Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Меркушева Надежда Николаевна

Данный урок построен на реализации  принципов технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tehnologicheskoy_karty_uroka.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проект технологической карты урока

Предмет: Русский язык

Класс: 7

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце  наречий».

Тип урока:  ОНЗ ( открытие нового знания).

Учитель: Меркушева Н.Н.

Базовый учебник: Русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. /М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,Л.А.Тростенцова /- Москва.: «Просвещение»,2011г.

Урок построен на реализации принципов технологии  деятельностного  метода.

Демонстрационный материал:

•презентация  Power Point.

Раздаточный материал:

• карточки с тестовым заданием на изученную орфограмму.

Цель урока:познакомить  обучающихся с  новой орфограммой  «Правописание  мягкого знака  после шипящих на конце наречий».

Задачи урока:отработать алгоритм определения орфограммы,повторить правописание мягкого знака после шипящих в  различных  частях речи,

                          уметь подбирать синонимы к наречиям.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.( 1 -2 мин.)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Включение в деловой ритм. Приветствие, проверка готовности к уроку.

Читает девиз урока: «К учению приступим с особою важностью,

Поделимся с другом открытия радостью».

Задает классу вопросы.

- О каком открытии идет речь?

- Как вы будете открывать новое знание?

- Почему в девизе говорится о радости открытия?

Подготовка класса к работе. Приветствие учителя.

Записывают число.Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний.

 ( 5 мин.)

Цель:

- актуализировать

знания по теме

«Правописание Ь знака после шипящих в разных частях речи»;

- по теме «Наречие»;

- актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

-мотивировать к пробному действию и его самостоятельному обоснованию;

-организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

-организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

- организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков.

- Заполните четвертую  строку, исключив  лишнее.

(Слайд 3)

1 )Доч..,  глуш.., проч..,

2)  Сплош.., береч.., стереч..,

3)  Улыбаеш…ся, держиш.., настеж…

4)  ..,  ..,  …  

- Слова  какой части речи вы исключили?

-Что ,на ваш взгляд, объединяет все эти наречия?

( в конце шипящие звуки).

-Вспомните  известные случаи правописания Ь знака после шипящих в разных частях речи.

-Что мы с вами повторили?

-Зачем?

Дает пробное действие.

Выпишите наречия, которые пишутся с Ь знаком.

- Кто не смог выполнить задание?

-Кто выписал слова, попробуйте обосновать.

Письменно выполняют задание.

Дают ответы на поставленные вопросы.

Выполняют пробное действие.

Коммуникативные: аргументация своего мнения,выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: анализ слов  с целью выделения признаков.

Регулятивные:

выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения.

3. Выявление  места и причины затруднения.

( 1 мин.)

Цель:

- выявить место и причину затруднения.

- Какое задание вы выполняли?

-  В чем ваше затруднение?

 -Почему возникло затруднение?

Отвечают на вопросы. (Не знаем правила написания Ь знака после шипящих на конце наречий).

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: учет разных мнений.

4. Построение проекта - выхода из затруднения.

(2 -3 мин.)

Цель:

- согласовать и зафиксировать

образовательную цель и тему урока;

- построить план и

определить средства достижения цели.

- Какую цель вы бы поставили перед собой  сегодня на уроке?

 -Попробуйте сформулировать тему урока.

 - С помощью чего мы можем выяснить, когда  Ь знак после шипящих на конце наречий пишется, а когда не пишется?

- Правильно, но я вам предлагаю вывести самим правило, поработав по плану.

Слайд 4

План действий.

1.Усановить закономерность.

2.Сделать вывод.

3.Составить эталон.

Формулируют тему и цель урока.

Отвечают на вопрос .(Можно обратиться к учебнику)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5.Реализация построенного проекта.

(10 мин.)

Цель:

Реализовать построенный проект в соответствии  с

планом, зафиксировать написание Ь знака после шипящих на конце наречий на эталоне.

Задание в парах:

Выпишите в тетрадь буквы из слов «Третье лишнее», после которых пишется ь, и после которых не пишется ь (не учитывайте слово настежь).

- Какую закономерность вы заметили?( после ч, ш мягкий знак  пишется, а после ж – нет).

-Какой вывод можно сделать?

Представьте результаты работы в таблице.

ь

ь

После ч,ш

После ж

- С помощью чего можем проверить правильность наших выводов?

- Откройте стр.122, прочитайте правило и ответьте на вопрос: «В полном объеме мы сформулировали правило написания ь знака после шипящих на конце наречий?»

-Дополните таблицу и сравните ее с эталоном.

Слайд 4

Эталон

ь

ь

После ч,ш

После ж

Исключение: настежь

 -Составим алгоритм, какие шаги и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы применить это правило.

Задание в группах: восстановить последовательность шагов, расставив цифры в нужном порядке.

1.Если на ш или ч, то  пишем  ь.

2. Если на ж, то вспомнить, не является ли слово исключением.

3.Определить , на какую шипящую оканчивается наречие.

Одна группа выступает, а остальные сравнивают и, если нужно, то исправляют.

Слайд  5

Правильная последовательность:

1.Определить , на какую шипящую оканчивается наречие.

2.Если на ш или ч, то  пишем  ь.

3. Если на ж, то вспомнить, не является ли слово исключением.

Работают в парах, составляют таблицу, читают правило в учебнике, дополняют свою таблицу.

Составляют алгоритм.

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

(5- 7 мин.)

Цель:

зафиксировать

 во внешней речи

правило написания

Ь знака после

шипящих на конце

наречий.

Предлагает выполнить устно упр.263 учебника.

Читают словосочетания, называют наречие, объясняют пишется Ь знак или нет.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные:

формулирование  и аргументация своего мнения.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

( 5 мин.)

Цель:

- тренировать способность

к самоконтролю и самооценке;

-проверить сформированность

представления о правописании

мягкого знака после

шипящих на конце наречий.

Организует деятельность по применению новых знаний.

I.Найди наречие:

а) среж..., дремуч.., вскач…;

б) помощ..,стереч.., невтерпеж…;

в) мощ.., отреж..,навзнич…

II.В какой строке во всех словах Ь знак после шипящих не пишется.

а) полноч.., невмоч.., могуч…;

б) линюч.., шалаш.., улыбнеш…ся

в) меч.., мимо рощ.., пахуч…

III. Подберите  наречия,  оканчивающиеся на шипящие.

Очень быстро  - (вскачь)

Уйти в сторону  - (прочь)

Открыть до конца – (настежь)

Ударить с размаху – (наотмашь)

Упасть вверх  лицом - (навзничь)

Густо засыпать – (сплошь)

Отсутствие терпения – ( невтерпеж)

Применяя знания, полученные на уроке,  самостоятельно выполняют тест. Взаимопроверка по эталону. Выставляют отметки .

«5»- о ошибок;

«4»-1 -2 ошибки;

«3» -3- 4 ошибки;

«2»- 5 и более ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

8.Включение в систему знаний.( 3-5 мин)

Цель:

- сформировать способность к написанию Ь знака после

шипящих в наречиях и в других

частях речи;

- зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.

Сформулируйте задание к упражнению.

1)Для дорогого гостя и ворота  …(настежь).

2) Что …(посеешь), то и …(пожнешь).

3) Под гору …(вскачь), а на гору хоть …(плачь).

4)День и …(ночь) сутки …(прочь).

5) Матушка …(рожь) кормит всех…(сплошь)

Работают в группах, вставляют в предложения пропущенные слова разных частей речи.

Руководители групп представляют полученные модели предложений.

Коллективно обсуждают допущенные ошибки, корректируют их. Оценивают друг друга.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

9. Рефлексия учебной

деятельности.( 1 -2 мин.)

 (итог урока)

Организует рефлексию.

Д/З  на выбор:

а) составить диктант 15-20 слов «Правописание Ь знака после шипящих в разных частях речи»;

б) выполнить упр.265 стр.123.

вопрос

Ответ(+;-)

1

Комфортно ли вам было на уроке?

2

Поняли ли вы тему урока?

3

Теперь я имею прочные знания по данной теме

4

Требовалась ли вам помощь на уроке:

а) учителя;

б) соседа по парте?

5

Оцените работу на уроке по пятибалльной системе

Оцени себя сам

Оценка товарища

Оценка учителя

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание мягкого знака после шипящих

Урок русского языка для 5 класса в свете системы развивающего обучения по программе Эльконина - Давыдова...

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных".

Я работаю в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века. Мой урок по русскому языку по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных» был проведен в системно-деятельностно...

Технологическая карта урока "Правописание мягкого знака после шипящих"

Мягкий знак после шипящих. Технолгическая карта урока....

Урок Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Уроу объяснения нового материала с использованием современных информационных технологий....

Урок по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"

Урок можно использовать на этапе закрепления в 6 классе с детьми разного уровня подготовленности....