Конспект урока по литературе Стихотворение А.С. Пушкина «Няне»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Скворцова Татьяна Владимировна

Конспект  урока по литературе в  МБОУ «Шинерская основная общеобразовательная школа» Вурнарского района Чувашской Республики».

 

         Разработала учитель русского языка и литературы Скворцова Т.В.

 

Тема урока: Стихотворение  А.С. Пушкина «Няне».

Цель: Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Няне»; познакомить с понятием « послание». Познакомить с фрагментами биографии Пушкина.

Задачи:

Обучающие: учить выразительному чтению стихотворения; формировать умение видеть и понимать назначение средств художественной выразительности;

Развивающие:    Развитие читательского воображения, воссоздание у школьников художественных образов произведения. Развитие речи обучающихся, выразительного чтения, умение анализировать лирические произведения, логическое мышление.

Воспитывающие: воспитывать интерес к классической литературе; воспитание  чувства ответственности, благодарности, любви к ближнему.

Оборудование: Мультимедийная аппаратура, компьютер, портреты, тексты стихотворений А.С.Пушкина, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, доска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.s.pushkin.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по литературе в  МБОУ «Шинерская основная общеобразовательная школа» Вурнарского района Чувашской Республики».

         Разработала учитель русского языка и литературы Скворцова Т.В.

Тема урока: Стихотворение  А.С. Пушкина «Няне».

Цель: Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Няне»; познакомить с понятием « послание». Познакомить с фрагментами биографии Пушкина.

Задачи:

Обучающие: учить выразительному чтению стихотворения; формировать умение видеть и понимать назначение средств художественной выразительности;

Развивающие:    Развитие читательского воображения, воссоздание у школьников художественных образов произведения. Развитие речи обучающихся, выразительного чтения, умение анализировать лирические произведения, логическое мышление.

Воспитывающие: воспитывать интерес к классической литературе; воспитание  чувства ответственности, благодарности, любви к ближнему.

Оборудование: Мультимедийная аппаратура, компьютер, портреты, тексты стихотворений А.С.Пушкина, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, доска.

        Оформление доски.

Стихотворение А.С.Пушкина «Няне».

        ( стихотворное послание )

       В центре два портрета – Арины Родионовны и А.С.Пушкина.

 Под портретами слова: внимание, забота, любовь, нежность, одиночество, тревога, ожидание, переживание, горе, тоска, предчувствие, ожидание, сопереживание, ответственность, душевность, доброта. отзывчивость.

Слева на доске слова: свиток, няня, нянчить, светлица, родовое имение, чувства, утешать, дряхлый, наморщенный, вязальные спицы снуют, рукоделье, безделье, сбой, стоять на часах, прозябать.

Справа – на чувашском языке значения этих слов.

От каких слов образованы слова «светлица», «наморщенный»?

        Кадр. Послание.

        Ход урока.

        1.Организационный момент.

        Кадр. Портрет А.С Пушкина.

        Учитель читает строки А.С.Пушкина

                          Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный и,

         Долго слушая, скажите: «Это он».

         А я, забыв могильный сон,

         Войду, невидимый, и сам заслушаюсь…

                  2.Актуализация опорных знаний.

        -изобразительно-выразительные средства речи

        -словарная работа

Свиток        сыха

Послание        яни

Няня        няня, ача пахакан херарам

Нянчить        пахма

Питомец        воспитанник

Бабушка        асанне

Светлица        сута пулем

Родовое имение        йах кил-сурче, хусалахе

Утешать        лаплантарма

Дряхлый        вата

Вязальные спицы                       сыхмалли йеп

Рукоделье        ал ес

Безделье        ессерлех,кахалланни

Сбой        пасални, еслеме чаранни

Стоять на часах        часовой пек

Чувства        туйамсем

Любовь        юрату

Нежность                                        ачашлах

Тревога        хумхану, канассарлах

Забота        шухаш, хумхану, ес-пус

Одиночество        печченлех

Горе        инкек, хуйха

Ожидание        кетни

Переживание        кулянни, палханни

Предчувствие        мен пуласса пелсе тани

        Кадр. Портрет Арины Родионовны.

                      - расскажите, что вы знаете об Арине Родионовне

        - знаете ли о торжественном празднике российской поэзии, который проводится ежегодно в первое воскресенье июня (кратко расскажет тот, знает). Задание дано.

Кадры торжественного праздника российской поэзии.

        Есть в России село Михайловское, что находится в Псковской области. Здесь более двух лет жил и творил Александр Сергеевич Пушкин. Михайловское – родовое имение его матери, но не по своей воле поэт прозябал безвыездно в имении родителей. В Михайловское молодой Пушкин был отправлен в ссылку по распоряжению царя Александр 1, наказание поэту было за неугодные императору стихи. Суровыми днями вспоминалось Пушкину это время. Молодой и полный жизненной энергии поэт провёл эти дни вдали от родных и друзей, от культурной и общественной жизни страны. Одна только няня его, Арина Родионовна, скрашивала ему заточение.

        3.Сообщение темы, цели и задач урока.

        Попробуйте сами сформулировать цели нашего урока.

        Давайте постараемся увидеть, прочувствовать, понять, услышать в словах стихотворения художественные образы, созданные поэтом. Давайте близко к сердцу примем эту весточку,  которая написана стихами, дорогой старушке.

        

        Кадр «Послание – это…»

        Задача классу:

        Проследите за выразительностью чтения. Что значит прочитать выразительно? /логическое ударение, паузы, тон, тембр, чувства, умение видеть, воображать, представлять, что читаешь, чувствовать/.

        Кадр. Стихотворение «Няне.»

        Чтение стихотворения учителем.

        Мы прочитали стихотворное послание Пушкина к няне.

        - Скажите, о ком рассказывается в нём?

        - О себе ли рассказывает Пушкин?

        - Какой же смысл в таком послании: Арине Родионовне об Арине Родионовне?

        - Какие чувства  выражает поэт?

 Это весточка дорогой старушке о том, что её любят, помнят и душою всегда с ней. Пушкин в стихотворении – послании выражает чувства любви, нежности, тревоги, заботы о своей няне-старушке. Он знает, что няня тоскует о нём, и хочет как-то её утешить. Он хорошо представляет себе, чем она занимается сейчас, сопереживает её одиночество и выражает свои чувства к няне так отчётливо, что при внимательном чтении можно как бы увидеть образ доброй его няни, зарисовать то, о чём рассказывает Пушкин.

        В какой комнате находится Арина Родионовна? Как названа комната в стихотворении? /в светлице/  От какого слова существительное светлица?

        «Словарь русского языка» Ожегова: «В старину: светлая парадная комната в доме.»

Давайте подумаем о том, какою она должна быть?

                            Кадр. Светлица Арины Родионовны.

        Описание комнаты. Ученики. Везде порядок, чистота, вещи расставлены и разложены по своим местам. Убранство комнаты, полный порядок в ней характеризуют её хозяйку.

        - Какие мысли возникают у вас о няне Пушкина?

        Кадр. Окошко. У окна няня.

        - Каким вы видите выражение её лица?

        Спокойное, сосредоточенное, Арина Родионовна занята каким-то делом.

        - Нам интересно знать, чем она занимается. Что мы для этого должны сделать?
     

             Посмотреть на её руки. Что у неё в руках? Прочтите в стихотворении /спицы/

Чем она занята? /вяжет/  У  окна светлее.

        Кадр. Руки. И крупным планом.

        - Какие они? Прочтите нужную строчку.

        …В твоих наморщенных руках.

От какого глагола образовалось слово «наморщенный»?

- Что же наморщило её руки?

Отдых:      закроем глаза, представим картины природы…

Ответ найдём во второй строчке стихотворения.

Голубка дряхлая моя…

- Какая няня? «Дряхлый что значит?» По словарю Ожегова: слабый, немощный от старости.

- Что наморщило руки Арины Родионовны? /Её старость, её годы/

- А лицо какое? /Тоже морщинистое/

В руках Арины Родионовны вязальные спицы. Руки неторопливо, размеренно снуют, навязывая петлю к петле. Старушка занимается рукоделием, она не знает, что такое безделье.

Но вот в размеренном движении спиц происходит сбой. Какие строчки рассказывают об этом? /седьмая и восьмая/

И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках

- Почему спицы начинают медлить?

Кадр. Лицо Арины Родионовны.

Няня о чём-то сильно задумалась. И так сильно, что отвлеклась от вязания.

Радостны ли её раздумья? Смотрим предыдущую строку.

   Горюешь, будто на часах.

Няня горюет, она во власти горьких чувств, охвачена каким-то тяжким переживанием. Раздумья её нерадостны.

Выясним,  чем вызваны её переживания. Смотрим строчки пятую и шестую.

Ты под окном своей светлицы горюешь, будто на часах.

Няня  «под окном…будто на часах.»

Выражение «стоять на часах.»  Отвечает ученик.

Найдём строчку в стихотворении, которая позволяет уподобить Арину Родионовну человеку на посту.

Давно, давно ты ждёшь меня.

Кадр. Портрет А.С.Пушкина.

- Итак, Арина Родионовна постоянно ожидает…кого? /Пушкина.

Это о нём её горестные раздумья.

- Читаем строчки девятую и десятую.

Глядишь в забытые вороты на чёрный, отдалённый путь.

Кадр. Арина Родионовна у ворот.

Арина Родионовна смотрит через ворота, в даль дороги.

- Что же она высматривает там?

- Найдём ответ в тексте.

Давно, давно ты ждёшь меня.

И у ворот няня, словно на часах. Не показались ли вдали лошади? Не едет ли дорогой её сердцу поэт.

        Кадр. Лицо Арины Родионовны.        

Чёрная горесть переживаний на лице Арины Родионовны – и «чёрный, отдалённый путь» перед её глазами.

Ребята, пройдёмся по «отдалённому пути». Найдите строчку, которая рисует природу этих мест.

        Одна в глуши лесов сосновых…

Сосновые леса без конца и без края. Глушь лесов. Природа замечательная. Но ведь глушь – не место для общественной деятельности для поэта.

        КАДР. У ВОРОТ.

Возвращаемся в усадьбу Пушкиных. Арина Родионовна ждёт. Знает, что её питомец обязательно вернётся. Но почему ожидание Поэта сопряжено с тяжёлыми переживаниями? Почему мудрое сердце няни горюет?

Прочтём  последние две строчки стихотворения.

- Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь..

- В чём причина горестного настроения старушки? Чем вызвано чувство тоски?

/Одна она осталась, а главное нет с нею дорогого ей Александра Сергеевича/

- Какие заботы у неё?

/Хозяйственные заботы по господскому дому/

- Поговорим о предчувствиях Арины Родионовны.

- Радостные они или устрашающие? За себя ли она переживает?  /Не за себя, но за Александра Сергеевича/

Вот что сильно омрачает няню. Она знает, что решается судьба поэта, знает. Александр Сергеевич теперь с царём. Но не друг он царю. И царь не в числе друзей Пушкина. Няня знает,  по чьему  распоряжению пришлось Пушкину прожить более двух лет «в глуши лесов сосновых».  О всевластии и всесилии царей она знает теперь не только по своим сказкам. Она знает, что Пушкин никогда не покривит душой, чтобы защитить себя. И тоска, и предчувствия, и заботы  няни связаны с дорогим для неё Александром Сергеевичем.

              Дорогим просто потому, что она его няня. 

А в ответ на её любовь и заботу из глубины души Пушкина вылилось вот такое послание к Арине Родионовне.

Расставаясь с няней, Пушкин обещал навестить её в Михайловском. Как вы думаете, сдержал ли слово поэт? / Да. Два раза побывал поэт у няни./ И не обещанием были его слова; они были вызваны внутренним его чувством, потребностью общения с няней.

Выводы по уроку:

    - Какие образы мы увидели в послании Пушкина своей няне?  / светлица, лицо няни, её руки, няня у ворот, няня за рукодельем, дорога, глушь сосновых лесов, няня как часовой; а что мы почувствовали? / тоску, заботы, предчувствия няни/.

    - Поэт написал няне о няне. Каким вам представляется сам поэт в этом стихотворении, хотя о нём нет ни строчки?

          Любящим няню, знающим её, внимательным, наблюдательным, благодарным…

        У Пушкина есть ещё стихи о няне. Мы их будем читать, а Александр Сергеевич будет нас слушать.

Домашнее задание: найти другие стихи, посвящённые Арине Родионовне.

Оценки:

Урок заканчивается чтением «Из письма няни Пушкину 6 марта 1827 года». На уроке русского языка целесообразно проанализировать эту молитву за питомца (лингвистический анализ текста).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""

Материал содержит подробный конспект урока по литературе для 5 класса по программе Г.С. Меркина на тему "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""...

Урок литературы по стихотворению А.С. Пушкина "Няне"

Основной метод, применяемый на уроке изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемно-развивающий. Используемые формы обучения –  фронтальная, индивидуальная...

Урок литературы по стихотворению А.С. Пушкина "Няне"

Основной метод, применяемый на уроке изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемно-развивающий. Используемые формы обучения –  фронтальная, индивидуальная...

Конспект урока литературы в 5 классе. А.С.Пушкин "Няне".

3 урок, проведенный в ходе эксперимента для выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина....

Конспект урока литературы по теме "Подруга дней моих суровых..." Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" (5 класс)

Данный материал представляет собой конспект урока изучения стихотворения А.С.Пушкина "Няне". Помимо чтения и изучения стихотворения пятиклассникам предлагается сделать портретную фотографию героини ст...

урок литературы А.С.Пушкин "Няне"

урок литераауры в 5 классе А.С.Пушкин. Стихотворение "Няне"...

Урок литературы в 5 классе "Стихотворение А.С.Пушкина «Няне»"

Урок литературы в 5 классе Тип урока: комбинированный интегрированный урок...