Школьный этап всероссийской олимпиады школьников
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) по теме

Студенихина Ольга Ивановна

В течении последних лет работаю над составлением заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. В составление заданий использую материалы сайтов Информационного портала Всероссийской олимпиады школьников , Турнира имени Ломоносова  и других сайтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный тур олимпиады по русскому языку. 9 класс.

 Рекомендуемая продолжительность олимпиады в 9 классе – 3 часа

1.  Сколько слов могут звучать следующим образом?

А        [трут];

Б        [молат];

В        [парок];

Г        [кот].      (За каждый правильный ответ по 0,5 б,   т.е. в сумме  максимальное количество баллов за задание №1  – 4,5.

2.   В каком из глаголов ударение стоит не на том  же месте, что у остальных?

Блокировать, пломбировать, сканировать, бомбардировать, суммировать.        (1 балл)

3.   Два слова «заблудились» и попали не в свой столбик. Исправьте ошибку и объясните свой ответ.

                метаться                                         отметка

                пулемёт                                        подмётка

                взметнуться                                        приметный

                заметки                                        разметить

                искромётный                                        сметливый                 (2 балла)

4.   Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

А.   Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б.   А эти ещё молодые, некрасивые берёзы стоят в снегу, отражая тень в луже.

В.   Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

Г.   Художник ехал по почтовому тракту на санях по вдосталь наезженной дороге.

Д.  Читая данный текст, у меня сложилось очень приятное впечатление о характере главного героя.                                                                                                                                                                  (по 0,5 б.)

5.   Заполните левый столбик таблицы подходящими словарными словами из данного ниже списка, вставляя пропущенные буквы.

список литературы по теме

доход от акций

художественное произведение малого объёма

общий вид местности

художественная литература

изменение тела под воздействием внешних сил

противостояние

изъян, недостаток

действие, результат

обжалование

выбор из двух возможностей

сложная ситуация

пояснительные замечания

нехватка, недостаток чего-либо

короткое сатирическое стихотворение

вежливый

М…н…рал, б…(л,лл)…трист…ка, тру(п,пп)а, э(ф,фф)ект, дра(м,мм)а, д…(ф,фф)ект, библ…ография, ж…ргон, д…(ф,фф)ормация, д…ле(м,мм)а, к…(м,мм)ентарий,  эп…гра(м,мм)а, д…в…денты, к…(м,мм)ерсант, к…(р,рр)ектный, м…н…..тюра, л…н(?)шафт, о(п,пп)…зиция, ап…(л,лл)яция,пробле(м,мм)а, д…(ф,фф)…цит.                                        (по 0,5 б.)

  1. После одного из успешных завоевательных походов  Ивана Грозного татарские князья, стараясь получить всевозможные привилегии от русских государей, часто жаловались им на свою горькую участь. Отсюда и пошло это выражение. Какое?

                                                                                                                                       (1 балл)

  1. Какие части речи в русском языке могут иметь значение количества?     

                                                                                                                                        (по 0,5 б.)

  1. Просклоняйте по падежам данное словосочетание: 789 аб...н...ментов.

                                                                                            (по 0,5 за каждый падеж = 3 балла)

  1. Сент — Экзюпери принадлежит такая мысль: «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за всё в ответе...»  Напишите небольшое по объёму сочинение — рассуждение на данную тему, согласившись или не согласившись с  автором высказывания.

                                                                                                                                   (15 баллов)

  Максимальное количество баллов – 40  .

    Школьный тур олимпиады по русскому языку. 10 класс.

 Рекомендуемая продолжительность олимпиады в 10 классе – 3 часа

  1. Какие слова в транскрипции выглядят следующим образом:

[баица], [рацтво],  [игзамин], [пойист], [фтарова], [йизык],  [вышыфка],  [атгатка], [м'эснас'т'],  [йэл'н'ик].                                           (по 0,5 б.)

  1. Установите, какие звуки произносятся на месте подчёркнутых сочетаний букв в данных словах: извозчик, прачечная, счёт, почта, сжечь, яичница, лучник, сшить.                                                              (по 0,5 б.)

  1. Расставьте ударения в словах: диспансер, договор, донельзя, доску, исчерпать, обеспечение, оптовый, разминуться, феерия, разомкнутый.

                                                                                                                     (по 0,5 б.)

  1. В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так и появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Какое? Что оно означает? Вспомните его антоним и составьте с одним из них предложение.                                                          (1 балл)

  1. В каких случаях в русском языке можно наблюдать переносное употребление форм настоящего, будущего и прошедшего времени глагола? Приведите примеры.                                                  (по 0,5 б.)

  1. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.

        1)  Болезненный, тяжёлый сон называют...

        2)  В освоении космоса у России есть неоспоримый...

        3) Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона         называют...

        4)  Восстановление прав и честного имени, а иногда и лечение после         тяжёлой болезни называют...

        5)  Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного...

        6)  Если вам не могут дать требуемое, то, скорее всего, предложат...

        7)  Исключительное право человека или организации — это...

        Д...в...львация, с...б...рит, д...гр...дация, р...аб...л...тация, л...т...ргический,         пр...р...тет,л...в...лас, пр...р...гатива, м...л...нхолия, п...н...гирик,         п...рл...мутр, ф...л...нтропия, экв...в...лент, ...м...нс...пация.

                                                                                                                                                                            (по 0,5 б.)

  1. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.

                                                                                (0,5 б.)

       8.  Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

  1. И Мери, и Бэла страдают благодаря непостоянству Печорина.
  2. Вожеватов и Кнуров ощущают своё превосходство перед ничтожным, на их взгляд, Карандышевым.
  3. Ему хотелось каких-то новых впечатлений, а не то, от чего он устал и видит из года в год.
  4. Характеристике персонажа у Гоголя не только служат портрет и речь героя, но и мельчайшие детали обстановки его дома.
  5. Татьяна говорит Онегину, что «как с Вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом».                                                         (по 0,5 б.)

       9.  В каком словосочетании представлен иной способ связи, чем в остальных?

                      Кожаный портфель, мой  портфель, его портфель, открытый  

                          портфель, Ванин  портфель, этот  портфель.                    (1 б.)

  1. Согласны ли вы с таким утверждением Д. Свифта: «Как человека         можно распознать по его обществу, так о нём можно судить по его я        зыку»? В небольшом по объёму сочинении-рассуждении выскажите         своё мнение по данному вопросу, согласившись или не согласившись с         точкой зрения писателя Свифта.                                                                                                                                                                       (15 баллов)

                             

  Максимальное количество баллов – 44,5 .

     

  Школьный тур олимпиады по русскому языку. 11 класс.

  1.  Рекомендуемая продолжительность олимпиады в 11 классе – 3 часа

1.   Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке    транскрипцию слов: люк, ожог, киль, сад, лёд, краб, араб.                                                                                                                                (по 0,5 б.)

2.  Какие слова из списка имеют ровно два общих звука со словом сбор?

Грибы, узор, кора, коза, рост, лоб, база.                                         (по 0,5 б.)

3.  Расставьте ударения в словах: баловать, диспансер, закупорить, позвонит, кладовая, намерение, силос, столяр, колосс, ворожея.

                                                                                                                  (по 0,5 б.)

       4.  На рубеже 19 и 20 веков во французской печати появилась заметка о          России, написанная явно малоосведомлённым автором, который, в         частности, писал, что он сидел «под тенью величественной клюквы». От         этой нелепой публикации пошло выражение. Вспомните, какое, и         составьте с ним предложение.                                  

                                                                                                                                 (1 балл)

        5. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте ответ.

              Песенник, подъёмник, спутник, телятник, ударник.                 (1 балл)

        6.  Какие современные иностранные языки имеют собственный алфавит?

                                                                                                                                     (по 0,5 б.)        

                                                           

        7.  Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка,           ставя их в нужной форме.

        1)  Прекрасный дар моллюсков человечеству...

        2)  Самый важный, существенный вопрос называют...

        3) Тех, кто стремится к отделению от целого, называют...

        4)  Того, кто из любви к людям занимается благотворительностью, мы         назовём...

        5)  Тому, кого мы очень хотим похвалить, мы поём...

        6) Тоскующий, подавленный человек, скорее всего, впал в...

        7)  Человеконенавистник — это...

            Д..ф..рамбы, с...б..рит, к...рд...нальный, р...аб...л...тация,  к...мпр...ми(с,сс),         пр...ор...тет, л...т...ргический, пл...г...ат, м...л...нхолия, м...л..нтроп,         п...рл...мутр, ф...л...нтроп, с...п...р...тист, ...м...нс...пация.                                                                                                                                                                                                                                                 (по 0,5 б.)

  1. О каком языковом явлении говорится в песне В.В.Высоцкого «Шторм»:

Мы говорим не штормы, а шторма -

Слова выходят коротки и смачны.

Ветра, не ветры сводят нас с ума,

Из палуб выкорчёвывая мачты.                                                                                                                                                   (1 б.)

       9.  Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

1) Через всю повесть красной линией проходит мысль о  необходимости духовного обновления.

2) В сказках Щедрина сатирически изображаются не только не знающие жизни помещики и генералы, а также запуганные обыватели.

3) Мой друг, подумай о том, что в этой жизни ты хочешь и что реально нужно тебе и твоим близким.

4) Левин ощущал преимущество спокойной, размеренной жизни в деревне над пустой светской жизнью Петербурга и Москвы.

5) И несмотря на мрачность окружающей его действительности,    уверенность   в светлое будущее Росии не покидает автора.                                                                                                                                  (по 0,5 б.)

       10.   Слова каких частей речи в русском языке не образуются от основ других         частей речи?                                                                                                  (1 б.)

       11. Известному китайскому  мыслителю-философу Конфуцию принадлежит  такое изречение: «Если я буду упорно приносить каждый день по корзине земли и не отступлю от этого, то создам гору».  В небольшом по объёму сочинении порассуждайте по данной теме, не забывая аргументировать своё мнение.                                                                                                                                          (15 баллов)

                             

  Максимальное количество баллов – 38 .

                                                        

Ответы к заданиям школьного тура олимпиады по русскому языку

9 класс

1.   А  трут и труд; Б  молот и молод; В  порог, порок, а также парок (уменьшительное от «пар», например, в бане: «хорош парок!»); Г  кот и код.

2.   Пломбировать.

3.  Слово заметка нужно переместить в правый столбик, где находятся слова, происходящие от глагола метить; к словам от глагола метать, находящемся в левом столбике, нужно добавить слово подмётка.

4.  А.   Художник увидел то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть.

      Б.   А эти ещё молодые, некрасивые берёзы стоят в снегу, отражаясь в луже.

      В.   Ходили  также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

      Г.   Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно изъезженной дороге.

      Д.  Читая данный текст, я получил  очень приятное впечатление о характере главного героя. Когда я читал этот текст, у меня сложилось приятное впечатление о характере главного героя.

5.  

библиография

список литературы по теме

дивиденты

доход от акций

миниатюра

художественное произведение малого объёма

ландшафт

общий вид местности

беллетристика

художественная литература

деформация

изменение тела под воздействием внешних сил

оппозиция

противостояние

дефект

изъян, недостаток

эффект

действие, результат

апелляция

обжалование

дилемма

выбор из двух возможностей

проблема

сложная ситуация

комментарий

пояснительные замечания

дефицит

нехватка, недостаток чего-либо

эпиграмма

короткое сатирическое стихотворение

корректный

вежливый

  1. Сирота казанская.
  2. Значение количества могут иметь, кроме числительных, имена существительные (дюжина), прилагательные (восьминогий, тройной), глаголы (утроить) и их формы (сдвоенный, раздваивать), наречия (втрое), значение неопределённого количества могут иметь местоимения  (с несколькими шариками).

8.     И.п. Пятьсот восемьдесят девять абонементов

               Р.П.  Пятисот восьмидесяти девяти абонементов

               Д.п.  Пятистам восьмидесяти девяти абонементам

               В.п.  Пятьсот восемьдесят девять абонементов

               Т.п. Пятьюстами восьмьюдесятью (восемьюдесятью) девятью                           абонементами

               П.п. Пятистах восьмидесяти девяти абонементах.

      9.   Критерии оценивания творческой работы

             1)  Соответствие содержания сочинения заданной теме                     -1 балл

        2)  Содержательность сочинения:

               - полнота охвата темы                                                                                       -1 балла

                - оригинальность её раскрытия                                                                      -1 балла

        3)  Логичность и последовательность изложения                                      -1 балла

        4)  Ясность, точность, образность языка, единство стиля изложения   -2 балла

        5)  Отсутствие фактических ошибок и неточностей                                     -1 балл

        6) Орфографическая, пунктуационная,

            грамматическая, речевая грамотность                                                      - 8 баллов

            ( нет ошибок — 2 балла,  1-2 ошибки —1 балл, 3-4 ошибки — 0,5 б.,  

        0 баллов >4-х ошибок).

              Итого за выполнение задания № 9  - 15 баллов

10 класс

  1. Это слова боится, родство, экзамен, поезд, второго, язык, вышивка, отгадка, местность, ельник.
  2. Извозчик [ш'],  прачечная [шн],   счёт [ш'],  почта [ч'т],  сжечь[жж],  яичница [шн'],  лучник [ч'н'],  сшить  [шш].
  3. Диспансер, договор, донельзя, доску, исчерпать, обеспечение, оптовый, разминуться, феерия, разомкнутый.
  4. Игра не стоит свеч означает неоправданные усилия и затраты. Антоним — игра стоит свеч.
  5. - Настоящее в значении прошедшего: иду я вчера мимо нашего дома, гляжу...

- настоящее в значении будущего: Завтра вы берёте машину и едете в аэропорт.

- будущее в значении прошедшего: Собака-то как зарычит, а барыня как закричит!

- Прошедшее в значении будущего: Если вы не придёте, мы погибли! (=мы погибнем) или знаменитое гагаринское: Поехали!

1)  Болезненный, тяжёлый сон называют летаргическим.

2)  В освоении космоса у России есть неоспоримый приоритет.

3) Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют ловеласом.

4)  Восстановление прав и честного имени, а иногда и лечение после тяжёлой болезни называют  реабилитацией.

5)  Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного  сибарит.

6)  Если вам не могут дать требуемое, то, скорее всего, предложат  эквивалент.

7)  Исключительное право человека или организации — это прерогатива.

  1. «Лишнее» слово — сеятель, так как оно единственное является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевлённый предмет.

            8.

 1)  И Мери, и Бэла страдают из-за непостоянства Печорина.

 2)  Вожеватов и Кнуров ощущают своё превосходство  над  ничтожным, на их взгляд, Карандышевым.

3)  Ему хотелось каких-то новых впечатлений, а не того, от чего он устал и видит из года в год.

4)  Характеристике персонажа у Гоголя  служат не только портрет и речь героя, но и мельчайшие детали обстановки его дома.

5)  Татьяна говорит Онегину:  «Как с Вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом?»

9.  Во всех словосочетаниях, кроме  его портфель, связь между словами — согласование. При изменении словосочетания его портфель изменяется только форма существительного, следовательно, связь в нём — управление.

10.    Критерии оценивания творческой работы

             1)  Соответствие содержания сочинения заданной теме                     -1 балл

        2)  Содержательность сочинения:

               - полнота охвата темы                                                                                       -1 балла

                - оригинальность её раскрытия                                                                      -1 балла

        3)  Логичность и последовательность изложения                                      -1 балла

        4)  Ясность, точность, образность языка, единство стиля изложения   -2 балла

        5)  Отсутствие фактических ошибок и неточностей                                     -1 балл

        6) Орфографическая, пунктуационная,

            грамматическая, речевая грамотность                                                      - 8 баллов

            ( нет ошибок — 2 балла,  1-2 ошибки —1 балл, 3-4 ошибки — 0,5 б.,  

        0 баллов >4-х ошибок).

              Итого за выполнение задания № 10  - 15 баллов

11  класс

1. Куль, кожа, лик, таз, толь, парк, пара.

2. Затранскрибируем данные в задании слова, после чего выберем общие звуки: [збор] – [гр'ип], [узор], [кара],  [каза],  [рост],  [лоп],  [база]. Таким образом. Условию задания удовлетворяют только слова рост и база.

3. Баловать, диспансер, закупорить, позвонит, кладовая, намерение, силос, столяр, колосс, ворожея.

4. Развесистая клюква — небылица, неправдоподобная выдумка.

5. «Лишнее» слово — подъёмник, так как только оно является однозначным  и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевлённый предмет

6.Арабский, армянский, греческий, грузинский, иврит. Здесь могут быть названы также китайский, японский языки, имеющие собственное иероглифическое письмо.  

  6. Арабский, армянский, греческий, грузинский, иврит. Здесь могут быть названы также китайский, японский языки, имеющие собственное иероглифическое письмо.

         7. 1)  Прекрасный дар моллюсков человечеству — это перламутр.

        2)  Самый важный, существенный вопрос называют кардинальным.

        3) Тех, кто стремится к отделению от целого, называю сепаратистами.

        4)  Того, кто из любви к людям занимается благотворительностью, мы         назовём филантропом.

        5)  Тому, кого мы очень хотим похвалить, мы поём дифирамбы.

        6) Тоскующий, подавленный человек, скорее всего, впал в меланхолию.

       7) Человеконенавистник — это тот же мизантроп.

          8.  В песне говорится  о профессиональном жаргоне моряков, которые         используют ненормативные формы слов литературного языка для         маркирования  своей принадлежности к корпоративной общности.

          9.  1)  Через всю повесть красной нитью проходит мысль о  необходимости         духовного обновления.

    2) В сказках Щедрина сатирически изображаются не только не знающие  жизни помещики и генералы, но и запуганные обыватели.

3) Мой друг, подумай о том, чего в этой жизни ты хочешь и что реально нужно тебе и твоим близким.

4) Левин ощущал преимущество спокойной, размеренной жизни в деревне перед пустой светской жизнью Петербурга и Москвы.

5) И несмотря на мрачность окружающей его действительности, уверенность   в светлом будущем России не покидает автора       или 

И несмотря на мрачность окружающей его действительности,    вера   в светлое будущее России не покидает автора.

10. Местоимения и имена числительные.

11.   Критерии оценивания творческой работы

             1)  Соответствие содержания сочинения заданной теме                     -1 балл

        2)  Содержательность сочинения:

               - полнота охвата темы                                                                                       -1 балла

                - оригинальность её раскрытия                                                                      -1 балла

        3)  Логичность и последовательность изложения                                      -1 балла

        4)  Ясность, точность, образность языка, единство стиля изложения   -2 балла

        5)  Отсутствие фактических ошибок и неточностей                                     -1 балл

        6) Орфографическая, пунктуационная,

            грамматическая, речевая грамотность                                                      - 8 баллов

            ( нет ошибок — 2 балла,  1-2 ошибки —1 балл, 3-4 ошибки — 0,5 б.,  

        0 баллов >4-х ошибок).

              Итого за выполнение задания № 11  - 15 баллов



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников. 2017-2018гг

Русский язык

Муниципальный этап

10-11 класс

    Задание 1.

Сколько звуков [и] в данной фразе?

Два щенка щека к щеке щиплют щётку  в уголке.

     Задание 2.

Какие утверждения верны?

  1. Все существительные,  оканчивающиеся  на –а, относятся к 1 склонению.
  2. Прилагательные во всех формах изменяются по родам,  числам и падежам.
  3. Краткие прилагательные образуются от полных.

Подтвердите примерами несостоятельность утверждений, которые вы выбрали.

Задание 3.

Соотнесите правильную падежную форму и подходящее предложное сочетание с учётом контекста.

Разочароваться - быть недовольным (профессия, результат).

Одеть - надеть (куртка, ребёнка).

Свойственный - характерный (время, эпоха).

Обращаться - относиться (вещи, книги).

Озабоченность - забота (вопрос, дети).

Играть - иметь (значение, роль).

Вникнуть - познать (вопрос, истина).

Заплатить - оплатить (проезд, ремонт).

Предостеречь - предупредить (ошибки, поездка)

Упрекать- попрекать (обеспеченность, кусок)

           Задание 4

 Определите лексическое значение данных фразеологизмов.

Глас вопиющего в пустыне; ахиллесова пята; играть первую скрипку; не оставить камня на камне; не всё коту масленица, будет и великий пост.

          Задание 5

      Укажите ошибку в управлении.

  1)        Командующий армии, согласно приказу, оперировать проверенными фактами, благодаря таланту;

 2)        со свойственным ему талантом, уверенность в победе справедливости, сообразно     своим убеждениям, по приезду домой;

  3)        состязание в остроумии, заслужить награду, преисполненный решимостью, достоин награды.

 Задание 6. 

Определите часть речи и синтаксическую функцию выделенных слов.

  1.  Ярче розовой рубахи зори вешние горят.
  2.  Там на ландышах расцветших лучше, чем в полях у нас.
  3.  Ты всё загадочней и краше глядишь в неясные поля.
  4.  О, возраст осени! Он мне дороже юности и лета.

Задание 7

 Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.

    Информация, сохранённая на любой поверхности с помощью традиционного орудия письма, не   может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

   Попытайтесь таким же образом передать любую русскую пословицу.

        Задание 8

Охарактеризуйте каждое из предложений (простых и входящих в состав сложных) по признаку двусоставности/односоставности; для односоставных предложений укажите их разновидность. Для каждого предложения объясните, почему вы считаете, что оно имеет именно такую характеристику.

Предложение

Характеристика

Объяснение

Декабрь, а снега еще нет. Каждый день ждем, что он выпадет. И вот дождались! Утром выглянул в окно: кругом было белым-бело, и на улице уже играли в снежки. «Наконец-то можно будет покататься на лыжах», – обрадовался я.

    Задание 9

Какой раздел языкознания занимается изучением словарей? Дайте краткую характеристику трем различным словарям современного русского языка.


Ответы

 1. Задания оценивается в 2 балла.

 4- [щ’инка], [щ’ика], [щ’ик’э], [щ’ипл’ут].

  1. Задание оценивается  в 3 балла

а) Нет, существительные 2 склонения в родительном падеже тоже могут оканчиваться на -а: окна, багажа.

б)        Нет, краткие прилагательные не склоняются.

в)        Да. Молодой - молод, крепкий - крепок.

  1. Задание оценивается  в 5 баллов. (за каждый правильный ответ- 0.5 балла) 

Разочароваться в профессии - быть недовольным результатом. Одеть ребенка - надеть куртку.  Свойственный эпохе - характерный времени. Обращаться к книге - относиться к вещи. Озабоченность вопросом - забота о детях. Играть роль - иметь значение. Вникнуть в вопрос - познать истину. Заплатить за ремонт- оплатить проезд. Предостеречь от ошибки- предупредить о поездке. Упрекать в обеспеченности - попрекать куском.

  1. Задание оценивается  в 3 балла. (за каждый правильный ответ- 0.5 балла)

 Глас вопиющего в пустыне - напрасный зов. Ахиллесова пята - уязвимое место. Играть первую скрипку - ведущую роль. Не оставить камня на камне - до основания. Не все коту масленица, будет и великий пост-тщетные надежды.

 5.        Задание оценивается  в 6 баллов. (за каждый правильный ответ- 0.5 балла)

 1) Командующий армией, согласно приказу, оперировать проверенными фактами, благодаря таланту.

2)        Со свойственным ему талантом, уверенность в победе справедливости, сообразно своим убеждениям, по приезде домой.

3)        Состязание в остроумии, заслужить награду, преисполненный решимостью, достоин награды.

3.        1) На обеих сторонах, с четырьмя сыновьями, триста сороковой номер, тремя выходами;

6         Задание оценивается  в 4 балла. (за каждый правильный ответ- 0.5 балла)

 1)          Ярче розовой рубахи зори вешние горят.(Сравнительная степень наречия, обстоятельство)

2)        Там, на ландышах расцветших лучше, чем в полях у нас. (Категория состояния, сказуемое)

3)         Ты всё загадочней и краше глядишь в неясные поля. (Сравнительная степень наречия, обстоятельство)

4)        О, возраст осени! Он мне дороже юности и лета.  (Имя прилагательное, сказуемое)

   

  1.         Задание оценивается  в 10 баллов. (за правильно определенную пословицу- 3 балла, за правильно переданную средствами научного стиля пословицу- 7 баллов)

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Например: нецелесообразно создавать колебания воздушных масс, воспроизводя голосовыми связками междометие гоп до тех пор, пока не будет окончен процесс, заключающийся в напряжении мышц ног. (Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.)

Или: хлебобулочное изделие, выпекаемое со времен Древней Руси, является сосредоточием всего в молекулярном и атомном состоянии, а кроме того, одной из частей тела человека, которая характеризуется наличием мозга и чувств: обоняния, зрения, слуха. (Хлеб всему голова.)

  1. Количество баллов за правильный ответ: 15   (по 0, 5 за каждую позицию: -предложение-5 баллов,  характеристика -5 баллов, объяснение – 5 баллов)

 

Предложение

Характеристика

Объяснение

Декабрь

односоставное, назывное

есть подлежащее (декабрь); предложение

сообщает о том, что этот месяц имеет

место в момент речи

а снега еще нет

односоставное, безличное

сказуемое (глагол нет) в 3 л. ед. ч.;

подлежащего нет, и его нельзя вставить

Каждый день

односоставное,

сказуемое (ждем) в форме 1 л. мн. ч.

ждем

определенно-личное

указывает на действие определенных лиц

что он выпадет

двусоставное

есть подлежащее (он) и сказуемое

(выпадет)

И вот

двусоставное (неполное)

есть сказуемое (дождались), пропущено

дождались!

подлежащее, без которого неясно, кто

именно дождался (снега)

Утром выглянул в

двусоставное (неполное)

есть сказуемое (выглянул), пропущено

окно

подлежащее, без которого неясно, кто

именно выглянул в окно

кругом было

односоставное, безличное

сказуемое (было белым-бело) в форме ср.

белым-бело

р. ед. ч.; при этом предложение полное и

не требует подстановки подлежащего

и на улице уже

односоставное,

сказуемое (играли) в форме мн. ч.;

играли в снежки

неопределенно-личное

в центре внимание действие играли,

люди, которые его осуществляют,

неважны для говорящего или неизвестны

ему

Наконец-то

односоставное, безличное

сказуемое (можно будет покататься) в

можно будет

форме 3 л. ед. ч.; подлежащего нет, и его

покататься на

нельзя вставить

лыжах

обрадовался я

двусоставное

есть подлежащее (я) и сказуемое

(обрадовался)

  1. Задание оценивается  в 15 баллов  (по 5 баллов за каждый правильно описанный словарь)

Лексикография.

НАПРИМЕР

1)        «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.

Материалы для словаря Даль начал собирать с 1819 г. и работал над ним до последнего дня своей жизни (по 1872 г.), то есть 53 года. В словаре 200 тысяч слов, из которых 80 тысяч отобрано самим Далем, а 120 тысяч выбрано из предшествующих словарей. Здесь есть и литературная лексика, и лексика разных говоров, более 4 тысяч терминов относится к народ-ным промыслам и ремеслам. Употребление слов иллюстрируется, как правило, устойчивыми словосочетаниями, пословицами, поговорками, загадками. Всего здесь около 30 тысяч пословиц и поговорок.

2)        «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова.

Работа над словарем была начата, затем прервалась и возобновилась

в 1928 г. под руководством проф. Д. Н. Ушакова. В состав редакции вошли видные советские лингвисты: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский.

«Толковый словарь русского языка» выходил с 1935 по 1940 г. Как и все последующие советские толковые словари, он является нормативным. Словарь содержит слова нашей классической литературы от Пушкина до Горького, общепринятую лексику научного и делового языка, а также новые слова самых разнообразных сфер употребления. Всего в нем 85 289 слов. Как правило, в словаре не даются слова областные, жаргонные и устаревшие. Словарь отражает также орфоэпические нормы. Значения слов иллюстрируются примерами. Чаще всего это типичные для данного слова словосочетания, составленные авторами словаря. Широко представлена в словаре русская фразеология от Пушкина до 30-х гг. XX в.

3)        «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И. Молоткова.

В 1967 г. вышел «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И. Молоткова. Это первый фразеологический словарь в точном смысле слова. Он содержит свыше 4 тысяч словарных статей. В обширной вводной статье раскрывается несколько отличное от общепринятого понимание фразеологизмов. Гак, авторы словаря не считают фразеологизмами и не включают в словарь так называемые фразеологические сочетания (скоропостижная смерть, заклятый враг, пиковое положение и т. д.). Просторечные, грубо просторечные и книжные фразеологизмы сопровождаются соответствующей стилистической пометой. К устаревшим фразеологическим словосочетаниям дается помета «устар.». Некоторые обороты снабжены этимологической справкой. Употребление фразеологизмов широко иллюстрируется цитатами из произведений художественной и публицистической литературы.

Всего 63балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по обществознанию 10 класс

Материал для проведение первого (школьного) этапа олимпиады по общестовзнанию для 10 класса...

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 6 классе

Данный материал содержит текст заданий для проведения школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии в 6 классе. Рассчитан на эрудицию детей, проявление повышенного интереса...

Тестовые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии(обслуживающий труд) 8-9 класс

Предлагаю тестовые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (обслуживающий труд) 8-9 классы....

задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Представлены варианты олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников с ответами и рекомендациями....

Проектная работа "Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии"

Работа являлась зачётной на дистанционных курсах повышения квалификации в педагогическом университете "Первое сентября" и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательн...

Теоретико-методический раздел содержания олимпиады по физической культуре (школьный этап Всероссийской олимпиады школьников)

5-6-е классы Конкурсант должен знать содержание раздела примерной программы по физической культуре «Основы знаний о физкультурной деятельности». Конкурсант должен уметь использовать теоретик...