Применение элементов системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности с целью формирования практической значимости изучения русского и английского языков в в современном мире
статья по русскому языку на тему

 

Задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение элементов  системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности с  целью формирования практической значимости изучения русского и английского языков в в современном мире

Сведений науки не следует

сообщать учащемуся,

но его надо привести к тому,

чтобы он сам их находил.

Дистервег

Задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  • Принцип деятельности – заключается в том, что обучающиеся, получая знания не в готовом виде, а добывая их, осознают содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм, активно участвуют в их совершенствовании.
  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающиеся.
  • Принцип целостности – предполагает формирование у обучающихся обобщенного системного представления.
  • Принцип минимакса – обучающимся предлагается возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивается при этом его усвоение на уровне безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  • Принцип творчества – означает приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

Структура урока с позиции системно-деятельностного подхода:

  • - учитель создает проблемную ситуацию;
  • - ученик принимает проблемную ситуацию;
  • - вместе выявляют проблему;
  • - учитель управляет поисковой деятельностью;
  • - ученик осуществляет самостоятельный поиск;
  • - обсуждение результатов.

При изучении иностранного языка термин системно-деятельностный подход дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход (изучения языка в процессе общения).

Целью обучения иностранным языкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Задача коммуникативного подхода - заинтересовать обучаемых  изучением иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.

Обучение коммуникации происходит за счет вовлечения обучающихся в деятельность через моделирование и анализ жизненных ситуаций на уроках; использование активных и интерактивных методик; участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности; вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Интерактивные технологии:

  • Работа в парах и группах
  • Различные игры
  • «Мозговой штурм»
  • «Crossword», «Много слов из одного слова», «Запомни, повтори и добавь» и др.
  •  Дискуссии

(реализация принципа деятельности, принципа непрерывности и принципа минимакса)

  •  Ролевые (деловые) игры
  • Проектная  и исследовательская работа
  • Творческие мастерские
  • Виртуальные экскурсии
  • Музыкально-литературные композиции.

Ролевые игры (реализация принципов деятельности, целостного представления о жизни, психологической комфортности и творчества). Обучение максимально приближено к реальному общению. Обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, поэтому обсуждающие их участники – учитель и обучающиеся – равноправны как речевые партнеры.

Проектная деятельность,  проектная деятельность с элементами исследования (реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества). Обучающийся знакомится с культурой изучаемой страны, старается сам выбрать материал, который ему интересен (в данном случае выбирает страну, символы, праздник и подбирает интересующий его материал).

 Исследовательская деятельность. Форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Творческая деятельность (реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества). Синтез творческого потенциала личности, его знаний о лексической и грамматической сторонах английского языка и умения реализовать в формах родного языка. Например, совместно с учителями русского, английского и немецкого языков  проводятся такие мероприятия, как виртуальные экскурсии, творческие мастерские «Учимся быть переводчиками», музыкально-литературные композиции.

 

Китайская пословица: “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю”  -  в полной мере отражает суть системно-деятельностного подхода.

Самыловская М.В.,

учитель английского языка высшей квалификационной категории

Пономарева В.А.,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность в урочной и внеурочной деятельности при работе с одаренными учащимися на уроках английского языка»

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие творческих и одаренных детей...

интегрированный урок русского и английского языков "Англицизмы в современном русском языке"

Интегрированный урок с применением современных образовательных технологий....

«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».

Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности  как один из показателей повышения качества образ...

«Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

В данной работе рассматриваются современные образовательные технологии, необходимые для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

«Современные образовательные технологии на уроках английского языка и внеурочной деятельности при формировании УУД»

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальны...

Потенциал внеурочной деятельности для формирования универсальных учебных действий обучающихся посредством иностранного языка

В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам ученика школы по учебным предметам выделен новый результат - получить возможость научиться. Например, результативно действовать в новых...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мир лингвистики: английский язык» (5-9 КЛАССЫ)

          Работа в предметном кружке – это привитие и сохранение интереса к изучению английского языка. Принципы организации: предметный кружок «Мир лингвис...