Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе II вида по тема: «Сложносочинённые предложения с разделительными союзами».
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Анненкова Татьяна Борисовна

Конспект урока по теме "Сложносочинённые предложения с разделительными союзами" публикуется в помощь учителю русского языка в школе для слабослышащих детей (2 вид).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока по русскому языку

в 10 классе II вида

Тема: «Сложносочинённые предложения с разделительными союзами».

Цели:

  1. Формировать навыки и умения распознавать структурно- семантические особенности сложносочиненных предложений (ССП), их типы по средствам связи и характеру выраженных отношений между частями.
  2. Раскрыть специфику семантики и строения ССП с разделительными союзами.
  3. Развивать навыки синтаксического анализа предложений.
  4. Выработать навыки правильно употреблять ССП в речи; развивать и корректировать речь.

Задачи:

Тип урока: обобщение, повторение.

Оборудование: школьная доска, чистоговорка в речевом уголке, табличка для записи номеров предложений.

Словарь: сложносочинённые предложения, разделительный союз, маяк, маячить, элемент.

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, проверьте все ли готово к уроку.

II. Речевая работа

[- Какой сейчас урок? ]

- Сейчас урок русского языка.

- Прочитайте чистоговорку. Хорошо говорите звуки. /Дифференциация [Л-Н]/

/Речевой уголок/

- Не мы ли на Ниле налима ловили?

На Ниле налима ловили не мы!

III. Слово учителя

Мы изучаем сложные предложения, их основные типы.

 Основные виды сложных предложений

               Союзные                                                              Бессоюзные                

 Средства связи: союзы, союзные слова,                 Средство связи: интонация, интонация

Сочинительные, подчинительные

Итак, на этом уроке мы познакомимся поближе со сложносочиненными предложениями, части которых соединяются при помощи разделительных союзов.

- Что такое сложносочинённое предложение?        

- Сложносочинённое предложение – предложение, части которого связаны сочинительными союзами и интонацией.

- Части сложносочинённых предложений равноправны. Союз не входит ни в одну из частей предложения. Смысловые отношения между частями таких предложений выражаются при помощи союзов. Как мы помним, сочинительные союзы бывают соединительными, противительными и разделительными. И сегодня нас интересуют предложения с разделительными союзами.

- Назовите, пожалуйста, разделительные союзы.

К разделительным союзам относятся или, то… то, не то… не то, то ли… то ли, либо… либо.

Разделительные союзы призваны показать равноправие действий. При этом они выражают в сложносочиненных предложениях чередование или взаимоисключение

IV. Проверка домашнего задания

- Посмотрим, как вы научились различать сложные предложения с союзом и и простые предложения с однородными членами, соединенными союзом и.

На доске записаны предложения с пропущенными знаками препинания и орфограммами. Каждый учащийся выходит к доске, вставляет пропущенные знаки препинания и орфограммы. Остальные его проверяют.

  1. Солнце село и спряталось за горизонт.
  2. Солнце садилось, наступали сумерки.
  3. Кружатся осенние листья и падают на землю.
  4. Медленно падают листья, и земля покрывается мягким желтым ковром.
  5. С севера надвинулась огромная туча и закрыла полнеба.
  6. Надвинулась огромная туча, и в степи стало темно.
  7. За окном кружился и тихо падал на землю снег.
  8. В воздухе тихо кружился снег, и земля постепенно становилась белой.

V. Работа со схемами

   Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

 Разделительные союзы: или, либо, или… или,  то…то указывают:

1. На то, что из двух явлений возможно только одно: Будет очень жарко, или разразится гроза.

2. На чередование явлений: То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.

- Составьте схемы этих предложений.

Учащиеся самостоятельно составляют схемы предложений, записывают их в тетрадь. Затем на доске учитель показывает правильные схемы. Учащиеся сравнивают со своими.

VI. Объяснительное списывание

      Лес стоит стеной, и никакому ветру с ним не справится. Тихо в лесной чаще. Лишь изредка  доносятся какие – то звуки. Потрескивают сучья на морозе или синички попискивают, ищут под корой жуков. А в поле ветер свирепствует. То слышится протяжный вой его, то на минуту он замирает. Но потом опять завоет, завоет с большей силой.

Учащиеся списывают, по очереди проговаривая предложения и объясняя постановку знаков препинания.

VII. Графический диктант  

На этом этапе мы проведем графический диктант (взаимопроверка учащихся). Задание: вписать в табличку номера предложений.

1. Высоко в небе летят журавли, и далеко слышен их звонкий крик.  

2. Восток чуть посветлел, но звезды еще сверкали ярко.

3. Сегодня было ясно и солнечно, завтра тоже ожидается хорошая погода.

4. Или мы пойдем вместе, или я пойду один.

5. Вот откуда-то доносился не то тревожный крик, не то неопределенный крик.

ССП с соединительными союзами

ССП с противительными союзами

ССП с разделительными союзами

1,3

2

4,5

Учащиеся не записывают предложения, а только вставляют в табличку их номера, определяя предложения по их союзам.

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Мы учились находить ССП с разделительными союзами.

- Учились в этих предложениях правильно расставлять знаки препинания.

-Учились составлять схемы к этим предложениям.

VIII. Итог урока (рефлексия)

- Учитель подводит итоги, делает выводы и комментирует выставленные оценки.

 - Вам понравился урок?

- Мне понравился (не понравился) урок.

IX. Домашнее задание

П. 8, упр. №62

- Урок окончен.

- работа за экраном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку (с презентацией) по теме "Сложносочинённые предложения с разделительными союзами" (9класс)

Урок с презентацией по теме «Сложносочинённые предложения с разделительными союзами» (9 класс)  Тип урока: изучение нового материала Цели урока: - повторить теоретический материал...

Русский язык. 8 класс Самостоятельная работа по теме « Односоставные предложения » .

Русский язык. 8 класс Самостоятельная  работа  по  теме  « Односоставные предложения » ....

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

технологическая карта урока по русскому языку 5 класс "Разделительные ъ и ь"

технологическая карта урока по русскому языку 5 класс "Разделительные ъ и ь" + презентация к уроку...