Открытый урок к юбилею города
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Открытый урок к юбилею города В ЕАО - Биробиджану

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyi_urok_o_tekste_lopatina_g.v.odt92.11 КБ

Предварительный просмотр:

Мой любимый город (к юбилею Биробиджана)

Урок развития речи в 6 классе по теме ”Текст. Стили и типы речи.”

(на материале творческих работ учащихся)

      Подготовила: Лопатина Г.В.

                                                                      .                                                              

                                                                     … Ты не Хабаровск, не Москва,

                                                                          Ты не Нью-Йорк, Варшава.

                                                                         И не имел ты никогда

                                                                         Такой огромной славы.

                                                                        Забудь про все хотя б на миг:

                                                                          Не зря ты на Земле возник!

                                                                        Я повторю: «Ты лучше всех,

                                                                       Ты – мой любимый город!»
                                                                            Кисина Екатерина,  выпускница МОУ СОШ №5                          

Цели урока:

Образовательные:

- закрепить сведения о тексте, стилях и типах речи;

- владеть полученной информацией, формировать навык определения стиля и типа речи;

- формировать умения «узнавать» тексты разных стилей по их особенностям ,  целям и сфере употребления.

Развивающие:

- активизировать самостоятельную деятельность;

- развивать умения работать в коллективе, в группе.

Воспитательные:

- через восприятия текста воспитывать любовь к своему городу, малой родине, уважение к людям, живущим в нем.

- воспитывать бережное отношение к литературному языку.

Оборудование:

  1. Мультимедийная программа с подготовленной компьютерной презентацией.
  2. Дидактический материал.
  3. Конспекты-опоры.
  4. Выставка  книг, посвященная юбилею Биробиджана.
  5. Толковые словари.

Тип урока: урок комплексного применения знаний – практикум.

Учащимся заранее дается задание: разделиться на 4 группы, выбрать капитана команды и консультанта.

      Ход урока

  1. Организационный момент. Подготовка к уроку. Слово учителя.

Звучит еврейская мелодия.

На экране слайды  «Путешествие по родному городу».

На экране тест.

Город Биробиджан!

Мой родной и любимый город!

Тишина. Ночь прошла. Тени удлиняются, все  окутывается  нежным туманом… наступает новый день.

Когда солнце освещает сопки и реку Биру, город преображается. Небо приобретает необыкновенную голубизну. Город улыбается новому дню, расцветает и начинает благоухать. Биробиджан встречает новый день – день добра, мира и красоты.

Беседа с учащимися.

- Это отдельные предложения или текст? Докажите.

Определите тему текста. Озаглавьте. (Рождение нового дня).

-А какова идея? (Новый день – день добра, мира и красоты).

- Стиль? (художественный)

-А тип речи? (описание).

Учитель. Исходя из этого текста и работы над ним, сформулируйте  тему урока.

Текст. Стили и типы речи.

Запишите ее.

А какие цели мы должны поставить, чтобы урок был полноценным?

 Учитель. В качестве разминки поговорим о признаках текста, его особенностях, средствах связи.

Монологическая речь по плану.

1.Что такое текст?

2. Основные признаки текста.

3. Связи предложений в тексте.

4. Что может отражено в заглавии? (и тема, и основная мысль)

Все готовят минирецензию на ответ.

По страницам словаря

Рецензия – критический отзыв о каком-то сочинении, спектакле, фильме.

Рецензент – автор рецензии.

Рецензировать – писать  или составлять  рецензию о чем-то.

(из «Толкового словаря русского языка»  под редакцией  С. И Ожегова)

Работа в группах.

Предлагается текст( из сочинения Горевой Виктории, ученицы 6 класса Б МБОУ СОШ №5).

     В этом году Биробиджану исполняется 80 лет. Если сравнивать наш молодой город с другими, имеющими многовековую историю, то возраст, конечно, просто младенческий, но для нас – молодых – почтенный, и я хочу, чтобы вы посмотрели на него моими глазами…

     Очередное зимнее утро. Я иду в школу. Город будто окутан белой дымкой, и кажется, что он необычен и удивительно сказочен. Сегодня очень морозно. Мимо меня бегут люди, стараясь скорей добраться до автобуса. Они не замечают ничего вокруг: ни потрясающе красивых, покрытых снегом и инеем веток деревьев, ни нежного, почти музыкального, хруста снега под ногами, ни мелких ажурных снежинок, роящихся в свете фонарей. Я люблю свой город зимой: он напоминает мне сказку своими белоснежными дворами и дорогами, а после недавнего снегопада, идя по узеньким тропинкам, я представляю, что вот-вот увижу дом Морозко или избу бабы Яги…

Задания группам:

1.Доказать, что это текст.

(Текст, потому что здесь несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью. Налицо основные признаки текста:

1.тематическое и композиционное единство предложений;

2. наличие грамматической связи между предложениями (цепная, параллельная);

3.Смысловая цельность, относительная завершенность.

2 группа. Определить тему и основную мысль

Тема: зимнее утро.

Основная мысль: «Я люблю свой город зимой».

3 группа.

Определите связи предложений в тексте. (1 -5 параллельная связь, т.к предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, подчиняются первому предложению. При этой связи все предложения дополняют, уточняют смысл первого.

4 и 5  связаны цепной  связью, т.к. предложения связаны друг с другом последовательно, по цепочке. В данном случае при помощи местоимения ОНИ.

4 группа.

Определить стиль и тип речи. (стиль – художественный, т.к взят из сочинения ученицы, повествующей о красоте зимнего утра.

Тип речи - описание с элементами повествования).

Учитель. Вспомним стили речи.1 минуту на подготовку по группам по плану:

Отчего зависит выбор стиля? (От цели речи и речевой ситуации).

Указать  основную функцию, цель, общие признаки определенного стиля.

Первой группе  -  разговорный; (стиль представлен как в устной, так и в письменной –форме- записками, частными письмами.

Цель: общение, обмен мыслями.

Общие признаки: неофициальность, непринужденность общения, неподготовленность речи, ее автоматизм.

Второй группе – научный стиль ( разновидность книжных стилей литературного языка.

Основная функция – доказательное изложение научной информации.

Особенности:  строгая логичность, четкость изложения)

Третьей группе - публицистический – это стиль газет, журналов, выступлений перед общественностью.

Основная функция – функция воздействия (агитация, пропаганда)

Цель: воздействовать на слушателей или читателей)

Четвертой группе -официально-деловой  (употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.

Основная функция – точная передача    деловой информации.

Используется для написания различных официальных   документов, деловых бумаг.

Особенности: точность, сжатость изложения, стандартизованность. Лишены эмоциональности, экспрессивности.

По страницам словаря

Стандартизировать – устанавливать стандарты; придавать однообразие, стандартные формы.

Эмоция – душевное переживание, чувство.

Экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность.

(из словаря Ожегова)

Художественный – стиль художественных произведений: рассказов, повестей, романов, пьес и т.д.

Цель: воздействовать на читателя, а также информировать его о чем-либо.

Особенности:

Образность, выразительность, эмоциональность.

Определите стиль текста

 Учитель. Типы речи. Объектами наших высказываний являются окружающие               предметы, явления, животные, люди; различные понятия; жизненные ситуации. В зависимости от этого тексты делятся на 3 смысловые типа: повествование, описание, рассуждение.

- Рассказать о повествовании(1 группе)

Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.

Учитель.

-По какой композиционной схеме он строится?( экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.)

По страницам словаря.

Экспозиция – вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащие мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

Учитель.

- Рассказать об описании (2 группе)

Описание – смысловой  тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Учитель.

- Рассказать о рассуждении (3 группе)

Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Учитель.

- По какому плану строится рассуждение? (4 группе)

Рассуждение строится по следующему плану:

Тезис – доказательство - вывод.

Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным.

Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.

На экране текст из сочинения Горевой Виктории.

    А любите ли вы  мой город? Я дружу с ним с самого рождения. Здесь живут все мои самые близкие и дорогие люди. Здесь очень много мест, с которыми у меня связаны самые лучшие воспоминания. Здесь у меня появилось много друзей. Здесь я учусь быть хорошим человеком. Разве можно не любить этот удивительный город?! Ведь он такой красивый, зелёный, спокойный и главное - родной.

    Остановитесь на минутку, когда идете утром на работу. Послушайте знакомые с детства звуки, почувствуйте знакомые с детства ароматы, вспомните, сколько хорошего случилось с вами в этом городе, сколько дорогих людей здесь живет. Ведь если вы не научитесь любить свой город, вы никогда не будете в нём счастливы.

     Много лет он рос и развивался для нас,  для того, чтобы мы чувствовали себя в нем уютно и комфортно. Разве такой возраст не достоин уважения? А сколько ещё у него впереди, и в наших с вами силах сделать так, чтобы он стал большим, многолюдным и перспективным.

Работа в группах:

1 гр. Доказать, что это рассуждение.(риторические вопросы, налицо аргументы-доказательства, подтверждающие любовь автора к своему родному городу, вывод).

2 гр. Наити изобразительно-выразительные средства в тексте (эпитеты: близкие, дорогие люди; красивый, спокойный, родной город; большой, многолюдный, перспективный.

Метафоры и олицетворения (дружу с городом; учусь быть человеком; город рос)

Инверсия (любите ли вы; живут близкие  люди).

Анафора (здесь – 4 предложения)

Синтаксический параллелизм.

Градация (большой, многолюдный, перспективный).

3 группа Пунктуационный разбор. (Знаки завершения, знаки разделения, знаки выделения).

4 группа. Вставить пропущенные буквы, выделить графически орфограммы, объяснить условия выбора орфограмм.

Сочинение – миниатюра. Задания по группам

1гр.-сочинение – описание, 2 – сочинение-повествование, 3-рассуждение, 4-

повествование с элементами описания на тему «Моя малая родина».

Рефлексия. Мой итог урока.

По страницам словаря

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

1 группе!-  Что повторили?  

  2 гр. - Что узнали нового?

 3гр.- Что хотелось бы узнать еще?

 4 гр.- Что показалось трудным?

Выразить свое отношение к городу:

Красный шар -  «Я  люблю свой город»;

Синий – «Мне безразлична его судьба».

Чтение отрывка Горевой Викторией из творческой работы выпускника МОУСОШ 5 Панова Андрея «Пропела скрипка мне  стихи» под аккомпанемент гитары (играет ученик этого же класса Ляшенко Филипп).

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Город"

Разработка открытого урока в 7 классе "Город"...

Открытый урок "Экопортрет большого города"

Экопортрет большого города...(Урбанизированные территории)Цель: Познакомить учащихся с экологическими проблемами,вызываемых урбанизацией; выяснить причины и последствий экологических проблем, а ...

Презентация открытого урока на тему- Город Майкоп. 7 класс. Учитель- Схатум Р.Р.

Адыгэ Республикэм икъэлэшъхьаlэу Мыекъуапэ         ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по теме: «ГОРОДА-ГЕРОИ. СТАЛИНГРАД-ВОЛГОГРАД.»

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине ОГСЭ 03.  Иностранный язык (английский язык), которая является частью учебного плана раздела «Страноведение» специальности 43.02.10 Туризм с...

Открытый урок по технологии "Город Мастеров" для учащихся 7 класса

ЦЕЛЬ УРОКА:Совершить путешествие, знакомясь с историческими подробностями развития швейного дела.Приобрести навыки самостоятельной работы с большим объемом информации.Показать полученные знания при пр...

Открытый урок на тему «Город Past Simple»

Планируемые образовательные  результаты: В результате урока учащиеся смогут:назвать основные достопримечательности Лондона;дать самооценку своей деятельностизакрепить умение работать в группе...