Неделя русского языка и литературы
классный час по русскому языку на тему

Кузнецова Валентина Викторовна

 «Неделя русского языка и литературы» - традиционное и важное мероприятие в каждой школе нашего края. Не исключением стала и наша школа, избравшая девизом предметной недели лозунг «Стань грамотным и читающим – откроешь целый мир!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_russkogo_slova.docx13.53 КБ
Файл plan.docx13.75 КБ
Файл tseli.docx37.87 КБ
Файл auktsion_znaniy_po_russkomu_yazyku.docx35.89 КБ
Файл breyn_ring.docx68.8 КБ
Файл v_gorode_chistyh_slov.docx244.07 КБ
Файл slovo_o_slovah.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник русского слова

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

К.Г. Паустовский

 «Неделя русского языка и литературы» - традиционное и важное мероприятие в каждой школе нашего края. Не исключением стала и наша школа, избравшая девизом предметной недели лозунг «Стань грамотным и читающим – откроешь целый мир!»

О том, что сегодня представляет наш великий и могучий язык, особенно в разговорном плане, можно легко убедиться, послушав беседы учащихся или зайдя на любой молодёжный форум в Интернете, горькое впечатление оставляют и письменные работы ребят. 

Цель недели русской словесности – привлечь учащихся и взрослых к проблеме сохранения и защиты великого русского языка, формировать устойчивый интерес к чтению, совершенствовать уровень речевой культуры и культуры общения среди учащихся.

        Неделя русского языка – одновременно и школьный праздник, и подведение итогов  достижений учащихся в изучении русского языка и литературы не только на уроках, но и во внеклассной работе. Задолго до начала недели работу организовала школьная библиотека, представившая выставки книг «Всё о русском языке» с разделами: «В мире словарей», «Знаете ли Вы…», «Занимательно о русском языке», подборку научной и публицистической литературы «Русский язык: прошлое, настоящее, будущее».

В подготовке и проведении Праздника словесности приняли участие и взрослые, и учащиеся  школы. Акцент был сделан на пропаганду изучения этимологии и лексики: лингвистические пятиминутки на первом уроке в 4-9 классах «Где живут слова» и «Как Вас зовут», «Почему мы так говорим»; Лингвистический Олимп «Только чистая русская  речь» для 9-10 классов. Выставка иллюстраций к стихотворениям донецких поэтов позволила подготовить целую иллюстрированную книгу по литературе родного края. А пазл-выставка «Книга – юбиляр 2016» прибавила работы библиотекарю школы, потому что ребята, заинтересовавшись книжкой-именинницей, вереницами пошли в библиотеку.    

А потом началась конкурсная борьба.  В борьбу за звание знатока вступили интеллектуалы. Это и конкурс сказок по предложенному началу «Путешествие со сказкой» среди учеников 1-7 классов, и КВН «В мире фразеологии», и игровые программы «В стране имени существительного» (5 классы), «В поисках утраченного» (6 класс). Команды 10 и 11 класса состязались в знании русского языка и литературы в брейн-ринге. Но самым массовым был конкурс на лучшего знатока литературы, в котором приняли участие все ученики с 5 по 11 классы. Вопросы викторины предполагали знание теории литературы, программного материала и  определение уровня общей начитанности учащихся.

Думаем, что  конкурсы заставили ребят понять, что интеллект - великое благо, которое надо развивать и совершенствовать.  Что необходимо читать книги  и развивать систему ценностных отношений к родному языку, ответственного отношения к собственному слову.

Опрос показал, что предметная неделя  показалась всем интересной и увлекательной. Ведь  она дала возможность каждому  проявить себя: стать компетентным читателем, художником, ведущим конкурса, исследователем, посетить библиотеку, поучаствовать в викторине.  



Предварительный просмотр:

ПЛАН – ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ

В РАМКАХ

НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

(12.12 – 16.12. 2016г.)

«Великое русское слово»

                                                                   

                                                                 … И мы сохраним тебя, русская речь,

                                                                     Великое русское слово.

А.А. Ахматова

ДАТА

МЕРОПРИЯТИЕ

12.12

ПОНЕДЕЛЬНИК

День грамотности

Открытие недели.

Аукцион знаний по русскому языку (Участвуют все желающие 5-7 классов)

Выставка иллюстраций, рисунков к литературным произведениям.

13. 12

ВТОРНИК

День литературных чтений "Это интересно"

Сообщения "Из истории слов" (1-9 классы)

Игра «Слово о словах» (5-6 классы)

14.12

СРЕДА

День путешествий

В городе Чистых Слов (1-4 классы)

Смотр-конкурс стенгазет

15.12

ЧЕТВЕРГ

День интеллектуалов

Брейн – ринг «Берегите русский язык» (8-9 классы)

16.12

ПЯТНИЦА

Подведение итогов Недели, награждение победителей



Предварительный просмотр:

 «Да будет же честь и слава нашему языку!»

Н.Карамзин

Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.http://school-7.ucoz.com/SHMO/12121.jpeg

Цели Недели русского языка и литературы:

– развитие интереса к изучаемому предмету;

– развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

– развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.



Предварительный просмотр:

Аукцион знаний по русскому языку

http://nsc.1september.ru/2003/16/2.gif

Аукцион знаний по русскому языку

(Участвуют все желающие 5-7 классов)

За каждый правильный ответ участник получает жетон, победитель определяется по количеству жетонов.

1. Задание. “Волшебный круг”.

Сколько ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В ЭТОМ КРУГЕ? (Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке.)

Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я

2. Вопросы о происхождении слов. Из какого языка в русский язык пришли следующие слова:

Бульон (французский) 
Футбол (английский) 
Галстук (немецкий) 
Бухгалтер (немецкий) 
Баскетбол (английский) 
Жалюзи (французский) 
Школа (греческий)
Балет (французский) 
Гимназия (греческий) 
Спорт (английский)

3. Вопросы об устаревших словах.

Что означают эти слова: 
Вершок (мера длины, равная 4,5 см). 
Кушак (пояс из мягкой ткани). 
Сафьяновый (сделанный из кожи высокого качества).
Яхонт (драгоценный камень). 
Невод (сеть).
Розги (прутики, тонкие ветки для наказания).
Бричка (повозка, телега, вид транспорта).
Кляча (плохая, изнуренная лошадь).
Пищаль (оружие).
 
Ржа (ржавчина).

4. Что обозначают в русском языке заимствованные слова:

Дискуссия – спор.
Диалог – разговор двух лиц.
Дебаты – обсуждение.
Инновация – нововведение.
Консилиум – совещание врачей.
Менталитет – склад ума.

5. Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги.

(Например: юг, яд, яр, ад, ус, ал -кр. прил от алый, ел, и т.д.)

6. Назовите слова, в которых две приставки и два суффикса.

(Например, необдуманный)

7. Произнеси словами числительные:

К 518 + 242

От 263 – 75

К 359 +923

От 841 – 136

С 678 рублями

С 849 рублями

8. Назовите основу в следующих предложениях:

А) Встречающие вышли на перрон.
Б) На улице сыро.
В) Думаю о тебе всегда.
Г) Жить – Родине служить.
Д) Свобода – это осознанная необходимость.
Е) Рассвело.



Предварительный просмотр:

D:\Мама\Неделя русского языка\Объявление\slide_1.jpg

Брейн - ринг  «Берегите русский язык»

(8-9 классы)

Цель: проверить знания учащихся из разделов русского языка «Лексика», «Морфология», «Синтаксис»; развивать умение отгадывать языковые загадки, логически мыслить; воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке; словари, имеющиеся в школе (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.), выставка литературы по языкознанию.

Высказывания о русском языке:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»  (А. И. Куприн)

«Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его»  (Н В. Гоголь)

«Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»  (А.Н.Толстой)

Ход игры:

Чтецы декламируют стихи.

Чтец 1: Если ли ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

Чтец 2: Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи

Выучи русский язык!

Чтец 3: Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Учитель: В школе продолжается Неделя русского языка и литературы. А сегодня в нашем зале в игре "Брейн-ринг" встречаются знатоки русского языка. Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Девиз нашей игры: «Выучи русский язык!» Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

Правила игры: в игре  три тура, в каждом туре по  4 – 8 вопросов. Время размышления над вопросом - одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, получает ноль баллов. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов в трёх турах.

А теперь жеребьёвка. После жеребьёвки команд начинается игра.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ

I тур «Синтаксис»:

Вот как о нём (синтаксисе) сказал поэт:

Я изучаю связи слов

И знаю их предназначенье.

Я вам всегда помочь готов  

Из слов построить предложение.

                 Его строенье я постиг

                 И форму словосочетанья.

                 И в строе речи каждый сдвиг

                 Я не оставлю без вниманья.           (П. Чесноков)

1.О каких знаках  идет речь?

А) Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак)

Б) Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак)

В) Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор...

И начинает думать каждый. (Многоточие)

Г) Он очень вежлив...

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове "мать" и в слове "дочь"

И в тихом лунном слове "ночь".

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить... (Мягкий знак)

2.Какой знак препинания впервые был введён Н. М. Карамзиным? Что означает сейчас этот знак препинания? (Тире. Слово "тире" заимствовано из французского языка, tirer - "тянуть", что вполне соответствует форме знака.)

3.Как во времена М. В. Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки? Вам необходимо составить соответствие:

вместительный -

удивительный –

единительный –

(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, чёрточку - единительным, а скобки - вместительным.)

4.Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки)

5. Найдите подлежащие во фразах:

Тореро надел сомбреро

Сомбреро надел тореро. (В обеих фразах подлежащим является слово «тореро».)

 

6.Расставьте знаки препинания, объясните их. «Отколе умная бредешь ты голова». (И. А. Крылов) (Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение - умная голова.)

7. Многоточие – это знак препинания, который представляет собой

а) две точки;              б) три точки;              в) много точек.

II тур «Лексика»

1.Слово «красный» в древнерусском языке имело значение "красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый". Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца. Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

2. Гнедой конь – это…

а) красновато-рыжий;   б) серый;   в) чёрный.

3. Найдите синоним устойчивого словосочетания переливать из пустого в порожнее:

а) бить баклуши;   б) точить лясы;   в) плевать в потолок.

4. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Из данных в ряду фамилий определите, чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы? Расставьте фамилии в соответствующем порядке: ПлотниковСкорняковСыромятниковПономарёвГончаров. (Служил в церкви – Пономарёв, выделывал кожу – Сыромятников, шил тулупы – Скорняков, лепил горшки – Гончаров, рубил избы – Плотников)

5.В старину в России была такая профессия –  стряпчий. А чем он занимался?

1) кулинарией; 2) торговлей; 3) юриспруденцией; 4) военным делом; 5) сельским хозяйством. (Стряпчий занимался юриспруденцией. Так в XIX веке назывался чиновник по судебному надзору)

6.Мост, по которому одна дорога проходит над другой, называется как понятным русским словом путепровод, так и другим, не столь понятным. Каким?

а) эскапада;   б) эспада;   в) эстакада.

7. Кто такой вице-президент?

а) бывший президент;   б) кандидат в президенты;   в) заместитель президента.

8. Как обычно не говорят о человеке?

а) хилый;   б) вялый;   в) жухлый.

8. Пред вами – отрывок из книги Льва Кассиля «Дело вкуса»:

«Ещё находятся у нас молодые люди, которые ничтоже сумняшеся, позволяют себе сидеть, когда женщина стоит». Что означает выражение ничтоже сумняшеся?

а) ничего не боясь;   б) ничуть не сомневаясь;   в) никого не спросив.

9. Какая часть корабля раньше называлась ветрило?

а) штурвал;   б) якорь;   в) парус.

10. Чтобы лучше узнать мнение о себе своих подданных, Генрих IV часто путешествовал …

а) анонимно;   б) псевдонимно;   в) инкогнито. (Т.е. скрытно, тайно, не открывая своего имени)

11. Какое слово не называет человека?

а) выходец;          б) иноходец;          в) первопроходец;           г) мореход.

12. Андрей разбил аквариум. Вова разбил машину. Петя разбил палатку. Кто из них не испортил вещь?

III тур «Морфология и орфография»

1.Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

2. Как правильно сказать?

а) надеть оба туфля;   б) надеть обе туфли;   в) одеть обе туфли.

 3. Какие слова пишутся с буквой ш: яи..ница, скворе..ник, помо..ник, нау..ники?

 4. Мама купила яблоки, сливы, клубнику и чернику. Какого варенья она не могла сварить из этих фруктов и ягод?

а) яблочного;   б) сливочного;   в) клубничного;   г) черничного.

(Варенье сливовое. А сливочное – всё, куда добавляются не сливы, а сливки)

5.Укажите существительное женское рода: профессор, шампунь, вермишель, тополь.

6. Что нельзя закатить?

а) мяч;   б) рукава;   в) глаза;   г) скандал.

7.С числительными оба, обе составьте несколько предложений, к которым рядом напишите в любом падеже одно из данных существительных: ясли, клещи, ножницы, щипцы. (Составить такие предложения нельзя, так как имена числительные оба, обе не связываются с существительными, употребляющимися во множественном числе.)

8. Дети часто придумывают несуществующие слова. Какое из следующих слов есть и во «взрослом» русском языке?

а) накотлетиться;     б) насупиться;     в) наконфетиться;     г) наборщиться.

9.Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.

Победителем будет та команда, которая последней назовёт кинокартину.



Предварительный просмотр:

http://godober.dagschool.com/_http_schools/1710/Godober/admin/ckfinder/core/connector/php/connector.phpfck_user_files/images/img_57a1717bfaf60647899ac4a4efd48b13.png

В городе Чистых Слов

Цели: развитие интереса к изучаемому предмету; развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, выявление одарённых детей; развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов. 


УЧИТЕЛЬ: 
Много языков на свете разных - 
Выучить их все не смог бы я, 
Все они по-своему прекрасны, 
В каждом есть изюминка своя. 

Говорят в Париже по-французски, 
По-немецки говорит Берлин; 
Мне же дорог мой, привычный, русский, 
Для меня родной лишь он один. 

Мелодичный, гибкий и певучий, 
С детства он меня очаровал, 
И не зря великим и могучим 
Наш язык Тургенев называл. 

Развиваясь быстро, динамично, 
Впитывая разные слова. 
Новое воспринимал отлично, 
Но и мудрость предков в нём жива. 

(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо) 
Королева Пунктуация:
 

 Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе? 
Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило. 

("Грустные вести" А. Шибаев ) 

Пришло письмишко мне, 
Гляжу – 
Из лагеря, от Мишки… 
"Здесь чудный лук, и я лижу", - 
Написано в письмишке. 
Лук лижет?! Что за чудеса! 
Наверно, шутит плут… 
Читаю дальше: 
"Здесь – лиса, красивый длинный прут". 
И что такое он плетет – 
Не разберусь, хоть тресни: 
"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни… 
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…" 
Нет, нет, не шутит он! Боюсь…
Королева Пунктуация: 
Твой друг серьезно болен. 
Вернется – надо подлечить: 
Заставь - ка правила учить… 


Королева Орфография: 

Да-да , пойду его лечить. 
Заставлю правила учить! 
Придворный (вбегая): 

Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом. 
Королева Пунктуация:

Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться. 
(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный) 
Федя: 

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове? 
Королева Пунктуация: (Поправляет корону) 

 Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий? 
Федя: Ну, Федя. 
Королева Пунктуация: 

Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь. 
Федя: 

Да не нуфедя я, а Федя! Фёдор …………Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую. 
(предложение на карточках держат слуги.) 
Королева Пунктуация: 

Задание. Поставь запятую на нужное место. 
Федя: (запятую ставит после слова ) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда… 
Королева Орфография: Прочитай, что у тебя получилось. 
Федя: 
Королева Пунктуация: 

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу. 
(выбегают слуги и тащат его в сторону) 
Федя: 

Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается. 
Королева Пунктуация: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь. 
Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает. 
Королева Пунктуация: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу! 
Федя: Не надо. Мне домой, если можно. 
Королева Пунктуация: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: 
Не надо мне домой если можно 
(предложение написано на экране) 
Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно. 
Королева Пунктуация: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться… да вон далеко ходить не надо…посмотрите и послушайте (на сцену выходят двое учеников) 
Сценка об омофонах "Несуразные вещи». 
- Здравствуй! 
- Привет! 
- Что это ты несешь? 
- Несу разные вещи. 
- Несуразные? Почему они несуразные-то? 
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз-ны-е. Понял? Вот несу мел… 
- Что не сумел? 
- Отстань. 
- Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то? 
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет. 
- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь? 
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит. 
- Вот оно что… 
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет. 
- Тамарка? 
- Ага. 
- И ничего, симпатичная? 
- Красивая! Зеленая такая. 
- То есть как? 
- Зеленого цвета. 
- Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые? 
- У кого волосы? 
- Да у Тамарки-то. 
- Что-о?! 
- Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"… 
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована. 
- Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил. 
- Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне. 
- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи. 
- А ну тебя… 
- Да! Стой, стой! 
- Ну, что еще? 
- Привет передавай. 
- Кому? 
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене. 
Королева Орфография: 

Вот ведь как иногда случается… Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут. 
Придворный: 

Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин…знали бы вы его взгляды на изучение грамматики. 
Королева Орфография: 

А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно! 
Придворный: 

Оказывается, есть. Вот послушайте: 
Рассказывают 2 чтеца (слуги)
1-ый 
Спросили Лежебокина: 
- А ну-ка, расскажи, 
За что так ненавидишь ты, 
Не любишь падежи? 
Давным-давно все школьники 
Их знают назубок. 
И за два года выучить 
Лишь ты один не смог. 
Ответил он рассерженно: 
2-ой 
- В том не моя вина. 
Пусть им, сперва, ученые 
Изменят имена. 
Ведь я падеж творительный 
Нарочно не учу: 
Трудиться, 
А тем более 
Творить 
Я не хочу. 
Такой падеж, как Дательный, 
Я с детства не терплю. 
Давать, делиться чем-нибудь 
С друзьями не люблю. 
Предложный ненавижу я: 
Чтоб не учить урок, 
Приходиться выдумывать 
Какой-нибудь предлог. 
А на падеж Винительный 
И вовсе я сердит. 
Отец во всякой шалости 
Всегда меня винит. 
1-ый 
- Да, переделка, кажется, 
Серьезная нужна. 
А сам бы смог-то новые 
Придумать имена? 
2-ой 
- Давно придумал: 
Взятельный, 
Грязнительный, 
Лежательный, 
Грубительный, 
Ленительный 
И, наконец, Простительный! 
Придворный:

Вот какой ленивый Лежебокин. 
Королева Орфография:

И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного. 

Ученики:

1-й

В русской речи, в русской речи

Есть волшебная страна,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

5-й

В город Чистых Слов может попасть любой человек, который любит свой родной язык и выполняет правила.

6-й

Любите свой родной язык!

Не засоряйте язык словами-сорняками!

4-й

Не засоряйте язык кличками!

Красиво и точно излагайте свои мысли!

5-й

Чистый, красивый язык – это оружие в борьбе за знания. Если каждый из вас будет хорошо владеть родным языком, то вы сможете четко и точно излагать свои мысли.

6-й

Как много добрых слов на Голубой планете:

Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!

А грязные слова нам Землю засоряют;

Калечат души нам и счастье разрушают.

7-й

Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи

Все грубые слова и злое просторечье.

А чистые слова бриллиантом засверкают,

Как капельки росы на солнце засияют.

Пусть радуга-дуга, как символ красоты,

Приносит в нашу речь побольше…

Чистоты!



Предварительный просмотр:

Игра

D:\Мама\Неделя русского языка\Объявление\3b38d.jpg

Игра «Слово о словах»

(5-6 классы)

Цели: приобщение учащихся к богатству русской речи; обогащение словарного запаса;

воспитание уважения к народному наследию, любви к слову, создание условий для развития творческих способностей.

Ход мероприятия:

Учитель. Сегодня у нас праздник русского языка. Он называется «Слово о словах». «Русский язык богат, велик, могуч. Мы живём в царстве слов, и слова имеют огромную власть над нашей жизнью, мы заколдованы словами»,- писал известный русский учёный Н. Бердяев.

Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными. Пусть минует наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампа. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.

Поговорим сегодня о словах, сделаем их своими верными друзьями.

Ученик 1. Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Собрались сегодня в нашем зале,

Знания новые искать,

Мир словесный постигать.

Мы друг другу в этот день пообещали

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать.

Будем вместе

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить.

Учитель. Вот как говорится о слове в «Энциклопедическом словаре юного филолога»: «Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить, надо его как то называть, именовать».

Самые простые слова - названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: это «кошка», это «ель», это «снег». Такими этикетками увешано всё вокруг нас.

У каждого из нас есть имя. Имена, ребята, есть и у предметов, которые нас окружают.

Ученик 2. Стихотворение М. Пляцковского

Есть сладкое слово - конфета,

Есть быстрое слово - ракета.

Есть кислое слово - лимон,

Есть слово с окошком – вагон.

Есть слово колючее - ёжик,

Есть слово промокшее - дождик.

Есть слово упрямое - цель,

Есть книжное слово - страница,

Есть слово лесное - синица.

Ест слово пушистое - снег.

Есть слово веселое - смех.

Учитель. Много пословиц о словах. Вспомним эти пословицы.

Сердечное слово до сердца доходит.

Приветливое слово и железную дверь отопрёт.

Ласковое слово гнев побеждает.

Малое слово большую обиду творит.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Слово - серебро, молчание - золото.

Учитель. Есть ещё одна мудрая пословица: «Хромое слово - кривая речь». Чтобы речь не была «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться.

Ученик 3. Стихотворение В. Солоухина «Слово о словах»

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Учитель. Какими словами вы дарите радость родителям, друзьям, а какие слова ранят и огорчают их? ( «Радостные» слова: люблю тебя, моё солнышко, ты - настоящий друг, умница, молодец, горжусь тобой и т.д. «Огорчающие» слова: отстань, ты мне надоел, балбес, бестолковый и т.д.)

Учитель. А сейчас мы поиграем и узнаем, знаете ли вы «Вежливые слова»? Игра «Доскажи словечко»:

А) Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).

Б) Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).

В) Мальчик, вежливый и развитый говорит, встречаясь, … (здравствуйте)

Г) Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста).

Д) И во Франции, и в Дании на прощанье говорят … (до свидания).

Е) Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).

Рассказ о происхождении слова «СПАСИБО», «БЛАГОДАРЮ».

СПАСИБО - это слово, выражающее благодарность за что-либо. По правилам этикета нужно благодарить за любую, даже незначительную услугу. Слово "спасибо" появилось в русском языке относительно недавно, где-то в начале 20 века и произошло от словосочетания "Спаси Бог". Говоря человеку спасибо, мы желаем ему, чтобы его спас Бог, то есть, по мнению христиан, мы желаем человеку наивысшего блага.

Слово БЛАГОДАРЮ образовано из двух слов БЛАГО и ДАРИТЬ - ДАРЮ. Произнося данное слово, вы делитесь частью вашего БЛАГА и лично вы сами, а ни кто-то другой отвечаете добром на добро. Слово «благодарю» произошло от русского слова «благодарствую», т.е. «приношу благодарение».

Ученик 4. Стихотворение С. Острового

К словам привыкаешь день ото дня

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

-Защити меня!-

Это значит:

- Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть

Слово тебе сотворит добро.

Учитель. А теперь давайте поиграем в игру. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно, вставляйте в мой рассказ вежливые слова.  

Однажды Вова поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь ...(пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ... (извините, пожалуйста).

Учитель. Конкурс. Нужно угадать, из каких произведений эти персонажи.

А) «Здравствуй, князь ты мой прекрасный,

Что ты тих как день ненастный?        (Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»)

Б) Как увидел старик, испугался,

В ноги он старухе поклонился,

Молвил: «Здравствуй, грозная царица,

Ну, теперь твоя душенька довольна?»     («Сказка о рыбаке и рыбке»)

В) И царевна  к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась,

Закрасневшись, извинилась.                     («Сказка о мертвой царевне»)

Учитель. Чем чаще, к месту, искренне будете употреблять этикетные слова, тем приятнее будет с вами общаться, тем доброжелательнее будут к вам относиться

1.Вы звоните по телефону и собираетесь позвать друга или подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы.

А) Позовите Машу.

Б) Здравствуйте, позовите, Машу.

В) Здравствуйте, извините, Маша дома?

2. Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы при этом?

А) Простите меня, я выхожу.

Б) Разрешите пройти.

В) Извините, можно пройти?

3. Вашему вниманию предлагаются выражения, которыми пользуются при обращении к незнакомому человеку. Как бы вы начали фразу?

А) Простите, пожалуйста…

Б) Эй, мужик…

В) Я хочу знать…

Г) Будьте добры, скажите…

4. Вы опаздываете, у вас нет часов. Как вы спросите время у прохожего?

А) Скажите, сколько сейчас часов?

Б) Скажите, пожалуйста, который час?

В) Сколько времени?

Учитель. Молодцы ребята! Но, что-то мы засиделись. Предлагаю поиграть в игру «Вежливый ручеек». Основное правило: выбирая себе пару, ребёнок должен сказать какое-либо вежливое слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка

Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Презентация "Неделя русского языка и литературы. Русский язык. 5 класс"

Презентация ко внеурочному мероприятию в рамках недели русского языка и литературы, русский язык, 5 класс...

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...

Положение о проведении олимпиады по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ, проводимая в рамках Предметной недели русского языка и литературы, - это образовательное пространство, создаваемое с целью популяриз...