему Р. Крузо, живя на необитаемом острове, сумел остаться в живых? Продуктам, которые взял с корабля. Оружию. Энергии, настойчивости и труду.

  1. Рефлексия.

- Подтвердились ли ваши знания о романе?

- Чем был интересен урок?

- Почему образ Робинзона интересен до сих пор?

Вам не составит труда заполнить кроссворд.

  1. Подведение итогов. Отметки.

Домашнее задание.

1 группа – Какие качества характера необходимы человеку для выживания?

2 группа – Какие предметы необходимы для выживания?

3 группа – Нарисовать иллюстрацию  к роману. Почему выбрали этот эпизод?

4 группа – Если бы я был Робинзоном…(продолжите)

5 группа – Каким я увидел Робинзона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - ситуация по произведению Д.Дефо "Робинзон Крузо".

Урок - ситуация осмыслен в технологии КИМ (коллективно-индивидуальной мыследеятельности), разработанной авторской школой под руководством профессора К.Я.Вазиной. Основная функция педагога - создание р...

Урок географии в 7 классе «Путешествие по Атлантическому океану с героями книг» (по книге Д.Дефо «Робинзон Крузо»)

Методическая разработка урока по геогрфии в 7 классе по теме "Океаны Земли  " с целью систематизации знаний, с прменением ИКТ в рамках компетентностно-ориентированного обучения....

Разработка урока литературы для 5 класса по роману Д, Дефо "Робинзон Крузо"

Цели рока:-Обсудить книгу Д. Дефо “ Робинзон Крузо”.- Выявить знание текста учащимися.- Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодил...

Урок литературы в 5 классе "Проблематика романа Даниэля Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"

Предлагаю разработку урока литературы в 5 классе. На этом уроке были соединены  несколько видов искусства: литература, скульптура, кино, музыка. Современные ИКТ позволяют  на уроке учащимся...

Урок – путешествие: «По следам Робинзона» Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Урок обобщающего повторения в форме урока-путешествия по теме: "Мировой океан"...

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»""

Ссылка на презентацию: https://videouroki.net/razrabotki/vyzhivanie-glavnogo-geroya-na-neobitaemom-ostrove-v-proizvedenii-d-defo-priklyucheniya-robinzona-kruzo-konspekt-prezentatsiya.html...