Конспект факультативного занятия по курсу «Школьная риторика» в 5 классе «Похвала или прививка от стресса»
план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме

Лабзина Ольга Викторовна

Представлено занятие факультативного курса «Школьная риторика» в 5 классе. Этот практикоориентированный курс выполняет важный социальный заказ - учит успешному и эффективному общению. Подобные занятия позволяют соединять учебные предметы (русский язык, литературу), классные часы, интегрируя содержание и необходимые для обсуждения темы. Использование на занятии ИКТ, Интернет-ресурсов обеспечивает воспитание правильной информационной культуры, продуктивный характер учебной деятельности и способствует формированию универсальных учебных действий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представлено занятие факультативного курса «Школьная риторика» в 5 классе. Этот практикоориентированный курс выполняет важный социальный заказ - учит успешному и эффективному общению. Подобные занятия позволяют соединять учебные предметы (русский язык, литературу), классные часы, интегрируя содержание и необходимые для обсуждения темы. Использование на занятии ИКТ, Интернет-ресурсов обеспечивает воспитание правильной информационной культуры, продуктивный характер учебной деятельности и способствует формированию универсальных учебных действий.

Конспект факультативного занятия по курсу

«Школьная риторика» в 5 классе

«Похвала или прививка от стресса»

Цель: формирование риторических умений: обобщить и систематизировать знания по темам «Текст», «Давайте говорить друг другу комплименты»; воспитание чуткости и внимания к себе, к окружающим, бесценности жизни; развитие личностных качеств (силы духа, ответственности).

Задачи:

  1. умение анализировать и оценивать общение;
  2. умение общаться.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.

Вид урока: Урок самостоятельных работ репродуктивного типа – устных или письменных упражнений

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор;
  2. презентация (Приложение 1);
  3. учебник «Школьная риторика» для 5 класса под ред. Т.А. Ладыженской;
  4. раздаточный материал для обучающихся (Приложение 2).

Методические приемы: предварительный опрос (анкетирование) по диагностике копинг – механизмов Э. Хейма (Приложение 3,4); диалогический метод (беседа, выступление учащихся, работающих в паре, наблюдение, обсуждение, индивидуальная творческая работа).

Используемые образовательные технологии: информационно-коммуникационная технология, проблемного обучения, педагогических мастерских.

Ход урока

 I. Оргмомент 

Здравствуйте, ребята. Как обычно начнём урок с дыхательной разминки и с улыбки. Улыбнёмся друг другу и тихонько присядем.

II. Разминка 

Дыхательная гимнастика

1. Вдох-выдох

2. «Посчитаем Егорок» (Скороговорки ) Слайд 2

III Индуктор

1. Обведи ладонь и в центре запиши «Я», рядом допиши слова-ассоциации. Допиши главные для себя слова в каждом пальчике. (Задание 1. Приложение 2)

2. Читают вслух

3. Закончи предложение: «Самое бесценное сокровище – это…» Слайд 3 

IV Социализация

Опрос (2-3 человека пожеланию)

V Постановка проблемного вопроса 

Кто-то похвалил себя и выдал комплимент, все назвали почти одинаковые главные в своей жизни слова и понятия и, наконец, определили сокровище для себя – это либо я, либо мои близкие, либо моя жизнь…Все верно. Хорошо себя хвалить, любить, когда все хорошо, но как быть, что делать, как относится к себе, когда все плохо?

VI Постановка цели занятия 

Как вы  думаете, что мы сегодня должны узнать на занятии и чему научиться, исходя из нашей темы? Слайд 4

VII Просмотр философского мультфильма про Барашка и Кроленя

(http://yandex.ru/yandsearch)

 - Перед просмотром познакомьтесь с заданием (Задание 2. Приложение 2)

VIII Актуализация личного опыта и риторический анализ речевой ситуации

Беседа с обучающимися Слайд 5

1. О чем мультфильм?

2. Какой вопрос самый главный вы бы задали, просмотрев мультфильм?

3. Что хотел сказать нам автор?

4. Представьте, что вы мультипликаторы и вам предстоит выбрать название фильма.

5. Чему учит нас этот мультфильм?

IX Актуализация знаний, развитие языковых и коммуникационных умений

1.Упражнение из темы «Текст» Слайд 6

Даны понятия: тема, основная мысль, проблема, идея, заголовок, мораль соотнеси с левым столбиком при помощи стрелки (дети называют варианты и синхронно идет проверка в презентации)

2. Риторический  анализ

Вспомним, что является комплиментом? Подберите синонимы к этому слову

– Какие комплименты чаще всего слышим?

– С какой целью люди говорят комплименты?

· поддержать в трудную минуту;

· показать свое отношение;

· поднять настроение;

· сделать приятное.

– Обобщим сказанное и дадим определение этому понятию. Слайд 7

  Итак,  комплимент – это положительная оценка собеседника с точки зрения его внешнего вида, манеры общаться, проявления хороших качеств характера.

Работа в парах. Попробуйте сделать комплимент своему соседу.

(Ростислав, прекрасно выглядишь! Этот цвет рубашки тебе к лицу.)

(Артур, ты всегда отзывчивый. Вот и сегодня на перемене выполнил просьбу девочек.)

- Ребята, а чего не  хватало в вашем общении? (ответов со стороны)

- Как можно ответить на комплимент? (Спасибо)

3. Риторический глоссарий.

Обогащение речи. Игра «Четвертое лишнее». Слайд 8

На доске записаны слова:

ПОХВАЛА

 КОМПЛИМЕНТ

ЛЕСТЬ

ОДОБРЕНИЕ

 - Какое из этих слов лишнее? Почему?

 - Чем отличается ПОХВАЛА от ЛЕСТИ?

ЛЕСТЬ - ЛЬСТИВЫЕ СЛОВА (неискренние слова)

ЛЕСТНЫЙ – ЛЕСТНЫЕ СЛОВА (похвальные, правдивые слова) Слайд 9

Учитель:

– В русском языке есть два прилагательных: лестный и льстивый. А есть слова лестные и слова льстивые. Чем они отличаются? (на доске ввести заметку)

– Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корысти. Льстивые слова – лицемерная похвала. Лестные слова – это и приятные, и правдивые слова. Вот вам синоним к слову комплимент.

- А как вы думаете, Кролень (герой из мультфильма) говорил льстивые слова или лестные? (Да, он говорил искренне, значит, лестные слова.) 

X Актуализация знаний 

Упражнение на внимательного читателя и зрителя Слайд 10

Задание: Дайте как можно больше слов-характеристик двум героям из мультфильма Барашку и Кроленю, можно приводить слова из авторского текста. (Задание 3. Приложение 2)

Проверяем вместе.

XI Творческая работа в парах 

Составить хвалебную речь Кроленю, используя данные слова-характеристики (Задание 4. Приложение 2)

Читают вслух

XII Результаты анкетирования (диагностики копинг – механизмов Э. Хейма. Приложение 3)

Сейчас мы узнаем, сколько у нас в классе подобных Кроленей и вручим им за это медали (диаграмма класса) Слайд 11, (Приложение 4)

XIII Риторическая игра (работа в парах) 

Упражнение 42. Разыграйте следующие речевые ситуации (Задание 5. Приложение 2):

  • После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили внимание, что он хорошо выглядит: загорел, вырос, повзрослел.
  • Вам понравился ответ друга на уроке истории. Сделайте ему комплимент.
  • Ваша мама чем - то расстроена. Вы делает е комплимент, который поднял бы ей настроение

Работа в парах и выступление учеников

 Подведение итогов игры.

-Чья инсценировка вам понравилась?

- Какие комплименты оказались более удачными?

- Почему вы так считаете?

- Кто из ребят не справился с риторической задачей?

- Как нужно делать комплименты? (ответы детей) 

– А вот какие правила предлагаю вам я (ответ на слайде). Слайд 12

XIV Творческая работа 

Написать похвальную речь соседу по парте, своему другу, учителю, маме, папе, бабушке и т.д. (Задание 6. Приложение 2)

- Но перед выполнением задания давайте составим рекомендации «Как нужно делать комплименты» (дети дополняют)

1. Улыбаться.

2. Не смеяться.

3. Смотреть в глаза.

4. Говорить с восхищением (искренне).

5. Подбирать определенные слова.

6. Не опасаться высокопарных слов.

– Эти правила подходят для всех видов комплиментов. А какие виды вы знаете?

– Комплименты бывают: просьба, благодарность, приветствие

XV Социализация

(Желающие зачитывают свои хвалебные тексты)

XVI Домашнее задание творческого характера

Желающие дописать, доработать свои варианты текстов, могут выступить на следующем занятии.

XVII Итог занятия. Рефлексия

- Интересно вам, ребята, было сегодня на занятии?

- Что полезного вы узнали?

- Сегодня на уроке мы учились правильно и эффективно общаться, быть искренними, правдивыми в своих речах, обращенных к людям, а также учились быть сильными духом и никогда не унывать, как Кролень из мультфильма.

- Почему нам важно это уметь?

Чтобы научиться создавать уместные, искрение слова, речи, надо быть грамотным, уверенным в себе человеком, внимательным и корректным.

 Надеюсь, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, знакомым и  делайте это как можно чаще!

 Спасибо вам за урок! Слайд 13



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Тема: _____________________________________________________________________________

1. Обведи ладонь и в центре запиши «Я», рядом допиши слова-ассоциации. Запиши главные для себя слова в каждом «пальчике».

Закончи предложение: Самое бесценное сокровище – это…

2. После просмотра мультфильма попытайся ответить на данные вопросы

1. О чем мультфильм?

2. Какой вопрос самый главный вы бы задали, просмотрев мультфильм?

3. Что хотел сказать нам автор?

4. Представьте, что вы мультипликаторы и вам предстоит выбрать название фильма.

5. Чему учит нас этот мультфильм?

3. Дайте как можно больше слов-характеристик двум героям из мультфильма: Барашку и Кроленю, можно приводить слова из авторского текста.

Барашек

Кролень

4. Составить хвалебную речь Кроленю, используя данные слова-характеристики.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5. Разыграйте  следующие  речевые  ситуации в парах.

  • После  каникул  вы  случайно  встретили  своего  друга  и  обратили  внимание,  что  он  хорошо  выглядит:  загорел,  вырос,  повзрослел.

  • Вам  понравился  ответ  друга  на  уроке  истории.  Сделайте  ему  комплимент.

  • Ваша  мама  чем - то  расстроена.  Вы  делаете  ей  комплимент, который  поднял  бы  ей  настроение.  

6. Написать похвальную речь соседу по парте, своему другу, учителю, маме, папе, бабушке и т.д.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Описание методики психологической диагностики

копинг – механизмов Э. Хейма

Тест представляет собой текст инструкции и двадцать шесть утверждений. Испытуемый должен отметить те утверждения, которые наиболее отражают особенности его поведения в процессе решения проблемы или в ситуации высокого эмоционального напряжения. Испытуемому дается следующая инструкция: «Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей Вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом Вы чаще всего разрешаете трудные и стрессовые ситуации и ситуации высокого эмоционального напряжения. Обведите кружком, пожалуйста, тот номер, который Вам подходит. Утверждения входят в один из трех разделов: «А», «Б», и «В». В каждом разделе утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого Вы разрешаете свои трудности. Отвечайте, пожалуйста, в соответствии с тем, как Вы справляетесь с трудными ситуациями на протяжении последнего времени. Не раздумывайте долго – важна Ваша первая реакция. Будьте внимательны!».

Разделы «А», «Б» и «В» соответствуют трем видам копинг – стратегий, распределенным в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг  механизмы. В рамках данных разделов определяются различные по степени адаптивности варианты копинг – стратегий: адаптивные, относительно адаптивные, неадаптивные копинг – стратегии. Время выполнения задания не ограничивается. Подсчет результатов осуществляется по тексту методики, который является одновременно и бланком теста. В рамках каждого раздела определяется вариант копинг – стратегии и степень его адаптивности. Интерпретация полученных данных производится в соответствии с описанными определениями исследуемых копинг – стратегий личности.

Тест Э. Хейма

Инструкция: Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей Вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом Вы чаще всего разрешаете трудные и стрессовые ситуации и ситуации высокого эмоционального напряжения. Обведите кружком, пожалуйста, тот номер, который Вам подходит. В каждом разделе утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого Вы разрешаете свои трудности. Отвечайте, пожалуйста, в соответствии с тем, как Вы справляетесь с трудными ситуациями на протяжении последнего времени. Не раздумывайте долго – важна Ваша первая реакция. Будьте внимательны!

А

  1. «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности»
  2. «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться»
  3. «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо»
  4. «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния»
  5. «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось»
  6. «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои - это пустяк»
  7. «Если что-то случилось, то так угодно Богу»
  8. «Я не знаю что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей»
  9. «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам»
  10. «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными».

Б

  1. «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую»
  2. «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу»
  3. «Я подавляю эмоции в себе»
  4. «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации»
  5. «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне»
  6. «Я впадаю в состояние безнадежности»
  7. «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам»
  8. «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным»

В

  1. «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях»
  2. «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях»
  3. «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях»
  4. «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)»
  5. «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.)»
  6. «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой»
  7. «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей»
  8. «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом»

        

Обработка и интерпретация результатов по методике Э. Хейма

Варианты копинг-поведения: А. Когнитивные копинг-стратегии

Игнорирование – «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности»

Смирение – «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться»

Диссимуляция – «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо»

Сохранение самообладания – «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния»

Проблемный анализ – «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось»

Относительность – «Я говорю себе: по сравнению с проблемами Других людей мои – это пустяк»

Религиозность – «Если что-то случилось, то так угодно Богу»

Растерянность – «Я не знаю что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей»

Придача смысла – «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам»

Установка собственной ценности – «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными».

Б. Эмоциональные копинг-стратегии

Протест – «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую»

Эмоциональная разрядка – «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу»

Подавление эмоций – «Я подавляю эмоции в себе»

Оптимизм – «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации»

Пассивная кооперация – «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне»

Покорность – «Я впадаю в состояние безнадежности»

Самообвинение – «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам»

Агрессивность – «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным»

В. Поведенческие копинг-стратегии

Отвлечение – «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях»

Альтруизм – «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях»

Активное избегание – «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях»

Компенсация – «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)»

Конструктивная активность – «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.).

Отступление – «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой»

Сотрудничество – «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей»

Обращение – «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом»

Адаптивные варианты копинг-поведения

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: «проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания» – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

Среди эмоциональных копинг-стратегий: «протест», «оптимизм» – эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации.

Среди поведенческих копинг-стратегий: «сотрудничество», «обращение», «альтруизм» – под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.

Неадаптивные варианты копинг-поведения

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: «смирение», «растерянность», «диссимуляция», «игнорирование» – пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.

Среди эмоциональных копинг-стратегий: «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность» – варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.

Среди поведенческих копинг-стратегий: «активное избегание», «отступление» – поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем.

Относительно адаптивные варианты копинг-поведения

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: «относительность», «придача смысла», «религиозность» – формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.

Среди эмоциональных копинг-стратегий: «эмоциональная разрядка», «пассивная кооперация» – поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

Среди поведенческих копинг-стратегий: «компенсация», «отвлечение», «конструктивная активность» – поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Результаты опроса по диагностике копинг – механизмов Э. Хейма.

Полностью адаптивные варианты копинг – поведения: Васильева Таня, Варгасова Женя.

Полностью неадаптивные варианты копинг – поведения: Порохин Саша, Прохоренкова Юля.

Относительно адаптивные варианты копинг – поведения: Красота Дарина.

Когнитивные стратегии (знание, как поступить)

Форма поведения, направленная на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода их них, более глубокое осознание собственной ценности как личности. (8 чел)

Пассивные формы поведения с отказом от попыток преодоления трудностей из-за неуверенности.  ( 10чел)

Формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими (5 чел)

Эмоциональные стратегии (внутренние переживания)

 Эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом (14 чел)

Эмоциональное состояние безнадежности покорности (8 чел)

Поведение, направленное на снятие напряжения (1 чел)

Поведенческие стратегии

Сотрудничество с более значимыми людьми (7чел)

Избегание мыслей о неприятностях, пассивность (4 чел)

Временный отход от решения проблем (12 чел)

Большая часть класса (14 чел) эмоционально абсолютно верно переживают трудные жизненные ситуации, однако поведение (12чел) направлено на временный отход от трудностей. Треть класса (10 чел)  не знают, как бороться с неприятностями и при этом не ищут путей решения проблем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Факультативное занятие «Школьная риторика » Похвала или прививка от стресса

Слайд 2

«Посчитаем Егорок» Как на горке на пригорке, стоят тридцать три Егорки, раз, два…

Слайд 3

Закончи предложение.. Самое бесценное сокровище – это…

Слайд 4

Похвала или прививка от стресса Цель: формирование риторических умений анализировать и оценивать общение уметь общаться

Слайд 5

Побеседуем… 1. О чем мультфильм ? 2. Какой вопрос самый главный вы бы задали, просмотрев мультфильм? 3. Что хотел сказать нам автор? 4. Представьте, что вы мультипликаторы и вам предстоит выбрать название фильма. 5. Чему учит нас этот мультфильм?

Слайд 6

Риторический анализ речевой ситуации 1. О чем мультфильм ? 2. Какой вопрос самый главный вы бы задали, просмотрев мультфильм? 3. Что хотел сказать нам автор? 4. Представьте, что вы мультипликаторы и вам предстоит выбрать название фильма. 5. Чему учит нас этот мультфильм? Тема Заголовок Основная мысль Проблема Идея Мораль

Слайд 7

Комплимент.. комплимент – это положительная оценка собеседника с точки зрения его внешнего вида, манеры общаться, проявления хороших качеств характера.

Слайд 8

Четвертое лишнее ПОХВАЛА КОМПЛИМЕНТ ЛЕСТЬ ОДОБРЕНИЕ

Слайд 9

ПОХВАЛА или ЛЕСТЬ? ЛЕСТЬ - ЛЬСТИВЫЕ СЛОВА (неискренние слова) ЛЕСТНЫЙ – ЛЕСТНЫЕ СЛОВА (похвальные, правдивые слова)

Слайд 10

Характеристика героев Уверенный Жизнерадостный Зазнайка Успешный Оптимист Гордый Милый

Слайд 11

Это мы…

Слайд 12

КАК НУЖНО ДЕЛАТЬ КОМПЛИМЕНТЫ 1. Говори с восхищением (искренне) 2. Приветливо смотри на собеседника 3. Не смейся, не иронизируй 4. Улыбайся 5. Твои слова не должны обидеть

Слайд 13

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект факультативного занятия "Что такое жизнь и как она возникла" для учащихся 4 классов

  Тема занятия.   Что такое жизнь и как она возникла. Цель: приобретение знаний о возникновении жизни, понимание уникальности смысла и назначения жизни. Задачи:- способствовать приобретению знаний о с...

Конспект факультативных занятий в 9-м классе

Учащимся предлагается решить нестандартным способом задачу Л.Н.Толстого. Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель...

Разработка факультативного занятия элективного курса БИЗНЕС АНГЛИЙСКИЙ по теме "Телефонные разговоры"

Разработка факультативного занятия элективного курса БИЗНЕС АНГЛИЙСКИЙ по теме «Телефонные разговоры» в 9  классеПоставленные цели реализуются через:...

Факультативное занятие по курсу "Жизнь в слове и слово в жизни" для 7 класса

Факультативное занятие по элективному курсу«Жизнь в слове и слово в жизни»Можно ли повторять не повторяясь?Цели: закрепить умение подбирать синонимы к словам; ввести понятия: контекстуальные синонимы,...

программа курса «Школьная риторика» в 5 классе

Предлагаемый курс направлен на решение задачи: обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи....