Урок Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Язинцева Ирина Александровна

Уроу объяснения нового материала с использованием современных информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Мещеринская общеобразовательная средняя школа № 2»

Ступинского муниципального района

Московской области

Урок

Правописание наречий.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Русский язык

7 класс

Автор:

Язинцева Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Тип урока

Объяснение нового материала

Технологии

Игровая технология, дифференцированное обучение, здоровьесберегающая технология, ИКТ.

Цель

Формирование умения правильно ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Организация

пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Тип урока: комбинированный с использованием современных информационных технологий.

Методика: адаптивное обучение.

Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, проектор, слайды, составленные учителем для показа на мультимедиа, плакат, электронный учебник-справочник, репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания

Цель: проверить умение отличать наречия от других частей речи.

Блиц-турнир. Задание было дано заранее. Первая группа задает вопросы, вторая – отвечает на них, затем наоборот, вторая спрашивает, а первая отвечает.

  1. На экране даны слова разных частей речи. Найдите среди них наречия. Укажите признаки наречия, похожие на признаки деепричастия.
  2. Определите синтаксическую роль наречия в данных предложениях. Что общего у наречий с другими частями речи и чем отличаются наречия от них?
  1. Подготовка учащихся  к усвоению новых знаний
  1. Повторение правописания ь в разных частях речи (таблица на экране). Фронтальная работа.

Ь после шипящих

Пишется

Не пишется

Сущ. 3-го скл. (рожь)

Сущ. Не 3-го скл.(карандаш, рощ, дач)

Крат. прил. (могуч)

Глагол 2-го л. ед.ч.

(-ешь/- ишь)

Неопр.ф. (беречь)

Повел. накл. (отрежь)

Наречия:

настежь; вскачь, сплошь, кроме искл.

Наречия, после ж (кроме настежь):

Уж, замуж, невтерпеж – искл.

  1. Создание проблемной ситуации. (Часть таблицы закрыта.)

Учитель. Наш давний знакомый Петя Ошибкин написал слова настежь, вскачь без ь. (На экране высвечиваются слова.) Он рассуждал так: « На конце слов после шипящих не пишется ь, это я точно помню». Прав ли он? (Ребята пока не знают правописания этих слов.)

В словах какой части речи он написал ь? Какой будет тема урока?

(Правописание мягкого знака на конце наречий. На экране – слайд.)

  1. Объяснение нового материала

- После каких шипящих пишется (не пишется) ь? (Ученики формулируют правила.)

Правило первое. На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме трех слов-исключений: уж, замуж, невтерпеж.

Правило второе. На конце наречий мягкий знак после букв ш и ч пишется, в после буквы ж пишется только в одном слове настежь.

Алгоритм рассуждения

  1. Определите, какая это часть речи.
  2. Если это наречие, посмотрите, входит ли оно в состав исключений.
  3. Если не входит в состав исключений, пишите мягкий знак.

  1. Первичная проверка усвоения знаний

Работа с учебником. Читаем материал параграфа. Правило заучиваем наизусть. Организуем парную работу по проверке нового материала. Правило проверяется у двух учеников.

Делаем вывод о написании мягкого знака на конце наречий.

- Теперь поможем Пете Ошибкину в написании слов настежь, вскачь, сплошь. (Ученики объясняют правило.)

  1. Первичное закрепление знаний

Задание. (Выполняется у доски.) Спишите, подчеркните изученную орфограмму. Сделайте вывод о написании мягкого знака после шипящих на конце слов.

  1. Закажи Балде службу,/ Чтоб стало ему невмочь,/ А требуй, чтобы он  её/ Исполнил точь-в-точь. (А.Пушкин)
  2. Шалун уж отморозил пальчик. (А.Пушкин)
  3. Небо было сплошь покрыто тучами. (М.Горький)

  1. Закрепление нового материала

  1. Работа по группам.

Дифференцированные задания

1-я группа

Работа по заданию учебника, упр. 265. Помощь – таблица на слайде. (Проверка консультантами.)

2-я группа

А. Работа на компьютерах. Диктант.

  1. Матушка-рожь кормит всех сплошь. 2) Землю вскачь не пашут. 3) Для дорогого гостя и ворота настежь. 4) Вся пристань была сплошь уставлена подводами. 5) Через открытое настежь окно на пол падает солнечный луч. 6) По дорогам гремят тачанки, эскадроны проходят вскачь. 7) Ребята стремительно и бесшумно умчались прочь. 9) Когда долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь.

Б. Работа по карточке. Вставьте пропущенные буквы.

Упасть навзнич_, ринуться проч_, вернуться заполноч_, ждать невтерпеж_, сплош_ пократься тучами, медленно теч_, копченый лещ_, спряч_тесь от дождя, день хорош_, сделать шалаш_.

(Уровень знаний определяет компьютерная программа.)

3-я группа

Работа на компьютерах

Ученики выполняют тестовые задания по обучающей программе на диске, на мониторе они видят результат своей работы. (Имеется режим выставления оценок.)

Электронные пособия. «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», 7-й класс, РС СО-ОМ.

Делаем вывод о написании мягкого знака на конце наречий.

  1. Дидактическая игра (На экране проектора)

Цель: проверить умение отличать наречие от других частей речи.

Кроссворд

Выберите из цепочек слов наречия и заполните кроссворд по горизонтали

  1. Проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;
  2. замуж, тягач, задач, могуч;
  3. прочь, страж, тягуч, льешь;
  4. наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпеж;
  5. училищ, вскачь, толочь, помощь;
  6. молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;
  7. настежь, передач, блестящ, бородач.

1

2

3

4

5

6

7

Где спряталось наречие уж?

Задание. В каждую из 5 строчек таблички впишите существительные, в середине которых встречается буквосочетание уж.

У

Ж

У

Ж

У

Ж

У

Ж

У

Ж

Ключ:

  1. дужка; 2- кружка; 3- пружина; 4-пичужка; 5-подружка.

  1. Работа с разноуровневыми карточками

- Сейчас мы сможем определить, как хорошо вы усвоили тему о правописании мягкого знака после шипящих на конце разных частей речи – существительного, краткого прилагательного, наречия.

Задание для 1-го уровня. Поставьте, где нужно, мягкий знак. Выполнив задание, укажите количество слов, где необходим ь. В скобках напишите часть речи этого слова и, кроме того, форму существительного, прилагательного, глагола.

Например, проголодаешься (глагол, 2-е л. ед.ч.).

Задание для 2-го уровня. Поставьте, где нужно, мягкий знак. Выполнив задание, укажите количество слов, где необходим ь. В скобках напишите часть речи этого слова.

Например, зелень пастбищ (сущ.).

Задание для 3-го уровня. Поставьте, где нужно, мягкий знак. Выполнив задание, укажите количество слов, где необходим ь.

Вариант 1

  1. зелень пастбищ_;
  2. нужно береч_;
  3. установившаяся тиш_;
  4. взять реванш_;
  5. воздух свеж_;
  6. радость встреч_;
  7. проголодаеш_ся;
  8. открыть настеж_;
  9. голос чарующ_;
  10. быстро учиш_;
  11. интересный репортаж_;
  12. отреж_ кусочек;

Слов с  ь _______?

Вариант 2

  1. отвлеч_  внимание;
  2. множество неудач_;
  3. военная мощ_;
  4. удачный розыгрыш_;
  5. кактус колюч_;
  6. зарево пожарищ_;
  7. сумел увлеч_ся;
  8. быстро унистож_;
  9. среднерусский пейзаж;
  10. мчаться вскач_;
  11. ужасно тощ_;
  12. ничего не помниш_.

Слов с ь______?

  1. Работа с текстом по картине

Учитель. Перед вами репродукция картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Давайте познакомимся с текстом. (На экране высвечивается репродукция картины. Текст на столах учеников.)

Задания для работы с текстом

- Прочитайте текст.

- Определите стиль текста.

- Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

- Напишите мини-сочинение на заданную тему.

В конце января выдается удивительный день. Не пряч_тесь от зимы выйдите на улицу. Послушайте как скрипуч_   снег проверьте скорость лыж_.  Из-за туч_  неожиданно проглянул настойчивый солнечный луч_. Ему невтерпеж_    растопить слежавшийся снег на скатах крыш_   и увидеть как бьется из-под земли ключ. Ведь весна уже не мираж_   а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_   окна соседних дач_.   Именно такими мыслями увлекаеш_ся, рассматривая картину Юона «Конец зимы. Полдень».

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

- Давайте подведем итог с помощью сигнальных карточек: глагол, прилагательное, наречие, существительное. На вопрос учителя ученик поднимает карточку с правильным ответом.

- В словах какой части речи после шипящих всегда пишется мягкий знак?

- В словах какой части речи после шипящих никогда  не пишется мягкий знак?

- В словах какой части речи мягкий знак после шипящих  не пишется только в словах-исключениях?

- В словах какой части речи написание мягкого знака после шипящих зависит от рода, числа и падежа?

- К какой части речи относятся слова настежь, навзничь, прочь?

  1. Свободное домашнее задание

  1. Работа с тестами по русскому языку:

- М.Т. Баранова и др., учебник для 7-го класса;

  1. Напишите сочинение-эссе с изученной  орфограммой, используя дополнительную литературу и ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Обучающая презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"...

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Данный урок построен на реализации  принципов технологии деятельностного метода....

Разработка урока по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс

Цель  урока:  познакомить учащихся с  орфограммой "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"...