Урок развития речи по картине Б.М.Кустодиева "Масленица" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тахтаджян Любовь Васильевна

Целью урока является способствование развитию умения составлять  рассказ по картине, используя возможности публицистического стиля.

Задачи урока:

- познакомить с жанром  публицистического стиля – репортаж; показать, как строится репортаж;

- развивать творческие способности и познавательный интерес  школьников, развивать  коммуникативные  компетенции учащихся;

- формировать  активную  жизненную позицию;

- развивать интерес к родной истории и народным традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 А классе

«Рассказ  на основе картины, включающий описание»

(репортаж по картине Б.М.Кустодиева «Масленица»)

Цели урока: способствовать развитию умения составлять  рассказ по картине, используя возможности публицистического стиля

Задачи урока:

- познакомить с жанром  публицистического стиля – репортаж; показать, как строится репортаж;

- развивать творческие способности и познавательный интерес  школьников, развивать  коммуникативные  компетенции учащихся;

- формировать  активную  жизненную позицию;

- развивать интерес к родной истории и народным традициям.

   

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: презентация «Художник Б.М.Кустодиев», буклет «Что такое репортаж?», рабочая карта урока (для каждого учащегося), музыкальная пьеса П.И.Чайковского «Февраль. Масленица».

  1. Орг.момент -  доклад командира.

За окном февраль, солнце заливает наш кабинет, и мне хочется начать урок словами А.Плещеева

Уж тает снег, бегут ручьи, весной повеяло зимою, засвищут скоро соловьи, и лес оденется весною.

-О чем эти строки?

-О весне

-А эти?

Со времен старинных, давних

Праздник Солнца к нам спешит!

Он один из самых ранних

В окна вешним днем глядит.

- конечно, о замечательном празднике – Масленице! (Открываем  иллюстрацию на доске)

С чем для вас связана Масленица?

Дополнят ваши представления сообщения учащихся и проект «Масленица», подготовленный ребятами.

  1. Ситуация вызова. Составляем кластер. Рассматриваем картину.

Предлагаю все, что мы знаем о Масленице, оформить в виде  кластера. (дети называют,  магнитом прикрепляем  картинку на доску)

Что вспоминается?

Какие развлечения, традиции?

Какова история Масленицы?

Почему так называется этот праздник? (маслили блины)

Откуда мы узнаем  о Масленице? Из каких источников? (книги, музыка, картины)

Какие пословицы и поговорки вам известны?

А загадки?

Все, что мы сказали о Масленице, можно увидеть на картине Б.М.Кустодиева. (слайд презентации)

- каким настроением она наполнена?

- какие чувства вызывает? Что бросается в глаза? Какие краски и тона преобладают?

Картина так и называется «Масленица»

  1. Определяем тему урока, ставим цель урока

- можете ли вы определить тему урока? (описание картины)

                                                 сочинение по картине Б.М.Кустодиева «Масленица»

- но мы уже умеем составлять описание картины.

- вам хотелось бы оказаться в этой картине? Шагнуть в нее?

- где бы вы оказались?

- а в таком случае можно описать картину? (нет, получится рассказ)

- а если вы в центре событий и рассказываете о том, что происходит, как будет называться ваш рассказ? (репортаж)

Значит, цель нашей работы на уроке – научиться составлять репортаж (рассказ) на основе картины

Всю работу мы сегодня проводим на рабочих картах урока. Подпишите свою карту, поставьте дату, запишите тему урока и цель. 

Сообщения о Масленице и защита проекта.

1) Масленица – праздник встречи весны, пришедший к нам от языческой веры. Празднование Масленицы проходило раньше так: делали куклу Масленицы из соломы, наряжали ее в женскую одежду и возили по всей округе с песнями. Спустя неделю с плясками и песнями везли куклу Масленицу в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру. Считалось, что вместе с ней улетают трудности, невзгоды и неприятности. Также иногда куклу Масленицу приносили к сожжению на высоком месте, чтобы небесный огонь приблизился к земному, а заодно сжег старое, ненужное, несчастное. Справляют Масленицу за 7 недель до Пасхи, и чаще она приходится на конец февраля – начало марта.

2) По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю.

Понедельник – «Встреча».

В первый день строились горы изо льда, ребятишки вместе со старшими качались на качелях. Устраивали потехи над ряжеными и скоморохами.

Вторник – «Заигрыш».

В этот день начинались походы ряженых по домам с пожеланиями и последующими угощениями.

Среда – «Лакомка».

Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи – все на стол мечи».

Четверг – «Разгуляй».

Обычно катали куклу Масленицы на санях. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).

Пятница – «Тещины вечера».

В этот день зять едет к теще на блины, а теща зятя привечает, угощает.

Суббота – «Золовкины посиделки».

В субботу все начинали ходить друг к другу в гости, приподносить подарки. Молодые парни и девушки устраивали веселые посиделки, на них они пели частушки и устраивали игры.

Воскресенье – «Прощеный день»

В последний день Масленицы обычно ходили в церковь, просили у всех и вся прощенья. После возвращались к весельям и забавам, а вечером сжигали куклу Масленицы, приговаривая:

Пора Масленице со двора съезжаться!
Все, Масленица, прощай!
На тот год приезжай!

Звучит музыкальная пьеса П.И.Чайковского «Февраль.Мвсленица».какие чувства и мысли наполняют вас?

3) Защита проекта «Масленица».

  1. Что такое репортаж?  

- на предыдущих занятиях мы уже говорили о том, что такое репортаж, провели словарную работу, составили буклет «Что такое репортаж?», у вас было опережающее домашнее задание.

- вспомним, что такое репортаж? К какому стилю относится?

- Чем отличается репортаж от обычной газетной заметки?

- к какому типу речи относится?

- слова какой части речи преобладают? (глаголы)

- в форме какого времени? (настоящего)

- в чем особенности репортажа? (по буклету)

  1. Добавление в план репортажа. Работа в группах по текстам. Заполнение опорной карты.

- а каким будет план нашего репортажа? Что значит зачин? Что будет в рассказе (основной части?) чем закончим? Где будет описание? (добавляем в шаблон плана свои заметки в рабочей карте урока)

1. Зачин.                         - где нахожусь. Что происходит?

2. Основная часть        - Что вижу  справа, слева, перед собой

                                        - что слышу?

                                        - чему удивляюсь?

3. Вывод                         - какие впечатления? выводы?

-можно ли просто без подготовки составить репортаж?

- репортер должен хорошо подготовиться и знать многое, чтобы репортаж получился интересным.

- где можно такую информацию получить?

Работаем в группах: прочитать текст, определить стиль, ответить на вопросы, выбрать опорные слова, необходимые для репортажа. Заполнить лист самооценки

   

  1. Орфографическая перестрелка. Взятие снежного городка.

- одно из любимых развлечений детей на Масленицу – взятие снежного городка. И у нас на уроке будет перестрелка снежками. (записывают под диктовку, объясняют орфограмму – значит отбили снежок!)                  

русский народ, нежно-голубой, ярко-розовый, богатство, широта души, молодецкая удаль, конское ржание, старинный  праздник, чувствовать аромат, участвовать в веселье, прокатиться в санках, блестит, искрится, серебряный колокольчик, день чудесный, озорные ребятишки, румяные щечки, расписные полушалки.

  1. Динамическая минутка. Ищем «народную мудрость».

Русский народ с празднованием Масленицы связывал многие свои надежды и ожидания. Все приметы стали жемчужинами народной мудрости. Но вот мудрость эта рассыпалась по кабинету. Нужно собрать ее, соединить части пословиц, примет. (в кабинете в разных местах спрятаны части пословиц. Находим, соединяем с правильными частями и вывешиваем на доску)

 Масленица без блинов, что именины без пирогов.

Что из найденного можно взять в репортаж? В качестве эпиграфа?

  1. Работа с текстом упр.90. (выбрать только, что пригодится в репортаже) А что? (снег, звуки, угощения, развлечения)

- хорошо! Продолжаем работать в группах. Оцените свою помощь группе во время динамической минутки, командир подтвердит оценку.  

- у вас в учебнике «Русская речь»  в упр.90 есть статья Н.Надеждиной о картине Б.М.Кустодиева. Кому-то она очень пригодилась бы, чтобы списать. Но мы-то пишем репортаж, нам не нужен весь текст. Выбираем самое необходимое для нашего репортажа.

  1. Самостоятельная работа. Представление от группы.

(Сочинение)

  1. Оценивание.  Итоги. Рефлексия

Замечательная работа, ребята! Командиры подводят итог работы, оценивают каждого участника группы. (карты урока собирает учитель, оценивает)

- что нового вы сегодня узнали?

- чему научились?

Умение составлять репортаж пригодится всегда. Уже в феврале сможете  рассказать читателям о смотре строя и песни, о празднике 23 февраля

Домашнее задание:

- написать репортаж по картине Б.М.Кустодиева.

- написать рассказ по картине

- составить описание картины

Рефлексия

- выходят две девочки в русских костюмах и каждому вручают блин-символ счастья, здоровья,благополучия

Заканчивается урок исполнениеи детей песней о масленице «Ой, блины, мои блины…»

Спасибо вам, ребята, за работу на уроке!

Приложение (работы детей)

Сочинение.

        Конец зимы. Февраль. Сегодня весь честной народ отмечает проводы Масленицы. Базарная площадь.        

Повсюду гуляют люди, отдыхают, едят блины. Масленица - очень красивый и веселый праздник.

И вот я оказываюсь на площади. Тут же едет тройка лошадей, которой управляет ямщик. Лошадки очень красиво смотрятся на белоснежном снегу. Они богато украшены: сбруя с бубенцами, дуга с колокольчиками, красные попоны. Вдали скачут белые лошади, они везут сани с двумя седоками. Вокруг много народа. Кто – то собрался в гости, другие идут за покупками. Большая толпа около здания театра: люди пришли посмотреть на выступление борцов. Работают магазины, продуктовые лавки, в которых идёт бойкая торговля. На заднем плане изображёно здание храма. Оно красиво смотрится на фоне снега и деревьев, покрытых инеем.   Повсюду очень много снега. Обилие снега еще более придает праздничности для гуляния. Он везде: на крышах домов, на деревьях, земле, но скоро он растает.  Ведь впереди весна, и значит, скоро вся природа оживёт после зимнего сна. Потекут ручьи, деревья покроются листвой, будет ярко светить солнце. А пока люди прощаются с зимой, веселятся, мирно беседуют и ходят друг к другу в гости!

Рыжих Дана

Сочинение.

Веселый, широкий и по-настоящему русский праздник Масленицы. Люди провожают зиму и встречают весну, они искренне радуются и развлекаются в эти солнечные снежные дни.

Я нахожусь в центре событий, где проходят гуляния в городе. Здесь изображен театр, дома довольно большие (на переднем плане  -  дом в два этажа, возможно, он принадлежит купцу). На улицах многолюдно. Простой народ веселится от души, идет бойкая торговля, слышится музыка, возгласы торговцев, смех горожан. То и дело проезжают на тройках катающиеся люди. Сани еле пробираются среди сугробов. Впереди вижу степенных и зажиточных стариков. Они ведут между собой неспешную беседу, может быть, обсуждая праздник и гуляние.

Все, кто вышел на праздничные улицы, одеты нарядно и очень тепло. На женщинах  -  шали и полушубки, мужчины в меховой одежде, шапках и рукавицах. Чувствуется, что мороз довольно крепок. Кругом лежат пышные снега, а деревья как будто сделаны из серебра. По снегу пролегли густые голубые тени. Они бывают только в самом конце зимы. Над городом, утопающем в сугробах, раскинулось яркое безоблачное небо. Чувствуется, что весенние дни уже не за горами.

Масленица  -  это не только народный праздник. Сразу после нее начинается великий  пост. Рядом расположена церковь - символ русского православия, словно бы охраняет всех этих людей, праздничный город и нашу страну. Золотые, сияющие на ярком солнце купола храма соседствуют с белоснежными, покрытыми густым инеем деревьями. Это  -  цвета веры, справедливости и чистоты, которыми славится русская душа.

Мороз Дария

Сочинение.

 Центральная площадь.
Масленичные гуляния ,катания на санях. Воздух пропах маслом и блинами. Толпы довольных и счастливых жителей расхаживаются между торговыми рядами, и у балагана, а радостные ребятишки кубарем катятся с горок, штурмуют снежные крепости.  Слышны говор, женский смех. Стоит солнечный морозный день..Небо чудесным образом превращается в один большой изумруд. Лишь розово-золотые облака расцвечивают его. Лихо мчатся веселые тройки, в лощине расположился праздничный базар, и вся площадка перед ним полна людьми, а въезжающая на пригорок главная тройка чуть притормозила свой бег, словно для того, чтобы  мы могли полюбоваться красотой ее убранства.

Гунченко Богдан


Передо мной великолепная картина Б. М. Кустодиева «Масленица» . Рассматривая ее, представляю, что художник писал ее, находясь в хорошем, радостном настроении. Сразу бросается в глаза церковь, стоящая на горе. Кажется, будто зазвонит сейчас колокол и пригласит народ к вечерне. Все действие картины разворачивается на центральной площади. Тройку лошадей еле сдерживает возница. Слышны говор, женский смех. Счастливые ребятишки катаются с горок. Художник использовал изумительную палитру красок: голубую, бирюзовую, красную, золотую Самоделов Денис.

Атмосфера веселого раздольного праздника захватывает нас с первых мгновений. В «Масленице» есть все, что присуще народному гулянию: и веселая карусель с шумным балаганом, и лихая езда в расписных санях с важными бородатыми кучерами, и игра в снежки, и залихвацкие песни под неизменную задорную гармошку. А внизу, у подножия холмов, раскинулся сказочный заснеженный город. Искрятся морозным инеем крыши домов, светлые купола храмов и разноцветные колокольни устремляются ввысь к изумрудно-зеленому небу, по которому плывут желто-розовые облака и кружат стаи птиц.
Перед нами раздольная красота России с ее многовековыми традициями. Но это не столько реальность, сколько та красивая жизнь, какой она представлялась в мечтах народных.
Народные праздники были излюбленной темой в творчестве Бориса Кустодиева. И первое место среди них занимает веселая, шумная, хлебосольная масленица, длящаяся целую неделю перед Великим постом. Глядя на эту картину, трудно представить, что она создавалась художником в ту пору, когда он был уже тяжело и неизлечимо болен. Парализованный, навсегда прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев говорил о себе: «Мой мир теперь – это моя комната» . Но, вопреки всему, именно в этой комнате рождались такие яркие, жизнелюбивые и полные оптимизма творения, как «Масленица» .
Лихо мчатся веселые тройки, в лощине расположился праздничный базар, и вся площадка перед ним полна людьми, а въезжающая на пригорок главная тройка чуть притормозила свой бег, словно для того, чтобы зритель мог полюбоваться красотой ее убранства. Это собирательный образ России – во всей самобытности народа, обычаев, характерности пейзажа.

 

Мороз Дария


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". 6 -7 класс.

Урок посвящен 200-летию Царскосельского Лицея. Цель урока- сочинение по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене  8 января 1815 года". В уроке использованы фрагменты произведений А.С.пушк...

Урок развития речи по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс

Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Урок развития речи по картине в 6 классе (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)....

Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)

В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...

Уроки развития речи по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 классы)

В данной методической разработке приводятся авторские конспекты 2-х уроков развития речи по подготовке школьников к описанию картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 класс). Предлагается работа в...

Урок развития речи по картине В.Фельдмана "Родина" 9 класс

Урок развития речи по картине В.Фельдмана "Родина" 9 класс...

Урок развития речи по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»». (русский язык, 6 класс)

Место занятия в системе уроков В системе уроков по развитию речи описанию внешности отводится важное место, потому что этим умением должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходи...

Конспект урока развития речи по картине Е.Широкова "Друзья", 7 класс.

Данный конспект подойдет для урока подготовки к сочинению по картине Е.Широкова "Друзья"...