Урок русского языка в 9 классе "Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Суботина Любовь Владимировна

 

 Базовый учебник. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др.- М.: Просвещение, 2015

 Цель урока: сформировать знания о роли указательных слов в СПП;

совершенствовать умения работы с техническими информационными средствами.

Тип урока: усвоение новых знаний.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_._v_9_kl.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

1. ФИО  учителя   Суботина Любовь Владимировна

2. Место работы МОБУ СОШ д. Первомайская муниципального района Мелеузовский район РБ  

3. Должность учитель русского языка и литературы

4. Предмет русский язык

5. Класс  9

6. Тема  урока  Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

7. Базовый учебник. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др.- 7-е изд.- М.: Просвещение, 2015

 8. Цель урока: сформировать знания о роли указательных слов в СПП;

совершенствовать умения работы с техническими информационными средствами.

 9. Задачи:

-обучающие:

 опознавать указательные слова в главной части СПП;

выяснять характер отношений между указательным  словом в главном предложении и последующим придаточным;

определять их синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП с двойными союзами;

составлять схемы СПП с указательными словами в главном;

  повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом;

- развивающие:

 развивать умение грамотного письма;

способствовать развитию речи учащихся;

- развивать умение работы с учебной информацией;

-воспитательные:

воспитывать  отзывчивость, уважительное отношение к другим людям; культуру речи;

- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других в условиях работы в группах.

10. Тип урока: усвоение новых знаний

11. Формы работы учащихся:  групповая, индивидуальная, фронтальная.

12. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет; мультимедийный проектор.

                                                           

Структура и ход урока

Этап урока

Название  используемых    ЭОР

          Деятельность учителя

             Деятельность ученика

Время

( в мин.)

1.

Организационный

Организует психологический настрой на учебную работу.

Объявляет эпиграф,  тему урока

Подготовка к учебной деятельности

1-2 мин.

2.

Постановка цели урока. Мотивация учащихся

Организует формулировку цели урока. Знакомит с планом работы на уроке.

1. Проверка ранее изученного материала.  

2.  Организует проблемное изучение нового материала;

3. Закрепление нового материала.

4. Работа по развитию речи.

5. Самостоятельная работа по выполнению  разноуровневых заданий.

6. Итоги урока.

Самомотивация: знания и умения, которыми должны овладеть на уроке:

- знать указательные слова и роль  в СПП;

- уметь находить их в предложении и правильно расставлять знаки препинания.  

Формулируют цель урока.

3 мин.

3.

Актуализация опорных знаний: строение СПП, средства связи,  союзы и союзные слова.

 

 

1. Посредством чего осуществляет- ся связь придаточного предложения с главным в СПП?

2. Как   отличить союз от союзного слова?

2. Объяснение задания  учащимся.

1. Устный ответ.

2. Групповая работа с таблицей «Установите  соответствие».(Приложение 1)

4 мин

4.

Объяснение нового материала

Интерактивная таблица

« Роль указательных слов в СПП»

1. Предлагает прочитать вопросы, размещенные в учебнике на стр. 62-63.

2. Организовывает наблюдение по таблице.

 3. Работа с таблицей

« Роль указательных слов в СПП»

4. Объясняет, как построить схемы СПП с указательным словом в главном.

1. Отвечают на вопросы.

2.Читают теоретический материал параграфа, рассматривают таблицу на стр. 63, делают выводы из наблюдений.

3. Наблюдение и освоение материала на примере интерактивной таблицы.

4. Слушают, чертят за учителем.

10 мин

5

Закрепление нового материала.

1.Руководит закреплением материала на основе упр. №99, оказывает помощь учащимся.

1. Учащиеся выполняют упр.№99, один ученик выполняет его у доски, объясняя постановку знаков препинания, подчеркивая указательные слова как члены предложения.

9-10 мин.

6.

Работа по развитию речи.

1. Организует работу по анализу текста (на карточках, приложение 2). Акцентирует внимание учащихся на возможных ошибках при употреблении указательных слов в устной и письменной речи.

3. Предлагает выполнить упр. № 103 с целью редактирования предложений.

1.Выполняют словарную работу. 2.Находят ошибки, записывают предложения в исправленном виде.

2. Взаимопроверка. Спорные вопросы разрешают с помощью учителя.

7 мин.

7.

Самостоятельная работа

Роль указательных слов в СПП

1гр.- 1-ый вар.

2 гр. -2-ой

3гр. -3-ий

4гр.-4-ый

1. Объясняет задание для учащихся по группам.

2. Оказывает консультационную помощь по мере необходимости

1. Выполнение разноуровневых заданий с использованием ЭОР.

2.Обсуждают выбор правильного ответа.

 4 мин.

8.

Подведение итогов урока

1. Подводит итог урока. Задает вопросы:

-Какова роль указательных слов в СПП?

 2.Организует самооценку учебной деятельности.

1.Отвечают на вопрос.

2. Делают самооценку. Анализируют, что усвоили хорошо, что осталось недостаточно понятым.

3мин.

9.

Домашнее задание.

 Выучить теоретический материал на стр.

 Дает рекомендации

Записывают в дневник

2 мин.


Приложение №1

 к плану-конспекту урока «Роль указательных слов в СПП»

Установите соответствие:

Сложноподчиненное предложение -

не являются членами предложения

Союзные слова -

…выделяется на письме знаками препинания независимо от позиции по отношению к главному

Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному:

…обозначает ситуацию, которая поясняется или уточняется в придаточном предложении

Связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью

…могут  быть омонимами

Союзы

…главного и придаточного предложений

Сложноподчиненное предложение состоит из

- это относительные местоимения и наречия, которые связывают придаточную часть с главной и являются членами предложения

Главное предложение в сложноподчиненном  предложении

…интонации, союзов, союзных слов, указательных слов

В сложноподчиненном  предложении придаточное предложение

- это такое сложное предложение, в котором одно из простых – главное, а другое - придаточное

Союзы и союзные слова

…  стоять перед главным, после него или в середине главного

Приложение №2

К плану-конспекту урока «Роль указательных слов в СПП»

(1) Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго, желаю добра и счастья. (2) Это не просто выражение вежливости. (3) В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. (4) Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим.(5) Умение чувствовать, умение видеть по- доброму окружающих тебя людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

(6) Мы говорим друг другу: здравствуйте, доброго вам здоровья.(7) В этих словах заключается глубокий моральный смысл; в них - сама сущность прикосновения души к душе.(8) Этими словами мы выражаем своё отношение к величайшей ценности - человеку.(9) Не сказать человеку    “здравствуйте”- значит показать дремучее моральное невежество.

(10) Мы говорим друг другу: благодарю, спасибо.(11) Благодарить - значит дарить добро, творить благо.(12) В слове “спасибо”, ставшем формулой человеческих взаимоотношений с незапамятных времён, выражается наше пожелание, чтобы  доброму к людям человеку всегда сопутствовало добро. (13) Дело не столько в том, чтобы уметь произносить эти слова в нужный момент, сколько в сердечной чуткости, в умении отвечать на добро движениями своей души.

(14) Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста.(15) В этом простом слове, способном производить чудесное воздействие, заключается наше уважение к достоинству человека, почитание в нём его самостоятельности, независимости, доброй воли.16) Человек должен иметь достоинство, чтобы обращаться к другому человеку с уважением, и в то же время он должен уметь откликаться на “пожалуйста”: просьба- это порыв души.

(17) Равнодушие к нуждающимся в помощи - это один из самых опасных пороков.  (18) Быть равнодушным - значит, по существу, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека. (19) Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, сочувствием, состраданием и в то же время высокой принципиальностью и требовательностью, непримиримостью к злу, умением отличить безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу.

(По В.Сухомлинскому)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно о...

Открытый урок в 9 классе "Роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях".

Открытый урок в 9 классе "Роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях" с испольхованием ИКТ (подготовка к ГИА)....

Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»

Цели урока: обобщить знания школьников по теме "СПП", формировать умение работать в группе, анализировать и сопоставлять, формулировать мысли....

презентация к уроку русского языка в 11 классе по теме "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

материал содержит теоретические сведения и практический материал для самостоятельной работы...

Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным» (конспект, презентация, проверочный тест)

Цели урока:научиться  различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными  и производить их синонимическую замену;закрепить умения  правильно расставлять знаки препинания и с...

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Цель содержательная познакомить учащихся со сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными...