Технологическая карта урока " Три склонения имен существительных", 5 класс (с презентацией)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Цель урока :систематизировать умение определять склонение имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах, повторить правила написания падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский  язык

Класс: 5

Тема: Три склонения имен существительных (урок- повторение)

Цель урока:

- Систематизировать умение определять склонение имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах, повторить правила написания падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

Задачи:

- Развивать умения распознавать склонение имён существительных;

- Развивать  орфографическую зоркость;

- Развивать  связную  устную речь;

-  Развивать умение работать по алгоритму;

- Развивать  навыки  самоконтроля и взаимопроверки;

- Развивать  умение работать в коллективе

- Воспитывать любовь к Родине, чувство товарищества.  

Оборудование: учебник, ПК, проектор,  разрезной раздаточный материал для работы в парах и группах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

- Запишите в тетрадях дату, классная работа.

2. Постановка учебной проблемы

 2015 год- год литературы. И наш урок я бы хотела начать   с такого предложения.

 Книги учат нас смелости и дружбе.        

- Найдите однородные члены предложения.

- К какой части речи относятся эти слова?

-  Определите падеж и род у этих имен существительных. Кто нам поможет? Поднимите руку. 

-  Назовите окончания этих существительных.

- Почему у существительных одного рода в одном и том же падеже разные окончания.

- Предположите тему нашего урока.        

- Правильно. Тема нашего урока «Три склонения имен существительных». Запишите ее в тетрадь.

- Что вы знаете о склонении существительных? 

- Посмотрите на доске  таблицу «Три склонения имен существительных».

- Ребята, а для чего нужно знать склонения имен существительных?

-  Сегодня на уроке мы вспомним…

1.Как распределять существительные по склонениям;

2. Как определить склонение существительных в начальной форме  и косвенных падежах;

3.Повторим правило написания падежных окончаний  имен существительных в единственном числе.

Отвечают на вопросы

Потому что они относятся к разным склонениям.

записывают в тетрадь

работают по таблице

3. Работа по теме урока

4.Физкультминутка

5.Рефлексия

6. Подведение итогов урока

7.Домашнее задание

1. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.73.

- Что мы узнаем из учебника о склонении?

- По какому падежу  определяется склонение имени существительного?

2. Закрепление по теме урока

1) Работа в группах.

Задание: выберите из предложенных существительных

(Ветка, папа, дорога, избушку; лес, море, небо, озером; тетрадь, ладонь, речь,  в тени)

1 ряд - существительные  1 склонения

2ряд - существительные 2 склонения

3 ряд - существительные 3 склонения

- Проверим задание.

1скл- карточки белого цвета

2 скл.- карточки синего цвета

3скл- карточки красного цвета

- Где встречаются  эти цвета?

Вопросы группам:

-Почему вы отнесли данные слова  к 1 скл …, 2 скл…. 3 скл…

- Ребята, а какие существительные из выбранных вами  отличаются от других? Почему? Что вы сделали, чтобы определить склонение этих существительных?

2). Составление алгоритма.

1. Поставили существительное в И.п. в ед.ч.

2. Определили род, выделили окончание.

3. По роду и окончанию определили склонение.

- Молодцы ,ребята, вы сами вывели алгоритм.

 - А сейчас, пользуясь алгоритмом, мы выполним следующее задание.

3). Работа по отрывку из рассказа М.Пришвина «Моя Родина».

- Перед вами  отрывок из рассказа М.Пришвина «Моя Родина»

Работа по тексту: 1. Как вы понимаете слово «родина»? (  Да, Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть своя  Родина- край, где родился и где все кажется особенным, родным).

2.Прочитайте текст.

3.Чему учит этот текст?

Работать будем в тетрадях и у доски.

Задание: выписать  выделенные имена существительные, определить  их склонение.  Помните алгоритм.

(Природы - природа (1скл.), друзья- друг (2 скл.), хозяин- 2 скл, солнца- солнце (2 скл.), сокровищами – сокровище (2 скл.), жизни-жизнь (3 скл.))

- Молодцы, ребята.

4) . Повторение падежных окончаний имен существительных.

 –  Сейчас мы работали с именами существительными, многие из которых стоят в косвенных падежах. Вспомните, какие три падежа трудны, сомнительны  при  написании окончаний существительных? В каких падежах можно сделать ошибку?  Поставьте имена существительные тропинка, лес, метель в Р.п.,Д.п.,П.п.  (указаны на экране). Что надо сделать, чтобы правильно написать окончания?

1. Определить склонение

2. Вспомнить, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже.  Посмотрите таблицу «Падежные окончания имен существительных в единственном числе».

Р.п. (чего?)  тропинки, леса, метели

Д.п. (чему?)  тропинке, лесу, метели        

П.п. (о чем?) о тропинке, о лесе, о метели

-   Ребята, запомните эти окончания.

5). Работа по развитию речи.

 Задание   «Художник».       

- Я думаю, ребята, вы любите природу. Я предлагаю отправиться на лесную поляну  и полюбоваться картиной природы, которую мы создадим сами. Я буду загадывать загадки, вы их отгадывать. И наша картина оживет.

1.Один костёр весь свет согревает. (Солнце)

2. В синем небе,

Как по речке,

Белые плывут овечки.

Держат путь издалека

Как зовут их? ... (Облака)

3. Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг! (Заяц)

4.Во лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички.  

    (Ромашка)

5. От цветка к цветку порхает, утомится - отдыхает. (Бабочка)

6. Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (гриб)

- По нарисованной картине составьте  рассказ.

 Физкультминутка.  

-  На лесной полянке можно и отдохнуть.     

Солнце вышло из-за тучки, (выходят из-за парты)

Мы протянем к солнцу ручки. (встают на пальчики,  

                                                         поднимают руки вверх)

Солнце, солнце, грей сильней! (машут руками)

Всю, всю землю обогрей! (руки в стороны)

- Молодцы, ребята. Садитесь.

 6)  Работа по перфокартам .

- Ребята, на столах вы видите перфокарты, будем работать в парах.

Задание: Определите склонение существительных, поставив любой знак. Вставьте окончания имен существительных.

- Посмотрите на экран и проверьте правильность заполнения перфокарты (самопроверка).

- Поднимите руки те, у кого есть ошибки.  У кого ошибок нет?

1 скл.

2 скл.

3 скл.

 к маме

+

 

 

у тропинки

+

 

 

О снеге

 

+

 

К ночи

 

 

+

ландыш

 

+

 

помощь

 

 +

О доброте

+

 

 

любовь

 

+

 

7). Самостоятельная работа. «Весенний букет».

- Прочитайте первое слово  перфокарты (мама).

- Ребята, какой приближается весенний праздник?

-  Я приглашаю вас на цветочную поляну. Давайте подарим маме букеты цветов трех видов. Составим мы их из слов. В первом букете будут слова- цветы 1 скл, их запишем в тетрадь в первый столбик, во 2 – 2 скл. - их запишем во второй столбик, в 3 букете- слова 3 скл, их запишем в 3 столбик. Слова- цветы указаны на экране.

-  Один ученик будет составлять букеты на доске.

1 скл.: роза, мимоза, гвоздика

2 скл.: ландыш, пион, тюльпан

3 скл.: сирень, герань

- Обменяемся  тетрадями и проверим, как выполнил это задание товарищ по парте.

- Заканчиваем  работу, возвращаем тетради.

- Проверим работу у доски. Из каких цветов состоит 1 букет (существительных 1 склонения). Почему?

- 2 букет (сущ.2 скл.). Почему?

- 3 букет (сущ. 3 скл.). Почему?

 Поднимите руки те, у кого две ошибки, одна, нет ошибок.

- Молодцы, ребята.

-  Я вам тоже дарю ромашки- памятки. Пусть они помогут вам правильно определять склонения существительных.

8). Игра «Третий лишний» (резерв)

1.День, тень, пень.

2.Стена, доска, юнга.

3.Камыш, тишь, мышь.

Почему они лишние?

- Сегодня на уроке вы мне  понравились все. А как бы вы оценили свою работу? Оцените ее с помощью кружочков, которые лежат у вас на столе. Посмотрите их обозначение на экране.

Зеленый - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу.

Желтый -  Работаю хорошо, иногда  нуждаюсь в помощи.

Красный - Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.

Итак, подведем итог урока. Что мы вспомнили о склонении существительных?

- По какому падежу определяется склонение имени существительного?

- Как определить склонение существительных в косвенных падежах?

- Для чего нужно знать склонения имен существительных?

Урок окончен. Всем спасибо.

Стр.73, упр.559

Отвечают на вопросы

По именительному падежу единственного числа. Это начальная форма имени существительного.

Работают в группах

Отвечают на вопросы

Составляют алгоритм

Отвечают на вопросы

Выполняют задание, комментируя его

Работают устно по тексту слайда и таблице

отгадывают загадки, определяют  склонение  имен существительных, составляют рассказ

выполняют физкультминутку

Работают в парах

Проверяют выполненное задание

Отвечают на вопросы

Выполняют задание самостоятельно.

взаимопроверка

Самоанализ, самооценка

Оценивают свою работу

Отвечают на вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Три склонения имен существительных

Слайд 3

1 склонение 2 склонение 3 склонение

Слайд 4

3. По роду и окончанию определить склонение. 1. Поставить существительное в начальную форму ( в И.п. в ед.ч.) 2. Определить род, выделить окончание. Чтобы определить склонение имени существительного нужно:

Слайд 5

Мои молодые друзья ! Мы хозяева нашей природы , и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни . Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать.

Слайд 6

Р.П. (чего?) Д.П. (чему?) П.П. (о чём?) 1 скл. 2 скл. 3 скл . тропинк … и тропинк ... е о тропинк… е о лес… е метел… и метел … о метел… и и - -

Слайд 8

Солнце вышло из- за тучки, Мы протянем к солнцу ручки. Солнце, солнце, грей сильней! Всю, всю землю обогрей!

Слайд 9

1 скл. 2 скл. 3 скл. К мам … у тропинк … о снег … к ноч … ландыш помощь о доброт … любовь

Слайд 10

1 скл. 2 скл. 3 скл. К мам е + у тропинк и + о снег е + к ноч и + ландыш + помощь + о доброт е + любовь +

Слайд 11

роза мимоза гвоздика ландыш пион тюльпан сирень герань

Слайд 12

Оцени свою работу Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу. Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи. Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Простейшие показательные неравенства", 10 класс (с презентацией)

Технологическая карта урока "Простейшие показательные неравенства", 10 класс (с презентацией)...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Безударные окончания -Е и -И имен существительных"

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе "Безударные окончания -Е и -И имен существительных" и презентацию к уроку в формате PDF...

Презентация и конспект урока "Определение склонения имен существительных"

Урок проведен в классе  для  детей с умственной отсталостью.Используется презентация - плакат для удобства демонстрации....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе"Склонение имён существительных.Падеж"

На данномуроке  реализуются важные для современного урока русского языка подходы:1.            Текстоориентированный (работа с текстом, моно...

Технологическая карта урока по информатике в 10 классе "Компьютерные презентации"

Знакомство с редактором Power Point, создание презентаций и применение знаний на практике в виде практических заданий....