Разработка внеклассного мероприятия «Язык мой – друг мой»
классный час по русскому языку (9 класс) на тему
Цели: воспитать у учащихся бережное отношение к русскому слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность; способствовать сплочению коллектива класса.
Оборудование: плакаты, стенды, высказывания о русском языке известных людей. (К.Г.Паустовский «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»). Выставка книг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_yazyk_moy_-_drug_moy.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка внеклассного мероприятия «Язык мой – друг мой»
Цели: воспитать у учащихся бережное отношение к русскому слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность; способствовать сплочению коллектива класса.
Оборудование: плакаты, стенды, высказывания о русском языке известных людей. (К.Г.Паустовский «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»). Выставка книг.
1 ведущий: Дорогие друзья, уважаемые преподаватели
2 ведущий: Мы приглашаем вас на вечер, посвященный языку.
1 вед.: Задумывались ли вы над тем, что такое язык?
2 вед.: Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим.
1 вед.: Язык – главное средство человеческого общения: люди не могут без языка передавать и получать нужную информацию, воздействовать на окружающих.
2 вед.: Язык – это сложнейшее и совершеннейшее явление, результат длительного развития человеческого общества: это то, без чего ни человек, ни общество не могут нормально существовать .
1 вед.: Поэтому язык – это наше богатство, которым мы все владеем, но порой не бережем.
2 вед.: Ученые пока не дают точного ответа на вопрос, сколько языков в мире. Считается, что сейчас в мире существует более пяти тысяч языков, среди них есть и «умирающие», на которых говорят все меньше людей, и совсем мало изученные.
1 вед.:Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа.
2 вед.:С какой гордостью и любовью пишет о своем родном языке тувинский поэт Сергей Пюрбю.
- Стихотворение «Торээн дылымга»
1 вед.: Шулуу Сат – тувинский ученый, первый профессор нашей республики посвящяет такие слова своему родному языку.
- «Улуг-Хемнин агымы дег куштуг…»
2 вед.: В нашей многонациональной стране говорят более чем на 100 языках.
1 вед.: Во всех школах нашей страны, помимо своего родного языка, дети изучают русский язык. Знание общего русского языка сбижает все народы нашей страны и укрепляет дружбу между ними.
- А сейчас послушаем стихотворение о русском языке
Два языка
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нём клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нём ветра в предгорьях наших свищут,
На нём впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зелёною весной…
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нём живые трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране.
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Текут две речки в сердце, не мелея.
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык – я онемею.
Утратив русский – стану я глухой.
(Т. Зумакулова, балкарская поэтесса)
1 вед.: Русский язык, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения и обилием форм.
2 вед.: Послушайте высказывания великих людей о русском языке:
Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости. (Ф. Энгельс)
2 вед.: Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В,Г, Белинский)
1 вед.: …Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа. (Л.Н. Толстой)
2 вед.: Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен… (А.И. Куприн)
1 вед.: Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами нужно хорошо знать язык, нужно хорошо владеть им.
- А сейчас сценка «О чистоте речи»
-Слушай Леня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «Значит». Эти слова – сорняки, они засоряют речь.
- Ну, а кто все время говорит «ну»?
-Да ты сейчас только что сказал «ну».
-Да что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!
- Опять говоришь так.
- Ну, а как же с тобой говорить?
- Без «ну» и без «значит».
- Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.
1 вед.: Запомнте следующее правило:
Слова для сверхредкого употребления в разговоре: вот, так сказать, теперь, значит.
Слова для сверхчастого употребления: прошу, извините (но не «извиняюсь»), благодарю, пожалуйста, разрешите.
Слова, изъятые из употребления: «железно», «мирово», «будь спок», «разоряться» (в смысле «говорить») и другие слова-сорняки.
2 вед.: В народе издавна говорят: «Грамота – второй язык». Многовековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность народа заключены в этой меткой пословице.
А сейчас вашему вниманию отрывок из комедии Д.Фонвизина «Недоросль».
- Отрывок из комедии Фонвизина «В грамматике он силен».
Правдин (взяв книгу)… Это грамматика. Что вы о ней знаете7
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например. Какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит невешана: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?
Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен.
Милон. Я думаю, не меньше и в истории.
Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
А сейчас мы приглашаем вас поучаствовать в игре “Грамотеи”.
Для этого на сцену приглашаются 10 человек и из них образуются 2 команды.
Начинаем нашу игру. Представьтесь пожалуйста.
1 конкурс “Как мы говорим?” через минутку вы прочтёте нам вслух данную фразу, правильно расставив ударение в словах (раздаются карточки).
«Напишите ходатайство в диспансер для получения нужных документов».
«Эти медикаменты облегчат ваше состояние, и жизнь покажется красивее».
В этом конкурсе победил команда …… Поздравляем!
2 конкурс. Кто больше знает пословиц о грамматике или о языке?
Пословицы: 1. Кто грамоте горазд , тому не пропасть. 2. Грамота не злом а правдой сильна. 3.Ложка нужна, что бы щи хлебать, а грамота что бы знания черпать. 4. Век живи- век учись. 5. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Выражения: 1. Грамматика владеет даже королями. (Мольер). 2. Даже император бессилен в вопросах языка. (Латинское изречение).
Поздравляем …. Команду и продолжаем игру.
3 конкурс. Все, наверное, видели сказку про королевство кривых зеркал, помните как Оля в зеркале превратилась в Яло, Анидаг в Гадину. И наш конкурс называется «Слова в зеркале» , Есть такие слова которые не теряют смысла при чтении их справа налево. Например, сев и вес. Сейчас за 2 минуты вам надо придумать и записать как можно больше пар таких «зеркальных» слов. (Топор- ропот, ворон- норов, шорох- хорош, шелк-клеш, кот-ток, нос-сон, поп, тот потоп, кок, тут, заказ, комок)
1 вед: Итак, вперёд вырвалась команда… Поздравляем победителей и продолжаем нашу игру.
4 конкурс, за одну минуту из букв слова простокваша составить как можно больше разных слов.
2 вед: Поздравляем победителей и переходим к последнему конкурсу «Блиц-опрос». Здесь важна быстрота и смекалка.
1 вопрос. Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (сто-л, сто-г, сто-п, сто-к и т.д.)
2 вопрос. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком.)
3 вопрос. Что стоит по середине Волги? (Буква л.)
1 вед: Поздравляем победителей игры «Грамотеи». Благодарим обе команды за интересную игру. И вручаем победителям призы, а проигравшей команде- утешительные призы.
2 вед: А сейчас послушаем предание о языке.
Предание о языке
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка? !
Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
Почему Эзоп противоречит сам себе? В одном случае он говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете. Мудрый Эзоп, конечно прав в обоих случаях. Поэтому что, говоря словами поэта, «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»,
Роль языка в жизни общества, безусловно, велика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...
Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 3 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА3 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 3 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...
разработка внеклассного занятия по русскому языку "Язык мой - друг мой".
Разработка представляет собой устный журнал, странички которого показывают всю силу, красоту и необычность русского языка....
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК : ПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК : ПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА http://nsportal.ru/sites/default/files/audio/2015/12/begrussung.mp3...
Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)
Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...