ОГЭ: Задание 9 Простое осложненное предложение
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Королева Ольга Олеговна

Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (ОГЭ Задание 9 (Простое осложненное предложение)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Простое осложненное предложение Подготовка к ОГЭ Задание 9 Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1354 г.Москвы Королева Ольга Олеговна

Слайд 2

Варианты ФОРМУЛИРОВКИ задания 9 Среди предложений ... найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите его номер. (1 предложение с 1 обособленным обстоятельством) Среди предложений ... найдите предложения с обособленным обстоятельством . Напишите номера этих предложений. (2 или более предложений с 1 обособленным обстоятельством) Среди предложений ... найдите предложение с обособленными обстоятельствами . Напишите его номер. (1 предложение с 2 или более обособленными обстоятельствами ) Среди предложений ... найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством . Напишите его номер. (1 предложение с 1 распространённым обособленным обстоятельством, т.е. состоящим из 2 и более самостоятельных частей речи) Среди предложений ... найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами . Напишите его номер. (1 предложение с 2 или более обособленными обстоятельствами, которые относятся к одному глаголу-сказуемому)

Слайд 3

Обособление членов предложения Обособление членов предложения - это интонационное и смысловое их выделение; на письме обособленные члены отделяются от других членов предложения знаками препинания.

Слайд 4

Обособленное определение 1. Обособленное согласованное распространённое ОПРЕДЕЛЕНИЕ - это выделяемый запятыми причастный оборот или выделяемое запятыми имя прилагательное с зависимыми словами. Старушка, / поглядывающая на него из-за перегородки/ , не могла знать этого. 2. Обособленное согласованное нераспространённое ОПРЕДЕЛЕНИЕ - это выделяемое запятыми одиночное имя прилагательное или причастие. Вечером, усталый , я возвращался домой.

Слайд 5

Обособленное обстоятельство 3. Обособленное ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - это обстоятельства, выделенные интонационно и пунктуационно. Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК? Обособленные обстоятельства могут быть выражены: 1) одиночным деепричастием Пошумев , река успокоилась . 2) деепричастным оборотом Мужики, увидев помещика , сняли шапки. 3) сравнительным оборотом Голова у нее острижена , как у мальчишки . 4) оборотом с предлогом НЕСМОТРЯ НА Н есмотря на яркое солнце , горели фонари.

Слайд 6

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами 5) существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ и т.п. В комнате Елены, благодаря плотным занавескам , было почти темно. Дети, вопреки морозу , вышли погулять. Детям , по причине малолетства , не определили никаких должностей .

Слайд 7

НЕ ПУТАЙТЕ! 1. Деепричастные обороты с придаточными определительными: Вот книга, прочитав которую вы узнаете много интересного. Перед старыми заводами возникали десятки проблем, не решив которые невозможно перейти к новым методам постройки кораблей. 2. Деепричастные обороты с вводными словами: Судя по всему, наше путешествие затянется. По совести говоря, мне не хочется об этом рассказывать.

Слайд 8

Обособленное приложение 4. Обособленное ПРИЛОЖЕНИЕ – это выделяемое запятыми или тире определение, выраженное одиночным существительным или существительным с зависимыми словами, которое отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ? Его комната, настоящая, разве что слишком маленькая, но обычная комната , мирно покоилась в своих четырех знакомых стенах. Особенность приложения в том, что оно характеризует предмет, дает ему другое название. Таким образом, определяемое слово и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.

Слайд 9

Приложение показывает: Различные качества предмета Чижа захлопнула злодейка-западня . Западня (какая?) злодейка Степень родства Брат Данил пошел в школу. Данил (какой?) брат Возраст Неторопливо шествует сторож-старик. Сторож (какой?) старик Профессию Девушка-официантка принесла меню. Девушка (какая?) официантка Национальную принадлежность Таксист-грузин привез нас на вокзал. Таксист (какой?) грузин Назначение предмета Ракета-носитель готова к запуску. Ракета (какая?) носитель Названия газет, предприятий и т.д. Атомоход «Ермак» покорил Северный полюс. Атомоход (какой?) «Ермак»

Слайд 10

Виды приложений Согласованное приложение Несогласованное приложение Стоит в том же падеже и числе, что и определяемое слово . Врач-терапевт, врачу-терапевту , врачом-терапевтом Стоит в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже определяемое слово . Озеро Байкал, озера Байкал, озеру Байкал,об озере Байкал Однородное приложение Неоднородное приложение раскрывает близкие признаки предмета, характеризующие его с одной стороны. Между однородными приложениями ставится запятая : доктор медицинских наук, профессор Иванов раскрывает разные признаки предмета, характеризующие его с разных сторон. Между неоднородными приложениями запятая не ставится : врач профессор Иванов

Слайд 11

Нераспространенное приложение Распространенное приложение выражено одним существительным Вьётся улица- змея ( В. Маяковский) выражено сочетанием слов Хозяйка дома, по имени Люся , пугливо смотрела в сторону солдат... ( В. Астафьев) Обособленное приложение Необособленное приложение Выделяется запятыми или тире Не выделяется запятыми или тире Девочка , любимица отца , вбежала смело... День победы , он дорогого стоил Наступил вечер – время теней . дерево береза река Москва студенты медики и биологи атомоход «Арктика»

Слайд 12

Внимание! 1. Приложения, написанные через дефис и заключённые в кавычки, обособленными НЕ ЯВЛЯЮТСЯ! Например: Девочки-подростки на другом углу площади уже выводили хороводы. Мы смотрели балет "Лебединое озеро". 2. Недопустимо при обособлении приложений смешивать запятые и тире. Если обособленное приложение находится в середине простого предложения, то оно выделяется с двух сторон одинаковыми знаками - или тире, или запятыми: За лугами, за старицами - приютом щук и прочей рыбы - видна полоса песков...(К.Паустовский)

Слайд 13

Однородные члены предложени я Однородные члены предложени я - это главные или второстепенные члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и произносящиеся с интонацией перечисления. Однородные члены предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью, могут быть как распространёнными (иметь при себе зависимые слова), так и нераспространёнными.

Слайд 14

Не являются однородными членами предложения: повторение одних и тех же слов: Еду, еду в чистом поле; Вот темный, темный сад. фразеологические обороты: И день и ночь; и стар и млад; ни то ни се; ни дать ни взять; ни взад ни вперед; сочетание двух глаголов в одной и той же форме, выступающих в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или неожиданного, произвольного действия): Пойду посмотрю расписание занятий. Взял да и сделал наоборот.

Слайд 15

Запятая при однородных членах не ставится 1 . Если однородные члены соединяются неповторяющимися одиночными союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И) Ты потерял главное: ты перестал любить добро и правду. О и О Жизнь имеет смысл лишь как задача или долг. О или О Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь либо пустяками? О либо О А тренировка душевных сил возможна да и необходима в любых условиях. О да( =и )О 2. Если однородные члены соединяются при помощи союза ДА И: Возьму да и уйду. 3. В устойчивых сочетаниях слов. Огонь и воду и медные трубы И смех и грех И стар и млад И так и этак И холод и голод Ни рыба ни мясо Ни стать ни сесть Ни то ни се Ни тот ни друг Ни себе ни людям и др.

Слайд 16

Запятая ставится 1. при отсутствии союзов Все вдруг заговорили шумно, радостно. 2. При соединении одиночным противительным союзом (НО, А, ДА = НО, ЗАТО = НО) Мал золотник, да ( =но ) дорог. 3. При соединении повторяющимися союзами (могут повторяться союзы и, да, или, то, не то, ни) Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред. 4. При отсутствии первого из повторяющихся союзов Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость. 5. При парном соединении союзами Волна и камень, лед и пламень не столь различны меж собой. 6. При соединении двойными союзами: как, так и; хотя и, но не только, но и; не столько, сколько: У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах. Успехи мои хотя и медленны, но благонадёжны. Обратите внимание: запятая ставится не перед началом двойного союза, а перед его второй частью.

Слайд 17

Практикум Общее задание . Напишите номер предложения . Ответ : _____________________________ 1 . Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. (1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку. (3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. Ответ :12

Слайд 18

2. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. (1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. ( Коковин Е.) 3. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. (1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень...

Слайд 19

4. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. (1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. 5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными обстоятельствами . (1) Солнце уже коснулось воды, и сияющая полоса, проложенная им на море, начала розоветь. (2) Огромный земной шар, переполненный горем и ненавистью, поворачивался, и вместе с ним откатывалось от лучей солнца Чёрное море. (3) Маленький, крошечный катер, настойчиво гудя моторами, карабкался по выпуклости Земли, упрямо догоняя солнце, заваливающееся за горизонт. (Соболев Л.)

Слайд 20

6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. (1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин , хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.) 7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. (1) Едва расклюет грач зиму, едва появится первая прогалинка на солнечном склоне увала, как ноги сами несут нас в степь. (2) Скинем надоевшие за зиму валенки и ну гонять босиком в догоняшки по оттаявшей полянке, играть в лапту, в бабки или выковыривать сломанными складешками кандык — первую сладкую травку! (3) Внятен дух просыхающей земли, талого снежка, прошлогодней травяной прели и еще чего-то, отрадного сердцу, долгожданного, весеннего. (4) А кругом ещё снег. (5) Но умолкли вьюги-подерухи , отступился трескун мороз, и земля, дождавшись заветного часу, отходит. (6) С каждым днем сугробы съеживаются, оседают, отрываются друг от дружки. (7) Издали — будто гуси-лебеди присели отдохнуть и вот-вот снимутся и улетят.

Слайд 21

8 . Среди предложений 1-7 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. (1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу. (6) На широком лице Матильды выделялся большой рот и очень большие глаза. (7) Эти глаза были карие с длинными тёмными ресницами, а стриженые волосы Матильды были светлые и жёсткие, как старая солома. (Сотник Ю.) 9. Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. (1) Девочка ловила форель. (2) Она сидела неподвижно на камне, и река обдавала ее шумом. (3) Глаза ее были опущены вниз. (4) Но взгляд их, утомленный блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. (5) Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где круглые горы, осененные лесом, стояли над самой рекой. (6) Воздух был ещё светел, и небо, стеснённое горами, казалось только равниной, чуть озарённой закатом. (7) Но и этот воздух, знакомый ей с первых дней жизни, и это небо не привлекали ее сейчас. (8) Широко открытыми глазами следила она за вечно бегущей водой, силясь представить в своём воображении те неизведанные края, куда и откуда бежала река. ( Фраерман Р.)

Слайд 22

10. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька узким охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры свежий березовый прут. 1 1,2 6 4 2 7 7 5 3 3 8 4 4 2,4 9 8 5 3 10 2

Слайд 23

Источники автора шаблона: Матюшкина Анжелика Владимировна, учитель начальных классовГБОУ СОШ № 680 г. Москвы. http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/natali73123.240/0_4df90_1acbae6b_XL.png : цветы. Материалы ФИПИ. Открытый банк заданий: http://www.fipi.ru/ http :// nsportal . ru / shkola / russkii - yazyk - i - literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пунктуация простого осложненного предложения в системе подготовки к ЕГЭ

Разработка урока русского языка в 11 классе (теория и практика)...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Повторение изученного о знаках препинания в простом осложненном предложении"

Разработка урока русского языка  (форма работы - групповая) для повторения постановки знаков препинания в простом осложненном предложении перед контрольной работой....

Подготовка к ЕГЭ(ГИА). Простое осложненное предложение

Тематический тест направлен на проверку уровня знаний учащихся...

Пунктуация простого осложненного предложения. 11 класс

Конспект и презентация. Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11 классе....

Самостоятельная работа по темам "Словосочетание. Простое и простое осложненное предложение".

Данная разработка может быть использована в качестве как самостоятельной работе по теме, так и материала для самоподготовки к проверочной работе по данной теме. Ответы к тесту прилагаются...

Проверочный тест по темам "Словосочетание. Простое и простое осложненное предложение"

Данная разработка может быть использована в качестве контроля знаний учащихся по темам "Словосочетание. Простое и простое осложненное предложение"....