Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Приводится урок русского языка с использованием технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_o_deeprichastii.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

 Тип  урока: Урок объяснения нового материала.

Цель урока:

1. Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;  

2. Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи;  

3. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах;

 4. Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.

Используемые педагогические технологии:

 - развитие критического мышления через чтение и письмо,

-компьютерные технологии.

Ожидаемые результаты:

  • ученик распознаёт деепричастия и определяет их грамматические признаки
  • ученик разграничивает основное действие, обозначаемое глаголом, и добавочное, передаваемое деепричастием
  • ученик употребляет деепричастие в роли второстепенных членов предложения

 

Ход урока

I. Стадия вызова.

-Легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть?

- Замечательный художник А.И.Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это «Лунная ночь на Днепре».

- Соберем рабочий материал к картине. Запишите в строчку:

1) манит, открывать,  поднялся, затягивая.

2) Высоко, изогнув, темно, вверху.

3) Разорванные, сияющий, раскинувшись, замершая.

- С какими орфограммами вы столкнулись, когда записывали слова?  (Учащиеся называют слова с изученными орфограммами и объясняют их.)

-  А  теперь поиграем.        

  1. Игра «Четвертый лишний».

- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.

-  Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку «Знаю» таблицы «Инсерт»:

 «Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое».

1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам.лицам;

2 – наречия. Они не изменяются.

3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным.

 

 

Проверка.

-Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?

2. Объявление темы урока, формулировка целей урока.

Учащиеся заполняют графу «Хочу узнать»:

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое».

1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам.лицам;

2 – наречия. Они не изменяются.

3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным.

Что общего у деепричастия с глаголом?

Почему эта часть речи так называется?

Как изменяется деепричастие?

Что общего с причастием?

 

II. Осмысление содержания.

Деятельность учащихся.

- Обратимся к учебнику.

  1. Чтение материала параграфа, карандашом в тексте делаются пометки:

V – знаю;
+ – узнал новое;
! –  удивило.

- Обсудим. (В это время попросить подготовить 4 вопроса  -  по 2 каждому какой-нибудь паре, пусть договорятся между собой, какие именно)

Комментарий учителя.

В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин “деепричастие” возник в 17 веке. Термин был введён в грамматику

М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия. Состоит эта форма  из двух частей (дее+причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, так как не изменяется.

В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола.

-Проверка вопросов.

-Это несложные вопросы. Почему?

- А я задам  вопрос по  сложнее: Согласны ли вы с тем, что деепричастие  -  это особая форма глагола? Выдвините свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам и падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия.

-Заполните колонку «Узнал новое»:

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое».

1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам.  лицам;

2 – наречия. Они не изменяются.

3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным.

Что общего у деепричастия с глаголом?

Почему эта часть речи так называется?

Как изменяется деепричастие?

Что общего с причастием?

Обозначает добавочное действие.

Соединяет в себе два слова: дее + причастие.

Не изменяется.

 

Обозначает причастность к действию.

 

Проверка.                

          

III. Рефлексия

Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.

-Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях.

Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.

-Найдите грамматическую основу. Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию? Какая часть речи перед нами?

-Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?

 (Фрагмент урока в виртуальном классе: используется фрагмент урока "Понятие о деепричастии" с мультимедийного диска  

"1С: Русский язык 5-6 классы под.ред. И.Руденко-Моргун". Дети прослушивают урок и сами пытаются найти ошибку в предложении).

В обычном классе используем задание «Редактируем предложения»:

1. Увидев варенье, у Димы потекли слюнки.

2. Наловив рыбы, у нас кончились червяки.

3. Поужинав, нам читали какую-нибудь интересную книжку.

4. Глядя на картину, настроение становится бодрым и весёлым.

5. Войдя в класс, у меня зазвонил телефон.

- Дополним ТАБЛИЦУ, что узнали нового.

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое».

1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам.лицам;

2 – наречия. Они не изменяются.

3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным.

Что общего у деепричастия с глаголом?

Почему эта часть речи так называется?

Как изменяется деепричастие?

Что общего с причастием?

Обозначает добавочное действие.

Соединяет в себе два слова: дее + причастие.

Не изменяется.

 

Обозначает причастность к действию.

Деепричастие относится к тому же объекту, который совершает основное действие

 

Контроль полученных знаний, умений, навыков: анализ художественного текста.

- Прочитайте стихотворение про себя. Прочитайте выразительно.

Ночь пролетела над миром,

Сны на людей навевая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

Радостно волны журчали,

Образ ее отражая;

Рожь наклонялась, сильнее

Пахла трава луговая…

И соловьиные трели,

В хоре хвалебном сливаясь,

В воздухе тихом звенели.

И улыбалася кротко

Ночь, над землей пролетая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

                         (А. Плещеев)

- Что вы себе представили, когда читали стихотворение?

- Есть ли какая-то связь с картиной А.И.Куинджи?

- Найдите в тексте деепричастия (сильным  -  словосочетания с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют (текст проецируется на экране), какой объект действует в предложении.

- Проверка.

- Деепричастия помогают поэту изобразить картину ночи? Как?

- Обратите внимание на то, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи.

Оцените себя:

  1. Нашел деепричастие правильно.
  2. Нашел деепричастие неверно.
  3. Вызвало затруднение:
  • не смог отличить деепричастие от глагола;
  • не смог отличить деепричастие от причастия

Поработайте с табличками. Подумайте, было ли что-то, что удивило на уроке?

IV. Подведение итогов урока.

-Итак, что нового узнали?

Выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Выучить теоретический материал по учебнику и таблице «Инсерт», составленной на уроке. Придумать 4-5- предложений  с использованием 3-х деепричастий на тему «Ночь на картине А.И.Куинджи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...

Использование элементов технологии критического мышления на уроках физики в 7 - 8 классах.

В  работе показаны возможные  приёмы практического  использования  элементов технологии критического мышления на уроках физики для учащихся 7 и 8 классов....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.

Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.Учебно-методический комплекс: УМК В. В. Ба...

«Развитие творческих способностей, обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования приемов технологии критического мышления в контенте « Мобильного Электронного Образования»

Автор опыта, Кива Светлана Николаевна, работает в Областном государственном автономном общеобразовательном учреждении образовательном комплексе «Алгоритм Успеха»» 4 года. Опыт педаго...