Презентация и конспект урока "Определение склонения имен существительных"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Новикова Наталья Александровна 1

 Урок проведен в классе  для  детей с умственной отсталостью.Используется презентация - плакат для удобства демонстрации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plakat_.pptx802.64 КБ
Файл aktualizatsiya_.pptx689.84 КБ
Файл zakreplenie.pptx77.54 КБ
Файл trenazher.pptx870.31 КБ
Файл konspekt_uroka.docx26.87 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx10.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока «Определение имен существительных» яиненолкс склонения 1 2 3 р пр

Слайд 2

Лист самооценки ____________________ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ : Я научился ............................................. Было интересно………………………. Было трудно .......................................... Могу похвалить себя за то, что ……... Могу похвалить одноклассников за то, что .......................................................... Больше всего мне понравилось ……... Мне показалось важным ……………... Для меня было открытием то, что …... Спасибо за урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выбери ряд существительных мужского рода. 1. Учитель, врач, дядя 2. Лошадь, радость, помощь 3. О зеро, блюдце, солнце

Слайд 2

Выбери ряд существительных второго склонения. 1. Степь, дверь, рожь 2. Поляна, папа, земля 3. Голуб ь , пен ь , озер о о ь ь

Слайд 3

К первому склонению относятся существительные… 1. м.р., ср.р. – -о, -е, . 2. м.р., ж.р. – -а, -я. 3. ж.р. – - ь ,

Слайд 4

Алгоритм Определить род Выделить окончание По роду и окончанию определить склонение

Слайд 5

Три типа склонения 1- скл . М.р. – - а, - я Ж.р. – Ж.р – ь М.р. – согл ., ь Ср.р. – - о,-е 2-е скл . 3- скл .

Слайд 6

Рассмотри иллюстрацию. Перечисли предметы, изображенные на рисунке. Обрати внимание на настроение девочки. Напиши существительные в три столбика.

Слайд 7

Проверь себя. 1-е скл . 2-е скл . 3-е скл . д евочка озеро печаль в ода камыш ель б ереза камень грусть


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зачем нужно уметь определять склонение имен существительных? Падеж Родительный книг и пенал а тетрад и Предложный в книг е в пенал е в тетрад и В апреле растаял снег. 1-е скл . 2-е скл . 3-е скл .

Слайд 2

Алгоритм Ставлю существительное в начальную форму И.п., ед.ч Определяю род Выделяю окончание По роду и окончанию определяю склонение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренажер «Склонение имен существительных» К уроку письма и развития речи в 5 классе. Составила Новикова Н.А., учитель МКОУ «Школа №37»

Слайд 2

1-е 2-е 3-е Берёза + Кресло + Сирень + Камень + Ягода + Кисть + Костя + Зеркало + Мост + Пень + 2 Повтори правило! 1

Слайд 3

1-е 2-е 3-е Собака + Помощь + Мышь + Загадка + Игрушка + Ураган + Карусель + Дверь + Солнце + Дочь + 3 Повтори правило! 2

Слайд 4

1-е 2-е 3-е Осина + Приятель + Площадь + Озеро + Газета + Капель + Краска + Снегирь + Одеяло + Ремень + 4 Повтори правило! 3

Слайд 5

а пте ́ ка 1 3 б а га ́ ж б о ло ́ то б о ти ́ н ок в а го ́ н тетрадь восто ́ к интере ́ с 2 1 2 1 2 1 2 1 3 2 2 3 1 1

Слайд 6

бесе ́ да библиоте ́ ка биле ́ т звезде ́ газе ́ те галере ́ ю гига ́ нта я ́ корь 1 3 1 1 2 1 2 3 1 3 2 1 2 1 2 3

Слайд 7

де ́ вочкой живо ́ тному забо ́ той заво ́ д за ́ пад инжене ́ ру календа ́ рь карто ́ ном 1 1 2 1 2 2 3 2 1 2 3 3 2 2 3 1

Слайд 8

кастрю ́ лю ко ́ мнатой дочкой Ильёй Степановне на печи ла ́ герем солнца 2 1 1 2 3 2 1 3 1 1 3 2 1 2 1 1



Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе коррекционной школы.

Тема «Определение склонения имен существительных»

Цели педагогической деятельности: организация условий для закрепления ЗУН в определении склонения имен существительных. Создание учебной ситуации для составления алгоритма. Учить анализировать, давать оценку своей деятельности.

Предметные результаты: обучающиеся научатся: определять склонение имен существительных, делать выводы, составлять алгоритмы, давать  самооценку деятельности.

Предметные – организация систематизации знаний по теме;( применения предметных ЗУН)

Личностные – воспитание самостоятельности;

- брать на себя ответственность;

- брать на себя ответственность за работу в парах;

Метапредметные – развитие способности к анализу и обобщению

- извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, иллюстрация, серии картинок, плакат)

-владеть разными видами аудирования (выборочного, детального)

Деятельностная – закрепить умения определять склонение имен существительных

Содержательная – закрепить знания о трех типах склонения имен существительных

Организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

УУД

Регулятивные 

- высказывать предположения на основе наблюдений, формировать тему, цель урока;

- определять степень успешности работы;

Познавательные

- выделять главное, искать пути решения проблемы

- строить логически обоснованные рассуждения;

- группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения;

- уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, TV, учебник, мультимедыйный плакат, карточки, плакат, лист самооценки.

Технологическая карта

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

УУД

Организационный момент

Проводит психологический настрой, приветствие гостей, пожелание удачи «Ученику удача – учителю радость»

Приветствуют гостей, вступают в диалог с учителем

К

 Постановка цели

Предлагает прочитать тему на слайде – плакате, создает проблемную ситуацию: одно слово записано в обратном порядке.

Какая же цель урока, поставим цель вместе, что мы будем делать и чему должны научиться?

Дети  находят проблему и  исправляют тему урока правильно.

Высказывают предположения, что будут определять склонения

Р

Р

Разминка для пальцев

Оформление даты в тетрадях

Предлагает разминку (видео)

Выполняют по видеоинструцкии

Л

Обобщение материала

Актуализация знаний

Демонстрирует задания на слайдах, предлагая анализировать и доказывать правильность своих ответов, составить алгоритм

(презентация актуализация №

Слушают, смотрят, анализируют задания, формулируют ответы, высказывают и доказывают

Р, К, П

Рефлексия промежуточная

Предлагает отметить в листах самооценки результаты своей деятельности

Анализируют свою деятельность. Оценивают успешность, отмечают в листах

Р, Л

Закрепление материала

Предлагает работу по карточкам, тренажеру

Выполняют самостоятельно работу  в парах, индивидуально

П, Р,К,Л

Промежуточная рефлексия

Предлагает провести самопроверку, взаимопроверку

анализируют. Результаты отмечают в листах

Физминутка

Предлагает физминутку на видео

Выполняют

Систематизация знаний

Обобщение материала, составление алгоритма определения склонения в косвенных падежах, индивидуальные задания, работа в парах, индивидуально

Презентация «закрепление»

анализируют,

высказывают предположения, выполняют самостоятельно задания.

П,Р,К,Л

Рефлексия

Предлагает по схеме определить свое отношение к уроку, высказать мнение

Читают начало предложений, обдумывают, высказывают свою точку зрения

К, Р,Л

Ход урока.

  1. Организационный момент

- психологический настрой. Приветствие гостей. Улыбнитесь друг другу, посмотрите на меня – у нас все получится, мы спокойны. Пожелаем «Ученику удачу – учителю радость».

Эпиграф к уроку:  «Не для школы, но для жизни учимся мы». ( Записано на доске)

  1. Постановка учебных задач:

Слайд – плакат.

Прочтите название темы урока. Погружение в проблему,  (не могут прочесть, т.к. склонение записано в обратном порядке). Проанализируйте, что мы изучаем и назовите тему урока.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Поставим задачи, чему должны научиться.

  1. Пальчиковая разминка. Прежде разомнем пальчики, чтобы лучше думать, писать. Оформление даты в тетрадях.

 Слайд-плакат. Пр.

  1. Актуализация знаний. Проанализируем, что мы знаем по этой теме.

Слайд –плакат.  №1

Работа по слайдам презентации.

Слайд №1

Докажите правильность ваших суждений.

Для чего нужно знать род имен существительных?

Слайд №2

Выберите ряд сущ. второго склонения.

Докажите, что это сущ. 2-го скл.

Слайд №3

К первому скл. относятся сущ.

Докажите.

Слайд №4

Составьте алгоритм определения склонения имен существительных.

На столах карточки с названием порядка определения склонения, составить порядок определения.

(вновь прибывшие после болезни ученики, повторяют алгоритм,  на  столах у них памятки трех типов склонения)

Задание всем, кроме прибывших учеников, слайд №5. Самостоятельно читают задание и выполняют. Работают в парах.

Индивидуальная работа. Распределить карточки по склонениям с опорой на памятку, записать в тетради.

Словарная работа. Под диктовку написать словарные слова:

Овраг , канал, веревка, природа, охота. – докажите, что здесь нет существительных 3-го склонения.

Промежуточная рефлексия.

Оцените свою деятельность и поставьте в листах результат.

На доске критерии оценивания работы. На листах тоже.

  1. Физминутка . Плакат . р.
  2. Систематизация знаний.

Умеем определять склонение имен существительных. А зачем  надо знать склонение?

Плакат. №3

Обратить внимание на слова в одном падеже, на окончания, склонение.

Проанализируйте и сделайте вывод.

Составление  алгоритма.

Дифференцированные задания.

1-я группа – определить склонение:  тренажер – карточка.

2-я группа – упр. 251 с. 158   тренажер – упр.

3-я группа – работа с плакатом. Вписать существительные, определить склонение. Доказать правильность выполнения.

Индивидуальные задания на карточках, если останется время.

  1. Рефлексия.

- заполнить листы самооценки

- на листах начало предложений, выбери то, чему ты научился на уроке и продолжи, доказывая свою точку зрения.



Предварительный просмотр:

Работа с плакатом:

  1. Актуализация знаний
  2. Тренажер
  3. Закрепление

Р-физминутка

Пр – пальчиковые упражнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка для обучающихся 5 класса на тему: "Три склонения имен существительных"...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...

Конспект урока на тему: "Три Склонения имен существительных".

Конспект урока "Три склонения имен существительных" предназначен для обучающихся 5 класса....

Презентация к уроку-семинару по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных», 10 класс

Презентация к уроку-семинару по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных», 10 класс...