Урок русского языка в 7 классе "Междометие и звукоподражательные слова. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Фирсова Елена Станиславовна

Разработка урока  русского языка в 7 классе "Междометие и звукоподражательные слова. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях" построена на использовании технологии проблемного обучения с использованием разнообразных инновационных приемов и может быть интересна учителям русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse_2017.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

Тема: «Междометия и звукоподражательные слова. Дефис в  междометиях. Знаки препинания при междометиях».

Цели:

  • Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
  • Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Задачи:

  • различать междометия и звукоподражательные слова, уметь употреблять их в речи, правильно ставить знаки препинания при междометиях, освоить дефисное написание  отдельных междометий;
  • развивать речь учащихся, коммуникативные умения (работать в парах), сотрудничать друг с другом, развитие логического и критического мышления;
  • воспитание внимательного бережного отношения к языку, интереса  к предмету, стремления учиться.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Технологии: проблемное обучение

Приемы: «Фантазер», лингвистическая задача, проблемная ситуация, «Телеграмма».

ХОД УРОКА.

1.Проверка домашнего задания. На доске проводится выставка получившихся рисунков,  и авторы самых интересных рассказывают о них. Несколько обучающихся представляют свою рекламу. В процессе проверки осуществляется самооценка и взаимооценка работ.

2.Запись темы урока. После этого используем прием «Фантазер»: предлагаем обучающимся назвать 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

  1. Запись эпиграфа к уроку:

… если закукарекает кочет,

в словарь влетает «кукареку».

(Б.Слуцкий)

После записи проводится беседа.

- Объясните смысл эпиграфа.

-Выпишите однокоренные слова. Докажите, что одно из них междометие.

-Запишите свои четыре-пять примеров «рождения» междометия в языке, например, если мяукнет котенок, в словарь влетает «мяу» закаркает ворон, …. и др.

- Подумайте и ответьте на вопрос: созданные вами слова на самом деле являются междометиями или похожи на них?

- В чем различие? Слова, которые были нами образованы, не передают наших чувств, эмоций или волеизъявления. Тогда что же делают эти слова? Передают звуки животных, птиц, насекомых. Такие слова будут называться звукоподражательными. Звукоподражание отличается от междометий тем, что используется только как экспрессивное стилистическое средство.

   4. Работа с текстом в парах.

ПЕСНЯ МУХИ

Зу-зу-зу –

Пол внизу…

Я ползу по потолку

В гости к черному крючку…

Зы, как жарко, зу-зу-зу,

Ах, как чешется к глазу!

На клеенке, на столе

Капля жидкого желе.

Зы-зы, мальчик, это что!!

Взял слизал, а мне-то что?!

Зынь-дзынь!

Полечу скорей в окошко –

Там за елкой на дорожке

Много корочек от дынь.

Дзынь!

(Саша Черный)

1.Выразительно прочитайте вслух шутливое стихотворение Саши Черного, подчеркните голосом жужжание и гудение мухи.

2.Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

3.Найдите в тексте и выпишите междометие (ия). – ах.

4.Укажите звукоподражательные слова, обоснуйте свой выбор.

Обучающиеся работают в парах, после обсуждения в классе учитель сообщает о том, что поэт использует специальный прием, который называется звукопись и предлагает объяснить, посредством чего это удается сделать Саше Черному. Делается вывод о функции звукоподражательных слов в речи.

5. Тренинг: класс под диктовку записывает предложения, обращая внимание на постановку знаков препинания, и письменно характеризует междометия.

Цель задания: закрепить умение правописания междометия и постановки знаков препинания при междометии

Эй, пойдем со мной, непоседа! Ах, как трудно жить на свете, не освоив междометий! О, я совершенно уверен в вашей искренности. «Ой-ой!»- вскрикнул малыш испуганно. Он, увы, не придет сегодня к нам.

Вывод: мы учились постановке знаков препинания при междометии.

6.Знакомство с орфограммой №70 учебника и закрепление навыка выполнением упражнения 462. Проверка осуществляется по эталону.

7.Самостоятельная работа по вариантам. Задание: списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить пропущенные знаки препинания и определить разряд междометий по значению.

1 вариант.

1.Эх наша слава пропала. 2. Ну Анна помоги мне скорее! 3. Чу переливаясь между густой осокой, по воде н…сется благовест далекий. 4. Ай важная штука! 5. Ура мы ломим гнутся шведы! 6.  Псари кричат: «Ахти ребята вор! 7. Скажите на милость а ведь она ничуть не изменилась! 8. Ох (хо) (хо) хонюшки худо жить Афонюшке.

2 вариант.

1 «Батюшки» изумился Тонкий. 2. Говорил себе не раз: «Эх махнуть бы на Кавказ». 3. Как было все прекрасно, благодарю! 4. Ну расскажи мне небылицы разные, Глафира. 5. Ах быстро молодость моя звездой падучей пролетела… 6. Увы Татьяна ув…дает, бледнеет, гаснет и молчит. 7. Чу ш…пот какой-то. 8. Ай(ай) месяц май! Тепел да холоден.

8.Рефлексия. Проводится в форме приема «Телеграмма», используемый для актуализации субъективного опыта: кратко написать самое важное, что узнал на уроке, с пожеланиями соседу по парте и обменяться телеграммами.

9.Выставление отметок. Домашнее задание: сочинить шутку-стихотворение, обыгрывая поведение и звуки, характерные для для насекомого, птицы, животного или составить 7 предложений с междометиями, разными по разряду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме: "Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении"

Данная разработка помогает подготовить учащихся к выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ по  русскому языку в разделе:"Синтаксис и пунктуация" . Рассматриваются трудные случаи постановки знаков ...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Вводные слова и знаки препинания при них"

Урок представляет собой занимательное путешествие в парижский Музей художников - импрессионистов. Заочная экскурсия, надеюсь, вам понравится......

Урок русского языка в 8 классе по теме "Повторение изученного о знаках препинания в простом осложненном предложении"

Разработка урока русского языка  (форма работы - групповая) для повторения постановки знаков препинания в простом осложненном предложении перед контрольной работой....

урок русского языка 11 кл. (подготовка к ЕГЭ)" Вводные слова и знаки препинания при них"

Урок разработан с пименение ИКТ ( разработка, презентация)...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Звукоподражательные слова"

Учебная презентация: цели урока, материал для наблюдений, правило, занимательный материал....

Урок русского языка по технологии ТРКМПЧ Класс: 9 Тема урока: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

Урок  русского языка по технологии ТРКМПЧКласс. 9Тема урока: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложенияПланируемые образовательные результатыПредметные – знать, ч...