программа курса «Школьная риторика» в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Брусинская Людмила Владимировна

Предлагаемый курс направлен на решение задачи: обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika_5_klass_brusinskaya.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Риторика 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы, Брусинской Л.В.,в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта полного/общего образования на основе: Школьная риторика: 5 класс. Методические рекомендации// Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., перераб. – М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баллас», 2006. – 128 с. Пособие знакомит учителей с программой и основными подходами к преподаванию курса «Школьная риторика» в 5 классе по названному учебнику. В собственно методической части пособия разъясняются вводимые речевые понятия, задачи изучения разделов и параграфов, смысл риторических задач, предлагаются возможные варианты их решения, дается дополнительный дидактический материал. Рекомендуемые методические подходы, основные задачи, предложенные программой курса, содержание и структура курса, выдвигаемые требования соответствуют Обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования по русскому языку.

Настоящая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • Обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи.
  • Формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, ориентироваться в конкретной речевой ситуации, строить высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.

В предлагаемой программе можно выделить два смысловых блока:

  1. «Общение», — соотносится в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
  2. «Речевые жанры», — соотносится с так называемой частной риторикой (которая в учебниках нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры»).

Первый блок — «Общение» — дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах; о видах общения (по различным основаниям); о речевой (коммуникативной) деятельности, ее структуре; о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность и т. д.), — на основе чего у детей постепенно формируются привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень их реализации в общении.

Таким образом, основные понятийные компоненты первого блока: общение, его суть; речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет; речевая (коммуникативная) деятельность, риторические (предтекстовые) действия; коммуникативные качества речи.

Второй блок — «Речевые жанры» — дает представление о стилях языка и речи, об оправданном взаимопроникновении стилей и стилистических ошибках, об индивидуальном стиле и стилизации; о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие — речевой жанр (не жанр литературы), т. е. текст определенного стиля, определенной смысловой структуры (хвалебная речь, интервью, личное письмо, отзыв и т.д.). Трудно представить себе обучение эффективному общению вне работы над теми речевыми жанрами, которые широко распространены в жизни (в профессиональной сфере деятельности в том числе, если имеется в виду профессиональное общение). Именно поэтому речевые жанры как дидактические единицы занимают большое место в разработанной нами программе.

Таким образом, основные понятийные компоненты второго блока: стили, тексты, речевые жанры.

Если школьный курс риторики носит сугубо практический характер, то центральное место в программе должны занимать коммуникативные (в том числе риторические) умения. Именно они являются отправной точкой для отбора понятий и инструментальных знаний, которые вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений. Поэтому для каждого класса в начале программы  указывается в обобщенной форме основные умения, которые формируются на данном этапе обучения постоянно, в течение всего учебного, года. При этом все умения (основные и конкретные) делятся на две группы:

а)        формирующие умения анализировать и оценивать общение, созданный текст;

б)        формирующие умения говорить, слушать, писать, читать — умение общаться.

В тексте программы эти умения обозначены следующим образом: У-1; У-2.

Разграничение этих умений должно предупредить неоправданное сужение работы по риторике, ограничение ее только анализом общения, готовых текстов. Главное — научить детей пользоваться даром слова, научить их общаться.

В предлагаемую программу включен компонент, который условно назван «идеи», т. е. важные мысли нравственно-риторического характера, которые могут быть предметом обсуждения на уроках риторики.

Идеи, предлагаемые в программе для V класса, носят сугубо примерный характер. Их обозначение рассматривается как отправная точка для размышлений и поисков учителя, который может сделать предметом обсуждений в классе другие мысли — в зависимости от речевой подготовки класса, уровня воспитанности учеников и т. д.

Программа Т.А. Ладыженской «Детская риторика» для 5 класса предполагает изучение предмета 3 часа в неделю (102 ч.). В связи с тем, что в учебном плане школы на изучение риторики отводится только 1 час в неделю (34 ч.), в рабочую программу внесены изменения. Кроме того, все предлагаемые программы носят рекомендательный (открытый) характер. Наряду с научными формулировками даются более простые, доступные, понятные. В связи с этим в программе произведена корректировка авторской программы в плане сокращения часов, отводимых на изучение тем.  Предполагается, что сокращение тем будет восполнено,  во-первых, за счёт увеличения часов, отведённых на самостоятельную работу, во-вторых, при планировании тем в  6-8 классах (линейно-ступенчатый принцип расположения материала позволяет обратиться к ранее сокращённому или неизученному материалу) и, в-третьих, на уроках развития речи (автор программы по русскому языку Т.А. Ладыженская)

Изменения касаются следующих тем и разделов:

  • « Что такое общение» (2час.);
  •  «Виды общения» (3 часа);
  • «Главный секрет Демосфена» (5 часов);
  • «Речь правильная и хорошая» (4 часа);
  • «Будьте вежливы» (8 часов);
  • «Учимся слушать» (5 часов);
  • «Учимся читать» (5 часов);
  • «Начало моей биографии» (4 часа);
  •  «Текст» (8 часов);
  • «Вторичные тексты» (3 часа);
  • «Объявления» (1 час);
  • «Что произошло хоть раз» (2 часа);
  • «Сочините сказку» (13 часов).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

п/п

Название раздела, темы типовой (базовой) программы

Кол-во

часов типовой (базовой программы)

Количество часов программы

I.

Общение

42

10

Что такое общение?

4

2

Виды общения

3

-

Главный секрет Демосфена

5

-

Речь правильная и хорошая

9

4

Учимся писать – редактировать

3

4

Будьте вежливы

8

-

Учимся слушать

5

-

Учимся читать

5

-

Речевые жанры

60

23

Текст

12

4

Вторичные тексты

4

1

Давайте говорить друг другу комплименты

3

3

Объявления

7

6

«Что произошло хоть раз»

7

5

Спорить или ссориться

2

-

Сочините сказку

17

4

Начало моей биографии

4

-

Резервные уроки обобщения

4

1

ИТОГО

68

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ V класс (34 )

Идеи: 

Учиться вежливой речи — учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.

Выражать собственные мысли собственными словами — одна из самых больших радостей (ценностей) жизни.

Понятийные и инструментальные знания

1. Общение

Чему учит риторика. Как люди общаются. Речевая ситуация. (Кто говорит [пишет, слушает, читает]? — кому? — с какой целью? [зачем?] — что?). Коммуниканты (кто говорит, слушает, пишет, читает). Коммуникативные (речевые) задачи, цели.

Виды общения. По количеству общающихся: один — один; один — группа; один — много. Общение словесное — несловесное.

Вежливость. В чем она состоит. Вежливо — невежливо — грубо.

Этикетный диалог. Просьба. Вежливый отказ. Комплименты. Спор, но не ссора.

Слышать и слушать. Учимся слушать собеседника (правила для слушающего). Слушаем с установкой (определить жанр, стиль, запомнить и т. д.).

Учимся читать (извлекать информацию). Читаем с установкой (определить жанр, собрать материал и т. д.). Виды чтения.

Учимся править текст. Виды правки. (Зачеркните ненужное. Добавьте нужное. Замените слова и выражения. Измените последовательность.)

Что такое правильная речь. Зачем нужны нормы (нормативы). Надо — нельзя. Нормы языковые и отклонения от них. Правильно — неправильно — допустимо. Нормативные словари.

Что такое хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точная речь. Фактическая и коммуникативная точность.

2. Текст, речевые жанры

Что такое текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел. Как он воплощается. Тема и микротема.

Сильные позиции текста. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения.

Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста.

Речь деловая. Объявление. Устное и письменное.

Речь художественная. Сказочные истории, их сказывание.

Речь разговорная. Этикетные диалоги. Рассказы о себе.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ

В результате изучения курса  «Школьная риторика» учащиеся должны овладеть следующими умениями:

У-1. Умение анализировать и оценивать общение, в частности:

  • степень эффективности общения;
  • уровень владения языком;
  • корректность поведения.

У-2. Умение общаться — как минимум в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», в частности, умения:

  • ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат (аудиторию);
  • формулировать явно (вслух — письменно) или для себя (неявно) свое коммуникативное намерение;
  • определять свои коммуникативные удачи — неудачи — промахи.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

В планировании предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, создание тестов различных жанров.

Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащимися при составлении текстов различных жанров.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Ладыженская Т.А. и др. Деская риторика в рассказах и рисунках: 1 класс. Методические рекомендации. – 2-е изд., перераб. – М.: Баласс, С-ипнфо, 2004. – 96 с.
  2. Ладыжеская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. – М.: «Баллас», «С-инфо», 2002. – 80 с.
  3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. И доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.
  4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т рус. яз. – 9-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2006. – 688 с.
  5. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. – М.: Флинта, Наука, 2008. – 312 с.
  6. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. Школы. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 1980. – 224 с.
  7. Школьная риторика. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский дом «С-инфо»; Издательский дом «Баллас», 2004. – 160 с.
  8. Школьная риторика: 5 класс. Методические рекомендации// Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., перераб. – М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баллас», 2007. – 128 с.

        УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ  ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. И доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.
  2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т рус. яз. – 9-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2006. – 688 с.
  3. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. Школы. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 1980. – 224 с.
  4. Школьная риторика. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский дом «С-инфо»; Издательский дом «Баллас», 2007. – 160 с.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Учебники « Школьная риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской;
  • Поликодовые тексты: тексты песен, стихов, пословиц, поговорок,  фрагменты из художественной литературы;
  • Видеофрагменты из « Ералаша», мультфильмов;
  • Иллюстрации; Схемы.


Календарно-тематическое планирование по риторике

5 класс под ред.Ладыженской

п/п

Содержание

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование

план

факт

Общение

10

Общение. Что такое общение.

1

Стихотворные тексты А.Барто

А вместе мы называемся так…

1

Видеофрагмент мультфильма « Старая пластинка»

Речь без ошибок.

1

Отрывок из рассказа Драгунского

Чья речь богаче?

1

Отрывок из п. Ильфа и Петрова «12стульев»

Говори, – пиши точно. Точная речь. Богатство языка. (Р.к.)

1

Отрывок из кН. Носова « Незнайка на Луне»

Говори, – пиши точно. Неточная речь. Богатство речи.( Р.к.)

1

Видеофрагмент Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Учимся писать – редактировать

1

Тексты-образцы

Зачеркни ненужное (лишнее).

1

Тексты-образцы

Замени, – надпиши нужное.

1

Иллюстрации

Включи недостающее. Дополни.

Видеофрагменты из «Ералаша»

Речевые жанры

23

1

Тест. В мире текстов.

1

Видеофрагменты из мультфильмов

Ключики – замочки.

1

Отрывки –образцы из сказок

Тема – микротема. Визитная карточка.

1

Анализ рассказов Л.Н.Толстого

Текст о тексте.

1

Видеофрагмент        « Малыш и Карлсон»

Вторичные тексты. Когда быть вторым совсем не обидно.

1

Сказка  (« Красная Шапочка»)

Давайте говорить друг другу комплименты.

1

Видеофрагмент

Киплинг « Маугли»

Комплимент комплименту – рознь.

1

Видеофрагмент из мультфильма (« Кто похвалит меня»…)

Похвала и похвальба.

1

Басни Крылова

Объявление. Что? Где?  Когда?

1

Отрывок из рассказа К. Дойла «Союз рыжих»

О чем еще может рассказать объявление?

1

Видеофрагмент из мультфильма (« Сова и Кролик»

Секреты устных объявлений.

(Создание телерепортажа)

1

Создание телерепортажа

Глашатаи и зазывалы. (Р.к.)

1

Отрывки из художественных текстов

Приглашаем посмотреть, побывать, развлечься.

1

Ильф и Петров «12 стульев». Отрывок

Конкурс «Шуточное объявление».

1

Работа с печатными текстами

«Что произошло хоть раз».

1

Отрывки из художественных текстов

Как строить рассказ.

1

Рассказы Драгунского

Кому как надо рассказывать.

1

Видеофрагмент        « Ералаша» ( сказка « Красная Шапочка»)

Запишите свой рассказ.

1

Иллюстрации

Конкурс «Самый лучший рассказчик».

1

Сказочная страна.

1

Видеофрагменты из сказок

Волшебный мир сказки.

1

Видеофрагменты из сказок

Сказочные действия.

1

Видеофрагменты из сказок

Сказочный язык.

1

Видеофрагменты из сказок

Слушаем, говорим, пишем…

34

Обобщение

ИТОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса «Школьный краеведческий музей»

Программа курса "Школьный краеведческий музей" содержит основные направления работы....

Программа курса "Школьные вести"

    Программа дополнительного образования «Школьные вести» предусматривает расширенное знакомство учащихся с назначением, интерфейсом и возможностями наиболее распространенных приклад...

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

программа элективного курса по риторике, 9 класс

Цели данного курса:помочь  учащимся лучше использовать  свои скрытые возможности при помощи совершенствования речиприобрести такие знания и навыки, как: уверенность в себе во время любого об...

Программа курса "Школьный музей"

Интеграция учебной и воспитательной работы.  Системно- деятельностный подход....

Конспект факультативного занятия по курсу «Школьная риторика» в 5 классе «Похвала или прививка от стресса»

Представлено занятие факультативного курса «Школьная риторика» в 5 классе. Этот практикоориентированный курс выполняет важный социальный заказ - учит успешному и эффективному общению. Подобные занятия...