Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению русского языка в вечерней школе
статья по русскому языку на тему


Предварительный просмотр:

"Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению русского языка в вечерней школе "

Совокупность приемов, используемых педагогом на уроке, называется технологией. Это самое простое определение данного понятия. На самом деле понятие педагогической технологии намного глубже. Наиболее точные определения следующие: образовательная технология – упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей  (Н.Таланчук) и образовательная технология – конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей (М.Кларин).  

Педагог должен построить свою деятельность на уроке в хорошо продуманной строгой последовательности, не лишённой свободы творчества.  Конечной целью подобной деятельности и является достижение положительного результата и повышение качества знаний учащихся. В современном мире нужно брать во внимание психические, физиологические, личностные, возрастные особенности учащихся. Особенно это актуально для вечерних школ,  ученики  которых не всегда внимательно слушают, часто отвлекаются, не учат уроки дома, нарушают дисциплину на уроках. Они не заинтересованы  в получении полноценного образования. Безусловно, на них  оказали огромное влияние социальные и материальные условия жизни,  низких уровень образования родителей. Основная нагрузка в таких случаях ложится на плечи педагога. Ученику необходимо получить базовый уровень знанийи найти своё место в обществе. Это социально-значимая задача, не считаться с которой нельзя. Применение современных педагогических технологий и позволит учителю выполнить поставленную задачу и превратить воспитанника из объекта в субъекта образовательного процесса, стремящегося познать окружающий мир, увидеть своё место в нём в связи с другими объектами окружающей действительности. Вербальный способ передачи знаний уходит на второй план, появляются более эффективные методы работы. Системно-деятельностный подход в обучении выходит на первый план. Нужна положительная мотивация с целью побуждения ученика к познавательной деятельности, ориентированной на постоянное развитие.  Неважно с какими знаниями пришёл ученик, важно его стремление к развитю своего личностного и творческого потенциала. Педагогам важно уйти от шаблонных форм построения уроков, от не всегда эффективного распределения времени, нужно дать ученикам почувствовать себя  «хозяевами урока», способными в лёгкой и непринудённой форме дать ответы на поставленные учителем задачи.  Многое зависит и от педагога, от уровня его квалификации, опыта работы, желания творить. Педагогу должны быть понятны и доступны все уровни понятия педагогической технологии:  общепедагогический (общедидактический) уровень, частнометодический (предметный) уровень, локальный (модульный) уровень. В итоге возникает взаимосвязь следующих понятий:

образовательный процесс в  регионе – в учебном заведении -  на определенной ступени обучения

предмет -  класс -  учитель

учебно - воспитательный  процесс - частных дидактические  и воспитательные задачи

Педагог должен видеть разницу между такими понятиями , как технология , составляющими которой являются процесс – количество – расчёт ,и методика, составляющими которой являются содержание – качество – вариативность – ориентиры. Только тогда его можно считать готовым работать в новых условиях , используя современные стандарты.

        В вечерних школах особое значение имеет дифференциация учащихся по уровню знаний, по возможности усвоения материала, с целью диагностики уровня усвоения усвоения учебного материала. Одной из главных задач учителя является мотивация и организация учебной деятельности учащихся. О. И. Горбич  считает, что «диагностика готовности обучения личности по определенной технологии – это, в каком-то смысле, диагностика языка, на котором человек будет говорить с окружающим миром, и изучение его способности понимать другие языки». Кроме того, воспитанники вечерних школ не проявляют интереса к изучаемым предметам. Следовательно, учебный материал должен быть усвоен с помощью определённых, хорошо подобранных и продуманных на каждом этапе урока средств обучения.

У учителя в зависимости от контингента обучаемых  и уровня их знаний есть возможность выбора одной из технологий или совокупности нескольких.Наиболее распространёнными являются следующие:

- предметно-ориентированные технологии обучения;

- личностно-ориентированного образования;

- диалоговые технологии обучения русскому языку;        

        - игровые технологии;

        - компьютерные технологии в обучении.

Методы реализации каждой из этих технологий достаточно разнообразны.

Одним из вариантов предметно-ориентированной  технологии обучения является  технология дифференцированного обучения. Её реализация в вечерней школе на данный момент даёт наиболее эффективные результаты. Это происходит по причине того, что  учитель ориентирует  учащихся   на различные уровни требований к усвоению материала. Выбор уроков дифференцированного обучения обоснован следующим:

  1.  «Приоритетными задачами  обучения являются формирование позитивного отношения к учению, сохранение и укрепление психосоматического здоровья обучающихся, создание условий для развития и самовыражения индивидуальности каждого ученика. Ученик рассматривается не как объект педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, личностным потенциалом, индивидуальными возможностями и особенностями. Такие возможности предоставляет дифференцированное обучение, которое учитывает темп деятельности обучающегося, уровень его обученности,  сформированность умений и навыков и др. Осуществление дифференцированного подхода в обучении в вечерней школе - явление позитивное, заключающее в себе большой творческий потенциал.» (Оришева Е. Е.)
  2. В вечерней школе система дифференцированного обучения является ,на мой взгляд, наиболее эффективной. Это связано с тем, что именно дифференцированный подход позволяет учитывать индивидуальные психолого-педагогические особенности учащихся, возрастные и личностные характеристики, разный уровень подготовки, пробелы в знаниях за предыдущие классы. Нужно исходить из того,что одни  ученики просто забыли то, что когда-то изучали и хорошо знали, другие - в силу каких-то причин никогда не обладали знанием той или иной темы или целого раздела курса. Кроме того, одна методика потребуется при занятиях с обучающимися, пропустившими текущую тему вследствие своей непосредственной работы или болезни, другая – с обучающимися, которые аккуратно посещали уроки, но всё же не усвоили пройденный материал. Таким образом, разнобой в знаниях учеников, пришедших в вечернюю школу из разных школ, имеющих различный перерыв в обучении и  неодинаковых в возрастном отношении по русскому языку значительно больше, чем по другим учебным  предметам, и поэтому немалое число обучающихся нуждается не только в дополнительной индивидуальной помощи , но и в дифференцированном подходе к каждому ученику на каждом уроке.
  3. В связи с высокими требованиями в отношении усвоения учебного материала по русскому языку возрастают перегрузки учащихся , снижается мотивация учения. Изучение предмета на одинаково высоком уровне становится особенно проблематичным. У учащихся снижается мотивация учебной деятельности ,им сложнее осознавать себя субъектами учебной деятельности. И именно дифференцированное обучение  позволяет учащимся усвоить одинаковый объём материала , опираясь на разные уровни требований к его усвоению.
  4. Внутренняя дифференциация , основанная  на максимальном учёте индивидуальных особенностей учеников , предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференцированность заданий, разные виды деятельности, разную степень участия учителя в учебном процессе .Этим обусловлено деление класса на группы (мобильные).
  5. Работа осуществляется по одной программе, но на разных уровнях сложности с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета.

Каждый урок должен чётко продуман и структурирован.Остановимся на уроке систематизации, обобщения и закрепления умений. Наиболее распространённой формой подобных уроков является урок практикум.

1. Цели  данного  урока (обучающая, развивающая, воспитательная) должны быть реализованы в рамках поставленных задач:

а) систематизация и обобщение новых знаний;

б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;

в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;

 г) формирование умений и навыков;

д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

Тип урока, его этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени ,содержание урока соответствовали  поставленным целям.

Основной  способ организации деятельности учащихся - групповая форма работы.

Структура урока:

-   сообщение темы, цели и задач;

-   актуализация опорных знаний и умений учащихся;

-   мотивация учебной деятельности учащихся;

-  подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;

-   выполнение работы учащимися самостоятельно, но под руководством учителя;

-   составление отчетов;

-   обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

-рефлексия;

-домашнее задание

Главный акцент делается  на целостном восприятии учащимися темы, дифференцированный подход позволяет каждому ученику реализовать свои способности.

2. Организация урока. Тип урока, его этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, содержание урока должны   соответствовать поставленным целям.

Основным   способом  организации деятельности учащихся  является групповая форма работы.

Структура урока строится следующим образом:

-   сообщение темы, цели и задач;

-   актуализация опорных знаний и умений учащихся;

-   мотивация учебной деятельности учащихся;

-  подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;

-   выполнение работы учащимися самостоятельно, но под руководством учителя;

-   составление отчетов;

-   обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

-рефлексия;

-домашнее задание

Главный акцент делается  на целостном восприятии учащимися темы, дифференцированный подход позволяет каждому ученику реализовать свои способности.

3. Приёмы обучения.  Постановка проблемных, частично-поисковых вопросов актуализации знаний обучающихся, обращение к наглядным и компьютерным средствам обучения.

4. Содержание урока. Содержание урока должно позволить  систематизировать и обобщить ранее изученный материал в соответствии с научной  обоснованностью и возрастными возможностями учащихся.

Необходима  связь теории с практикой, связь с ранее пройденным материалом, ранее изученный материал должен использоваться  с целью развития познавательной активности и самостоятельности.

5.  Методика проведения урока. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Учитель ставит  проблемные вопросы и создаёт проблемные ситуации.

Методы работы:

-учебная работа под руководством учителя

-логические методы (сравнение, анализ)
-проблемно-поисковый метод (использование заданий типа "докажи", "объясни", "оцени", "сравни", "найди ошибку")

-репродуктивный метод (использование заданий типа "прочитай",  "перескажи", "повтори", "вспомни")

-словесный метод

-методы стимулирования учения

-наглядно-иллюстративный метод и др..

6. Соотношение деятельности учителя и учеников. Объём и характер самостоятельных работ ориентирован на возможности учащихся.

   Работа  строится в сотрудничестве с учителем, который направляет учащихся на самостоятоятельную , познавательную, творческую активность. Содержание материала урока  должно быть личностно-ориентированно, доступно каждому ученику.

На уроке должны быть использованы различные формы работы: групповая, индивидуальная, самостоятельная , рефлексия, самооценка.

     Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей уч-ся,  широко используется  дифференцированный  подход , отклонений от плана работы быть не должно. Учитывая наполняемость класса , учитель обязан стремиться   задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их знаний и коммуникативной активности.

Большую роль в этом сыграет четкое планирование структуры урока , использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала.

Кроме того, учителя вечерних школ стараются внедрять в процесс обучения модульные уроки,  методы проектов,  педагогических мастерских, уроки – исследования, уроки-диалоги, игровые и компьютерные  технологии. Особо востребованы  компьютерные программы-презентации, информационно-обучающие и тестовые программы. Безусловно, что для овладения подобными технологиями учитель должен своевременно проходить  курсовую подготовку, посещать мастер-классы других педагогов . В формировании положительной мотивации к изучению русского языка в вечерней школе одна из главных ролей отводится  личностному  подходу (межличностному  сотрудничеству) , нацеленности на успех, что является  главным  условием развития детей в обучении; предупреждении ошибок, а не работе над уже совершенными ошибками; дифференциации, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованному  обучению .

        Проблемы в вечерней школе были всегда. Они не исчезнут и с применением новых педагогических технологий. Учитель должен работать на перспективу. Акцент лучше делать не на инновациях, а на индивидуальном, личностном подходе к каждому ученику, умелом распределении его времени, переключении его интересов из социально-опасной деятельности в сферу активного творческого поиска. Только тогда каждый из воспитанников вечерних школ найдет своё место в обществе и будет адекватно оценивать окружающую действительность.

Список литературы:

1. О. И. Горбич. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.

          2.  Г. В. Селевко. Современные педагогические технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся начальной школы".

Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся  начальной школы"....

Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики

Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики...

« Формирование положительной мотивации к изучению немецкого языка через использование современных образовательных технологий»

Главная цель – научить школьника учиться. А научиться нужно многому, и прежде всего умению трудиться, трудиться осмысленно, результативно и творчески, создавая организационно-педагогические усло...