Мастер клас
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Теплова Галина Валерьевна

От слова к тексту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_slova_k_tekstu.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

Методика проведения уроков развития речи, построенных

«от слова к тексту»

Цель:

  • развитие речи, обогащение словарного запаса
  • развитие творческого мышления
  • воспитание внимательного отношения к языку.

 Моя задача, как учителя литературы, научить понимать и чувствовать слово.

Помните, что сказал Тютчев?

 Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

И я сейчас хочу показать вам то, как мы с пятиклассниками, шестиклассниками, а потом уже со старшеклассниками пытаемся прикоснуться к этой благодати, к великому человеческому дару – слову.

Как это происходит? А происходит это так: мы сначала слово пытаемся почувствовать, а потом прийти к его пониманию.

Прошли два месяца снежной морозной зимы. И сегодня, пока снег на улице ещё не растаял, я предлагаю просто чуть-чуть посмотреть на это крохотное чудо – снег, снежинка – и открыть некоторые тайны, проникнуть в «душу» этого слова.

 На фоне падающего снега чтение отрывка из стихотворения К. Бальмонта «Снежинка».

Светло-пушистая,
            Снежинка белая,
Какая чистая,
            Какая смелая!


Дорогой бурною
            Легко проносится,
Не в высь лазурную,
           На землю просится…

Под ветром веющим

            Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
           Светло качается.

Но вот кончается
          Дорога дальняя,
Земли касается
          Звезда кристальная

Лежит пушистая 
        Снежинка смелая.
Какая чистая,
        Какая белая!

- Красиво. Красиво?

1

- А вот теперь, дорогие мои ученики, я прошу вас нарисовать то, как вы чувствуете это стихотворение. Совсем неважно уметь хорошо рисовать, можете не волноваться. Это могут быть любые цветовые пятна, любые движения, любой рисунок, который возникнет сейчас в вашем сознании.

- Итак, пожалуйста, нарисуйте, как вы почувствовали это стихотворение.

- Ну, а залу я объясню, почему этот прием так важен для меня и чем интересен.

 Мы на самом деле очень многие слова воспринимаем исключительно на эмоциональном уровне. Мы их просто чувствуем.

- И в связи с этим я хочу предложить вам такой эксперимент.

- Итак, звуки, просто звуки, которые вызывают какие-то определенные ассоциации.

- Вот представьте себе – некая ПУШИЛАМА. С вашей точки зрения, как она выглядит?

- ПУШИЛАМА. Попробуйте описать.

- Пушистая? Мягкая? Почему?

- А тогда, что такое ТРЫКТРАГА? (механизм, прибор).

- Вот пошел интересный процесс логического восприятия.

- Почему?- спрашиваю я их.

- Почему? – спрашиваю я вас.

- Фонетика работает. Плавные с звуки заставляют представить что-то плавное и растекшееся, а согласные – что-то твёрдое, острое.

2.

 - Когда я была маленькая, может, кто-то поймет мою ассоциацию, у меня по-разному воспринимались два слова: Саратов и Волга.

Саратов я представляла из множества высотных зданий, он был колючим, острым, а Волга была добрая, плавная, я хотела её погладить, в руках подержать.

 - Что же ещё?

Оказывается, не только фонетика работает, но и графика. Мы по-разному воспринимаем звуки и даже их написание. И это все совершенно не случайно.  

Когда мы с ребятами смотрим  на рисунок, все стараются объяснить, что они видят.

Закон игры таков: говорят все, кроме одного человека, автор молчит, он пока не имеет права добавить более ничего. Он все сказал рисунком.

- Объясните, пожалуйста, вы, зрители картинной галереи,  каким образом художник здесь отобразил стихотворение?

- А теперь послушаем автора.

- Вот сейчас случилось то, что случается обычно во время этих уроков.

Смотрите, как по-разному вы воспринимаете и строчки, и рисунок. И вот таким образом дети начинают вступать в диалог со мной на уроке и в диалог друг с другом. Из-за чего это происходит?

А происходит это из-за того, что каждый из вас уже высказался, он уже заговорил вместе  с автором, потому что он уже нарисовал то, что почувствовал, а когда он это сделал, он невольно или вольно включается в диалог, ему хочется сказать.

 И это очень удобный способ спровоцировать детей на то, чтобы они со мной заговорили, но не просто заговорили, а заговорили, заглядывая в текст произведения.

- Таким образом, мы почувствовали текст, прикоснулись к нему. А теперь вычленим из него слово, с которым будем работать, которое будем исследовать.

- Определим, о чем сказал автор, какова тема текста?

- Снежинка.

 - А каково лексическое значение слова? (кристаллик снега.)

- Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?

- Кристалл. Какой?

- Узор. Какой?

- Кружево. Какое?

-Звездочка. Какая?  Чем отличается снежинка от звезды? (“Звезда” ассоциируется с “ небом”, имеет четкие очертания, символ чистого, высокого)

- Пушинка.

- Метель. Почему? Какая?

- Снегопад и т.д.

Все верно, посмотрите и кристаллы, и узоры, и звездочки – все разные. Одинаковых нет. Так и должно быть. Природа создает разные явления, и мы с вами видим, воспринимаем и чувствуем тоже все по-разному. И это правильно. Так должно быть.

3.

- А теперь давайте попробуем определить чувственное значение слова.

- Давайте представим, что у нас в руках снежинка. Потрогаем её. Что чувствуем? Какие возникают ощущения? (Холод,  свежесть и т.д.) С чем сравним эти ощущения?

(Подберите сравнения, метафоры).

- А какого цвета представляется вам снежинка? Почему? А какая она у Бальмонта?

- Какой формы представляется вам снежинка? А у автора?

4.

- Давайте сами попробуем создать это произведение природы, свою неповторимую, необыкновенную непохожую снежинку.  (Вырезаем снежинки из разного цвета бумаги, цвет выбирает каждый сам).

-  Вот готовы и снежинки, покажите их.  Какие замечательные они у нас получились. Они все разные, как и в природе. Вы никогда не встретите двух одинаковых снежинок, как и двух одинаковых людей. Объясните, почему они разного цвета, разной формы?

- Поднимите свои снежинки, посмотрите, какой получился снегопад.

5.

- А кто слышал, как падает снег?  Закройте глаза и послушайте. Представьте, как тихо идет снег, и миллионы снежинок покрывают землю пушистым ковром. Как коротка их чистая жизнь! И как много увидел великолепный композитор Александр Цфасман в одном мгновении! (Музыкальный фрагмент А. Цфасмана.) МУЗЫКА

- Что услышали? (Смелая, дрожит, взметается, проносится, торопится, на землю просится). Давайте попробуем воспроизвести звук падающих снежинок. (Пропеть, простучать, проскрипеть, прошелестеть и т.д.)

6.

- А теперь нам предстоит выяснить индивидуально – авторское, образное значение слова снежинка. .

 Итак, кем или чем, какой представляется вам снежинка.

 - Я предлагаю составить акростих  (стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово).

Итак,

Счастливая

Нежная

Ершистая

Живая

Искристая

Новая

Кружевная

Ажурная

- Таким образом, мы  наполнили слово смыслом, содержанием, присвоили его.

ВИДЕО

7.

- Я прошу вас, используя рабочий материал урока, с

создать свой мини-текст от лица снежинки. Какая я, снежинка? О чем хочу вам рассказать? О чем я думаю, когда лечу? Какие ощущения возникают, ведь я лечу из дома в гости? Как меня встретят? Что меня ждет?

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Слово является и «исходным ростком возникновения текста»,

и материалом для создания текста.

Н.Мусхелишвили, Ю. Шрейдер.

Заполните каждый пункт рабочими материалами для своего сочинения.

  1. Лексическое значение слова: _____________________________________________________________
  2. Ассоциации: __________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Перцептивное значение:

- ощущения: _____________________________________________________

- цвет: __________________________________________________________

- форма: ________________________________________________________

- звук: __________________________________________________________

4. Индивидуально – авторское, образное значение (кем или чем и какой представляется Вам снежинка): ________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Мой текст. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Академик Бахтин в «Эстетике словесного творчества» писал о том, что «… всякое слово существует для говорящего в трех аспектах: как нейтральное и никому не принадлежащее слово языка, как чужое слово других людей…, и, наконец, как мое слово, ибо, поскольку я имею с ним дело в определенной ситуации, с определенным речевым  намерением, оно уже проникается моей экспрессией».

Это высказывание побудило меня к рождению идеи проведения уроков развития речи, построенных «от слова к тексту».

Другими словами, от многоаспектного исследования слова, освоения и присвоения его через рисунок, чувственное и  ассоциативное значение мы идем к созданию собственного текста.

Результативность процесса осмысления и присваивания слова увеличивается при включении в урок произведений музыки и живописи.

Т.о, в процессе исследования слова у школьников рождаются замыслы собственных текстов. И вот плоды их творчества.

- Вот таким образом, шаг за шагом, исследуя, чувствуя, ощущая слово, мы приходим к его пониманию, к созданию собственных творческих работ.

Подобная работа позволяет одновременно включить в деятельность аудиалов,  визуалов, кинестетиков, право и левополушарных детей. На первый взгляд, кажется, что происходит коллективная, парная работа, на самом деле -  скрытая индивидуализация. 

Происходит обогащение словарного запаса, формирование компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной, предметных.

Акцент делаю на то, что дети увидели, услышали, почувствовали. Обращаясь к разным репрезентативным системам, учу детей  видеть, слышать, чувствовать слово.

Достигается главная цель – развитие речи и творческого мышления.

В старших классах такая работа является выходом на ЕГЭ в ходе подготовку к сочинению-рассуждению.

Большинство моих выпускников не боятся сочинения.

Так из трёх выпускниц прошлого года две набрали по 67 баллов, третья подтвердила «тройку», её «больным местом» была орфография, но сочинение у неё было достойным.

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

МАСТЕР-КЛАСС

Методика проведения уроков

развития речи,

построенных «от слова к тексту»

Тепловой Г.В.

учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ с.Максимовка»

2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Крупные природные районы России" 8 клас

Обобщающий урок по теме "Крупные природные районы России". Форма проведения - группопая работа....

Повторительно - обобщающий урок в 7 класе по теме: "Давление твердых тел жидкостей и газов"

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков  в 7 классе по теме:«Давление твердых тел, жидкостей и газов»Этот урок направлен на повторение, закрепление, углубление и систематизацию з...

Урок закрепления знаний в 5 класе по теме "Древний Китай"

Данный урок закрепления знаний по теме "Древний Китай" предполагает использование мультимедийного учебного пособия  "Древний мир".Цель урока  не только в том, чтобы проверить имеющ...

Мастер-клас

В представленном материале показан вариант разминки с мячами на занятии баскетболом....

Мастер-клас "Применение приёма "Мозаика" на уроках чтения и развития речи"

Мастер-клас "Применение приёма "Мозаика" на уроках чтения и развития речи"...

Мастер-клас "Подготовка ОГЭ по биологии"

Основнóй госудáрственный экзáмен (ОГЭ) — итоговый экзамен за курс основного общего образования в России. Служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9 лет......