Разработка внеклассного мероприятия «Язык мой – друг мой»
классный час по русскому языку (9 класс) на тему

Кужугет Саяна Самдановна

Цели: воспитать у учащихся бережное отношение к русскому слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и  во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность; способствовать сплочению коллектива класса.

Оборудование: плакаты, стенды, высказывания о русском языке известных людей. (К.Г.Паустовский «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»). Выставка книг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_yazyk_moy_-_drug_moy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного  мероприятия «Язык мой – друг мой»

Цели: воспитать у учащихся бережное отношение к русскому слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и  во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность; способствовать сплочению коллектива класса.

Оборудование: плакаты, стенды, высказывания о русском языке известных людей. (К.Г.Паустовский «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»). Выставка книг.

1 ведущий:  Дорогие друзья, уважаемые преподаватели

2 ведущий: Мы приглашаем вас на вечер, посвященный языку.

1 вед.: Задумывались ли вы над тем, что такое язык?

2 вед.: Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим.

1 вед.: Язык – главное средство человеческого общения: люди не могут без языка передавать и получать нужную информацию, воздействовать на окружающих.

2 вед.: Язык – это сложнейшее и совершеннейшее явление, результат длительного развития человеческого общества: это то, без чего ни человек, ни общество не могут нормально существовать .

1 вед.: Поэтому  язык – это наше богатство, которым мы все владеем, но порой не бережем.

2 вед.: Ученые пока не дают точного ответа на вопрос, сколько языков в мире. Считается, что сейчас в мире существует более  пяти тысяч языков, среди них есть и «умирающие», на которых говорят все меньше людей, и совсем мало изученные.

1 вед.:Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа.

2 вед.:С какой гордостью и любовью пишет о своем родном языке тувинский поэт Сергей Пюрбю.

  • Стихотворение «Торээн дылымга»

1 вед.: Шулуу Сат – тувинский ученый, первый профессор нашей республики посвящяет такие слова своему родному языку.

  • «Улуг-Хемнин агымы дег куштуг…»

2 вед.: В нашей многонациональной стране говорят более чем на 100 языках.

1 вед.: Во всех школах нашей страны, помимо своего родного языка, дети изучают русский язык. Знание общего русского языка сбижает все народы нашей страны и укрепляет дружбу между ними.

  • А сейчас послушаем стихотворение о русском языке

Два языка

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нём клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нём ветра в предгорьях наших свищут,

На нём впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зелёною весной…

Но, как родной,

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг,

На нём живые трепетные чувства

Открылись мне.

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране.

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне…

Текут две речки в сердце,  не мелея.

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык – я онемею.

Утратив русский – стану я глухой.

                            (Т. Зумакулова, балкарская поэтесса)

1 вед.: Русский язык, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения и обилием форм.

2 вед.: Послушайте высказывания великих людей о русском языке:

Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости. (Ф. Энгельс)

2 вед.: Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В,Г, Белинский)

1 вед.: …Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа. (Л.Н. Толстой)

2 вед.: Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен… (А.И. Куприн)

1 вед.: Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами нужно хорошо знать язык, нужно хорошо владеть им.

  • А сейчас сценка «О чистоте речи»

-Слушай Леня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «Значит». Эти слова – сорняки, они засоряют речь.

- Ну, а кто все время говорит «ну»?

-Да ты сейчас только что сказал «ну».

-Да что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!

- Опять говоришь так.

- Ну, а как же с тобой говорить?

- Без «ну» и без «значит».

- Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.

1 вед.: Запомнте следующее правило:

Слова для сверхредкого употребления в разговоре: вот, так сказать, теперь, значит.

Слова для сверхчастого употребления: прошу, извините (но не «извиняюсь»), благодарю, пожалуйста, разрешите.

Слова, изъятые из употребления: «железно», «мирово», «будь спок», «разоряться» (в смысле «говорить») и другие слова-сорняки.

2 вед.: В народе издавна говорят: «Грамота – второй язык». Многовековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность народа заключены в этой меткой пословице.

А сейчас вашему вниманию отрывок из комедии Д.Фонвизина «Недоросль».

  • Отрывок из комедии Фонвизина «В грамматике он силен».

Правдин (взяв книгу)… Это грамматика. Что вы о ней знаете7

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.

Правдин. Дверь, например. Какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит невешана: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?

Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен.

Милон. Я думаю, не меньше и в истории.

Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

А сейчас мы приглашаем вас поучаствовать  в игре “Грамотеи”.

Для этого на сцену приглашаются 10 человек и из них образуются 2 команды.

Начинаем нашу игру. Представьтесь пожалуйста.

1 конкурс “Как мы говорим?” через минутку вы прочтёте нам вслух данную фразу, правильно расставив ударение в словах (раздаются карточки).

«Напишите ходатайство в диспансер для получения нужных  документов».

«Эти медикаменты облегчат ваше состояние, и жизнь покажется красивее».

В этом конкурсе победил команда …… Поздравляем!

2 конкурс. Кто больше знает пословиц о грамматике или о языке?

Пословицы: 1. Кто грамоте горазд , тому не пропасть. 2. Грамота не злом а правдой сильна. 3.Ложка нужна, что бы щи хлебать, а грамота что бы знания черпать. 4. Век живи- век учись. 5. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Выражения: 1. Грамматика владеет даже королями. (Мольер). 2. Даже император бессилен в вопросах языка. (Латинское изречение).

Поздравляем …. Команду и продолжаем игру.

3 конкурс. Все, наверное, видели сказку про королевство кривых зеркал, помните как Оля в зеркале превратилась в Яло, Анидаг в Гадину. И наш конкурс называется «Слова в зеркале» , Есть такие слова которые не теряют смысла при чтении их справа налево. Например, сев и вес. Сейчас за 2 минуты вам надо придумать и записать как можно больше пар таких «зеркальных» слов. (Топор- ропот, ворон- норов, шорох- хорош, шелк-клеш, кот-ток, нос-сон, поп, тот потоп, кок, тут, заказ, комок)

1 вед: Итак, вперёд вырвалась команда… Поздравляем победителей и продолжаем нашу игру.

4 конкурс, за одну минуту из букв слова простокваша составить как можно больше разных слов.

2 вед: Поздравляем победителей и переходим к последнему конкурсу «Блиц-опрос». Здесь важна быстрота и смекалка.

1 вопрос. Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (сто-л, сто-г, сто-п, сто-к и т.д.)

2 вопрос. Чем кончаются  день и ночь? (Мягким знаком.)

3 вопрос. Что стоит по середине Волги? (Буква л.)

1 вед: Поздравляем победителей игры «Грамотеи». Благодарим обе команды за интересную игру. И вручаем победителям призы, а проигравшей команде- утешительные призы.

2 вед: А сейчас послушаем предание о языке.

Предание о языке

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”. 

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. 

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. 

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. 

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка? ! 

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

Почему Эзоп противоречит сам себе? В одном случае он говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете. Мудрый Эзоп, конечно прав в обоих случаях. Поэтому что, говоря словами поэта, «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»,

Роль языка в жизни общества, безусловно, велика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 3 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА3 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 3 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...

разработка внеклассного занятия по русскому языку "Язык мой - друг мой".

Разработка представляет собой устный журнал, странички которого показывают всю силу, красоту и необычность русского языка....

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК : ПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК  : ПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА     http://nsportal.ru/sites/default/files/audio/2015/12/begrussung.mp3...

Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)

Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...