Заглавие как средство связи предложений в тексте.
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Тема урока : Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Класс  :8 Б

Тип урока : открытие новых знаний.

Цель : продолжить знакомство с основными средствами связи предложений в тексте.

Планируемые результаты:

 

- познавательные –      дети научатся устанавливать причинно-следственные связи между заглавием и текстом произведения или сочинения;

- искать  и выделять необходимую  информацию на примерах  предложенных текстов.

 

- регулятивные – самостоятельно формулировать цель, проблему, тему урока;

 

- коммуникативные – формулировать высказывание по предложенному вопросу; обосновывать свою точку зрения;  инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

 

предметные выявлять и интерпретировать связь заглавия с последующим текстом,

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера.

 

На уроке я буду предлагать учащимся для анализа тексты различных авторов с заглавием и без него, мы будем приходить к выводам о связи заглавия с последующим текстом, узнаем, что такое композиционный стык, построим собственный текст на основе полученной в ходе урока информации.

В конце урока дети оценят самостоятельно свою работу , и каждый определит для себя индивидуальное домашнее задание, вытекающее из этапов проведенного урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок развития речи, 8 класс40.74 КБ

Предварительный просмотр:

Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Учитель: Бобровник Ольга Владимировна

Урок русского языка (развитие речи) в 8 классе.

 Тип урока: урок открытия нового знания

 Цель (для учителя):

- продолжить знакомство с основными средствами связи предложений в тексте.

Задачи:

учащиеся

-  убеждаются в том, что заглавие – одно из важных средств связи предложений в тексте;

-  открывают для себя средство синтаксической выразительности – композиционный стык;

-  учатся составлять тексты с использованием  средств выразительности речи;

Планируемые результаты:

Личностные – выражать положительное отношение к процессу познания;

                оценивать собственную учебную деятельность.

                

Метапредметные:

- познавательные – структурировать собственные знания;

                          устанавливать причинно-следственные связи между заглавием и текстом произведения или сочинения;

                          поиск и выделение необходимой информации на примерах  предложенных текстов.

- регулятивные – самостоятельно формулировать цель, проблему, тему урока;

- коммуникативные – формулировать высказывание по предложенному вопросу; обосновывать свою точку зрения;

                                      инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

- предметные – выявлять и интерпретировать связь заглавия с последующим текстом, определятьсвоё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные                    ценностные ориентации;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах.

 Оснащение урока:

Рабочий лист, мультимедийная презентация, листы самооценки.

       

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.Мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Слайд 1

Магазины. Церковь. Сквер.

-О чем это я?

А если так:

Слайд 2

Вид из окна

Магазины. Церковь. Сквер.

Как видим, появилось заглавие – появился текст. Слова перестали быть набором слов, обрели смысл.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Выскажите предположения.

А точнее?

Запишите тему в Рабочий лист.

- Какой вывод можно сделать после работы с данными словами?

 - Чем они являются без заглавия и чем после его появления?

Слайд 3

Маленький городок. 
Северный городок. 
Выцветшая луна. 
Северная Двина. 
Рябь тёмно-серых вод. 
Музыка. Теплоход. 
Девушка на холме. 
Юноша на корме. 

(К.Ваншенкин)

О чем это стихотворение?

Слайд 4

А если так?

Расставание.

Маленький городок. 
Северный городок. 
Выцветшая луна. 
Северная Двина. 
Рябь тёмно-серых вод. 
Музыка. Теплоход. 
Девушка на холме. 
Юноша на корме. 

(К.Ваншенкин)

Понаблюдайте, как при этом меняется восприятие стихотворных строк. Сделайте вывод. 

Слушают, воспринимают, отвечают на поставленный вопрос.

Записывают тему в Рабочий лист

Слушают, читают, воспринимают.

Думают, анализируют.

Абсолютно непонятно, о чем выговорите, что имеете в виду.

Это набор отдельных слов, не несущих информации.

Появилось заглавие и все встало на свои места. Мы теперь понимаем, что изначально имелось в виду.

Тема урока связана с заглавием и его ролью.

Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Вывод 1: Заглавие – один из важнейших признаков текста.

Это описание какого-то места.

Это пейзаж.

Это картина.

Содержание стиха после появления заглавия полностью изменилось. Теперь мы даже читаем его иначе с грустью и тоскою. Картина, написанная Константином Ваншенкиным приобрела иной смысл.

Вывод 2: Заглавие – одно из важных средств связи предложений в тексте. 

Над какой же проблемой мы будем сегодня работать?

Верно, нас интересует вопрос, как заглавие связано с последующим текстом, как оно влияет на него и что несет в себе.

Думают и отвечают.

Перед нами проблема: установить, как заглавие связано с текстом.

Какова наша цель?

Раскрыть установленную проблему.

Версии уч-ся по цели урока:

- Доказать, что заглавие и текст, соприкасаясь, обогащают друг друга.

- Рассмотреть примеры соответствия заглавий последующим текстам.

- Узнать, как изменяется понимание текста после прочтения заглавия или после его отсутствия.

3.Включение системы знаний в учебную деятельность.

Слайд 5


Вы, наверное, знаете эти скромные лесные цветы. 
Обычно растут они на песчаных, освещённых солнцем пригорках, на крутых берегах лесных рек и ручьёв. Посмотришь в сердцевину этого крошечного розоватого цветка – как бы застыла в нём алая капелька живой тёплой крови. 

 -  Прочитайте текст, в котором опущено заглавие.

- Понятен ли он вам?

- О каких цветах в нём говорится?

-  Какие мелкие цветы розоватого оттенка вы знаете?

Читают, думают.

 

  

- Это может быть любой лесной цветок , маленький, розоватого оттенка. Нет конкретики.

- Лютик, левзея, герань, душица, ветреница, саранка, мальва, иван-чай, горицвет  и т.д.

Вывод: без заглавия нет ясности, о каком цветке идет речь.

Слайд 6


ПРО СТИХИ
Это – выжимки бессонниц, 
Это – свеч кривых нагар, 
Это – сотен белых звонниц 
Первый утренний удар… 


Это – тёплый подоконник 
Под черниговской луной, 
Это – пчёлы, это – донник, 
Это – пыль, и мрак, и зной. 
(А. Ахматова) 

- Попробуйте опустить в стихотворении  заглавие: будет ли оно понятным? 

Далее работаем в парах.

- В Рабочих листах найдите стихотворение Ивана Бунина, внимательно его прочитайте и озаглавьте.

Читают, думают, отвечают.

Читают, думают, работают в парах, обсуждают, отвечают.

Стихотворение становится абсолютно непонятным.

  1. Представление результата групповой работы

5.Актуализация знаний и новое учебное действие.

Подведем итог работы в парах.

А у Ивана Бунина так:

Слайд 7

Молодость

В сухом лесу стреляет длинный кнут,
В кустарнике трещат коровы,
И синие подснежники цветут,
И под ногами лист шуршит дубовый.

И ходят дождевые облака,
И свежим ветром в сером поле дует,
И сердце в тайной радости тоскует,
Что жизнь, как степь, пуста и велика.

Иван Бунин

Слово «молодость» ни разу не употреблено в тексте. Тем не менее, содержание его говорит именно об этой поре в жизни человека. Почему? По каким признакам можно установить это?

- Прочитайте одну из миниатюр М. М. Пришвина.

- Проследите, какую роль в организации этого текста играют его заглавие и родовидовые слова. 

Слайд 8


Как распускаются разные деревья.
Листики
липы выходят сморщенные и висят, а над ними розовыми рожками торчат заключавшие их створки почек. 

Дуб сурово развёртывается, утверждая свой лист, пусть маленький, но и в самом младенчестве своём какой-то дубовый.

Осинка начинается не в зелёной краске, а в коричневой, в самом младенчестве своём монетками, и качается. 
Клён распускается жёлтый, ладонки листа, сжатые смущённо и крупно, висят подарками. 
Сосны открывают будущее тесно сжатыми смолисто-жёлтыми пальчиками. Когда пальчики разожмутся и вытянутся вверх, то станут совершенно как свечи. 

От пары один отвечающий. Остальные либо соглашаются с ответом, либо дополняют его.

Читают и делают вывод.

Варианты ответов могут быть разными, трудно предугадать, куда пойдет мысль учеников, поскольку без названия совершенно невозможно уловить мысль автора.

Только в молодости слух и зрение обострены до предела.

Тайная радость – от предвкушения чего-то нового, неизведанного. Жизнь представляется чистым пустым листом, в который человек впишет дальнейшие свои поступки и события жизни.

Вывод 3: Роль первого предложения, организующего текст, может играть его заглавие.

6.Представление продукта проектной деятельности, выполненного заранее.

7.Открытие нового знания

Дополним урок мини-проектами, подготовленными заранее.

Люди.

Люди, 
В общем, 
Мало просят, 
Но дают довольно много. 
Люди многое выносят: 
Если надо – ходят в ногу, 
Устают, недоедают, 
Но уж если взрыв за взрывом, - 
Этот ад надоедает 
Даже самым терпеливым. 
Люди, 
В общем, 
Мало знают, 
Но они прекрасно чуют, 
Если где-то распинают 
И кого-нибудь линчуют. 
И тогда творцов насилья 
Люди смешивают с пылью, 

Сбрасывают их со счёта.

Не по людям их работа! 
Люди, 
В общем, 
Мало верят 
В заклинанья, пентаграммы, 
А своею меркой мерят 
На фунты и килограммы, 
И на ярды, и на метры. 
Счёт иной ещё не начат. 
Люди, 
В общем, 
Незаметны, 
Но довольно много значат. 

Л. Мартынов

  1. Выразительное чтение стихотворения Ю.Д.Левитанского.
  2. Анализ средств выразительности и особенностей  композиционного строения.

Слайд 9 - 22

СТАРАЯ АЗБУКА
Так нянчат сына. 
Так сено косят. 
Так тесто месят. 
Так воду носят. 
Так хлеб молотят. 
Так стены красят. 
Так дёготь курят. 
Так известь гасят. 
Так раны лечат. 
Так косы точат. 
А так вот плачут. 
А так хохочут. 
Так меч куётся, 
Чтоб завтра в сечу. 
Так конь несётся 
Судьбе навстречу. 
Так мать из сечи 
Ждёт сына, сына… 
Так над могилой 
Скрипит осина. 

-     Чья судьба или чьи судьбы вам вспомнились при чтении этого стихотворения? Кому бы вам хотелось сейчас сказать слова сочувствия и поддержки, чем-то помочь?  Почему стихотворение названо «Старая азбука»?

Слайд 23

Прочитайте отрывок из рассказа Н. Н. Сладкова, озаглавьте его. Какую особенность построения текста вы заметили?

На заре зарянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты, звоны и свисты лесной ночи. Соединила, оживила и сделала их понятными и близкими всем. 

Это явление называется композиционным стыком. Смотрите запись в Рабочем листе.  

Один ученик читает наизусть выученное стихотворение, другой – анализирует его в контексте темы урока.

Слушают второе выступление одноклассников, выполнивших мини-проект.

 Читают, озаглавливают, находят особенность в построении текста.

Стихотворение называется «Люди». И первое слово в нем звучит так же, то есть оно тесно связано с содержанием и определяет его основную мысль. Оно повторяется шесть раз, но это оправдано композицией стиха. Здесь три части и вывод из сказанного. Автор использует лексический повтор и синтаксический параллелизм: шестикратно повторяется слово «люди», и каждая часть начинается предложением, построенным по одной схеме.

Можно выстроить пару смысловых  цепочек: люди мало просят – мало знают – мало верят – незаметны. И вторая : много дают – много выносят - все чувствуют -  много значат. Таким образом, делаем вывод: стихотворение называется «Люди», в нем дается оценка человека как личности, как воплощения морали и интеллекта.

Стихотворение называется «Старая азбука». На первый взгляд, заглавие ничего общего не имеет с содержанием. Автор не говорит ни о школе, ни об обучении грамоте, нет ни слова о чтении. Что ни строчка – то иллюстрация деятельности человека. Вдумаемся, какое переносное значение имеет слово АЗБУКА ? Это же начало всех начал. Не зная азбуки, не прочитаешь ни строчки. То есть азбука – это начало начал, прописная истина. Стихотворение построено на анафоре: в начале строк повторяется слово ТАК и союз А. Концовка стихотворения печальна. В ней я вижу лексический повтор СЫНА, СЫНА. Человек уходит из жизни, близкие печалятся о его уходе, но жизнь не стоит на месте, она продолжается : кто-то месит, кто-то косит , то есть совершает те действия, к которым привык. Наверное, поэтому стихотворение и называется «Старая азбука»

Зарянка.

Птица.

Пение зарянки.

Одно предложение в тексте прикрепляется к другому через повтор слова.

Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения.

8.Рефлексия.

9. Домашнее задание.

10. Самооценка

По данному началу составьте небольшой (3-4 предложения) текст, снабдив его заглавием и используя композиционный стык.

Счастье – это когда тебя понимают…

Через три – четыре минуты слушаем написанное, оцениваем.

Итак, подведем итоги. Сегодня мы узнали, что заглавие – одно из основных средств связи предложений в тексте. Мы ввели новый термин КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК и апробировали его на практике.

Найди домашнее задание.

- Каждый этап урока нёс в себе задачу, связанную с подготовкой к следующему уроку.

Поделитесь со мной, какие задания вы нашли

Исходя из работы на уроке, учащиеся сами определяют для себя домашнее задание с учетом способностей и интересов.

На ваших столах лежат листы самооценки. Пожалуйста, оцените своё участие в уроке.

Пишут в Рабочих листах

Читают.

Оценивают.

Предлагают варианты найденного домашнего задания.

Оценивают свою работу по листам самооценки.

-Я найду стихотворение, которое без названия потеряет ясность.

- Я найду прозаический текст и попрошу класс озаглавить его.

- Я напишу пейзажную миниатюру с использованием композиционного стыка.

- Я найду стихотворение, подобное Бунинскому: в нем не прозвучит понятие, заявленное в названии, но по смыслу можно будет установить, о чем хотел сказать автор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства связи предложений в тексте

Данная разработка содержит рабочий лист для ученика и материалы для учителя....

Средства связи предложений в тексте

Материал поможет при подготовке к ГИА, а именно: при написании сжатого изложения...

11 класс. Тест. Средства связи предложений в тексте.

Данный тест поможет одиннадцатиклассникам в рамках подготовки к ЕГЭ проверить свои знания по теме "Средства связи предложений в тексте"....

Проблемно-эвристический урок по теме "Средства связи предложений в тексте". Русский язык. 5 класс.

Урок с использованием проблемной технологии к учебнику "Русский язык .5 класс" под редакцией Е.А.Быстровой...

Презентация к уроку "Средства связи предложений в тексте"

Данные материалы основаны на УМК под редакцией Е.Быстровой...

Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )

В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить....

Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация

Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация к уроку в 7 классе (по программе М.М. Разумовской)...