Программа регионального компонента по русскому языку и литературе
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6, 8, 11 класс) на тему

Данная программа разработана для 6,8 и 11 классов и предусматривает реализацию внедрения регионального компонента на уроках русского языка и литературы, призванного способствовать формированию у школьников духовно - нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_region.komponent.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Апаринская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                                                                                                     

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО __________/______________

Протокол №  __

от __.08.2016г.

Протокол заседания педагогического совета

№ ____ от ________ 2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР  

__________/ Фазилова Н.А.

от ________ 2016г.

«Утверждено»

Директор МБОУ АСОШ                                  

Приказ № ___

от _________ 2016г.

___________Толочко С.В.

                                                                                                                                 

ПРОГРАММА

регионального компонента

по русскому языку и литературе

Учитель - Болгова Ирина Фёдоровна

                       

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Основными целями регионального компонента являются:

  • обновление содержания общего образования;
  • создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона;
  • овладение учащимися знаниями в области истории и культуры своего региона;
  • воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения

Приобщение учащихся к традициям, духовной культуре родного Донского края позволяет решить следующие задачи:

  • более глубокое развитие интереса к предметам,
  • становление интереса к духовной культуре малой родины,
  • оптимизации процесса социализации личности,
  • адаптации учащихся к местным социокультурным условиям.

Реализация регионального содержания образования осуществляется на уроках русского языка и литературы за счет

  • обогащения федерального компонента значимой региональной информацией, предоставляющей возможность в рамках усвоения минимума содержания основных программ получить представление о природных условиях, культуре, историческом прошлом Ростовской области;
  • изучения произведений  М. А. Шолохова, донских мотивов в произведениях  русских писателей и поэтов (А. С. Пушкина, А. П. Чехова, А. Блока, Л. Толстого, М. Лермонтова и др.);
  •  изучение казачьего фольклора, разнообразия его жанров, донских пословиц и поговорок, казачьих песен, донских былин и легенд;
  • включения модуля  краеведческой направленности в состав содержания основной образовательной  программы по литературе 6 класса.

  Календарно- тематическое  планирование

Предмет

класс

сроки

Тема урока рабочей программы

Региональный компонент

Русский язык

6

сентябрь

1.Имя существительное

2.Правописание окончаний

1.Стихи Н.Скрёбова, Н.Долинского, А.Софронова

1.Имя прилагательное

2.правописание окончаний

1.Стихи П.Вагина, А.Сафронова, Б.Примерова

2.Из данных пословиц  выписать имена прилагательные: Земля донская – казаку мать родная. Донской казак – хват, силой, удалью богат и т.д.

1.Глагол

2.НЕ с глаголами

Стихи Н.Долинского, А.Сафронова, Б.Примерова

ноябрь

Текст. План текста: простой и сложный

А.С.Серафимович «На хуторе» (отрывок из были)

декабрь

Лексика ограниченного употребления: диалектизмы

1.Написание мини-сочинения «Любимый уголок природы»

2.Найти соответствующие  диалектным общеупотребительные слова

2.Состаление книжек-малышек «Пословицы и поговорки Дона»

январь

Причастие

Стихи П.Вагина, Б.Примерова, Н.Долинского,

февраль

Деепричастие

Стихи Н.Долинского

Числительное

Запись загадок из Донского фольклора: двенадцать коней в поводу на уздечке веду; один пастух ночью тысячи овец пасет; курица шесть серых яиц снесла, а одно – красное.(год, луна и звезды, неделя)и т.д.

май

Личные местоимения

Стих Н.Долинского

8

сентябрь

Текст, его тема и основная мысль

Отрывки:

- А.И.Куприн «Костя Попов»

- М.Шолохов «Судьба человека»

Виды связи слов в словосочетании

Предложения из произведений:

- Н.А.Суханова «острый серп луны»

- В.Закруткин «Матерь человеческая»

октябрь

Второстепенные члены предложения

Предложения из «Подсолнуха» В.Закруткина

декабрь

Обобщённо-личные предложения

Пословицы и поговорки донских казаков

январь

Пунктуация при однородных членах предложения

Отрывки из «Возврата нет» А.Калинина

январь

Однородные и неоднородные определения

Стих. А.Калинина «На Днепре»

февраль

Р.Р.Статья в газету. Понятие о жанре, строение текста

Написание статьи «Мой хутор сегодня и завтра»

май

Прямая речь. Диалог. Знаки препинания

Отрывок из «Судьба человека» М.Шолохова,

Стих. «Когда я был и молод, и пригож…»

11

октябрь

Однородные члены предложения и пунктуация при них

Отрывки из «Возврата нет» А.Калинина

Виды сложных предложений. Знаки препинания в СПП.

Предложения из «Тихого Дона» М.Шолохова

Ноябрь

СПП с придаточными определительными

Предложения из  «Матерь человеческая» В.А.Закруткина

апрель

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Стихи А.Калинина «Когда меня уже не будет…», «Саше»

март

Р.Р.Изложение по тексту художественного стиля

Отрывок из «Тихого Дона» М.Шолохова

Литература

модуль

6

апрель

М.А.Шолохов «Жеребёнок»

М.А.Шолохов «Родинка»

В.Закруткин«Подсолнух»

А.В.Калинин Слово о писателе

А.В.Калинин. Лирика

8

сентябрь

Устное народное творчество. Лирические песни

Лирические песни казаков Дона: «А я бабочка отважная была», «Рюмочка по столику похаживает», «По Дону гуляет», «Лентяйка», «Мартын-Коротыш», «Ах, Айкануш»

Предания как исторический жанр русской народной прозы

Донские легенды «Братья», «Про Пугача» как свидетельство былых событий

октябрь

А.С.Пушкин. Слово о поэте

Презентация «Пушкин на Дону» стихи «Казак», «Калмычке».

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте

Тема Кавказа в творчестве писателя

февраль

А.П.Чехов. Слово о писателе

Л.П.Громов «Этюды о Чехове» (отрывки)

апрель

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Лирика писателей Дона: А.Калинина, А.Софронова

11

сентябрь

А.И.Куприн. Жизнь и творчество

Донские страницы в очерке «Костя Попов»

февраль

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество

«Донские рассказы»

апрель

Литература периода Великой Отечественной войны. Проза

М.А. Шолохов «Они сражались за Родину». Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений

апрель

Литература периода Великой Отечественной войны. Лирика

А.В.Софронов. «Хутор русский». Д.М. Долинский. « Всякое бывало» А.И. Недогонов. «Пулеметчик», «Солдатам большого мужества», «Под Выборгом», « 22 июня 1941года», «Я, гвардии сержант Петров».

май

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество

 «Бойцу южного фронта».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся как форма исследования регионального компонента по русскому языку и литературе

Участие в фестивале «Талант-2009» г. НевинномысскПроектная деятельность учащихся как форма исследования регионального компонента по русскому языку и литературе...

Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014

Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....

Проектная деятельность учащихся как форма исследования регионального компонента по русскому языку и литературе

Статья "Проектная деятельность учащихся как форма исследования регионального компонента по русскому языку и литературе" с приложением...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ  ЯЗЫК  И  ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ  ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования...

Программа семинара для учителей русского языка и литературы из регионов РФ 28.11. 2013 г. «Реализация метапредметного и деятельностного подходов к обучению рус языку и литературе посредством открытых образоват. технологий в условиях внедрения ФГОС

Мастер-классы:15.20–16.00 – Выступление учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №37 , к.п.н. Гульянц С.М. «Информационно-сетевое сопровождение уроков литературы в условиях внедр...

ПРОГРАММА реализации регионального содержания по русскому языку и литературе «АБРАМОВСКИЕ СТРОКИ

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года обозначены основные задачи, среди которых достаточно значимыми являются следующие: - обеспечение исторической преемст...


 

Комментарии

Данцова Лариса Алексеевна

Ирина Фёдоровна, давайте обмениваться материалами.

Лариса Алексеевна, добрый вечер! С удовольствием!!!

Данцова Лариса Алексеевна

Ирина Фёдоровна, спасибо за отклик. На каникулах обязательно найду время.

Борисова Галина Алексеевна

Спасибо, Ирина Фёдоровна, кое-что взяла для своего планирования)))

Данцова Лариса Алексеевна

Ирина Фёдоровна, благодарю за материал.