Слитное и раздельное написание не с именами существительными
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок русского языка в 6 классе. Изучение имени существительного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Букалова Ольга Владимировна

Тема: Слитное и раздельное написание не с именами существительными

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Класс 6

Технологическая карта изучения темы

Тема

Слитное и раздельное написание не с именами существительными

Цели

Образовательные: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически.

Предметные умения

Формировать УУД:

Планируемый результат

находить слова с орфограммой НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. развитие чувства языка на основе конструирования языковых единиц.

- Личностные УУД

- Регулятивные УУД

- Коммуникативные УУД

- Познавательные УУД

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица), владеть разными видами аудирования.

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Для этого владеть правильным типом читательской деятельности;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Владение устной и письменной речью.

Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Основные понятия

Части речи, существительное, орфограмма, алгоритм, кластер

Межпредметные связи

Культура речи, литература

Ресурсы

Учебник , презентация по теме.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! А чтобы начать урок, нам надо зарядиться (успехом) успешностью. Скажите себе: «Я буду успешным! У меня все получится! Я буду думать! Я буду стараться! Я буду доброжелательным!

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Запись числа и классной работы.

Слушают учителя, настраиваются на восприятие учебного материала        Регулятивные УУД: 

1.целеполагание

2.эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные УУД:

1планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

1мобилизация внимания, уважение к окружающим.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Задание.

- Прочитайте предложенные предложения, объясните написание выделенных слов.

Врагу (не)кланяйся, для друга жизни не жалей.

(Не)имей сто рублей, а имей сто друзей.

Крепкую дружбу и топором (не)разрубишь.

Истинный друг радуется успехам ближнего, мнимый – за них его (не)навидит.

Запишем в тетрадь эти примеры.

Объясняют написание выделенных слов:

(Не кланяйся, не имей, не разрубишь – раздельно, потому что это глаголы;

ненавидит – слитно, так как этот глагол без НЕ не употребляется.)

Записывают глаголы в тетрадь.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения и аудирования.

Коммуникативные УУД:

1. Владеть приемами рационального слушания.

Личностные результаты

1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

3.Введение в тему с последующей постановкой цели и задач урока. Выявление места и причины затруднения.

1.Работа с презентацией. Чтение примеров.

2.- Встретились ли в данных предложениях случаи написания слов  с НЕ? А с какой частью речи7

-Какая же орфограмма объединяет эти предложения?

3.- Сформулируйте тему нашего урока.

Итак, знание правила об имени существительном и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: «Слитное и раздельное написание не с именами существительными». Запишите её в тетрадь.
4.- А каковы будут задачи?

-Можем ли мы с вами объяснить почему одни сущ. пишутся слитно, а другие отдельно?

5.Но вначале предлагаю вам выполнить словарную работу.

Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников).
Давайте уточним. (Слайд № 5 презентации).
Запишите эти слова и их лексическое значение.

Изучение нового материала.
6.Как вы думаете, ребята, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся слитно? 

Правильно! Вот мы и вывели первое правило.

Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас прочитаю сказку, а вы постараетесь найти эти слова.

(Учитель читает грамматическую сказку Ф.Кривина.

      В те сказочные времен, когда все слова свободно употреблялись без «НЕ», жили в одной стране просвещённые люди - вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева Ряха, аккуратистка в высшей степени.

      Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть его, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, урядицы и поладки,- когда всё хорошее может употребляться без «НЕ» и поэтому остаётся хорошим?  

Какие слова вы услышали? Как они пишутся с не?

1.Читаю вслух

И волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. (А.С.Пушкин)

Вновь наступило ненастье.

Не имя красит человека, а человек имя. (Пословица)

О край дождей и непогоды, кочующая тишина…(С.Есенин)

2.- В этих предложениях встретились случаи написания НЕ с существительными.

3. Дети формулируют тему урока.

4.Задачи: вывести правило слитного и раздельного написания не с именами существительными;

узнать новый вид орфограммы, выявить условия написания не с именами существительными, научиться писать существительные с не и т.д.) 

5. Рассуждают, кто такие «невежа, невежда» . Записывают их в тетрадь.


6. Потому что не употребляются без не

 ( Неряха, негодяй и др.).

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока и его цель (задачи).

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).

Коммуникативные УУД:

1. Задавать вопросы, работать в группе, паре.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Строить связное монологическое высказывание.

Личностные результаты:

Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

Регулятивные УУД:

1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

4. Открытие новых знаний.

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

1. А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?» Для этого мы будем работать в парах. У каждого на столах лежат карточки с примерами. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос: «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?»  А вот пути решения у вас могут быть разные. Работаете самостоятельно в парах, просите подсказку у учителя или в помощь тебе даётся учебник.

 2. Ответы учащихся

После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными.

3. Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке после стр. 51, сравнение с собственными выводами.

– Сколько условий слитного написания не с существительными?

Сколько – раздельного?

– Какие из условий являются главными, определяющими? (Не употребляется без не, противопоставление.)

– Как называется орфограмма?

1.Отвечают на вопрос  Каждой группе даны файлы с заданиями (распечатаны слайды для наблюдения над орфограммой) Слитно                              Раздельно

1)Невежа              1)Не правда, а ложь

2)Неправда                         2)Не стол

Алгоритм написания не с существительными.

1.Определи, употребляется ли существительное без не:

А)если не употребляется, то пиши слитно;

Б)если употребляется, то

2)проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:

А)если есть противопоставление, пиши раздельно;

Б)если нет , то

3)замени существительное синонимом или близким по значению выражением:

А)если можно заменить, пиши слитно, б)если нельзя заменить, пиши раздельно.

2. После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными.

  1. Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке после стр. 51, сравнение с собственными выводами

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).

ФИЗМИНУТКА

5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

  1. Задание: перепишите, раскрывая скобки

Развивается умение писать не с именами существительными с опорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания.

Выполняется письменно (на доске 2–3 примера) с устным комментированием, затем (по цепочке), оставшиеся самостоятельно.  Взаимопроверка.

1.(Не)настье, (не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода, (не)досол, (не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай, (не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочет, (не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример, не)решительность, (не)брежность; (не)слон, (не)лесть, а правда.

Познавательные УУД:

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

  3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

1.Создавать собственный текст соответствующего стиля и типа речи.

2.Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими текстами-сообщениями.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Упр.№132

Записывают в тетрадь выбранные слова

Регулятивные УУД:

1.умение осуществлять  проверку знаний, сверяясь с эталоном.

Познавательные УУД :

1.анализ, классификация;

2.понимание текстов, извлечение необходимой информации.

7.Включение в систему знаний и повторение

Тест с самопроверкой (на печатной основе)

Выполняют тест.

Регулятивные УУД:

1.коррекция;

2.контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.

Личностные УУД:

1.самоопределение

8.Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Упражнение «Верно-неверно». 

При верном утверждении учащиеся поднимают руку, при неверном не поднимают.

Верно ли, что

1)имена существительные обозначают предмет;

2)не с существительными всегда пишется слитно;

3)не с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление;

4)есть существительные, которые без не не употребляются;

5)не – это только приставка.

 – Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с существительными.

– Прочитайте ключевые слова темы. Объясните их.

– Какими словами вы могли бы их дополнить?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

Регулятивные УУД:

1.саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний;

Личностные УУД:

1.оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Коммуникативные УУД:

1.умение выражать свои мысли.  

2.инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.

Д.З.

1.П.81, выучить правило

2..        Упражнение № 133 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"

Данная разработка помогает легко и доступно донести до детей орфографическое правило написания НЕ с существительными....

Технологическая карта урока по теме: "Слитное и раздельное написание Не с именами существительными".

Цель: Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически....

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе  Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"

Цель урока: Открытие правила «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» и формирование навыка его использованияЗадачи урока: Образовательные: применение правила о право...

Тема «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»

Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными».Тип: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.Цели:Деятельностная: научить детей новым способа...

Урок "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"

Данный материал содержит технологическую карту урока в пятом/шестом классе и презентацию к нему....