Урок на тему "Обособление уточняющих членов предложения" в 8 классе
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Оленич Наталья Владимировна

Урок изучения нового материала. Представлены разные виды работы: коллективная, самостоятельная, групповая. Используются разноуровневые задания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Обособление уточняющих членов предложения.

Класс:  8

Цель урока: дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения; научить их видеть в предложении, расставлять знаки препинания.

Учебно-методический комплекс: УМК по программе В.В.Бабайцевой.

Оборудование урока: учебники, компьютер, мультимедиапроектор, карточки для разноуровневой работы и работы в группах.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрый день, друзья. Сегодня у нас на уроке гости. Покажем, как мы умеем работать.

  1. Теоретическая минутка.

Мы изучили большой раздел «Обособленные члены предложения». Дома вы должны были подготовить вопросы по этой теме для своих одноклассников.

Учащиеся задают друг другу вопросы по рядам, вопросы задают адресно.

  1. Объявление темы урока. Совместное целеполагание.

Запишите число, тему урока.

— Как вы думаете, чем отличаются слова: уточняющие и уточняемые?

Выслушиваются все варианты: и с точки зрения морфемики (разные суффиксы), и с точки зрения морфологии (действительное и страдательное причастия), но учитель должен добиться объяснения разницы в значениях: уточняющие — те, что сами уточняют значения других членов предложения, а уточняемые — те, которые разъясняются, уточняются.

Постарайтесь сформулировать 2 вопроса, на которые мы дадим ответ, исходя из темы, записанной на доске:

1.    В чём особенность уточняющих обособленных членов предложения?

2.    Как расставляются знаки препинания при них?

Итак, ответы на эти вопросы должен знать каждый из вас к концу урока. Это в ваших руках! Я уверена, вы справитесь.

  1. Объяснение нового материала.

— Прочтите предложения, записанные на доске:

         Д. I.       когда?

1. Ранним утром на

             где?

краю болота танцует глухарь.

                         где?

2. В темном лесу и

                   где?

в глухих оврагах сумрачно и

сыро.

                                какой?

3. Глубокий снег сильно замедлял наше продвижение.

4. Встреча старых соперников

должна

                                          когда?

состояться через два дня.

II.           когда?

1. Ранним утром,

когда именно?

на зорьке, танцует глухарь.

                       где?

2. В темном лесу, в

где именно?

глухом овраге, устроила волчица свое логово.

                                   какой?

                           какой именно?

3. Глубокий, по колено, снег сильно замедлял наше продвижение.

4. Встреча старых соперников должна

                                       когда?

состояться через два дня,

                                          когда именно?

то есть семнадцатого апреля.

— Найдите обстоятельства места и времени в предложениях I столбца.

Учащиеся называют, учитель подчеркивает.

— Сопоставьте эти предложения с предложениями II столбца. Что изменилось в содержании предложения? (Появились новые члены предложения, которые уточняют информацию обстоятельств.)

— Назовите эти уточняющие члены.

Учащиеся называют, учитель подчеркивает.

— Обратите внимание, что уточняющие члены являются тем же членом предложения, что и уточняемые, то есть обстоятельством. Уточняться могут любые второстепенные и главные члены предложения.

— Как присоединяются уточняющие члены к уточняемым? (С помощью интонации и союза или только интонации.)

— Откройте § 198 на с. 253. Прочитайте учебный материал и назовите, с помощью каких именно союзов присоединяются уточняющие члены предложения.

— Прочитайте предложения на правой части доски:

Д. Из лишайников в тундре распространены олений мох, или ягель. (Е. Пермитин.)

К чаю нужно купить рулет или тортик.

— Почему в одном случае перед союзом «или» стоит запятая, а в другом — нет?

— Какой вывод нужно сделать для себя? (Не всегда союз «или» присоединяет уточняющие члены.)

  1. Закрепление изученного материала.

А) упражнение 387 устно.

Б) разноуровневые упражнения ( карточки - слабые и упр 388-более сильные) – проверка.

В) устно упражнение на слайде

Объясните, почему выделенные слова не могут быть уточняющими обстоятельствами в данных предложениях.

1) Вечером в пяти километрах от города приземлился инопланетный корабль. 2) Недавно на автобусной остановке я встретил своего друга. 3) В электричке года два назад я впервые увидел этого удивительного человека. 4) В нашем городе в прошлом году состоялась Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.

Г) Творческая работа по рядам по группам (каждому ряду свое задание, учащиеся работают в группе, объясняя слабым учащимся, как необходимо сконструировать предложение): составить предложения с данными словосочетаниями:

1) Утром, часов в шесть. 2) Зимой, в конце декабря. 3) Недалеко, напротив парка. 4) Всевозможные птицы, особенно воробьи. 5) Тепло, даже жарко.

6) Главный член предложения, а именно подлежащее. 7) Все присутствующие, в том числе и приезжие. 8) Кошечка, по имени Анфиса. 9) Служебная морфема, в частности суффикс. 10) Чибисы, или пигалицы.

11) Пинг-понг, то есть настольный теннис. 12) Бегемот, или гиппопотам. 13) Учащиеся, например Иванов и Сидоров. 14) Высокий — не меньше тридцати метров. 15) Селенит (разновидность гипса).

Проверка по рядам.

  1. Итоги.

Ответили мы на вопросы, которые поставили в начале урока?

В чём особенность уточняющих обособленных членов предложения?

Как расставляются знаки препинания при них?

  1. Домашнее задание: § 198 упр 389.
  2. Выставление оценок.
  3. Рефлексия.

Приложение

Карточка № 1 (для разноуровнего задания)

Вставьте пропущенные знаки препинания и подчеркните обособленные уточняющие члены предложения.

1) Здесь вдали города было пасмурно и сыро. 2)Осьминоги или спруты – это морские моллюски. 3) Они все трое в особенности старый казак были краснее обыкновенного. 4)Тогда в детстве даже мороженое казалось слаще. 5) На другой день 15 марта была назначена итоговая контрольная работа.. 6) Мы гуляли довольно долго до самого вечера.

Карточка № 2

1) Утром, часов в шесть. 2) Зимой, в конце декабря. 3) Недалеко, напротив парка. 4) Всевозможные птицы, особенно воробьи. 5) Тепло, даже жарко.

Карточка № 2

1) Главный член предложения, а именно подлежащее. 2) Все присутствующие, в том числе и приезжие. 3) Кошечка, по имени Анфиса. 4) Служебная морфема, в частности суффикс. 5) Чибисы, или пигалицы.

Карточка № 2

1) Пинг-понг, то есть настольный теннис. 2) Бегемот, или гиппопотам. 3) Учащиеся, например Иванов и Сидоров. 4) Высокий — не меньше тридцати метров. 5) Селенит (разновидность гипса).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

8 класс Обособление уточняющих членов предложения

Слайд 2

Из лишайников в тундре распространены олений мох, или ягель. К чаю нужно купить рулет или тортик.

Слайд 3

1) Вечером в пяти километрах от города приземлился инопланетный корабль. 2) Недавно на автобусной остановке я встретил своего друга. 3) В электричке года два назад я впервые увидел этого удивительного человека. 4) В нашем городе в прошлом году состоялась Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.

Слайд 4

Домашняя работа § 198 упражнение 389


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе "Обособленные и уточняющие члены предложения"

Материал  урока  по теме  "Обособленные и утрочняющие члены предложения" в 8 классе  позволяет эффективно обобщить и закрепить ЗУН обучающихся...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

Урок русского языка в 8 классе. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания.

Урок русского языка в 8 классе. Знакомство с новой темой....

Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные уточняющие члены предложения"

в разработке дано  понятие об обособлении уточняющих членов предложения, цель урока: научить их видеть в предложении, расставлять знаки препинания...

«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».

laquo;Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения»....