Урок по теме "Указательные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Хомушку Мария Романовна

Тема урока«Указательные местоимения» (слайд №1)

 Тип урока: Комбинированный – изучение новой темы с использованием  ИКТ.

Цель урока: 

Обучающая: познакомить обучающихся с разрядом указательных местоимений, их значением, употреблением в речи.

Развивающая: развитие критического  мышления, развитие речи, умения делать самоанализ  деятельности, рассуждения, совершенствование работы с текстом.  Воспитательная: бережного отношения к природе и любви к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukazatelnye_mestoimeniya.docx21.82 КБ
Office presentation icon ukazatelnye_mestoimeniya.ppt458.5 КБ

Предварительный просмотр:

  

Тема урока«Указательные местоимения» (слайд №1)

 Тип урока: Комбинированный – изучение новой темы с использованием  ИКТ.

Цель урока: 

Обучающая: познакомить обучающихся с разрядом указательных местоимений, их значением, употреблением в речи.

Развивающая: развитие критического  мышления, развитие речи, умения делать самоанализ  деятельности, рассуждения, совершенствование работы с текстом.  Воспитательная: бережного отношения к природе и любви к ней.

Оборудование:1) компьютер, проектор, экран

        2) презентация к уроку

3) учебник « Русский язык» для 6 класса под редакцией Е.А.Быстровой.

      4) рабочие тетради

      5) доска

      6)Звуки природы.

      7) чудо-башмачки с соответствующим цветом

Используемые  образовательные пед технологии:

здоровьесберегающая ,развитие критического  мышления ,исследовательский метод, ИКТ, диалог.

Планируемые результаты:

Познавательные: формирование умения осуществлять анализ, сравнение, строить высказывание в устной форме, добывать новые знания;

 Регулятивные: ставить учебные задачи и цели, планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей, формирование умения оценивать результат своей деятельности;

Личностные: формирование положительного отношения

 к учебной  деятельности, способности к самооценке;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение, адекватно понимать и воспринимать другое мнение.

                        Ход урока:

 

1 Организационный момент.

Релаксация:  Весна-  утро года. Это самое прекрасное время года. Вся природа просыпается после

долгой зимней спячки.«Весна, весна!» - журчат ручьи. «весна , весна!»- кричат грачи.  Весна –

волшебная музыка природы .

Мелодии  природы. Что вы почувствовали, услышав мелодии природы?.

Любите ли вы весну? (Да, нет , почему?)

      Сегодня у нас необычный урок, друзья. Вы должны быть старательными и внимательными. Вам предстоит узнать много нового, вспомнить полученные раннее знания.

    - Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время года природа просыпается и оживает

 после зимнего сна. Наш урок будет связан с этим удивительным временем года.

2.     Актуализация знаний:

Работа с текстом (слайд №2)

     Март. Первый месяц весны. Яркое солнце уверенно борется с холодами. С крыш свисают

 ледяные сосульки, блестя, по ним струится талая вода и капает.

     Образуются лужи – уличные воробьишки уже радостно полощутся в них, видят себя в

 прозрачной воде. Но их перья ещё покрыты зимней копотью.

      21 марта – праздник весны, день весеннего равноденствия: день с ночью мерится. Вода пока

 спит. Но тайно – под снегом – собираются уже уверенно ручейки; сбегаются в речки.

Талая – растаявший, оттаявший под действием тепла. Талая земля

Копотью –  сажа, оседавшая слоем на поверхности чего-нибудь. Копоть на стене.

а)Тема текста (о весне) ЕГЭ. №20

б) Определить тип речи, основную мысль текста. №№20,21 ЕГЭ.

в) Выделить в тексте местоимения, разряды которых уже известны?

 3. Формулирование темы и цели урока:  Ребята, давайте отгадаем загадку. В отгадке, которой

 есть местоимение, о которой мы будем говорить:

                                  Мой первый слог найдёшь тогда,

                                   Когда  в котле кипит вода.

                                   Местоименье – слог второй.

                                  А в целом – столик школьный твой. (Пар-та

- Какое это местоимение?

- Что вы можете о нём сказать? Определите его значение.

- Как бы вы назвали разряд этого местоимения?(Если вам трудно, вспомните эту тему из родного

 языка: Ол, бо… )

- Какие ещё местоимения с этим значением вы могли бы перечислить?

- Сформулируйте тему и цели урока.

     4.      Изучение нового материала.

А)  мини -исследовательская работа в парах ( заполнение таблицы «Разряды местоимений»)

Разряд

Слова-местоимения

Значение

Отвечают

на вопросы

Постоянные признаки

Изменяются

Синтак

сическая роль

Указательные

Тот - этот

Такой

Таков

Столько

Там - тут

Тогда

Так

Отсюда

Туда - сюда

 Ярко     выражено указатель-ное значение

 Какой?

Каков?

Сколько?

 Куда?

Где?

Когда?

Как?

Откуда?

и др

 отсутствуют

 Местоиме-ния-прилаг.: 

по родам, числам, падежам

Местоим.-числит.: по падежам

Местоим.-наречия:

не изменя-ются

 Все

 члены предложе

ния

Физкультминутка:

Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

        Россия и Тыва – Это Родина моя!

Это небо, этот край, эта милая речушка -

Наша песня и душа!

 (танец с бурундуками)

5.   Закрепление темы урока.   

    Ребята, перед вами текст.

        И  снова в Туву пришла  весна. Землю словно  кто-то раскрасил. У этой художницы есть

свои краски. Зелёным  цветом Весна  раскрасила травку. Этот цвет её любимый. Голубым –

 небо, а белым - те далёкие облака.

         Издавна в наших степях появляется столько подснежников! Есть любители собирать

их в большие букеты, поэтому каждый год  они всё меньше распускают свои пышные букеты.

А со временем мы их можем потерять навечно.

      Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

- А теперь я вам предлагаю следующие задания: 

       А) определите тему текста 

а) Определить тип речи (повествование) основную мысль текста - уметь увидеть красоту

 природы, быть наблюдательными. 

б) Выделить в тексте местоимения, определить  разряды.

в) При помощи какого местоимения соединяются 5 и 6 предложения? (Весна, её) – задания ЕГЭ.

г)синтаксический разбор 4-го предложения: Зелёным  цветом Весна  раскрасила травку.

 д)сколько грамматических основ в предложении 2-го абзаца 2-го предложения.(Есть

 любители собирать их в большие букеты, поэтому каждый год  они всё меньше распускают

 свои пышные букеты.).

Стоит – что вы можете сказать об ударениях в данном слове? (турар, ортек).

Если изменить ударение в слове, то изменяется и лексическое значение слова. Поэтому перед употреблением уместно знать значение слова, чтобы не допустить грубую речевую ошибку.

 Прочитав его, ответьте на вопрос: Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты? места

Т6. Рефлексия:

Интерес – Что интересно было на уроке ?

Творчество – Какие творческие работы вы   выполняли ?

Обучение – Чему вы научились?

Главное – Что принёс мне сегодняшний урок?

 На  чудо-дерево, повесьте  чудо-башмачки с соответствующим цветом – показателем вашей самооценки.

 7.Домашнее задание: написать сочинение «Весна в нашем краю».

МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с .Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна Р.Т.

Разработка учителя русского языка

Хомушку Марии Романовны


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 6 «а» класс Учитель: Хомушку М.Р.

Слайд 3

Цель: познакомить обучающихся с разрядом указательных местоимений, их значением, употреблением в речи; развитие логического мышления, развитие речи, умение проводить анализ собственной деятельности; воспитание бережного отношения к природе.

Слайд 4

Работа с текстом. Март. Первый месяц весны. Яркое солнце уверенно борется с холодами. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, по ним струится талая вода и капает. Образуются лужи – уличные воробьишки уже радостно полощутся в них, видят себя в прозрачной воде. Но их перья ещё покрыты зимней копотью. 21 марта – праздник весны, день весеннего равноденствия: день с ночью мерится. Вода пока спит. Но тайно – под снегом – собираются уже уверенно ручейки; сбегаются в речки .

Слайд 5

Словарная работа Талая – растаявший, оттаявший под действием тепла. Например: Талая вода. Копоть – сажа, оседавшая слоем на поверхности чего-нибудь. Например: Копоть на стене .

Слайд 6

Задания к тексту : Определите: а) тему текста – б) Тип речи – в) основную мысль текста – д) выделить в тексте местоимения, определить разряд .

Слайд 7

Отгадайте загадку: Мой первый слог найдёшь тогда, Когда в котле кипит вода. Местоименье – слог второй. А в целом – столик школьный твой .

Слайд 8

Указательные местоимения Разряд Слова Значение Вопросы Постоян - ные признаки Изменя – ются Синтаксическая роль Указательные тот-этот такой таков столько туда-сюда там-тут тогда так отсюда и др Ярко выражено указатель-ное значение Какой? Каков? Сколько? Куда? Где? Когда? Как? Откуда? и др. отсутствуют Местоимения-прилаг.: по родам, числам, падежам Местоим.-числит .: по падежам Местоим.-наречия: не изменя-ются Все члены предложения

Слайд 9

Физкультминутка. Я, ты, он, она – вместе дружная семья! И Россия и Тува – это Родина моя! Это небо, этот край, эта милая речушка, Наша песня и душа!

Слайд 10

И снова в Туву пришла весна. Землю словно кто-то раскрасил. У этой художницы есть свои краски. Зелёным цветом Весна раскрасила травку. Этот цвет её любимый. Голубым – небо, а белым - те далёкие облака. Издавна в наших степях появляется столько подснежников! Есть любители собирать их в большие букеты, поэтому каждый год они всё меньше распускают свои пышные букеты. А со временем мы их можем потерять навечно. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

Слайд 11

Задания: Определить тип речи. основную мысль текста. Выделить в тексте местоимения, определить разряды. При помощи какого местоимения соединяются 5 и 6 предложения?

Слайд 12

Синтаксический разбор предложения: Зелёным цветом Весна раскрасила травку .

Слайд 13

её – притяжательное она – личное свои – притяжательное Их – личное

Слайд 14

у этой художницы ( какой? - определение) Те облака ( какие? – определение) Этот цвет ( какой ? - определение)

Слайд 15

Та - жен. р. Это – ср. р. Такой – муж. р. жен. р ср. р муж. р .

Слайд 16

И нтерес – Что интересно было на уроке ? Т ворчество – Какие творческие работы вы выполняли ? О бучение – Чему вы научились? Г лавное – Что сегодняшний урок принес мне?

Слайд 17

СПАСИБО ЗА Сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщающему уроку по теме "Местоимения"

С помощью этой презентации повторяю группы местоимений по соотношению с другими частями речи, разряды по значению, правописание местоимений и даю несколько проверочных заданий....

Презентация к уроку по теме "Местоимения 3 лица"

Данная презентация содержит материал, который поможет учителю в подготовке и проведении урока русского языка  в 4 классе (Можно использовать для повторения и закрепления данной темы.)...

Урок-исследование. Личные местоимения.

Урок создан по методике Эдварда де Боно(групповая работа).Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся мета...

Урок русского языка "местоимение"

"Местоимение. Урок-обобщение"...

Урок русского языка "местоимение"

Урок-обобщение по теме "Местоимение"...

Разработка урока по теме "Местоимение как часть речи. "

Разработка урока-обобщения по теме "Местоимение как часть речи" ( традиционная технология)....

Урок как основная форма подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Модель урока «Это многоликое местоимение» в 10-м классе с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.

Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся   к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана н...