Игровые технологии на уроках русского языка в 5-6 классах
презентация к уроку по русскому языку на тему

Дикая Лариса Юрьевна

Игровые технологии на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.pptx990.68 КБ
Microsoft Office document icon doklad_k_prezentatsii.doc87.5 КБ
Microsoft Office document icon diktant_molchanka.doc21 КБ
Microsoft Office document icon slovarnyy_diktant.doc20 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дикая Лариса Юрьевна Должность : учитель русского языка и литературы МБОУ Помринская ОШ Образование : Ленинабадский ордена Знак Почета государственный педагогический институт им. С.М.Кирова, 1992 г. Стаж педагогической работы : 27 год Мое кредо «Смертельный грех учителя- быть скучным» Гербарт

Слайд 2

«Игровые технологии на уроках русского языка». Тема презентации

Слайд 3

Условия формирования личного вклада в развитие образования Научно- исследовательские Организационно- педагогические Методические В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский , С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин , в зарубежной — 3.Фрейд, Ж.Пиаже и др. Теория развития познавательного интереса Т.И. Щукиной и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И Шамовой Размещение информации на сайте, выступление на педагогическом совете школы

Слайд 4

Актуальность личного вклада в развитие образования Человек играет только тогда, когда он в полном значении человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Ф. Шиллер Актуальность игры в настоящее время повышается из-за:

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Игра в огромной степени способствует развитию детей. Основой игры является реальная жизнь. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество.

Слайд 6

Цель и задачи педагогической деятельности Задачи : формирование положительной мотивации к учебно - познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла; развитие коммуникативной компетенции у обучающихся; создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе. Цель : формирование положительной мотивации учащихся на уроках русского языка через использование игровых технологий

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется мною в следующих случаях: ● В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; ● Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; ● В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); ● Как технологии внеклассной работы Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков. И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности. Игра — высшая форма исследования. Альберт Эйнштейн

Слайд 8

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм Минутка-разминка «Говорите по-русски правильно»; «Составь текст и озвучь его»; «Пригласи на обед»; «В эфире - новости», «Конкурс дикторов»;

Слайд 9

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Лексико-фразеологические игры « Собери фразеологизм» «Собери пословицу» «Как об этом говорят» Закончить предложение фразеологизмами Работа по фразеологии способствует развитию чувства языка, обогащает речь учащихся фразеологизмами, порождает их интерес как к истории языка, так и к современным трансформациям языковых средств. Изучение фразеологии открывает возможности для развития абстрактного мышления школьников и способствует совершенствованию их языковой компетенции. «Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом». О.Газман

Слайд 10

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм Справочное бюро ; Словарный диктант; Диктант-шутка; Диктант -«молчанка»; Третий лишний ;

Слайд 11

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка • Знаете ли вы пословицы? Спрятанное слово «Лишние» буквы Анаграммы Отличительной особенностью кроссвордов является то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности даже не самых трудолюбивых учеников Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках русского языка помогают творческие формы проверки усвоение фактического материала - это кроссворды

Слайд 12

Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны Данные формы и методы организации урока позволяют обучающимся успешно участвовать во внеклассных, школьных и районных мероприятиях: конкурсах чтецов, литературных викторинах, концертах, мини-сценках .

Слайд 13

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Социализирующие : приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция ; обучение общению. Игровые технологии позволяют решить целевые установки Дидактические : расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности . Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии , рефлексии, умения находить оптимальные решения.

Слайд 14

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Результаты ГИА по русскому языку в 9 классе

Слайд 15

Выступление на педагогическом совете; Размещение учебно - методических материалов на сетевых Интернет - порталах. Опыт работы может быть использован учителями русского языка и литературы общеобразовательных учреждений и во внеурочной деятельности. Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Слайд 16

Литература 1. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г. 2. Гончар Л.А. «Игровые задачи на уроках русского языка» 3 – 9 классы Москва, «Чистые пруды», 2005 г. 3. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994 4. Орг А. О. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 2004г 5.Пташкина В.Н, Виноградова К.Е. и др. « Игровые технологии на уроках русского языка». 5 – 9 классы Волгоград, Издательство «Учитель», 2009 год. 6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: «Народное образование», 1998. 7. Материалы сайта proshkolu . ru 8. Материалы сайта 1 september . ru 9. http://www.allbest.ru/ 10. http://www.goo.kz/ 11. http://teacher-evseeva .narod.ru

Слайд 17

Спасибо за внимание! -Что наша жизнь? -Игра.



Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках русского языка

Слайд 1-2

Я, Дикая Л.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ Помринская ОШ представляю обобщение опыта  работы над своей методической темой «Развитие познавательной активности учащихся через игровые технологии на уроках русского языка».

           Учитель сегодня - это специалист, для которого очень важно уметь выстраивать свою работу в соответствии с быстро меняющимися запросами общества. Мы не только учим, но и постоянно учимся сами, постоянно находимся в поиске наиболее эффективных методов, приемов и технологий обучения. Стандарты нового поколения требуют от нас обеспечения развития личности ребенка на основе усвоения способов деятельности. Перед каждым учителем стоит задача: отбор и оптимальное использование педагогических технологий, наиболее эффективно обеспечивающих выполнение требований стандарта.

              Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Каждый учитель напряженно ищет средства и методы, которые помогут зажечь в глазах учеников пытливый огонек жажды знаний, изменив при этом «вкус корня». Не будем забывать, что всякое познание начинается с удивления. А удивление - это и есть пробуждение познавательного интереса. Вот тогда и корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

         Каждый учитель-словесник хорошо знает из практики, что русский язык довольно трудно даётся многим детям. Таким образом, в преподавании предмета особое значение приобретает развитие познавательного интереса у каждого ребёнка.

  Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Часто ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не увлекает. Он пассивен, ему скучно. Конечно, что-то учащийся усваивает, но такое восприятие не может быть опорой прочных знаний. Это состояние академик И. П. Павлов называл «сном с открытыми глазами».

         Помочь «проснуться», то есть пробудить интерес к знаниям, я считаю, - главное задание педагога. Мудрецы утверждают, что плохая школа - это готовые ответы на не заданные детьми вопросы. А хорошее образование культивирует вопросы детей («почемучество») и системный поиск ответов на них (усвоение методов познания).                                                                     

Одной из технологий, повышающий интерес, являются игровые технологии.

Слайд3

          Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна: она обучает, азвивает, воспитывает развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых её задач — обучение.

          Ещё в древних Афинах (VIIV века до н. э.) воспитание и обучение пронизывал принцип соревнования (агонистики). В X веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, например, в риторике. В Западной Европе в эпоху Возрождения     дети,  играя, знакомились со всеми науками.

         В XVIXVII веках  Ян Амос Каменский писал: «Спеши в школу как на игру. Она и есть такова ». Он призывал все «школы — каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Дальнейшее развитие игровых форм обучения показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.

        Первая деловая игра была разработана и проведена   в СССР в 1932 году. Метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие. Однако в 1938 году игры были запрещены. Их второе рождение произошло только в 1960-х гг.

        В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной — 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах,               исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта. 

       Уроки в форме игры очень ценны. Игра моделирует окружающую обстановку, побуждает к поисковой активности, разрушает инерцию, развивает способности к самовыражению.           Игровая деятельность, как элемент занятия, может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания и до обобщения материала.

             По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

• Функция социализации. Игра есть сильнейшее средство включения ре- бенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

 • Функция самореализации. Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

• Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

 • Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать знания ребенка.

• Функция коррекции. В ходе игры корректируются знания участников игрового процесса, происходят изменения в структуре личностных показате- лей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

 Слайд 4

        Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всём мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объём информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, и является игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Слайд 5

     Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Игра в огромной степени способствует развитию детей. Основой игры является реальная жизнь. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество.

Слайд 6

Цель : формирование положительной мотивации учащихся на уроках русского языка  через использование игровых технологий

Задачи: 

  •   формирование положительной мотивации к учебно- познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла;
  •   развитие коммуникативной компетенции у обучающихся;
  •  создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе.

Слайд 7

Игровая деятельность используется мною в следующих случаях:

● В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

● Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

● В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

● Как технологии внеклассной работы Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них   служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только                                  преподносимые особым образом. Обычно дети получают задания довольно трудные и  скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки  прочных орфографических навыков.   И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.

Слайд 8

Игры можно классифицировать по-разному. Сегодня я вам расскажу о том, какие игры применяю в работе.

  • Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм 

Слайд 9

Лексико-фразеологические игры

Работа по фразеологии способствует развитию чувства языка, обогащает речь учащихся фразеологизмами, порождает их интерес как к истории языка, так и к современным трансформациям языковых средств. Изучение фразеологии открывает возможности для развития абстрактного мышления школьников и способствует совершенствованию их языковой       компетенции.

Здесь я применяю игровые методы , как Собери фразеологизм» , «Собери пословицу»,  «Как об этом говорят»,  Закончить предложение фразеологизмами 

Слайд 10

Игровые задания, направленные на отработку орфографических  и пунктуационных норм

Справочное бюро,  Словарный диктант,   Диктант-шутка, Диктант -«молчанка»,  Третий лишний.

Слайд 11

Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках русского языка  помогают творческие формы проверки усвоение фактического материала - это кроссворды. Отличительной особенностью кроссвордов является то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности даже не самых трудолюбивых учеников. Использую задания типа: Знаете ли вы пословицы?,   Спрятанное слово ,   «Лишние» буквы,   Анаграммы 

Слайд 12

Дидактические игры на уроках русского языка создают ситуацию успеха для слабых учеников, они позволяют раскрыться таким ученикам. Игры создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности. Видно как ребенок меняется в ситуации игры, он чувствует себя более уверенным, школьник не боится совершить ошибку, а если совершает таковую, у него есть возможность осознать ее, понять причины данной ошибки и исправить.

Данные формы и методы организации урока позволяют обучающимся успешно  участвовать  во внеклассных, школьных и районных мероприятиях: конкурсах чтецов, литературных викторинах, концертах, мини-сценках.

Слайд 13  С помощью  игровых технологий  мне удается  решить целевые установки

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению.

Слайд 14

На мой взгляд, применяемая технология, позволила мне достичь неплохих результатов ГИА по русскому языку. При 100% качестве обученности, качество обучения в 2015 году составили 33%, а в 2016году-80%.

Слайд 15  Литература

Слайд 16

Спасибо за внимание.

«Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей  (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом».

                                                                                            О.Газман



Предварительный просмотр:

Диктант-«молчанка»

Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний.  Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол-...., пол... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные на них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол-яблока, полсливы и т. д.



Предварительный просмотр:

Словарный диктант

Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Из опыта работы.Игровые технологии на уроках русского языка в 5-х классах

Воспитание интереса к русскому языку, обучение и творчество, разновидности игр, цели и задачи игр на уроках, примеры уроков ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-х КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация:  В данной статье рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любв...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Развитие и совершенствование познавательного процесса внесением акцента на развитие у детей с нарушением интеллекта речи, внимания, памяти, мышления....

Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5-х классах в условиях реализации ФГОС

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта является оценка образовательных достижений обучающихся. Как достичь высоких результатов в образовательно...