Методическое пособие "Как ликвидировать разрывы между теорией и практикой при изучении нового материала"
методическая разработка по русскому языку на тему
Неумение некоторых обучающихся применять полученные теоретические знания на практике можно объяснить тем, что между теорией и практикой лежит пропасть. Для отдельных детей непреодолимая. Страдает качество знаний, а в области русского языка этот разрыв приводит к письму с ошибками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Средняя общеобразовательная школа №235
с художественно-эстетическим уклоном им. Д.Д. Шостаковича
Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга
Методическое пособие по русскому языку
Тема: «Как ликвидировать разрывы между
теорией и практикой при изучении нового материала»
Учитель: русского языка и литературы Азарскова Нина Сергеевна
Санкт-Петербург
2017 г.
Неумение некоторых обучающихся применять полученные теоретические знания на практике можно объяснить тем, что между теорией и практикой лежит пропасть. Для отдельных детей непреодолимая. Страдает качество знаний, а в области русского языка этот разрыв приводит к письму с ошибками.
Поиски ученых, методистов и практиков в этом направлении привели к разработке стандартов, к осознанию необходимости развивать ключевые компетенции обучающихся через инновационные технологии, новые подходы и критерии.
В то же время в образовательном процессе не всегда учитывается роль критерия познания в целостном восприятии материала обучающимися. Целостное усвоение материала возможно лишь тогда, когда его восприятие проходит в соответствии с критерием познания: от абстрактного к конкретному. В роли абстрактного выступает теоретический материал, в роли конкретного – практика.
Представим себе 4 линии познания: абстрактную, абстрактно-конкретную, конкретно-абстрактную и конкретную. Абстрактно-конкретная линия – это теории, законы, правила. Чтобы эта линия стала доступной для ребенка, ее надо уточнить, раскрыть, конкретизировать, то есть сделать более понятным материал. Тогда эта линия переходит в абстрактно-конкретную. Следующая линия, конкретно-абстрактная, представляет алгоритм деятельности. И только после этого можно прицепить к конкретной деятельности, то есть оказаться на конкретной линии освоения материала.
Итак:
Абстрактная линия – теория;
Абстрактно-конкретная линия – конкретизация теории;
Конкретно-абстрактная линия – алгоритм деятельности;
Конкретная линия – практика
Иногда учителя после изучения теоретического материала (в целях экономии времени или по другим причинам) приступают к практической части, переходят от абстрактного к конкретному, в результате чего и происходит разрыв в понимании материала обучающимися. На самую легкую орфограмму (№1) допускается наибольшее количество ошибок.
Рассмотрим изучение темы: «Безударная гласная в корне, проверяемые ударения» с учетом критерия познания, то есть пройдем по всем четырем линиям.
1. Линия первая. Абстрактная. Проанализируем орфограмму №1: «Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова надо изменить слово…»
2. Линия вторая. Абстрактно-конкретная. Возникает вопрос: «Как изменить?» Обычно дети изменяют по аналогии, по образцу в учебнике, не задумываясь. А если образца нет, тогда уточняем орфограмму: «…надо изменить у существительного число или падеж, у глагола – лицо или время»
3. Третья линия. Конкретно-абстрактная – это алгоритм деятельности. Рассмотрим алгоритм.
- Поставить ударение.
- Подчеркнуть безударную гласную в корне слова.
- Выделить корень (иногда этого бывает достаточно, чтобы определить верное написание. Например, ловить – лов).
- Осмыслить корень. Особенно важен этот пункт алгоритма при написании слов требующих различения в смысле слова (посидеть на поляне – поседеть от горя, земляные валы – огромные волы).
- Изменить слово или подобрать однокоренное слово.
Работа по алгоритму показала, что некоторые учащиеся испытываю затруднения в написании слова из-за неумения поставить ударение.
Деятельность учителя при изучении безударной гласной в корне слова, проверяемые ударения, с учетом критерия познания значительно сокращает количество ошибок при письме у обучающихся.
Если же учитель сам владеет приемами моделирования и приобщает к этому обучающихся, то процесс обучения становится значительно качественнее.
Литература:
1. Г.К. Селевко - Современные образовательные технологии
2. В.В. Репкин - Русский язык в системе развивающего обучения
3. В.Ф. Шаталов - Опорные конспекты
4. В.В. Давыдов, В.В. Репкин - Экспериментальная программа развивающего обучения по русскому языку 5-9 классы
5. О.С. Анисимов - Последипломное образование педагога
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/05/picture-307632-1380950621.jpg)
Урок изучения нового материала в свете новых требований
Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/20/picture-776615-1461137327.jpg)
Методические аспекты изучения нового материала на уроке обществознания.
Реферат для курса профессиональной переподготовки на сайте "Инфоурок"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/03/picture-262038-1370265884.jpg)
Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)
Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование у учащихся представления о сущности исторического периода его важности и необ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/12/picture-432615-1536744880.jpg)
От теории к практике, или поиск новых смыслов образования
Статья посвящена поиску ответа на вопрос, каким образом следует построить процесс обучения, чтобы теория не оказалась оторванной от практики...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-285413-1377687730.jpg)
Опорные таблицы как наиболее оптимальная форма изучения нового материала и повторения изученного при подготовке к аттестации (Методические рекомендации по использованию опорных таблиц на уроках литературы)
Использование на уроках литературы опорных таблиц или схем позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность обучающихся в течение всего учебного времени, отводимого н...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/17/picture-1372595-1639763029.jpg)
Методическая разработка урока изучения нового материала по теме «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света»
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины «Физика» и студентов 1 курса специальностей «Сестринское дело».Мотивация изучения темы: «Оптика...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/26/picture-953630-1511701196.jpg)
Доклад на тему "Методические особенности изучения нового материала на занятиях в условиях санатория"
Доклад для педсовета учителям русского языка и литературы....