Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr._rus_yaz_9kl.docx95.73 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

курса «Русский язык» для 9  класса

на 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка.

       Настоящая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,  Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в IX классе – 68 часов.

       .

Курс русского языка направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

  • обеспечение языкового развития  обучающихся
  • овладение ими речевой деятельностью

Программа реализует:

  • идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
  • идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
  • культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.  

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Планируемые результаты обучения.

Личностные: осознание роли  русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ;

Готовность практически использовать русский язык в межличностном и межнациональном общении;

Осознание русского языка как средства приобщения к культуре русского народа, народов РФ и мировой культуре.

Метапредметные результаты;

-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

-овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости;

-умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях и дискуссиях;

-умение самостоятельно добывать знания; работать с различными источниками информации;

-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения;

-развитие способности использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

-овладение навыками речевого самоконтроля;

-умения и навыки анализа явлений языка на межпредметном уровне(на уроках родно языка, иностранного, литературы).

Предметные результаты:

-освоение базовых понятий: язык и речь, диалог и монолог и т. д.

-знание языковых единиц русского языка, их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения;

-уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения;

-знание основных  особенносей  фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка;

-знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике;

-умение пользоваться различными видами лингвистических словарей;

-чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров: художественных,  научно-популярных, публицистических, деловых;

-понимание информации, предъявляемой на слух в нормальном темпе речи;

-создание текстов, различных по жанру и стилю, с учётом сферы и ситуации общения;

-работа стекстом как источником информации, многоаспектный анализ текста, владение основными видами информационной переработки текста в план, тезисы и конспект;

-перевод фрагментов текста на русский язык с родного.

Главной особенностью программы является  ее направленность на:

  • достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык
  • осмысления его основных закономерностей
  • усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа
  • развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений
  • навыков самостоятельной учебной деятельности
  • самообразования, речевого самосовершенствования
  • успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
  • способностью осознанно воспринимать  и понимать звучащую речь и печатное слово
  • грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения

Курс отличается:

  • ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала
  • усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей
  • вниманием  к вопросам  истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Русский литературный язык

        Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие.

Понятие о литературном языке. Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность русского литературного языка.

Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные.

Виды лингвистических словарей (обобщение).

Культура речи как раздел лингвистики (обобщение). Основные задачи раздела. Культура речи и культура. Поведения человека.

*Понятие экологии языка.

Повторение изученного в 5 – 8  классах

Основные единицы языка: звук (*фонемы), морфема, слово, словосочетание, предложение.

Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения.

Трудные случаи орфографии и пунктуации.

Вопрос о тексте как единице языка и речи.

Текстоведение

Текст и его признаки (обобщение)

Основные требования к содержанию текста: соответствие его теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения, правильность выделения абзацев, достоверность фактического материала и др.

Основные средства связи предложений в тексте: лексические связи предложений в тексте (лексический повтор, синонимы, антонимы и др.), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия и др.), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов и др.), комбинированные.

*Анафора как риторическая фигура речи.

Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление).

Коммуникативная цель рассуждения (объяснить собеседнику что-либо, убедить его в чем-либо). Структура текста-рассуждения

Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише), помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, выявления и формулирования позиции автора и изложения собственного мнения.

Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории, рассчитанной на публику. Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю.

Основные требования к публичному выступлению.

Чтение и изложение текста (подробное и сжатое)

Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста.

Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста и др.

Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста сочинения и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т.п.); создание текста; редактирование текста.

Синтаксис и пунктуация  

Сложное предложение

Сложное предложение как единица синтаксиса

Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения.

Сложносочиненные предложения  

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложносочиненного предложения.

*Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения: соединительные отношения (одновременность, последовательность, причина и следствие; используются соединительные союзы и, также, тоже, да); противительные отношения (сопоставление, противопоставление; используются противительные союзы а, но, да, однако, зато); разделительные отношения (последовательная смена событий, явлений, перечисление взаимоисключающих событий, явлений; используются разделительные союзы либо, или, то ... то, не то ... не то).

Сложноподчиненные предложения

Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).

Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Использование указательных слов в сложноподчиненных предложениях.

Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т. п.).

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, сравнения, степени, цели, причины и следствия, условия, уступки).

*Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений в современной лингвистике.

*Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными, местоименно-определительными.

Сложные предложения с двумя или несколькими придаточными.

Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное); последовательное подчинение придаточных частей; сочетание в предложении соподчинения и последовательного подчинения.

Бессоюзные сложные предложения

Бессоюзное предложение, его грамматические особенности.

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями: 1)со значением перечисления, 2) со значением причины, пояснения, дополнения, 3) со значением времени, условия; следствия, сравнения; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий.

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: 1) сочинительная и подчинительная, 2) подчинительная и бессоюзная, 3) сочинительная и бессоюзная, 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

*Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.

Синтаксические конструкции с чужой речью  

Основные способы передачи чужой речи: 1) предложения с прямой речью, 2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью, 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (говорить о тебе), 4) предложения с вводными конструкциями (по словам родителей). Прямая и косвенная речь.

*Несобственно-прямая речь

Диалог и его основные виды: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и др.

Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, а также с помощью специальных вводных конструкций (по словам ... , как писал ... ). Основные требования к цитированию.

Повторение изученного в 5-9 классах

Программно-методическое обеспечение предмета

«Русский язык»

       Для учителя:

  • Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 9 класс. /В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.О. Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2009
  • Роговик Т.Н. Русский язык. 9 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации / Т.Н. Роговик. –М.: «Экзамен», 2004
  • Программа по русскому языку для 5-9 классов, авторы С.И. Львова (Москва, «Мнемозина» 2009г)
  • В.В.Львов,Львова С. И.,. Русский язык. 9 класс – 2010г.
  • И.П. Васильевых/ Поурочные разработки по русскому языку  к учебнику С.И.Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 9 класс». М.: Издательство «Мнемозина», 2011г.
  •  Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.
  •  Русский язык.9  класс. Поурочные планы по учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова – М.: Издательство «Мнемозина», 2011г.
  •  Справочные материалы по русскому языку. Приложение к учебнику –Москва» Мнемозина»-2010г. С.И. Львова, В.В. Львов.

Для учащихся:

  • Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
  • Львов В.В. Тетрадь оценки качества знаний по русскому языку. 9  класс /В.В.Львов. –М.: Дрофа, 2009
  • Львова С.И. Практикум по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010
  • Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  • Сенина Н.А., Гармаш С.В. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 9 класс / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009
  • Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 9 класс: К учебнику М.Т.Баранова. «Русский язык. 9 класс» / И.В.Текучева. –М.: Издательство «Экзамен», 2004

             Мультимедийные пособия

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.  

Полный мультимедийный курс по русскому языку для 9 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Интернет-ресурсы (для учащихся):

Словари:

  • http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка
  • http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова
  • http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)
  • http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)

Тренажеры:

для учителя

Справочно-информационные ресурсы:

  1. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru


Календарно-тематическое планирование по русскому языку  за курс 9 класса

№ урока

Раздел, тема

Кол-во часов

Месяц,

неделя

Оборудование

Формы работы

Виды деятельности

Осваиваемые учебные навыки

Осваиваемые метапредметные

умения

Домаш

нее задание

                       Русский язык  - национальный язык русского народа

1

Русский язык – национальный язык русского народа

Тип урока – комбинированный

Параграф 1

Дидактическая модель – объяснительно-иллюстративная

Цель:

Показать роль русского языка в современном мире,

Объяснить его авторитетность, убедить учеников в необходимости хорошего знания русского языка

1

Сентябрь,

1-я неделя

Мультимедиа

Презентация по теме

(не более 10 минут на уроке)

Работа с текстом

Работа с толковым словарем:

Национальный язык, актуальность

Выявление темы, идеи текста, языковых приемов организации текста

Беседа

Проблемные вопросы и ответы на них

Комплексный анализ текста

Индивидуальная парная

Знать:

Понятие о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского языка

Тема, идея текста, языковые приемы организации текста

Великие личности о русском языке

К - продуктивный

Уметь

Монологический ответ по заданной теме

Составление простого и сложного планов

Умение формулировать тезис и приводит аргументы

Выразительное чтение

Определение основной мысли высказывания

Воспитание гражданской позиции и патриотизма

Использование для решения познавательных задач разных источников информации

Упр.5 или7

                                                                             Повторение изученного в 5-8 классах

2

Повторение изученного:

Фонетика, орфоэпия. Графика

Тип – систематизации ЗУН

Параграф 2

Цель: систематизировать знания по фонетике, повторить орфографию

Репродуктивная

1

Сентябрь

1-я неделя

Мультимедиа

Проецирование плана  фонетического разбора и орфоэпических правил

Работа со словарями

Определение значения терминов

Индивидуальная

Парная Групповая

Фонетический и орфоэпический разбор слов

Замена орфоэпической записи орфографической

Проверочная работа: фонетический разбор слова

Знать

Понятия о звуках речи, соотношении звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы

Уметь

Фонетический и орфоэпический разбор слов

Применять знания по фонетике в практике писания и говорения

Составлять рассуждение научного стиля

Продуктивный

Умение работать со справочной литературой

Систематизация информации

Оценочные навыки: осуществление текущего контроля своей деятельности

Умение вступать в речевое общение

Упр.16. стр.13

3

Р/Р Повторение

Типы и стили речи

Параграф 28,29

Стр 161

Цель: систематизировать знания о типах и стилях речи

1

Сентябрь

2-неделя

Мультимедиа

Презентация по теме: определение типов , особенности стилей речи

Схемы речевых ситуаций

Таблица стилей речи

Работа с текстами

разных типов и стилей речи

работа с таблицей стилей

Анализ текстов с точки зрения типов и стилей речи

Анализ речевой ситуации

Составление схем речевой ситуации

Работа с инструкцией

(стр.169)

Знать

Признаки текста и его функции

Уметь

свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Соблюдение норм построения текста

Совершенствование и редактирование собственного текста

Умение писать сочинения в разных жанрах

Составление плана

Редактирование

Создание текстов в устной и письменной форме

Совершенствование речи

Работа с инструкцией

Оформление мысли

Определение содержания и жанра выступления

Использование вербальных и невербальных средств

Написать 3 мини-сочинения: повествование, рассуждение, описание или на заданную учителем или самостоятельно выбранную учениками тему

4

Р/Р Сжатый пересказ

Тип – развития речи

1

Сентябрь

2-я неделя

Презентация

Определение микротемы, абзаца.

Образец  планов

Аудиозапись текста для сжатого изложения (из материалов ГИА)

Прослуши

вание текста

Составление плана

Устный пересказ

Письменные пересказ текста

Монологическая речь

Написание сжатого изложения

Редактирование собственных текстов

Знать:

Признаки текста

Функции текстов разных типов речи

Уметь

Строить микротекст в соответствии с заданной темой

Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Совершенствовать и редактировать собственный текст

Продуктивный

творческий

Организация совместной творческой деятельности

Умение строить высказывание по теме в устной и письменной форме

Совершенствование речи

Изложение темы

Постановка задачи

Самостоятельное планирование своего продукта

Написать сжатое  изложение по тексту упр.27. стр.17,

предварительно составив его план

5

Повторение:

Лексика, морфемика,

словообразование

Тип- систематизации ЗУН

Параграф 3

Цель:

систематизировать знания по лексике, морфемике, повторить орфографию

Репродуктивная

1

Сентябрь

3-я неделя

Презентация

Способы словообразования в русском языке

Части речи

Части слова

Примеры трудных словообразовательных разборов и определения частей речи

(сравнительная степень существительного и прилагательного, союзы,  местоимения. частицы)

Слова и предложения для разбора

Систематизация и обобщение знаний по

таблицам

Анализ частей речи  в предложениях

Тренинг

Практикум

Разбор слова по составу

Словообразовательный разбор

Морфологический разбор

Подбор синонимов, антонимов. Поиск омонимов. Определение лексических особенностей слова

Знать

Виды морфем

Чередование звуков в морфемах

Основные способы образования слов

Определение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, историзмов. архаизмов,  старославянизмов, диалектизмов, профессионализмов, фразеологизмов

Словари русского языка и их роль

Уметь

Применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания

Пользоваться словарями русского языка

Умение работать с обобщающими таблицами и справочными материалами (словарями)

Извлечение информации по данному вопросу

Рефлексивные умения: причины неуспеха, указание на трудности, предложение путей их преодоления

Упр.22, стр 15

6

Повторение

Морфология и синтаксис

Тип – систематизация ЗУН

Параграф 4

Цель:

систематизировать знания по морфологии и синтаксису

повторить орфографию

Репродуктивная

1

Сентябрь

3-я неделя

Презентация

Таблица частей речи

Таблица односоставных предложений

Таблица видов предложений по наличию грамматической основы

Таблица

 Виды сказуемых

Таблица подчинительных словосочетаний

Примеры предложений для анализа

Синтаксический анализ предложений и словосочетаний

Тренинг

Практикум

Комментированное письмо

Синтаксический разбор предложений и словосочетаний

Выполнение упражнений на определение частей речи

(ИЗ материалов ГИА)

Заполнение таблицы частей речи

Знать

Признаки частей речи, особенно их функции

Отличие причастий от деепричастий

Понятие  о словосочетаниях (согласование, управление. примыкание) и предложениях (по цели высказывания, интонации, наличии грамматических основ, видам связи между частями, виды сказуемых, виды односоставных предложений)

Отделяющие и выделяющие знаки

Уметь

 определять части речи (различать предлоги, наречия. существительные), делать полный синтаксический разбор словосочетаний и предложений

Работа с обобщающими таблицами

Совершенствование речи Извлечение информации по данному вопросу

Рефлексивные умения: причины неуспеха, указание на трудности, предложение путей их преодоления

Составить предложения с  существительными. наречиями, предлогами. союзами, местоимениями

(тоже – то же

так же – также, зато – за то, причем – при чем, при том –притом,

 вверх – в верх, вдаль – в даль, в течение – в течении и т.д.)

Подписать части речи, подчеркнуть самостоятельные части речи как члены предложения

7

Повторение

Орфография и пунктуация

Тип – систематизация ЗУН

2

Сентябрь

4-я неделя

Презентация

Таблица

Виды орфограмм

Таблица – Правописание корней с чередованием

Таблицы – Правописание о-е после шипящих, не-ни, н-нн

Таблица слитного, раздельного и дефисного написания

Правописания ъ и ь знаков

Таблицы – Схемы сложных предложений, однородных членов. обособленных членов

Практикум

Тренинг

Комментированное письмо

Чтение таблиц

Заполнение таблиц

Анализ предложений и текстов с точки зрения морфологических и синтаксических норм русского языка

(ИЗ материалов ГИА)

Комментированное письмо

Знать

основные нормы русского литературного языка

Уметь

Применять изученные правила,

Пользоваться способами применения правил

Работа с обобщающими таблицами

Совершенствование речи

Умение создавать алгоритм деятельности Извлечение информации по данному вопросу

Рефлексивные умения: причины неуспеха, указание на трудности, предложение путей их преодоления

Составить диктант или найти текст (100 – 120 слов) , где бы встречались повторенные орфограммы и пунктограммы

8

9

Р/Р Повторение и углубление знаний о тексте

Тип – развития речи

Параграф 30

1

Октябрь

1-я неделя

Презентация

Таблицы:

- текст и его особенности

- примерная  тематика текстов с примерами

- проблематика

- способы и средства связи

Написание сочинений разных жанров

Анализ текстов с точки зрения тематики, проблематики и средств связи

(ИЗ материалов ГИА)

Языковые художественные средства

Знать

Признаки текста и его функционально-смысловые типы, способы и средства связи в тексте

Уметь

Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

Совершенствовать и редактировать собственный текст

Работа с обобщающими таблицами – извлечение информации

Совершенствование речи

Организация совместной творческой деятельности

Самостоятельное планирование и осуществление контроля за своей деятельность

Сочинение

(по тексту ДЕМОверсии  или материалов тетрадей Подготовки к ГИА, рекомендованных ФИПИ)

С1.1

 Или упр. 269, стр 177

10

Повторение

Синтаксис и пунктуация

Тип – систематизация ЗУН Параграф 5

1

Октябрь

1-я неделя

Таблицы – Схемы сложных предложений, однородных членов. обособленных членов

Виды односоставных предложений

Виды сказуемых

Анализ предложений Практикум

Тренинг

Комментированное письмо

Конструирование предложений

Работа с  обобщающими таблицами

Комплексный анализ текста

Пересказ научно-публицистического текста о деятельности Д.Н.Овсянико-Куликовском

Озаглавливание текста

Составление плана

 Написание выборочного изложения

Знать

Термины разделов синтаксис и пунктуация

Знать основные пунктуационные правила и синтаксические нормы

Уметь делать полный синтаксический разбор предложений

Правильно расставлять знаки препинания в предложениях

Работа с обобщающими таблицами – извлечение нужной информации

Ее систематизация

Совершенствование речи

Умение «накладывать» теоретические знания на практическую деятельность

Комплексный анализ текста упр.47 стр. 31

ГИА В3 В4 В5 В7

11

Обобщающий урок по теме: «Повторение изученного»

Тип -  контроль знаний

Контрольная работа № 1

2

Октябрь

2-я  неделя

Презентация

Задания для определения уровня усвоения материала (из матириалов ГИА)

Зачет

ГИА

А5, А6, А7

Упражнения с учетом уровня

обученности школьников

(использовать диктанты, составленные учащимися, после проверки их учителем)

Знать

Нормы русского литературного языка согласно программным требованиям

Уметь

Применять изученные орфограммы

Работа с обобщающими таблицами

Совершенствование речи

Систематизация информации

Выбор средств реализации цели

Сделать работу над ошибками зачета, объяснить кратко, схематично допущенные ошибки

12

1314

Анализ и разбор заданий ГИА -9 по русскому языку (Демоверсия  или   КИМы ФИПИ)

2

Октябрь

4-я неделя

А – 4,5,6,7,

В 2,3,4,5,6,7,8  - в печатном варианте, он-лайн варианте или через мультимедиа

Решение тестовых заданий

Написание сжатого изложения

Тренинг

Практикум

Орфографический и синтаксический анализ

Знать

Нормы русского литературного языка согласно программным требованиям

Уметь

Применять изученные орфограммы и пунктограммы

Умение работать с тестами

Подготовка к сдаче ГИА

Выбор информации, требуемой для решения поставленной задачи

Самоконтроль деятельности

Умение планировать ресурсы для решения поставленной задачи

Написать сочинение на лингвистическую тему:

- зачем нужны  запятые;

- зачем нужны причастия и деепричастия

ГИА В5

С2

                                                                                   Сложное предложение   (11 часов)

15

Сложное предложение

Тип – систематизация ЗУН

Параграф 6

1

ноябрь

1-я неделя

Презентация

Виды и типы сложных предложений

Таблица «Союзы» с примерами их употребления в сложных предложениях

Анализ предложений

Конструирование предложений

Комментированное письмо

Выполнение упражнений на классификацию сложных предложений, отличие сложного от простого предложения, закрепление умения правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы

 На подбор синонимичных синтаксических конструкций

(Задания ГИА В7, В10)

Знать

Признаки сложных предложений

Уметь

Различать основные виды сложных предложений, составлять схемы

Объяснять постановку знаков препинания в них,

Создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи, составлять предложения по схемам

Совершенствование устной и письменной речи

Извлечение информации

Систематизация

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных

Упр. 56, стр 38

ЗСП 1

16

Типы сложных предложений и средства связи

Тип урока – объяснение нового материала

Параграф 7

1

Ноябрь

1-я неделя

Презентация

Таблица

Типы сложных предложений

Беседа

Выполнение проблемных заданий

Конструирование предложений

Работа с таблицей – ее комментированное чтение

Чтение теоретического материала в учебнике

Ответы на вопросы учителя

Комментированное письмо

(орфографический и пунктуационный разбор)

Знать

Основные типы СП по значению и союзам

Уметь объяснять постановку знаков препинания

Находить в тексте сложные предложения и выполнять их

Пунктуационный разбор

Совершенствование устной и письменной речи

Извлечение информации

Систематизация

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных

Упр.59, стр 42

17

Р\Р Жанры публицистики

Тип урока – урок развития речи

ГИА   С1

2

Ноябрь

 

2-я неделя

Презентация

Таблица

Жанры публицистики

таблица

Средства связи частей текста

Выборочный пересказ с элементами сочинения

Написание изложения с элементами сочинения

Уметь создавать письменные высказывания, адекватно передающие информацию с заданной степенью свернутости

Организация совместной учебной и творческой деятельности

- взаимодействие в группе

Синтез как составление целого из частей

Построение логической цепи рассуждений

Упр.319. стр 232 прочитать текст, задания не выполнять

Написать сочинение публицистического стиля  о роли освещения, света в жизни человека

18

19

Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них

Тип– урок объяснения нового материала

параграф 8

1

Ноябрь

2-я неделя

Презентация

Таблица сочинительных союзов

Работа с таблицей

Чтение теоретического материала учебника

Монологические ответы учащихся по теме урока

Ответы на вопросы учителя

Определение вида ССП

Расстановка знаков препинания

Определение разрядов сочинительных союзов

Выделение грамматических основ

Поиск односоставных предложений

Определение значений одновременности, последовательности, противопоставления, чередования и т .д.

Знать

Основные группы ССП по значениям и союзам

Уметь

Объяснять постановку знаков препинания,

Находить в тексте ССП и выполнять их пунктуационный разбор

Умение работать в группах Совершенствование устной и письменной речи

Извлечение информации

Систематизация

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Упр.62. стр.45

20

Знаки препинания в

ССП

Тип урока – комбинированный

Параграф 8

1

Ноябрь

3-я неделя

Презентация

Предложения для анализа

Комплексный анализ текста

Комментированное письмо

Выполнение упражнений с учетом уровня обученности

Тренинг

практикум

Определение вида ССП

Расстановка знаков препинания

Определение разрядов сочинительных союзов

Определение значений одновременности, последовательности, противопоставления, чередования и т .д.

Синтаксический разбор ССП

Составление схем ССП

Знать

Основные группы ССП по значениям и союзам

Уметь

Объяснять постановку знаков препинания,

Находить в тексте ССП и выполнять их пунктуационный разбор

Различать ССП предложение с союзом И и простых предложений с однородными членами, соединенными союзом И

Умение при анализе предложений давать интерпретацию языковых явлений

Совершенствование устной и письменной речи

Извлечение информации

Систематизация

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Контроль деятельности

Упр.64. стр.46

21

Знаки препинания в СПП предложении

Тип урока – систематизация ЗУН

Параграф 8

1

ноябрь

3-я неделя

Презентация

ССП  сообщим второстепенным членом и знаки препинания в них

Предложения для анализа

Комплексный анализ текста

Комментированное письмо

Выполнение упражнений с учетом уровня обученности

Тренинг

Практикум

Тематический диктант

Определение вида ССП

Расстановка знаков препинания

Определение разрядов сочинительных союзов

Определение значений одновременности, последовательности, противопоставления, чередования и т .д.

Синтаксический разбор ССП

Составление схем ССП

Знать основные группы ССРП по значению и союзам

Особенности структуры ССП с общим второстепенным членом

Уметь

Находить в тексте ССП с общим второстепенным членом, выполнять их пунктуационный и синтаксический анализ

Составление презентаций

Целеполагание

Планирование

Систематизация

Выбор средств реализации цели

Подобрать текст

100 – 120 слов

 С  использованием ССП

Устно составить рассказ о роли ССП в тексте

По желанию учащихся, они могут приготовить презентацию по Д/З

22

Использование ССП в тексте

Тип –систематизация ЗУН

Параграф 8

2

ноябрь

4-я неделя

Декабрь

1-я неделя

Презентации учащихся

Монологические высказывания

Анализ текста

Определение ССП в тексте

Определение роли ССП в тексте

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь

Применять изученные правила,

Пользоваться определенными навыками по их применению

Развитие аналитических и коммуникативных навыков

Редактирование текста

Оценка продукта собственной деятельности

Упр.67,

Стр.47

23

24

Контрольный диктант с грамматическим заданием и анализ контрольного диктанта

Тип – урок контроля ЗУН по теме

Контрольная работа № 2

2

Декабрь 1-я неделя

Тетради для контрольных работ

Презентация –

Грамматическое задание к тексту диктанта

Написание текста

Выполнение грамматического задания по теме

Синтаксический разбор ССП

Пунктуационный анализ ССП

Письмо под диктовку

 Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь

Применять изученные правила,

Пользоваться определенными навыками по их применению

Грамотное письмо

Выбор информации для решения поставленной задачи

Самостоятельное планирование продукта своей деятельности

Задания нет

25

                                                                              Сложноподчиненное предложение   (29 часов)

26

Понятие о сложноподчиненном предложении СПП

Тип – объяснение нового материала

Параграф 9

1

Декабрь

2-я неделя

Презентация

Таблица видов сложных предложений

Таблица союзов и союзных слов

Примеры схем сложных предложений

Беседа Проблемные задания

Конструирование

Составление тезисного плана параграфа № 9

Знать

Отличительные признаки ССП, средства связи главного с придаточным

Уметь

Правильно ставить знаки препинания и составлять схемы сложноподчиненных предложений

Составление тезисного плана

Понимание прочитанного,

Выделение главного

Аргументация

Проиллюстрировать

своими примерами тезисный план

Упр.72,

Стр. 53

2728

Виды СПП

Роль указательных слов

Особенности присоединения придаточных к главному

Тип –усвоение нового материала

Параграф 9

2

Декабрь 2-

3 неделя

Презентация

Таблица видов придаточных

(примеры заполняются на уроке)

Беседа Проблемные задания

Выполнение упражнений на нахождение указательного слова, определение по таблице видов придаточных

Составление вертикальных и горизонтальных схем СПП

Знать

Отличия союзов и союзных слов

Вопросы к каждому виду придаточных

Особенности присоединения к главному

Уметь

Определять вид придаточного, находить указательное слово, определять вид связи между главным и придаточным, составлять  вертикальные и горизонтальные схемы,

Уметь читать схемы и составлять по ним СПП

Отличать придаточные от второстепенных обособленных членов предложения

Приводить примеры на каждый вид придаточного

Понимание и пересказ прочитанного.

Выделение главного

Умение работать с научно-публицистическим текстом

Упр.73, стр.54

29

Р\Р Художественный стиль речи. Язык  речи и язык художественной речи

Тип – урок развития речи

Параграф 28

Стр. 161

1

Декабрь

3-я неделя

Презентация

Таблица стилей русского языка и их особенностей

Примеры текстов разных стилей

Примеры текстов художественного стиля

Хрестоматия  по литературе

Беседа

Проблемные задания

Анализ текстов разных стилей

Работа с таблицей

Знать

Отличительные черты художественного стиля речи как одного из основных видов информационной переработки текста

Уметь создавать и редактировать текст художественного стиля

Умение создавать тексты разных стилей

Умение работать с таблицей

Умение выдвигать тезисы и их аргументировать

Упр.254

Стр.164

(обоснование – письменно)

По желанию – написание текста художественного стиля

30

Р/Р Эссе. Понятие о жанре

1

декабрь

4-я неделя

Презентация

Знакомство с жанром эссе

Тексты для анализа

Монологическая и диалогическая речь

Подбор аргументов, формулирование выводов

Анализ образцовых текстов эссе, выявление его отличительных черт

Знать

Отличительные особенности эссе

Уметь

Создать текст в жанре эссе

Организация коллективной творческой деятельности

Написать эссе

(темы или свободные, или даны учителем)

31

Виды придаточных предложений

Урок усвоения нового материала

Параграф 10

1

декабрь

4-я неделя

Презентация

Классификация придаточных предложений

Работа с таблицей

Выполнение упражнений

Комплексный анализ текста

Редактирование собственных письменных высказываний

Определение видов придаточных, союзов и союзных слов, составление схем

Частичный синтаксический разбор

Знать

Виды придаточных предложений

Уметь

Объяснить постановку знаков препинания в СПП

Вычленять СПП из текста

Правильно употреблять СПП в речи

Употреблять в собственном высказывании синонимичные

синтаксические конструкции

Развитие речи и коммуникативных способностей

Редактирование своих устных и письменных высказываний Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Упр.88,

Стр 64, упр.91, стр 67

ЗСП 2

32

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Урок изучения нового материала

Параграф 11

1

Январь

2-я неделя

Презентация материала по придаточному определитиельному с примерами разных союзных слов

Анализ изучаемых синтаксических единиц

Тренинг

Практикум

Определение придаточных определительных, их особенностей, отличия от придаточных других видов

Упражнения, частичный синтаксический анализ

Знать

Отличительные особенности придаточных определительных

Уметь

Определять главное слово

Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными (ГИА, В7)

Заменять придаточное определительное причастным оборотом

Использовать в речи СПП с придаточным определительным

Совершенствование речи

Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Упр.109, стр 75

ЗСП 3

33

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Урок объяснения нового материала

Параграф 12

1

Январь

3-я неделя

Презентация материала по придаточному изъяснительному  с примерами разных союзных слов и союзов

Анализ изучаемых синтаксических единиц

Тренинг

Практикум

Определение придаточных изъяснительных, их особенностей, отличия от придаточных других видов

Упражнения, частичный синтаксический анализ

Знать

Отличительные особенности придаточных

изъяснительных

Уметь

Определять главное слово

Задавать  вопрос

Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными (ГИА, В7)

Употреблять придаточные изъяснительные в речи

Конструировать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью

Использовать в речи СПП  с придаточным изъяснительным

Совершенствование речи

Оформление мысли Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Упр.121, стр 82, упр. 122 стр.83

34

Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными

Урок объяснения нового  материала

Параграф 13

1

Январь

3-я неделя

Презентация материала по придаточным обстоятельственным  с примерами разных союзных слов и союзов

Анализ изучаемых синтаксических единиц

Тренинг

Практикум

Определение  придаточных обстоятельственных, средств связи в них

Частичный синтаксический анализ

Составление схем

Знать

Отличительные особенности придаточных

обстоятельственных

Уметь

Задавать  вопрос

Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными (ГИА, В7)

Находить указательные слова

Использовать в речи СПП с придаточными обстоятельственными

Совершенствование речи

Оформление мысли

Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Упр.124, стр 83

35

Сложноподчиненные предложения с придаточными места

Урок систематизации ЗУН

Параграф  14

1

Январь

4 неделя

Презентация о придаточных места

Анализ изучаемых синтаксических единиц

Тренинг

Практикум

Определение  придаточных обстоятельственных  места, средств связи в них

Частичный синтаксический анализ

Составление схем

Знать

Особенности структуры  СПП с придаточными места

Уметь

Задавать  вопрос

Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными  места (ГИА, В7

Находить в предложениях указательные слова

Использовать в речи СПП с придаточными места

Совершенствование речи Оформление мысли

Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Упр.129,

Стр.86

ЗСП 4

36

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Урок систематизации ЗУН

1

Январь

4 неделя

Презентация о придаточных времени

Анализ изучаемых синтаксических единиц

Тренинг

Практикум

Определение  придаточных обстоятельственных  времени, средств связи в них

Частичный синтаксический анализ

Составление схем

Знать

Особенности структуры  СПП с придаточными времени

Уметь

Задавать  вопрос

Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными  времени (ГИА, В7

Находить в предложениях указательные слова

Правописание  подчинительных временных союзов

Использовать в речи СПП с придаточными места

Совершенствование речи Оформление мысли

Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Упр.140. стр 91, упр.141., стр.92

37

Р/Р Путевые заметки

Урок развития речи

Параграф 33

1

Февраль

1-я неделя

Презентация о жанре путевых заметок

Анализ предложенных образцов текста

Подготовка к написанию сочинения в жанре путевых заметок

Упражнения для анализа  особенностей жанра путевых заметок

Приведение примеров

Подбор аргументов

Формулирование выводов

Знать

Отличительные особенности жанра путевых заметок

Уметь

Создавать текст в жанре путевых заметок

Развитие творческих способностей

Работа в коллективе

Изложение собственных мыслей

Самостоятельное планирование продукта своей деятельности

Умение планировать ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи

Написать сочинение в жанре путевых заметок

Упр.293. стр.204 или 292. стр204

38

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными

Урок систематизации ЗУН

Параграф 16

1

Февраль

1-я неделя

Презентация о придаточных сравнительных и их отличиях от сравнительных оборотов и простых предложений , содержащих сравнения, выраженные разными способами

Анализ изучаемых синтаксических единиц

Тренинг

Практикум

Конструирование предложений

Определение  придаточных обстоятельственных  сравнения, средств связи в них

Частичный синтаксический анализ

Составление схем

Анализ СПП с придаточными сравнения и  простых предложений со сравнительными оборотами

Замена СПП с придаточным сравнительным простым предложением со сравнительным оборотом

Знать

Особенности структуры  СПП с придаточными  сравнения

Уметь

Задавать  вопрос

Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными   сравнения

(ГИА, В7

Правописание  подчинительных  сравнительных союзов

Использование в речи  СПП с придаточными сравнения

Развитие и совершенствование речи

Использование в речи художественных средств языка

Составление предложений с использованием придаточных сравнительных и простых предложений со сравнительным оборотом

Или упр.146, стр.95

ЗСП 5

39

Сложноподчиненные предложения с придаточным образа действия и степени

Урок систематизации ЗУН

Параграф 17

1

Февраль

2-я неделя

Презентация о придаточных образа действия и степени  и их отличиях от придаточных сравнительных

Анализ изучаемых синтаксических единиц

Тренинг

Практикум

Конструирование предложений

Определение  придаточных обстоятельственных  образа действия и степени,

средств связи в них

Частичный синтаксический анализ

Составление схем

Анализ СПП с придаточными  образа действия и степени и придаточных, имеющих добавочное значение  следствия

Знать

Особенности структуры  СПП с придаточными  образа действия  и степени

Уметь

Задавать  вопрос

Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными  образа действия и степени (ГИА, В7)

Находить в предложениях указательные слова

Различать в СПП предложении придаточные сравнительные и придаточные образа действия и степени

Находить добавочное значение следствия

Различение союзов и союзных слов

Использовать в речи СПП с придаточными образа действия и степени

Совершенствование речи Оформление мысли

Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Составление предложений с использованием придаточных  образа действия и степени

Или упр.161 стр.101

40

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели

Урок закрепления ЗУН

Параграф 18

1

Февраль

2-я неделя

Презентация о придаточных цели

Анализ изучаемых синтаксических единиц

Тренинг

Практикум

Конструирование предложений

Определение  придаточных обстоятельственных  цели,

средств связи в них

Частичный синтаксический анализ

Составление схем

Знать

Особенности структуры  СПП с придаточными  цели

Уметь

Задавать  вопрос

Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными  цели  (ГИА, В7)

Правописание целевых подчинительных союзов

Совершенствование речи Оформление мысли

Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Составление предложений с использованием придаточных цели

Или упр.168, стр.105

41

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия

Урок закрепления ЗУН

Параграф 19

1

Февраль

3-я неделя

Презентация о придаточных  условия

Анализ изучаемых синтаксических единиц

Тренинг

Практикум

Конструирование предложений

Определение  придаточных обстоятельственных  условия,

средств связи в них

Частичный синтаксический анализ

Составление схем

Знать

Особенности структуры  СПП с придаточными  условия

Уметь

Задавать  вопрос

Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными  цели  (ГИА, В7)

Различать придаточные условия и придаточные времени

Использование в  речи СПП с придаточными условия

Совершенствование речи Оформление мысли

Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Составление предложений с использованием придаточных условия

Или упр.175, стр 107

42

Р\Р  Сжатое изложение текста публицистического характера

Урок развития речи

(ГИА, И1,И2,И3)

Контрольная работа № 3

2

Февраль 4-я неделя-Март

1-я неделя

Презентация

«Способы сжатия текста»

Презентация

«Критерии оценивания изложения»

Анализ текста

Тема

Идея

Структура

Микротемы

Нахождение ключевых слов

Работа с таблицей оценивания изложения в ГИА

Совместное написание черновых планов по типам речи и микротемам

Написание изложения

Знать основные признаки публицистического стиля, основные признаки типов речи, приемы сжатия текста,

Основные нормы русского литературного языка

Уметь сжимать текст разными способами, каждый абзац
Определять тему. Идею текста

Анализировать структуру

Воспроизводить устно и письменно текст с заданной степенью свернутости

Умение составлять тексты

Умение изложить тему

Самостоятельно планировать продукт своей деятельности

Умение планировать ресурсы для решения поставленной задачи

Самостоятельно контролировать свою деятельность

Повторить отличительные особенности изученных придаточных

43

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия

Урок закрепления ЗУН

Параграф 20

2

Март

1-я неделя

Презентация о придаточных  причины и следствия

Правописания сложных союзов

Их отличие от предлогов и местоимений

Примеры грубых грамматических ошибок при построении придаточных причины

Анализ изучаемых синтаксических единиц

Тренинг

Практикум

Конструирование предложений

Определение  придаточных обстоятельственных  причины и следствия,

средств связи в них

Частичный синтаксический анализ

Составление схем

Знать

Особенности структуры  СПП с придаточными  причины и следствия

Уметь

Задавать  вопрос

Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными  причины и следствия  (ГИА, В7)

Различать придаточные причины  и придаточные следствия

Использование в  речи СПП с придаточными причины и следствия

Написание сложных прич иных союзов Их отличие от предлогов и местоимений

Совершенствование речи Оформление мысли

Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Составление предложений с использованием придаточных причины и следствия

Конструирование предложений

Или упр 181, стр 111

ЗСП 6

44

45

Р\Р

Урок развития речи

Параграф 34

2

Март

2-я неделя

Работа с

планом

Обучение написанию соч. Отбор литературного материала

Знать

Отличительные особенности рецензии как жанра

Уметь

Отбирать литературный материал в соответствии с учебной задачей

Создавать текст в жанре рецензии

Самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

46

47

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными

Урок систематизации ЗУН

Параграф 21

1

Март

2-я неделя

Презентация

СПП с придаточными уступительными

Анализ изучаемых синтаксических единиц

Тренинг

Практикум

Конструирование предложений

Определение  придаточных обстоятельственных  причины и следствия,

средств связи в них

Синтаксический анализ

Составление схем

Знать

Особенности структуры  СПП с придаточными  уступительными

Уметь

Задавать  вопрос

Объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными  уступительными (ГИА, В7)

Использование в  речи СПП с придаточными уступительными

Различать СПП с придаточными уступки и простыми предложениями с дополнениями с предлогом несмотря на. Различение предлогов и союзов по их функции

Определять роль синтаксических синонимов

Совершенствование речи, пунктуационной грамотности Совершенствование речи Оформление мысли

Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Упр.187, стр 113

(найти примеры к упр. 197 на стр. 117)

48

Обобщение по теме:

«Сложноподчиненное предложение»

Контрольная работа № 4

«СПП предложение Виды придаточных»

Урок контроля ЗУН по теме

(через неделю)

2

Март

3-я неделя

Презентация

«Виды придаточных»

Систематизация знаний

Работа с таблицей

Классификация СПП

Составление устного монологического высказывания по плану в учебнике _______№№№№

Определение  придаточных ,

средств связи в них

Синтаксический анализ

Составление схем

Подготовка к контрольной работе Отражение в письменной форме  результатов деятельности учащихся

Контрольная работа с грамматическим заданием

Знать

Отличительные признаки СПП

Виды придаточных,

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор

Владеть синтаксическими нормами языка

Совершенствование речи, пунктуационной грамотности

Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Умение планировать ресурсы

Осуществлять контроль своей деятельности

ЗСП 7

49

50

Р\Р Сочинение  на лингвистическую тему

ГИА С2

Контрольная работа № 5

2

Март

3-я неделя

Презентация

План сочинения – рассуждения

Образцы сочинений на лингвистическую тему

Работа с образцовыми текстами

Анализ текстов

Композиция

Тезис

Аргументация

вывод

Составление планов к лингвистическому сочинению

Написание лингвистического сочинения на тему:

«Роль сложноподчиненных предложений  в русском языке», «Роль подчинительных союзов в русском языке» Написать лингвистическое сочинение на тему :

«Роль наречий и местоимений в речи» (с указанием их роли в сложноподчиненных предложениях)

Знать

Особенности типа речи рассуждение

Уметь

Составлять план

Определять стиль и тип речи

Самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

Развитие коммуникативных навыков письменной и устной речи

Редактирование текста

Выдвижение тезиса

Аргументация Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Умение планировать ресурсы

Осуществлять контроль своей деятельности

Упр. 198, стр 117

Примеры – письменно

План – письменно

Ответ - устно

51

52

Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Урок объяснения нового материала

ГИА В8

Параграф 22

1

Март

4-я неделя

Презентация:

«Виды подчинения в СПП предложениях с несколькими придаточными.

Знаки препинания при однородных придаточных

Анализ предложений

Конструирование предложений

Обоснование знаков препинания

Беседа по проблемным вопросам

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений

Знать признаки  подчинительной связи между придаточными

Правила постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными, в том числе связанными сочинительными союзами

Уметь

Различать сложноподчиненные предложения с однородными, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, выполнять синтаксический разбор

Совершенствование речи, пунктуационной грамотности Совершенствование речи Оформление мысли

Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Упр. 212,213, стр 128-129

ЗСП 8

53

Проверочная работа по сложноподчиненным предложениям с несколькими придаточными

Урок контроля знаний

ГИА В8

1

Март

4-я неделя

Тексты проверочной работы

Анализ предложений

Конструирование предложений

Обоснование знаков препинания

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений

Знать признаки  подчинительной связи между придаточными

Правила постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными, в том числе связанными сочинительными союзами

Уметь

Различать сложноподчиненные предложения с однородными, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, выполнять синтаксический разбор

Совершенствование речи и пунктуационной грамотности Оформление мысли

Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Самоконтроль

Подбор ресурсов

Повторить признаки делового стиля, создать текст делового стиля в любом жанре

ЗСП 9,10

Параграф 35, стр.215 – знать особенности жанров

На следующем уроке учащимся раздаются бланки заявлений, задания написать расписку, доверенность, автобиографию – по вариантам

54

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Запятая и точка с запятой в БСП

Урок объяснения нового материала

ГИА  В7, В9

Параграф 23, 24

1

Апрель

1-я неделя

Презентация

Признаки бессоюзного предложения

Условия постановки знаков препинания в БСП

Работа с таблицей

Анализ предложений

Конструирование предложений

Обоснование знаков препинания

Беседа по проблемным вопросам

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений

Знать

Основные признаки БСП,

Правила постановки запятой, точки с запятой, выразительные особенности БСП

Уметь

Соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

Совершенствование речи и пунктуационной грамотности Оформление мысли

Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Упр. 216, стр.132

ЗСП 9

Примеры – письменно

Рассказ – устно

Упр.221, стр 135

55

Значение БСП.

Тире в СБП

Комбинированный урок

Параграф 26

1

Апрель

1-я неделя

Презентация

Признаки бессоюзного предложения

Условия постановки знаков препинания в СБП

Работа с таблицей

Анализ предложений

Конструирование предложений

Обоснование знаков препинания

Беседа по проблемным вопросам

Сопоставление сионимических конструкций

Работа над особенностями интонации СБП, их ролью в речи

Тренинг

Практикум

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений

Знать

Основные признаки БСП,

Правила постановки тире в СБП, выразительные особенности БСП

Уметь

Соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

Совершенствование речи, пунктуационной грамотности Оформление мысли

Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Упр. 236, 237 стр.147

ЗСП 12

56

Значения бессоюзного сложного предложения

Двоеточие в СБП

Комбинированный урок

Параграф 25

1

Апрель

2-я неделя

Презентация

Признаки бессоюзного предложения

Условия постановки знаков препинания в СБП

Работа с таблицей

Анализ предложений

Конструирование предложений

Обоснование знаков препинания

Беседа по проблемным вопросам

Сопоставление сионимических конструкций

Работа над особенностями интонации СБП, их ролью в речи

Тренинг

Практикум

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений

Знать

Основные признаки БСП,

Правила постановки двоеточия в СБП, выразительные особенности БСП

Уметь

Соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

Совершенствование речи и пунктуационной грамотности Оформление мысли

Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Упр. 229, стр 140

ЗСП 11

57

Обобщающий урок по теме: «Бессоюзные сложные предложения»

Урок систематизации ЗУН

Параграфы 24,25,26

1

Апрель

3-я неделя

Презентация

Признаки бессоюзного предложения

Условия постановки знаков препинания в СБП

Работа с таблицей

Анализ предложений

Конструирование предложений

Обоснование знаков препинания

Беседа по проблемным вопросам

Сопоставление сионимических конструкций

Работа над особенностями интонации СБП, их ролью в речи

Тренинг

Практикум

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений

Знать

Основные признаки БСП,

Правила постановки  запятой, точки с запятой, тире и двоеточия в СБП, выразительные особенности БСП

Уметь

Соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

Выполнять пунктуационный и синтаксический разбор  СБП

Совершенствование речи и пунктуационной грамотности

Умение систематизировать материал

Проводить самоанализ деятельности

Видеть трудности и их причины

Составлять план преодоления  трудностей

Упр. 235, стр.145

ЗСП 13, 14

58

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Урок контроля ЗУН

Контрольная работа №6

2

Апрель

3-я неделя

Тексты грамматического задания

Проверка и тематический контроль ЗУН

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений

Конструирование предложений

Составление схем

Знать

Основные нормы русского литературного языка

Уметь

Применять изученные орфограммы, пунктограммы, соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Умение планировать ресурсы

Осуществлять контроль своей деятельности

Задания нет

59

                                                           

                                                         

                                                     Сложное предложение с различными видами связи  (8  часов)

60

Сложные предложения с различными видами связи

Урок изучения нового материала

ГИА В9

Параграф 27

1

Май

1-я неделя

Презентация

Сложные предложения с разными видами связи

Алгоритм синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи

Тренинг

Практикум

Беседа

Проблемные задания

Синтаксический и пунктуационный  разбор предложений с разными видами связи

Знать

Отличительные особенности предложений с разными видами связи

Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Выполнять синтаксический разбор

Составлять схемы

Совершенствование речи и пунктуационной грамотности Оформление мысли

Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Упр. 243, стр.153

61- 62

Знаки препинания

В сложных предложениях с разными видами связи

Период

Комбинированный урок

2

Май

1-я неделя,

2-я неделя

Презентация

Знаки препинания при стечении сочинительных и подчинительных союзов, особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью, имеющих общее придаточное предложение

Тренинг

Практикум

Беседа

Проблемные задания

 Синтаксический и пунктуационный  разбор предложений с разными видами связи

Знать

Отличительные особенности предложений с разными видами связи

Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Выполнять синтаксический разбор

Составлять схемы

Совершенствование речи и пунктуационной грамотности Оформление мысли

Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Упр. 250, стр.159

ЗСП 15

63

Урок – зачет по теме

«Сложное предложение «

Урок контроля ЗУН

Контрольная работа № 7

1

Май

2-я неделя

Тексты для зачета

Проверка и тематический контроль ЗУН

Синтаксический и пунктуационный  разбор предложений с разными видами связи

Знать

Основные  группы сложных предложений, их отличительные признаки,

Особенности предложений с разными видами связи 

Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Выполнять синтаксический разбор

Составлять схемы

Совершенствование речи и пунктуационной грамотности Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Умение планировать ресурсы

Осуществлять контроль своей деятельности

Повторить языковые средства выразительности,

Привести примеры

(можно воспользоваться словарем литературных терминов)

64

Повторение всех материалов для выполнения  ГИА по русскому языку

Урок систематизации ЗУН

Раздел «Повторение»

Стр. 226-237)

1

Май

3-я неделя

Тетради на печатной основе для подготовки к ГИА или индивидуальные тестовые задания

(Или материалы повторения в учебнике стр.226-237)

Проверка и тематический контроль ЗУН

Выполнение тестовых заданий

Написание сжатого изложения

Написание сочинения на выбор

Знать

Кодификатор и спецификатор ГИА – 9 по русскому языку

Знать алгоритмы выполнения заданий

Знать критерии оценивания изложения и сочинения

Уметь рассчитать время выполнения заданий

Работать с бланками ГИА

Писать сжатое изложение, сочинение по данной теме не менее 70 слов

Воспитание уверенности в своих знаниях

Работа с тестовыми заданиями Умение систематизировать материал

Проводить самоанализ деятельности

Видеть трудности и их причины

Составлять план преодоления  трудностей

Тест  ГИА в тетради на печатной основе

Или выполнение упражнений из раздела «Повторение» в конце учебника

65

Контрольная работа № 8 –

выполнение ГИА – 9 по русскому языку в полном формате с написанием сжатого изложения и сочинения

2

Май

3-я неделя

Тетради на печатной основе или тексты ГИА

Проверка и тематический контроль ЗУН

Выполнение тестовых заданий

Написание сжатого изложения

Написание сочинения на выбор

Знать

Кодификатор и спецификатор ГИА – 9 по русскому языку

Знать алгоритмы выполнения заданий

Знать критерии оценивания изложения и сочинения

Уметь рассчитать время выполнения заданий

Работать с бланками ГИА

Писать сжатое изложение, сочинение по данной теме не менее 70 слов

Воспитание уверенности в своих знаниях

Работа с тестовыми заданиями Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Умение планировать ресурсы

Осуществлять контроль своей

деятельности

Задания нет

66

67

Работа над ошибками вариантов ГИА

1

Май

4-я неделя

Презентация результатов проверки ГИА

Анализ наиболее проблемных тем

Тренинг

Практикум

Проблемные вопросы и задания

Выполнение упражнений, подготовленных на основе анализа ГИА

Знать

Основные правила русского языка

Уметь

Применять свои знания на практике

Воспитание уверенности в своих знаниях

Работа с тестовыми заданиями Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Умение планировать ресурсы

Осуществлять контроль своей

деятельности

Видеть трудности и их причины

Сформулировать вопросы к консультациям по ГИА

68

Деловой стиль

Параграф 35

Урок систематизации знаний

(Анализ ошибок контрольной работы провести на консультации к ГИА)

1

4-я неделя мая

Презентация

«Признаки делового стиля.

Жанры делового стиля.

Образцы документов»

Тренинг

Практикум

Проблемные вопросы и задания

Создание текстов по образцам

Заполнение печатных образцов документов, в том числе написание заявления

Написание автобиографии

Знать

Основные признаки делового стиля

Уметь создавать документы по образцу

Написать заявление, автобиографию и другие документы

Совершенствование речи ,пунктуационной и орфографической  грамотности Планирование продукта деятельности на основе заданных критериев его оценки

Осуществлять контроль своей деятельности

Умение писать заявления, инструкции, автобиографию и др.

Прийти на консультацию по ГИА

 

Интернет-ресурсы для ученика и учителя: 

  1. Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
  2. OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
  3. Htpp//edu.1september.ru
  4. WWW.scool.edu.ru
  5. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
  6. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
  7. http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
  8. http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
  9.  http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
  10.  http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»      
  11.  http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216 
  12. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
  13. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  14. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....