Игры, занимательные задания на уроках русского языка по этимологии.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Материал содержит разные задания, игры, проводимые на уроках в 5-8 классах. Все задания связаны с происхождением слов, морфемикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etimologiya._zanimatelnye_zadaniya.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Этимология. Увлекательные задания на уроках.

5 класс.

Русский, украинский и белорусский языки очень похожи. Если вы хотя бы один раз слышали украинскую или белорусскую речь, вы могли это заметить. Чтобы убедиться в этом, давайте проведём эксперимент.                                        Слова украинские и белорусские.

Попробуйте перевести данные слова

        Описание: Файл:Rus6 1.jpg 

Нiч (укр), дзень (белор), бiлий (укр),   бегаць (белор.),хазяїн (укр.) , багатий ( укр.) , шырокі (белор.), агонь (белор.)  

Прочитайте  стихотворение В.Берестова и укажите количество слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик.

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам много лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка – не однокоренное слово!).

Этимологически слова «лунка» и «луна» являются однокоренными. Лунку- ямку круглой формы – назвали так по подобию с полной луной.

Почему надо писать кОрзина?

    Исконно – русское. Суф. производное от той же основы, что корзить "плести", в диалектах еще известного. Корзина буквально — "плетенка".

Знакомьтесь: слова-родственники. Угадайте их.

Варежка с пальцами – это… (перчатка)

Предмет, надетый на палец – это… (перстень)

Колпачок на палец - это… (наперсток)

Перст - палец

Травянистое лекарственное растение с цветками, напоминающими по форме наперсток, - это…

8 класс

Выступление ученика с небольшим сообщением, связанным с ложной этимологией.

Интерес к этимологии проявляется как у взрослых, так и у детей: каждый хочет узнать, откуда произошло то или иное слово, и так или иначе его объяснить. Казалось бы, чего проще объяснить происхождение слова близорукий: это человек, который не видит дальше своей (вытянутой) руки!

Но тут легко ошибиться… Лексема близорукий восходит к древнерусскому близозоръкъ – сложному слову, образованному от слов близко (близо) и зоркыи («видящий»). Даже ныне в некоторых русских диалектах можно встретить слово близорокий, что также говорит в пользу нашего утверждения. Слово близозоркий (близозоркыи) с течением времени утратило один из повторяющихся слогов –зо- и под влиянием народной (ложной) этимологии сблизилось со словом рука. Таким образом, слово близорукий этимологически никакого отношения к слову рука не имеет.  

6-7 классы

Задания по группам (по 2 вопроса)

1.Объясните разницу, при помощи словаря, в значении слов одеть и надеть, экскаватор и эскалатор.

2.Выясните, правда ли, что слово врач образовалось от слова врать. (Врач – происходит от глагола врать – «говорить», т.к. в древности знахари лечили людей и животных заговорами. Постепенно слово врать приобрело современное значение «обманывать» и сейчас уже почти никак не связано с профессией врача.)

3.Правда ли, что астрономы – это специалисты по астрам?

4.Известно, что газель можно поймать, приручить, но можно ли её выучить наизусть?

5.Сколько слов из списка содержат общий корень: высотный, полтораста, сотник, сотовый, стократный, сторожевой, трехсотлетие?

6.В русском языке есть сочетание синие чернила. С точки зрения этимологии и самой элементарной логики, это сочетание противоречиво. Докажите.

Сообщение ученика.

Народная и детская этимология.

Обычно люди начинают свои этимологические изыскания уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), копатка (лопатка), копоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.

Попробуйте объяснить созданные малышами слова с точки зрения этимологии.

 «Хватит тебе секреты говорить! Секретарша какая!», «Мы ходим на прогулку, — мы прогульщики!»

Этимологическая разминка.

Задание:  угадайте слово по этимологической справке.

1) франц. – де «хорошо», коро «украшать» (декорация)

2) греч. – каллос «красивый», графо «пишу» (каллиграфия)

3) греч. – графо «пишу», эпи «сверху» (эпиграф)

4) англ. – болл «мяч», баскет «корзина» (баскетбол)

5) итальян. – вермис «червяк» (вермишель)

6) франц. – робе «одежда», гарде «хранение» (гардероб)

7) тюркск. – даш «камень», кара «черный» (карандаш)

8) франц. – манус «рука», кюро «забочусь» (маникюр)

9) итальян. – капризио «коза» (каприз)

10) франц. – аппел «яблоко», Шине «Китай» (апельсин)

Начало исследовательской работы.

1)Основная часть фразеологизмов русского языка исконно русского происхождения, источником их является, например, профессиональная речь : точитъ лясы, бить баклуши, без сучка и задоринки, снять стружку, сесть на мель, играть первую скрипку, поворачивать оглобли, из кулька в рогожку, на воде вилами написано. Определите, с какой деятельностью или профессией каждый из них связан.

2)Расскажите о происхождении любого знакомого Вам фразеологизма.

Выступления с сообщениями.

Зонтик

Всем знакомо и понятно это слово — казалось бы, оно самое что ни на есть обыкновенное. Но и у него есть интересная история.

Прибыло оно к нам из Голландии, совершив путешествие через 2 моря, вместе с самим зонтиком, который по-голландски называется "зоннедек", что значит "покрышка" или "закрытие от солнца". Но слово "зоннедек" оказалось крайне неудобно и непривычно для нашего произношения. Поэтому его начали переделывать на русский лад: стали произносить по образцу уже существующих в языке слов бантик, кантик.

Так из зоннедек получился зонтик. Получившееся слово даже стало вести свою самостоятельную жизнь. Когда хотят сказать о зонтике большого размера, то его изменяют опять же по образцу: бантик — бант, кантик — кант, зонтик — зонт. В итоге получилось слово зонт, как видите, ещё меньше похожее на заимствованное у голландцев зоннедек.

Проще пареной репы

Репа — самый древний овощ на Руси. Наши предки любили и сырую, и варёную, и пареную репу. Блюдо из репы приготовить было быстро и очень легко. С тех пор и пошло выражение проще пареной репы. Так говорят о том, что просто сделать.

В ногах правды нет

"Садись, ведь в ногах правды нет", — так издавна говорят в русском народе.

Существуют разные версии происхождения этого выражения. Знаток народного языка и толкователь русских крылатых выражений, С. Максимов связывает словосочетание правда в ногах со средневековым судебным русским обычаем, который назывался правёж. Правёж — даже не суд, а скорее расправа с должником, при которой того били по босым ступням и пяткам или же заставляли стоять на снегу без сапог и лаптей. В то время и появились такие поговорки, как искать правду в ногах; душа согрешила, а ноги виноваты; дай срок, не сбей с ног и некоторые другие.

Со временем правёж ушёл в прошлое, но память о нём осталась в народной речи, в её живом употреблении, а выражение в ногах правды нет даже стало шутливым. Действительно, в старину человек, который пришёл в дом и стоял, переминаясь с ноги на ногу, не знал, с чего начать, напоминал должника на правеже. Вот тогда и приходила на выручку шутливая поговорка, которая приглашала гостя присесть и начать неторопливую беседу: садись, в ногах правды нет, то есть "нечего церемониться, сядем рядком да поговорим ладком". Многие привычные для нас выражения на самом деле связаны с древними и давно забытыми обычаями, поверьями и обрядами.

Карусель

Конечно, вы не раз катались на деревянных лошадках или в лодочках каруселей, но, наверное, не задумывались, почему, кроме обычных сидений, на карусели есть деревянные лошадки и лодочки? А лодочки и лошадки попали на карусель совсем не случайно.

Несколько столетий назад, в пору Средневековья, существовали пышные рыцарские праздники — турниры. Вооружённые рыцари, закованные в железо, верхом на могучих конях вступали в единоборство друг с другом. Часто такие рыцарские поединки заканчивались смертью, но в этом не видели ничего особенного, и даже не считали такой исход преступлением. Французский король Генрих II однажды тоже решил принять участие в рыцарском турнире и посостязаться со знаменитым рыцарем Монгомери в силе и ловкости. Турнир этот состоялся в 1559 году, и на нём король Генрих II был смертельно ранен. С тех пор рыцарские турниры были запрещены. Вместо них стали устраивать торжественные скачки по кругу. Такие скачки назвали "карусель" (от итальянских слов карола — хоровод и селла — седло), что буквально означает "хоровод в седле".

Самые блестящие карусели устраивали в Париже во времена царствования короля Людовика XIV. Перед королевским дворцом Тюильри проезжали пышно разодетые всадники со своими роскошными дамами. Они делились на партии, съезжались и разъезжались, образуя красивые фигуры.

Во времена французской революции 1789 года были изобретены более доступные для простого народа карусели — вертящиеся сооружения с лошадками и лодочками. В таком виде карусель сохранилась до наших дней.

Ладонь

У наших предков слово ладонь звучало когда-то совсем по-другому: долонь. И значение у слова было такое: обращенная к долу (то есть вниз, к земле) сторона руки. Со временем в слове долонь произошла перестановка звуков, и оно стало звучать иначе: лодонь. А затем (под влиянием господствующего в литературном языке аканья) безударная гласная о в слове перешла в а: ладонь. Так получилось современное написание и произношение этого знакомого всем нам слова.

Однако родственные слова до сих пор живут в языке в своём первоначальном виде: долина (низина), подол (низ одежды), Подольск (город в низине реки).

                              Откуда взялась морфема -СЯ?

       В древнерусском языке краткие формы были  не только  у прилагательных,   но и у  некоторых  местоимений. Так, местоимение СЕБЯ имело краткую безударную форму СЯ, СЬ. Местоимение СЯ могло находится  перед глаголом, после глагола, могло отделятся от него другими словами, что говорит о его самостоятельном значении.

        Мы знаем, что в древних рукописных книгах слова в предложениях не разделяются   пробелами. Предложение представляет собой одну непрерывную цепочку букв.

       В 14  веке  переписчики книг стали использовать пробелы.   Но еще долгое время  местоимение СЯ, СЬ, стоящее после глагола, писали  с ним то раздельно,  то слитно.  Примерно с   17     века   СЯ   пишется с глаголом только слитно.

      Так   появляется   особая   морфема,  которая,   как   и большинство суффиксов,  служит для образования  слов, но присоединяется она не к основе, а ко всему слову, поэтому чаще всего стоит  после окончания.

10-11 класс

Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным. Укажите при помощи стрелок. Объясните его происхождение


Муза
Зима
Прометей
Швед
Сабля
Гусь
Пушкин
Гомер
Микроскоп
Юность

Спаситель Капитолия
Блистающая сталь
Солнце русской поэзии
Весна человеческой жизни
Седая чародейка
Парнасская богиня
Потомок викингов отважных
Волшебный прибор Левенгука
Прикованный к скале Титан
Бессмертный творец «Илиады»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательного материала на уроках русского языка - залог его успешного усвоения

В данной работе рассматриваются вопросы использования занимательного материала на уроках русского языка....

Представление педагогического опыта "Развитие личностной сферы учащихся посредством использования нестандартных занимательных заданий на уроках русского языка"

Представление педагогического опыта "Развитие личностной сферы учащихся посредством использования нестандартных занимательных заданий на уроках русского языка"...

занимательные моменты на уроках русского языка

Интересно и увлекательно повторить правило по русскому языку...

занимательные моменты на уроках русского языка

Интересно и увлекательно повторить правило по русскому языку...

"Занимательные фразеологизмы". Игровые задания на уроках русского языка.

Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению....

Игры и игровые задания на уроках русского языка в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе

Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе. Речевое недоразвитие умственно отсталых учащихся ( с интеллектуальными нарушениями), отсутствие у них внимания, недостатки мысл...

Развивающие игры и творческие задания на уроках русского языка и литературы

Развивающие игры и творческие задания на уроках русского языка и литературы...