План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Культура речи и речевой этикет»
план-конспект занятия по русскому языку (6, 7, 8 класс) на тему

Гаврюшенко Анна Витальевна

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Культура речи и речевой этикет"", на котором учащиеся поработают над исправлением детских речевых ошибок и в реальном времени проиграют различные речевые ситуации, по итогам которых сделают выводы о важности и престижности общеречевой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4.docx119.64 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект открытого занятия

педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко

Тема: «Культура речи и речевой этикет»

Дата: 19.01.2017 г.

Цели и задачи:

  • образовательная: дать понятие о конкретной реализации языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения;
  • развивающая: развивать аналитическое мышление;
  • воспитательная: воспитывать чувство  уважительного отношения к слову, чистоте русского языка, богатству речи.

Тип занятия: комбинированное

Технология: круглый стол

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая (ребята работают в группе)

Оборудование: презентация на тему «Виды языковых норм», презентация на тему «Самые распространенные речевые ошибки школьников» ; раздаточный материал – карточки с заданиями; толковые и орфографические словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

время

Ход занятия

Действия педагога

Действия учащегося

Результат

работы

1.

2 мин

Орг момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем круглый стол на тему «Культура речи и речевой этикет»

Приветствие. Записывают тему занятия в тетрадь

Знакомство с темой урока

2.

3 мин

Формулировка цели и задач

- Сегодня на занятии мы  узнаем о самых распространенных речевых ошибках и способах их исправления, поразмышляем о том, насколько важно сохранить нашу речь чистой и правильной

Прослушивание информации

Планирование работы

3.

10 мин

Беседа

Педагог задает ряд вопросов:

1. Что такое в вашем понимании культура?

(система каких-либо устойчивых ценностей)

2. Как вы понимаете выражение «культура речи»? (соблюдение норм литературного языка)

Учащиеся размышляют, отвечают.

 

Пробуждение речемыслительной деятельности

4.

 5 мин

Выступление 1 докладчика

- Ребята, мы с вами по ходу занятия будем находить ответы на разные вопросы. Давайте зафиксируем первый из них: Что такое культура речи? Сейчас мы прослушаем первого докладчика и  вместе сформулируем ответ на вопрос.

Учащиеся  прослушивают материал. Вывод записывают в тетрадь

(Что такое культура речи? Культура речи – это степень владения языковыми нормами и умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения)

Активизация коммуникативной, аналитической деятельности. Совершенствование навыков устной и письменной связной речи.

5.

5 мин

Выступление 2 докладчика

- А теперь давайте разберемся, какие языковые нормы бывают.

Учащиеся  прослушивают материал. Вывод записывают в тетрадь

(Языковые нормы:орфоэпические – правила постановки ударения; орфографические – правила написания  слов; словообразовательные - правила образования слов; лексические – правила использования слов в соответствии с их значением; морфологические - правила употребления слов; пунктуационные – правила постановки знаков препинания; синтаксические – правила построения словосочетаний и предложений).

Активизация коммуникативной, аналитической деятельности. Совершенствование навыков устной и письменной связной речи

6.

15 мин

Просмотр презентации «Виды языковых норм»

Все участники занятия наглядно обсуждают виды языковых норм и возможные ошибки, опираясь на презентацию педагога.

Закрепление и расширение имеющихся знаний

7.

10мин

Перемена

Настольные игры.

8.

40 мин

Игры со словами

Педагог предлагает учащимся поиграть со словами, раздают карточки (см Приложение 1,2,3,4)

Совершенствование общеязыковой грамотности

9.

10 мин

Просмотр и обсуждение презентации «Самые распространенные речевые ошибки школьников»

Все участники занятия наглядно обсуждают виды языковых норм и возможные ошибки, опираясь на презентацию педагога.

Закрепление и расширение имеющихся знаний

10.

 5 мин

Выступление 3 докладчика

- Последний вопрос, на который мы также получим ответ, звучит так: Что такое речевой этикет?

Педагог раздаёт памятку «Заповеди речевого этикета» (см Приложение 5)

Учащиеся  прослушивают материал. Вывод записывают в тетрадь

(Речевой этикет – это условный язык вежливости, то есть правила речевого поведения, которые определяют где, с кем и как говорить)

Активизация коммуникативной, аналитической деятельности. Совершенствование навыков устной и письменной связной речи

11.

10 мин

Ролевые игры «Ситуация общения»

Участники общения отвечают на вопросы, а затем разыгрывают ситуацию, которая бы подтверждала правила речевого общения.

- Назовите слова приветствия.

- Выскажите просьбу.

- Какими словами лучше всего начать знакомство?

- Как принято извиняться в культурном обществе?

- Как попрощаться, чтобы людям было приятно видеть тебя снова?

Совершенствование коммуникативных навыков речевого общения.

12.

5 мин

Подведение итогов

Учащиеся свободно высказываются, самостоятельно подводят итоги

(Речевой этикет является сегодня одним из главных источников культурных ценностей. То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно. Быть вежливым, культурным и грамотным – вот показатель современного успешного человека)

Актуализация знаний литературных терминов.

120 мин

Приложение 1.

Игра 1.. Расставь ударение в словах.

Перед тобой 30 слов, в которых чаще всего ставят ударение неверно

Звонит, баловать, бармен,
водопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, электропровод, договор (и договоры), жалюзи, завидно, каталог, квартал, красивее, кулинария и кулинария, маркетинг, мастерски, наращённые, новорождённый, обеспечение, облегчить, откупорить, петля, позвонишь, звонят, пуловер, свёкла, танцовщик, танцовщица, творог и творог (оба варианта равноправны), тирамису, торты, тотчас, туфля, феномен, черпать.

Ответы к Игре 1.Проверь себя.

ЗвонИт, баловАть, бАрмен,
водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, но: электропрОвод, договОр (и договОры), жалюзИ завИдно каталОг квартАл красИвее кулинАрия и кулинарИя (оба варианта равноправны) мАркетинг мастерскИ наращЁнные новорождЁнный обеспЕчение облегчИть откУпорить пЕтля (петлЯ – уместно в обиходной речи) позвонИшь, звонИт, звонЯт пулОвер свЁкла танцОвщик, танцОвщица творОг и твОрог (оба варианта равноправны) тирамисУ тОрты тОтчас тУфля фенОмен чЕрпать

Приложение 2.

Игра 2. «Один-много». Часть А

Директор – _________________

Инспектор - _________________

Катер- ______________________

Окорок – ____________________

Паспорт – ___________________

Профессор – _________________

Сторож – ____________________

Фельдшер – __________________

Округ – ______________________

Ответы к Игре 2. «Один - много»

Директор – директора;

Инспектор – инспектора;

Катер - катера;

Окорок – окорока;

Паспорт – паспорта;

Профессор – профессора;

Сторож – сторожа;

Фельдшер – фельдшера;

Округ – округа.

Игра 2. «Один-много». Часть Б

Возраст – _________________

Диспетчер - _________________

Договор - ______________________

Драйвер – ____________________

Термос – ___________________

Инженер – _________________

Конструктор – ___________________

Принтер – __________________

Слесарь – ______________________

Торт - _________________

Тренер - __________________

Шофер - _________

Ответы к Игре 2. «Один - много»

Возраст – возрасты;

Диспетчер – диспетчеры;

Договор – договоры;

Драйвер – драйверы

Термос – термосы;

Инженер – инженеры;

Конструктор – конструкторы;

Принтер – принтеры;

Слесарь – слесари;

Торт – торты;

Тренер – тренеры;

Шофер – шоферы.

Приложение 3.

Игра №3. «Шоппинг»

Закончите фразу, поставив имена существительные в нужную форму.

«Взвесьте мне, пожалуйста, килограмм ….»

Абрикосы – _________________,

Ананас – ____________________,

Апельсин – __________________,

Яблоки – ____________________,

Бананы – ____________________,

Гранаты – ___________________,

Мандарины – ________________,

Помидоры – _________________,

Томаты – ____________________,

Макароны - __________________ .

Ответы к Игре 3. «Шоппинг»

Закончите фразу, поставив имена существительные в нужную форму.

«Взвесьте мне, пожалуйста, килограмм ….»

Абрикосы – абрикосов,

Ананас – ананасов,

Апельсин – апельсинов,

Яблоки – яблок,

Бананы – бананов,

Гранаты – гранатов,

Мандарины – мандаринов,

Помидоры – помидоров,

Томаты – томатов,

Макароны – макарон.

Приложение 4

Игра №5. «Речевые недочеты». Внесите исправления в данные предложения и перепишите их правильно.

1. Эта задача требует менее сложнейшего решения. 2. Рабочий добивался самого наибольшего успеха от своего изобретения. 3. Роза красивше шиповника. 4. Сироп слаже морса. 5. У многих рек один берег крутее, чем другой. 6. Мне более приятнее отдыхать в России, чем за рубежом. 7. Зайчачья шапка оказалась очень теплой. 8. Эта книга показалась мне более интереснее.9. И волчую вашу натуру я знаю давно. 10. Мирская политика очень интересует моего брата.

Ответы к Игре 5. «Речевые недочеты»

1. Эта задача требует менее сложного (или сложнейшего) решения. 2. Рабочий добивался наибольшего успеха от своего изобретения. 3. Роза красивее шиповника. 4.  Сироп слаще морса. 5. У многих рек один берег круче, чем другой. 6. Мне более приятно (или приятнее) отдыхать в России, чем за рубежом. 7. Заячья шапка оказалась очень теплой. 8. Эта книга показалась мне более интересной (или интереснее). 9. И волчью вашу натуру я знаю давно. 10. Мировая политика очень интересует моего брата.

Приложение 5.
https://fs00.infourok.ru/images/doc/259/264056/img13.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для конференции "Культура речи и речевой этикет в современных условиях

"Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной» - это слова из вступления к ром...

План-конспект открытого занятия пр. Кобзевой Н.Г. на тему «Искусство составления букетов» по предмету «Основы детского этикета и эстетики»

Цели урока:-   Развивать чувство прекрасного, умение замечать  красоту во всем;-   Дать представление об искусстве составления букетов;- Научить детей самостоятельно сос...

План-конспект открытого урока дополнительного образования детей Тема: "Совершенствование базовой техники и кумитэ киокусинкай"

План открытого занятиягруппы 2-го года обучения объединения «Рукопашный бой»Педагог дополнительного образования Паулкин А.А.Тема занятия:      Совершенствование базовой техник...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Создание текстов (рассказ, сказка, рассуждение, описание)»

Перед вами конспект открытого занятия «Создание текстов (рассказ,сказка,рассуждение, описание)». Это урок развития речи, на котором учащиеся проявят свои творческие способности и напишут д...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Работа над словом»

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Работа над словом", на котором учащиеся научатся создавать и использовать такие средства художественной выразительности, как эп...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Типы заголовков. Влияние заголовка на содержание текста»

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Типы заголовков.Влияние заголовка на содержание текста", на котором учащиеся узнают об основных правилах посторения заголовков...