Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.

Учебно-методический комплекс: УМК В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. Русский язык.

Тема урока: «Разносклоняемые существительные»

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Технология: элементы технологии критического мышления.

Цель: познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlyanigina._konspekt._raznosklonyaemye_sushchestvitelnye.docx135.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Котласа

Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.

 

Учитель: Землянигина Екатерина Андреевна

2018 г.

Урок в 6 классе по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.

Учебно-методический комплекс: УМК В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. Русский язык.

Тема урока: «Разносклоняемые существительные»

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Технология: элементы технологии критического мышления.

Цель: познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными

Задачи:

1. Образовательные

Учитель: создать условия для усвоения учащимися нового знания.

Учащиеся:

- понять, что такое разносклоняемые существительные;

-выяснить почему данная группа называется разносклоняемыми существительными;

- выяснить признаки разносклоняемых существительных.

- находить разносклоняемые существительные в тексте

2. Развивающие

Учитель: Создавать условия для развития исследовательских навыков

Учащиеся:

- Уметь формулировать проблему

- Уметь анализировать

- Уметь делать вывод

3. Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение работать в группе.

Планируемы результаты:

Предметные:

Знать: разносклоняемые существительные; особенности их склонения;

Уметь:распознавать в тексте, склонять разносклоняемые существительные; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний имен существительных

Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности; искать пути решения проблемы; строить логическую цепь рассуждения; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре.

Личностные: развивать уважительное отношение к родному языку; формировать объективную самооценку учебных достижений.

Возраст учащихся, особенности группы: 6 класс, 12-13 лет. Класс общеобразовательный.

Место урока в системе: урок проводится в 1 четверти в процессе изучения раздела «Морфология. Имя существительное». На данную тему выделяется 1 час.

Методические приемы урока:

- Словесные (беседа, работа с учебником);

- Практические (упражнения, практическая работа).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности учащихся и учителя

Стадия вызова

1. Орг. Момент (1–2 мин.)

Я рада вас всех видеть. Чтобы начать работу, проверим, всё ли готово к уроку.

Откройте, пожалуйста, рабочие тетради, подпишите число, классная работа и тема, но строчку с темой оставьте свободной.

Класс готовится для работы, настраивается на деловой ритм.

открывают тетради, подписывают необходимое

2. Целеполагание и мотивация (5-7 мин.)

Проблемный вопрос

Мы уже на протяжении долгого времени изучаем имя существительное и его признаки. Поэтому наш урок я предлагаю начать с того, что мы с вами вспомним постоянные признаки имени существительного. Эту работу мы сделаем в виде кластера (раздаются индивидуальные распечатки) (см.Приложение1)

Давайте проверим, что получилось (у учащихся может остаться свободный квадрат, где должны быть написаны разносклоняемые имена существительные)

Чтобы заполнить эту клетку, я предлагаю вам посмотреть на доску (написано слово ДИТЯ). Как вы считаете, к какому склонению относится это слово? Итак, у нас возникла проблема: куда отнести слово ДИТЯ.

Как думаете, как можно назвать такое слово?

Давайте попробуем сформулируем тему и вопросы, на которые мы должны ответить в ходе нашего разговора.

Запишите тему урока в оставленную строчку

 

составляют кластер

сверяют с доской

рассуждают и понимают, что по признакам не могут определить склонение.

Выдвигают варианты

Формулируют тему урока и вопросы

Записывают тему

Готовый кластер см.Приложение 2

Предполагаемые варианты: кто-то относит ко 2 склонению, кто-то к 1.

Предполагаемый ответ: Разносклоняемые существительные

Предполагаемый ответ:

Тема: разносклоняемые существительные.

Вопросы: Что такое разносклоняемы существительные?

Чем отличаются от других слов? и т.д.

Стадия осмысления

3. Актуализация (19-21 мин.)

Давайте рассмотрим слово РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ и сделаем морфемный разбор этого слова.

Что мы видим необычного в слове?

Подумайте, какие значения имеют эти корни?

Посмотрев на значения корней, предположите, почему такие слова называются разносклоняемыми?

Как вы считаете, для того чтобы понять, какие склонения совмещают в себе эти слова, что нам нужно сделать?

Запишите в тетради в столбик падежи. Для сравнения мы возьмём с вами слова ПОЛЕ, МЫШЬ, ВРЕМЯ.

Выделите окончания у всех слов.

Посмотрите на окончания слов поле, мышь и время. Какой вывод вы сможете сделать?

Давайте теперь запишем в тетрадь для конспектов остальные разносклоняемые существительные (10 существительных на –МЯ: ВРЕМЯ, БРЕМЯ, СТРЕМЯ, ПЛАМЯ, ПЛЕМЯ, ИМЯ, ВЫМЯ, СЕМЯ, ТЕМЯ, ЗНАМЯ и существительные ПУТЬ и ДИТЯ) и правило их написания.

Скажите, ребята, все ли слова вам понятны? Все ли значения этих слов вы знаете?

Словарная работа со словами БРЕМЯ, СТРЕМЯ, ТЕМЯ. (слова даются заранее трём ученикам на подготовку из словаря Ожегова. Слова могут быть другие)

Давайте устно придумаем по одному предложению с новыми словами.

Для того, чтобы нам закрепить изученное, сделаем с вами упр.100 задание под цифрой 2 (устно).

 1 ребенок работает у доски. Класс записывает в тетрадь, делает морфемный разбор в тетради

Думают, отвечают

Учащиеся дают значения корней

выдвигают предположения

Выдвигают варианты

записывают в тетрадь слова и изменяют их по падежам

3 ребенка работают у доски

Выделяют окончания, делают вывод

Записывают слова и правило в тетрадь

Осмысляют значения слов. Пытаются вспомнить, что они могут значить, делают предположения.

Учащиеся слушают, запоминают

Придумывают предложения

Открывают учебники, один ученик читает задание

         Разн -о-склон-я-ем-ые

Предполагаемый ответ: 2 корня. Корень разн- и корень –склон-

Предполагаемые ответы: корень разн- имеет значение разный, неодинаковый. Корень -склон- обозначает склонение, склонять, изменять.

Предполагаемый ответ: изменяются по разному типу

Предполагаемы ответ: изменить по падежам

И.п. поле, мышь, время

Р.п. поля, мыши, времени

Д.п. полю, мыши, времени

В.п. поле, мышь, время

Т.п. полем, мышью, временем

П.п. о поле, о мыши, о времени

(возможно, что слово время будет изменено неправильно или с ошибками)

И.п. поле, мышь    , время

Р.п. поля, мыши, времени

Д.п. полю, мыши, времени

В.п. поле, мышь   , время

Т.п. полем, мышью, временем

П.п о поле, о мыши, о времени

Предполагаемый вывод: Сущ. ВРЕМЯ имеет окончания разных склонений: в Р., Д., П. п. в ед.ч. имеют окончания сущ. 3 скл. –И, а в Т.П. – окончание сущ. 2 скл. – ЕМ.

Сущ на -мя

В Р.п., Д.п., П.п.                   В Т.п.

основа +ен + и     основа+ен+  ем

 

Из словаря Ожегова значения:

БРЕМЯ, -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое,трудное, тяжесть (книжн.). Взять на себя непосильное б. Нести свое б. Подбременем забот. * Раз-решиться от бремени (устар.) - родить.

СТРЕМЯ, род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдетьноги в стремена. 2. Слуховая косточка среднего уха (спец.). II уменыи.стремечко, -а, ср. (к 1 знач.). II прил. стременной, -ая, -ое (к 1 знач.) истремянный, -ая, -ое (ко 2 знач.).

ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными,затылочными и височными костями. II уменьш. темечко, -а, ср. II прил.теменной, -ая, -ое. Т. бугор.

Примеры предложений: Знамя школы красиво развевалось. На ней лежало тяжелое бремя. Он вставил ногу в стремя. Он ударил его в темечко.

Стадия рефлексии

4. Подведение итогов. Рефлексия (7 мин.)

Давайте подведем итоги нашего урока и составим синквейн в парах на тему, которую изучали сегодня.

Правила написания синквейна:

1 - тема, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;
2 - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;
3 - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;

4 - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5 - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Объединяются в пары и создают синквейны. Результаты заслушиваются

Пример:

Существительное

Необычное, Разносклоняемое,  

Изменяется, добавляют, запоминается

Их мало, но они особенные

Хамелеон

5. Домашнее задание (2 мин.)

Запомнить разносклоняемые существительные, составив для себя напоминалку, как лучше запомнить все разносклоняемые существительные.

Записывают домашнее задание в дневник

6. Подведение итогов (5 мин.)

Для того, чтобы нам закрепить изученное сегодня я вам предлагаю сделать небольшое задание (раздаются индивидуальные распечатки).

Прочитайте задание.

Вставьте вместо пропусков нужные слова.

10 имен существительных________________ рода на _______ (____________, ___________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________), и существительное ________________ рода ________________ называются разносклоняемыми, так как в ______, ______ и ________ падежах единственного числа они имеют окончания существительных ______ склонения _________, а в _______ падеже принимают окончание существительных ____________ склонения ___________. (Приложение 3)

Давайте проверим, что у вас получилось. Обменяйтесь, пожалуйста, в парах листочками и сверьтесь со слайдом и внесите коррективы в работы друг друга.

Ученик читает задание

Дети работают над заданием

Обмениваются листочками, проверяют работы, вносят исправления.

Образец ответа:

10 имён существительных среднего рода на –мя (время, бремя, стремя, пламя, племя, имя, вымя, семя, темя, знамя), и существительное мужского рода путь называются разносклоняемыми, так как в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончания существительных 3-го склонения –И, а в творительном падеже принимают окончание существительных 2-го склонения –ЕМ

7. Орг. Момент

(1 мин.)

Итак, сегодня мы с вами говорили… Познакомились с правилами их изменения.

Дома вы этот материал ещё раз повторите.

На этом наш сегодняшний урок окончен.


Приложение1


Приложение 2


Приложение 3

Задание: Вставьте вместо пропусков нужные слова.

10 имен существительных________________ рода на _______ (____________, ___________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________), и существительное ________________ рода ________________ называются разносклоняемыми, так как в ______, ______ и ________ падежах единственного числа они имеют окончания существительных ______ склонения _________, а в _______ падеже принимают окончание существительных ____________ склонения ___________.

Задание: Вставьте вместо пропусков нужные слова.

10 имен существительных________________ рода на _______ (____________, ___________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________), и существительное ________________ рода ________________ называются разносклоняемыми, так как в ______, ______ и ________ падежах единственного числа они имеют окончания существительных ______ склонения _________, а в _______ падеже принимают окончание существительных ____________ склонения ___________.

Задание: Вставьте вместо пропусков нужные слова.

10 имен существительных________________ рода на _______ (____________, ___________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________), и существительное ________________ рода ________________ называются разносклоняемыми, так как в ______, ______ и ________ падежах единственного числа они имеют окончания существительных ______ склонения _________, а в _______ падеже принимают окончание существительных ____________ склонения ___________.

Задание: Вставьте вместо пропусков нужные слова.

10 имен существительных________________ рода на _______ (____________, ___________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________, ____________), и существительное ________________ рода ________________ называются разносклоняемыми, так как в ______, ______ и ________ падежах единственного числа они имеют окончания существительных ______ склонения _________, а в _______ падеже принимают окончание существительных ____________ склонения ___________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.

Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...

Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления

Приводится урок русского языка с использованием технологии критического мышления...

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока "Имя существительное как часть речи"...