Урок русского языка на тему: "Однозначные и многозначные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Овчинникова Ксения Николаевна

Урок в 5 классе учить детей работать со словарем и определять значение слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  по русскому языку в 5 классе на тему: Однозначные и многозначные слова

Учитель русского языка и литературы

Чистовской средней школы

Овчинникова Ксения Николаевна

Цели урока:

   Образовательная:

- способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по данной теме  

 Развивающая:

- совершенствовать грамматический строй речи учащихся, обогащать словарный запас языка учащихся; развивать интерес к русскому языку.

   Воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

    

Ход урока

1. Организационный момент. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой из раздела «Лексика»: Однозначные и многозначные слова.

2 этап. 2 учебная ситуация

Выполнение предваряющего упражнения №281.

Задание. Прочитайте стихотворение В. Остена «Дорога». О каких свойствах лексического значения слова дорога рассказал поэт?

3 учебная ситуация

На доске написаны слова: флаг, акробат, айсберг, кнопка, лук, коса. Учитель просит учеников определить лексические значения этих слов. Ученики делают вывод о том, что некоторые слова здесь имеют одно лексическое, а некоторые- несколько. Следовательно, слова с одним лексическим значением можно назвать однозначными, а слова с несколькими лексическими значениями- многозначными.

4 учебная ситуация

Выполнение закрепляющего упражнения.

Задание. Выпишете в один столбик однозначные, в другой- многозначные слова. Для проверки используйте толковый словарь.

Кувшин, герб, планёр, морж, лук, коса, гантель, грач, кисть, насос, железо, землянка, хвост, молния, лист, грелка, тепловоз, перо, артист, скворец.

Ученики по очереди выходят к доске и записывают слова в столбики.

5 учебная ситуация

Работа с карточками

Учитель раздаёт нескольким ученикам карточки с заданиями. Первую карточку можно дать ученикам послабее, а вторую- ученикам посильнее. В это время класс выполняет устное упражнение.

           Карточка № 1. Укажите однозначные и многозначные слова:

Аккордеон, анапест, аудитория, блюдо, брать, троллейбус, хорей, донесение, затягивание.

Карточка № 2. Выпишите в два столбика глаголы однозначные и многозначные. С одним из многозначных глаголов составьте три предложения, употребив глагол в разных значениях:

Автоматизировать, бороться, баррикадировать, вести, вакцинировать, говорить, готовить, дебютировать, диагностировать, держать.

Задание классу. Определите значение выделенных слов, используя толковый словарь.

Ученики по цепочке читают предложения и находят в толковом словаре определения слов.

1. Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, / Господний раб и бригадир, / Под камнем сим вкушает мир (А.Пушкин). Зимой он был послан от колхоза на лесозаготовки бригадиром по вывозке (В.Тендряков). 2. Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение (А.Пушкин). Туркин знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить (А.Чехов). 3. Всем, чем для прихоти обильной / Торгует Лондон щепетильный / И по Балтическим волнам / За лес и сало возит нам... (А.Пушкин) Тарас Петрович был очень щепетилен во всем, что касалось выполнения приказов старших начальников (Э.Казакевич). 4. Но между тем какой позор / Являет Киев осажденный? (А.Пушкин) Страх перед позором, которым он покрыл бы себя, если бы все здесь, в зале суда, узнали его поступок, заглушил происходившую в нем внутреннюю работу (Л.Толстой). 5. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель (Н.Гоголь). На сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба (В.Гаршин). 6. В зубах – циграка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз! (А.Блок) Он (табак. – Б.М.) был в разных видах: в картузах, и в табашнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе (Н.Гоголь).

Ключи: 1. Военный чин, средний между полковником и генералом. Руководитель производственной группы, бригады. 2. История, происшествие необычайного характера. Маленький рассказ смешного содержания с неожиданным острым окончанием. 3. Галантерейный и парфюмерный. Строго, до мелочей принципиальный в отношениях с кем-либо или по отношению к чему-либо. 4. Зрелище. Бесчестье. 5. Ангина. Сходное с лягушкой бесхвостое земноводное с бородавчатой кожей. 6. Мужской головной убор с жестким козырьком. Плотный бумажный мешок.

После выполнения упражнения учитель собирает карточки, проверяет выполненное.

6 учебная ситуация

Выполнение упражнения № 283

Задание. Спишите. Определите, каким членом предложения является слово хлеб. Выпишите из толкового словаря значение слова хлеб; докажите, что это слово является многозначным.

После того как ученики выполнят упражнение проверяем его устно.

7 учебная ситуация

Выполнение упражнения № 284

Задание. Спишите. Объясните значение выделенных слов. Можно ли отнести эти слова к многозначными? Почему?

Выполненное упражнение проверяем по цепочке.

3 этап. 8 учебная ситуация

Домашнее задание. Напиши сказку о многозначных и однозначных словах, используя толковый словарь.

4 этап. 9 учебная ситуация

Подведение итогов урока. Каждый ученик называет по несколько примеров многозначных и однозначных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Как образуются слова в русском языке"

Место урока в теме: изучение нового материала Тип урока: комбинированный урок Используемые учебники и учебные пособия:  Русский язык. 5 класс. под редакцией М.М.Ра...

Русский язык. 5 класс. "Однозначные и многозначные слова".

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"...

Конспект урока русского языка по теме "Однозначные и многозначные слова"

Класс: 5Тип урока: урок открытия новых знаний.Коспект урока сопровождается мультимедийной презентацией....

Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»

Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...

Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»

Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...

Презентация к уроку русского языка на тему: "Однозначные и многозначные слова"

Презентация к уроку разработана, учитывая требования ФГОС....