Интегрированный урок русского языка в 4 классе "Как создавалась книга. Сложное предложение. Закрепление"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Буйлова Наталия Николаевна

Открытый урок можно проводить в 4 классе, когда ученики начальной школы знакомятся с будущим учителем русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по русскому языку в 4 классе.

Тема: «Как создавалась книга».

«Сложное предложение. Закрепление».

Цели:

  1. познакомить с историей развития письменности, книгоиздания, создания бумаги;
  2. закрепить знания о сложном предложении, умения отличать сложное предложение от простого;
  3. развитие познавательной активности, воспитание любви и бережного отношения к книге; развитие орфографической зоркости, воспитание внимательности, аккуратности.

Тип урока: урок- закрепление пройденного.

Вид урока:  интегрированный урок

Технология обучения: развивающее обучение, межпредметная интеграция.

Оборудование: презентация  «Microsoft  Power Point», иллюстрированное слайд-шоу по теме урока, индивидуальный раздаточный материал  (тексты для корректировки), облака на альбомных листах, выставка книг.

Ход урока:

1.Организационный момент (направлен на положительный эмоциональный настрой детей).

Здравствуйте, ребята. Как вы у же знаете, меня зовут Наталья Николаевна. На следующий год нам предстоит с вами вместе работать. Я буду вести у вас русский язык и литературу, а так же буду вашим классным руководителем. Сегодняшний урок – маленькая ступенька, маленький шаг к нашему знакомству. Итак начнем наш урок.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Торопись скорее в класс,

Интересно здесь у нас!

Учитель. Дети! Представьте, что на вас льёт солнышко свои тёплые лучики. Дарит их маме, папе, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра!

Учитель. Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое вам больше нравится?

На доске три облачка: облако с солнышком, облако с дождем и темно-синее облако. Ответы детей.

Учитель. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

2.Сообщение темы и целей урока. (слайд 1)

-Сегодня на уроке мы повторим понятие сложного предложения, его отличие от простого предложения. А главным героем нашего урока будет предмет, название которого вы должны будете отгадать (слайд 2 загадка о книге).

-Для чего нужны книги? (Ответы учеников).

(ученица читает стихотворение о книге)

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?..

3. Рассказ учителя об истории письменности.

-Книги не всегда были в таком виде, как мы их знаем. Древние люди передавали сообщения с помощью рисунков, надписей на камнях. Чтобы писать, человеку приходилось тогда быть каменотёсом. (слайды 3).

Люди, жившие много тысяч лет назад в Месопотамии, применяли для письма  глину. Такое письмо называлось клинописью. Глиняные книги   были тяжелы и не очень удобны. (слайды 4).

Американские индейцы покрывали изображениями шкуру бизона (слайд 5). Также передавали  сообщения «узелковым письмом» (слайд 6).

 В Древнем Египте  писали на папирусе. Папирус - это похожее на камыш болотное растение. (слайд 7).

Некоторые народы использовали пергамент ( слайд 8)- обработанную шкуру телёнка. У нас на Руси долгое время в качестве материала для письма использовали бересту(слайд 9).  На сегодняшний день обнаружено уже более 800 берестяных грамот – это при том, что береста очень плохо сохраняется.

  1. Работа с текстом. (слайд 10).

- Давайте вспомним, что такое предложение? Какими бывают предложения? Какое предложение мы называем простым? А какое сложным?

-Найдите сложное предложение, выделите грамматические основы. Составьте схему.

Первые рукописи появились на глиняных табличках. Потом люди писали на металле, а   на Востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для письма часто использовали пергамент и бересту.

-Что ещё нового о письменности вы узнали из данного текста?

5.Рассказ учителя об изобретении бумаги.

- В 105 г. н.э. в Китае была изобретена бумага (слайд 11). Её делали из измельчённых тряпок, сушили на специальных сетках.

Первые книги были рукописными, в единственном экземпляре, очень дороги, ценны. Обложки делали из дощечек, обтянутых кожей ( слайд 12). Отсюда пошло довольно древнее  выражение: «Прочитать книгу от доски до доски».

-Как вы объясните это выражение?

 -Люди нуждались в возможности увеличения количества книг и в 11 в. в Китае, а в 15 в. в Германии были изобретены печатные станки. (слайд 13).  В России печатный станок был изобретён позже, в 16 в. русским книгопечатником Иваном Фёдоровым (слайд 14).

- В современном издательстве занято много людей различных профессий: писатель, художник, редактор, корректор, переплётчик и др. На современных станках книги выпускают в несколько тысяч экземпляров (слайд 15).

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Словарная работа:  запомните правописание и лексическое значение  слов:  (работа по карточкам): слайд 16.

 редактор

корректор

типография

печать

Редактор – это человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке его к печати.

Корректор – человек, исправляющий ошибки в тексте.

Типография – это предприятие, изготовляющее книги, журналы, газеты и другую печатную продукцию.

Печать – это процесс изготовления печатного произведения.

-А сейчас, ребята, вы поработаете корректорами. Исправьте принесённый в редакцию текст (слайд 17).

В мире милионы кник. Самая балшая книга находица в гирмании, и весит ана двести петдесят килограмм.

-Найдите сложное предложение, назовите грамматические основы.

Что интересного вы узнали из текста?

Кроссворд (слайд 18).

Вам нужно разгадать кроссворд. Если вы все правильно угадаете, то получится слово, которое называет один их разделов русского языка, в котором как раз и изучаются все предложения и не только.

(на столе у учеников вопросы к кроссворду). Учитель читает вопросы.

1. Главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что будет делать? (сказуемое).

2. Группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль (предложение).

3. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет (дополнение).

4. Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения или между частями сложного предложения (запятая).

5. Главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении (подлежащее).

6. С помощью какого знака препинания на письме выделяется прямая речь? (кавычки).

7. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время и образ действия и отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? как? (обстоятельство).

8.  Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы  какой? Какая? Какое? чей? (определение).

9. Два слова, связанные между собой по смыслу. Одно из которых – главное, а другое – зависимое (словосочетание).

 - Как называется раздел науки о языке?  

- Дополните пословицы  о книге. Учитель читает первую часть пословицы, а ученики должны ее закончить:

Книга - твой друг, без неё…(как без рук)

Книга в счастье украшает, а в несчастье…(утешает)

Золото добывают из земли, а знания…(из книги)

Книги читаю – мир…(открываю)

Хлеб питает тело, а книги питают…( разум)

Кто много читает, тот много…(знает)

-Назовите сложное предложение, грамматические основы.

6. Беседа о бережном отношении к книге.

-Вы так много сегодня узнали о книге. О том, как долго люди шли к тому, чтобы мы сейчас  с вами могли читать красочные, иллюстрированные, красивые книги. Скажите, а чего не любит книга?

(ответы детей).

7.Рефлексия.

-Вам понравился урок? Ответьте на вопрос, выбрав один из вариантов к сложному предложению:

Мне понравился урок, потому что…(открывается запись на доске)

…я много узнал.

…я активно работал.

…я люблю узнавать новое.

…я посмотрел интересные слайды.

…(свой вариант ответа)

В качестве вывода к нашему уроку послушайте стихотворение:

Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей,

Вытекает и старится

Если ты выпустишь книгу из рук! (читает учитель).

Я для вас подготовила выставку книг. После урока вы можете подойти и поближе посмотреть книги. Наш урок подошел  к концу. На слайде открывается надпись: Спасибо за урок!» (слайд 19).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Как создаётся книга» «Сложное предложение. Закрепление » Интегрированный урок русского языка

Слайд 2

Цели урока: познакомится с историей развития письменности, книгоиздания, создания бумаги; закрепить знания о сложном предложении, умения отличать сложное предложение от простого .

Слайд 3

Не дерево, а с листочками. Не человек, а рассказывает

Слайд 4

В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт и знания. Первая в истории человечества книга – книга наскальных изображений.

Слайд 5

Книги на глиняных дощечках

Слайд 6

Американские индейцы покрывали изображениями шкуру бизона

Слайд 7

Узелки на память

Слайд 8

Книги на папирусе

Слайд 9

Книги на пергаменте Пергамент – это специально обработанная тонкая кожа

Слайд 10

Берестяные книги (грамоты)

Слайд 11

Найдите сложное предложение, выделите грамматические основы. Составьте схему. Первые рукописи появились на глиняных табличках. Потом люди писали на металле, а на Востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для письма люди часто использовали пергамент и бересту.

Слайд 12

Книги из бумаги

Слайд 13

Рукописные книги

Слайд 14

Первый печатный станок

Слайд 15

Первые печатные книги Иван Фёдоров

Слайд 16

Современное книгопечатание

Слайд 17

Запишите и запомните правописание и лексическое значение слов: РЕДАКТОР КОРРЕКТОР ТИПОГРАФИЯ ПЕЧАТЬ

Слайд 18

В мире милионы кник. Самая балшая книга находица в гирмании, и весит ана двести петдесят килограмм.

Слайд 19

В мире миллионы книг. Самая большая книга находится в Германии, и весит она двести пятьдесят килограмм.

Слайд 20

СКАЗУЕМОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ЗАПЯТАЯ ПОДЛЕЖАЩЕЕ КАВЫЧКИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Слайд 21

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения"

На этом уроке применяю информационные, игровые  технологии....

урок русского языка по теме "Простое и сложное предложение"

Цели и задачи данной презентации помогут учителю русского языка повторить ранее пройденный материал по синтаксису, изучить новый материал и отработать его при выполнении интересных упражнений ,которые...

Урок русского языка в 9 классе "Виды сложных предложений"

Урок русского языка, изучение нового в 9 классе....

Урок русского языка в 11 классе "Бессоюзные сложные предложения"

Урок обобщает и закрепляет знания по теме, содержит задания, способствующие подготовке к ЕГЭ....

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Сложное предложение».

Цель урока:  научить учащихся различать простые и сложные предложения; определять границы частей в сложном предложении; правильно употреблять знаки препинания между частями сложного предложения....

Разработка урока русского языка в 9 классе "Бессоюзное сложное предложение"

Урок изучения нового материала.На уроке формируются умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях, использовать различные синонимические кон...