Технологическая карта "Производные и непроизводные предлоги" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Галактионова Эльвира Викторовна

Технологическая карта и презентация к первому уроку по теме "Производные и непроизводные предлоги". автор учебника Т.М.Ладыженская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx23.83 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx187.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по теме:

«Производные и непроизводные предлоги»

7 класс

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами, формировать навык правильного написания производных предлогов, научить отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.

Развивающие: формировать навык употребления предлогов в речи, овладения нормами языка на основе теоретических знаний, продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитывать трудолюбие, любовь к природе.

Автор учебника: Т.А.Ладыженская.

Тип урока: урок - исследование.

Оборудование: учебник, проектор, раздаточный материал.

Формы обучения: групповая, фронтальная.

Ход урока.

№ время

Этап, вопросы учителя.

Задание

Форма деят-сти

1

(1мин)

Орг. момент.

Здравствуйте, садитесь!

2

(3мин)

Разминка.

Ребята, у каждого из вас на столе лежит конфета.

Пожалуйста, поделитесь этой конфетой со своим товарищем справа, сколько конфет стало у каждого из вас? (одна)

А теперь придумайте очень хорошее ласковое слово для соседа слева, запишите его на двух бумажках, лежащих радом, и одну отдайте соседу. Сколько хороших слов у вас стало? (две)

А урок я хочу начать со слов знаменитого писателя Бернарда Шоу:

«Если я вам дам одну конфету и вы мне дадите одну конфету, то у нас и будет по 1 конфете, а вот если я вам дам одну мысль и вы мне дадите одну мысль, то у нас уже будет целых две мысли»! Поэтому сегодня у нас урок-исследование. Вы представители двух ученых советов, которые, я надеюсь, подарят мне множество свежих и креативных идей!

Индивидуальная.

3

(11 мин)

Актуализация знаний, формулирование темы и цели.

На столах у вас лежат предложения, в которых пропущены слова, эти слова даны отдельно, вставьте их в предложения, как вы считаете нужным.

Объясните постановку знаков препинания, докажите ее правильность.

Со словами какой части речи вы работали?

Почему вы решили, что перед вами предлоги?

Что вы знаете о предлогах?

Чем предлоги отличаются от самостоятельных частей речи?

А вы уверены, что все эти слова предлоги?

Какое слово вызвало затруднение?

Давайте выпишем словосочетание, в которое входит слово ВПЕРЕДИ и попробуем его разобрать.

В каком случае это слово можно заменить, не меняя смысла словосочетания?

В каком случае я могу определить синтаксическую роль слова?

Так в каком случае у нас был предлог, а в каком другая часть речи?

Что случилось с наречием? (перешло в предлог)

1 группа

2 группа

Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека который шел впереди них

Он разорвал руками себе грудь, и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой, и пошел впереди.

Но им стыдно было сознаться … бессилии, и вот они … злобе и гневе обрушились … Данко, человека который шел … них.

Он разорвал руками себе грудь, и вырвал … нее свое сердце, и высоко поднял его … головой, и пошел ….

В, В, НА, ВПЕРЕДИ

ИЗ, НАД, ВПЕРЕДИ

Шел впереди них (впереди кого?)

Пошел впереди (где?)

Шел перед ними

Пошел впереди

-

Обстоятельство

Групповая

Оценка 1

 

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

В чем необходимость изучения данной темы?

Тема: Производные и непроизводные предлоги

Цель: научиться отличать производные предлоги от непроизводных, находить производные предлоги в тексте.

4.

(5 мин)

Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 139. Прочитайте параграф, составьте схему, попытайтесь отразить отличительные особенности предлогов.

Предлог

Производные

Произошли от наречий, глаголов, существительных

Непроизводные

Похожи на буквы и слоги

В,на,за,у,по,о,перед,

 

Групповая

Оценка 2

5.

(3 мин)

Физминутка

5

(5мин)

Закрепление имеющихся знаний

Посмотрите на предложения, замените предлоги.

Изменился ли смысл предложений?

В каком предложении заменить предлог было невозможно? Почему?

Сделайте вывод.

(производный предлог можно заменить на непроизводный и наоборот)

1 группа

2 группа

Попробуйте заменить предлоги непроизводные на производные.

  1. Жили на земле в старину одни люди, жили они у непроходимого леса.
  2. И ослабели люди из-за страха, который родился в них.
  3. «Вставайте, пойдем в лес и пройдем через него, ведь имеет же он конец!»
  4. А он шел впереди и был бодр и ясен.

Попробуйте заменить предлоги производные на непроизводные

  1. Жили на земле в старину одни люди, жили они около непроходимого леса.
  2. И ослабели люди вследствие страха, который родился в них.
  3. «Вставайте, пойдем в лес и пройдем сквозь него, ведь имеет же он конец!»
  4. А он шел впереди и был бодр и ясен.

Групповая

Оценка 3

6

(5 мин)

Замените выделенные слова предлогами.

Определите синтаксическую роль выделенных слов.

Постарайтесь задать к ним вопрос.

В каком случае не получилось это сделать? Почему?

Сделайте вывод. (предлог меняется на предлог, а наречие нет; к предлогам не задашь вопрос и не определишь их синтаксическую роль)

Определите синтаксическую роль выделенных слов.

  1. И деревья казались живыми, простирающими вокруг свои корявые длинные руки.

  1. А он шел впереди них и был бодр и ясен.

Определите синтаксическую роль выделенных слов

  1. И деревья казались живыми, простирающими вокруг людей корявые длинные руки.
  2. А он шел впереди и был бодр и ясен.

Оценка 4

7

(3 мин)

Обобщение.

Сделайте вывод.

Какие предлоги называются производными и непроизводными?

Назовите признаки производных предлогов и их отличия от самостоятельных частей речи.

Ребята, а вам знакомо произведение, из которого взяты предложения для урока?

Фронтальная

8

Рефлексия.

Давайте подведем итог нашему занятию!

  • Сегодня я узнал...
  • Было интересно...
  • Было трудно...
  • Теперь я могу...

9

Домашнее задание.

  1. Стр.140 упр 339
  2. Продолжите рассказ: «Однажды поспорили производные и непроизводные предлоги, кто важнее…»
  3. Понаблюдайте за речью окружающих и выясните, предлоги какой группы употребляются чаще?

10

Ну что ж! наш ученый совет можно считать закрытым! Спасибо за работу сдайте листы самооценки

11

Дополнительная игра.

Игра изобразите мимикой предлоги

Около, мимо, через, перед, над, о, у



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Если я вам дам одну конфету и вы мне дадите одну конфету, то у нас и будет по одной конфете, а вот если я вам дам одну мысль и вы мне дадите одну мысль, то у нас уже будет целых две мысли!» Бернард Шоу

Слайд 2

1 группа 2 группа Но им стыдно было сознаться … бессилии, и вот они …… злобе и гневе обрушились …… Данко , человека который шел …… них. Он разорвал руками себе грудь, и вырвал …… нее свое сердце, и высоко поднял его …… головой, и пошел …….

Слайд 3

Тема: производные и непроизводные предлоги Цели: научиться различать производные и непроизводные предлоги, н аходить предлоги в тексте.

Слайд 4

Предлог п роизводные непроизводные Похожи на самотоятельные Части речи Представлены Буквами или сочетаниями букв

Слайд 5

1 группа 2 группа Попробуйте заменить предлоги непроизводные на производные. Жили на земле в старину одни люди, жили они у непроходимого леса . И ослабели люди из-за страха , который родился в них . «Вставайте, пойдем в лес и пройдем через него, ведь имеет же он конец!» А он шел впереди и был бодр и ясен. Попробуйте заменить предлоги производные на непроизводные Жили на земле в старину одни люди, жили они около непроходимого леса. И ослабели люди вследствие страха, который родился в них. «Вставайте, пойдем в лес и пройдем сквозь него, ведь имеет же он конец!» А он шел впереди и был бодр и ясен.

Слайд 6

1 группа 2 группа Определите синтаксическую роль выделенных слов. И деревья казались живыми, простирающими вокруг свои корявые длинные руки . А он шел впереди них и был бодр и ясен. Определите синтаксическую роль выделенных слов И деревья казались живыми, простирающими вокруг людей корявые длинные руки. А он шел впереди и был бодр и ясен.

Слайд 7

Алексей Максимович Пешков Максим Горький «Легенда о Данко »

Слайд 8

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу…

Слайд 9

Стр.140 упр 339 Продолжите рассказ: «Однажды поспорили производные и непроизводные предлоги, кто важнее …» 3. Понаблюдайте за речью окружающих, выясните предлоги какой группы они употребляют чаще

Слайд 10

Альберт Энштейнт - о снователь современной т еоретической физики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенно...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.

Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Уравнения". УМК: «Математика 5 класс» автор А.Г.Мерзляк

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Уравнения". (УМК"Математика 5 класс автор А.Г.Мерзляк)Технологическая карта  урока содержит материал соответствующий  ФГОС, исп...