Урок русского языка для учащихся 7 класса повторение темы "Наречие как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Урок повторения темы "Наречие как часть речи".

Цели урока:

·        систематизировать и обобщить знания о наречии

·        отработать навыки правильного написания и произношения наречий

·        сформировать умение использовать в собственной речи наречия как выразительное средство языка на примере материалов о Великой Отечественной войны

·        воспитывать учащихся в духе патриотизма, любви к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_dlya_uchashchihsya_7_klassa.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок русского языка для учащихся 7 класса

повторение темы «Наречие как часть речи»

 

                                                                Перед вами громада – русский язык.

                                                               Наслажденье глубокое зовет вас,

                                                                наслажденье погрузиться во всю

                                                                неизмеримость его и изловить чудные

                                                                законы его…

                                                                                                      Н.В.Гоголь

Цели урока:

        систематизировать и обобщить знания о наречии

        отработать навыки правильного написания и произношения наречий

        сформировать умение использовать в собственной речи наречия как выразительное средство языка на примере материалов о Великой Отечественной войны

        воспитывать учащихся в духе патриотизма, любви к своей Родине.

 

                                Ход урока.

1.     Орг.момент. Слово учителя.

     Ребята, сегодня у нас урок на тему «Повторение наречий». Целью его является систематизация и обобщение знаний, отработка правильного написания и произношения наречий, умение использовать в собственной речи наречия как выразительное средство языка. Эпиграфом к данному уроку взяты слова Н.В.Гоголя. Ведь на сегодняшнем уроке мы будем говорить о законах русского языка. Но невозможно забыть еще об одной дате – дне освобождения нашего родного города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. Для того чтобы ещё раз вспомнить о подвиге людей, не надо ждать юбилея. Ведь защитники нашей Родины отдали свои жизни за свободу России, за то, чтобы эта страна не исчезла с карты, чтобы остался жив русский язык.

     Именно этой теме посвящено стихотворение поэтессы А.Ахматовой «Клятва», которое было написано именно в годы Великой Отечественной войны. (Читает заранее подготовленный ученик).

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

Но мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

                            А.Ахматова «Клятва»

 

2.     Итак, цели обозначены, мы начинаем наш урок. Прежде всего проверка домашнего задания.

3.     Орфоэпическая разминка. Каждое слово написано на вырезанном контуре цветка гвоздики, символизирующем вечную память. Ученики по очереди вытаскивают из «букета» по одному цветку. Их задача правильно произнести наречия.

Добела, до смерти, досуха, досыта, мельком, по двое, подолгу, по трое, сослепу, сослепа.

    

4.     Синтаксический разбор предложения. Выполняет ученик у доски.

Наши воины мужественно сражались у Задонского шоссе, наглухо закрывая фашистам дорогу к Воронежу.

    5.Работа у доски. Правильно записать слова, словосочетания и предложения по изученным орфограммам темы «Наречие как часть речи».

       Вопрос классу: Как определить правописание приставки не- или ни- в наречиях?

       Работа у доски. Записать предложения, выделить изученную орфограмму

 

 Никогда Россия ярма не носила. Велика Россия, а отступать некуда. Нигде не дышится так легко, как на Родине. Отважному всё нипочем. Смелый человек нигде не пропадет.

Вопрос классу: Когда пишется дефис между частями слов в наречиях?

Работа у доски.

а) работать по-ударному, разделить по-братски, поступить по-боевому, по боевому пути, ползти по-пластунски, говорить по-немецки, по-зимнему холодно, встретили по-русски.

б) Во-первых, я бы хотел, чтобы дети были активными борцами за мир. Во-вторых, надо, чтобы они выросли людьми честными, горячо любящими свою Родину.

                       Ю.Гагарин.

Вопрос классу: Рассказать правило «Написание мягкого знака после шипящих на конце наречий».

Работа у доски.

Матушка-рожь кормит всех сплошь.

Для дорогого гостя и ворота настежь.

По дорогам гремят пулемёты, войска проходят вскачь.

Партизаны стремительно и бесшумно умчались прочь.

Вопрос классу: Слитное и раздельное написание наречий.

 

 

 

Работа у доски. 2 человека чередуются и записывают словосочетания.

а) нестись вскачь, быть начеку, действовать вслепую, стоять на часах, не видно впотьмах

б) работать без устали, выстрелил в упор, уехал натощак, выучил наизусть, прибежал впопыхах.

 

6. Групповая работа. Учащиеся поделены на группы и получают свое задание. Пока учащиеся работают, звучит песня военных лет.

Задание для 1 группы.

а) Выразительно прочитать текст. Озаглавить его.

б) Определить тему текста

в) Морфологически разобрать выделенное наречие

 

Когда гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз, одним из первых в гарнизоне Брестской крепости подал команду «боевая тревога» новохоперец, дежурный по части Филипп Лаенко. Вскоре он получил боевое задание – спасти полковое знамя. Лаенко незаметно спрятал знамя под каменными плитами, а сам, раненый, попал в плен. Дважды пытался осуществить побег. И только на третий раз ему удалось вырваться на свободу. Советский воин продолжал сражаться против гитлеровский захватчиков в рядах Сопротивления во Франции. после войны Ф.Лаенко нашел спрятанное им знамя полка, которое сейчас находится в музее города Бреста.

 

Задание для 2 группы.

а) Определить тему текста

б) Указать причастные и деепричастные обороты

в) Морфологически разобрать выделенное наречие

 

Улицы Воронежа завалены обломками зданий, грудами кирпича, занесенного снегом. Редко к какому дому протоптана осторожная тропа. Изредка скрипнут ставни, хрустнет дерево в тлеющем здании. Жителей здесь нет уже более четырех месяцев. Ещё в августе немцы приказали населению города сосредоточиться в трехдневный срок в Военном городке для эвакуации. Людям была отведена небольшая территория далеко за Доном, названная немцами «Курской империей». Решивших ослушаться и возвратиться оттуда в город беспощадно расстреливали.

    Люди возвращались медленно, хмуро поглядывая вокруг, охваченные суровым молчанием. И кажется, что этот израненный город наделяет лютой ненавистью к врагу каждого, кто вошёл сюда.

 


 

Слово учителя: На сегодняшнем уроке мы с вами повторили правописание наречий, их произношение, вспомнили изученные орфограммы, мы занимались и индивидуальной работой у доски и в тетради, мы работали в группе. Мне кажется, что основную цель нашего урока мы выполнили.

А сейчас настало время небольшого диктанта.

                           Диктант

     За стадионом вздымал свои обрубленные деревья Ботанический сад. Трамвайное полотно, минуя стадион, стремилось дальше. Внизу, сойдя с рельсов, одиноко стоял трамвайный вагон, оставленный на этом месте ворвавшейся в город войной. Он пережил все бои, слышал все взрывы и выстрелы, что прогремели тут.

     Я долго смотрел на этот вагон. Была какая-то общность наших судеб. На одном пути, ненужно, непрошено, разрушительно, нас настигла война, и вот так же, как этот вагон, иссякла свинцом и железом мою жизнь, мою юность, меня самого…

                                                         Ю.Гончаров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи.

Предложенный учебный материал состоит из плана урока и методических рекомендаций к нему....

Урок русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи.

Конспект урока русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи....

Урок русского языка в 5 классе «Имя прилагательное как часть речи»

цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить правильно употреблять прилагательное в речи....

Урок русского языка в 6 классе "Имя существительное как часть речи. (Вводный урок)"

Урок русского языка в 6 классе Тема: Имя существительное как часть речи. (Вводный урок).Цели урока:1)...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе  по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...